Музыкальный портрет «Крупнейший реформатор оперы — Рихард Вагнер» — к 210-летию композитора и дирижера.

Сегодня великому немецкому композитору и дирижеру исполняется 210 лет. Музыкально-нотный отдел ЦГБ им. Горького представляет вашему вниманию музыкальный портрет композитора. О творческом пути Р. Вагнера рассказала посетителям отдела заведующая сектором читального зала:

В биографии Вагнера имеется немало достижений. Являясь крупным теоретиком искусства, он реформировал оперу и оказал гигантское влияние на немецкую музыкальную культуру. Вильгельм Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 г., в Лейпциге, в небольшой чиновничьей семье. Поступив в школу святого Фомы в 1828 г., он начал свое музыкальное образование. Его первым учителем стал церковный кантор Т. Вайнлиг. В 1831 г. Вагнер стал студентом лейпцигского университета.

Период 1833–1842 годов был самым беспокойным и одновременно плодотворным. Постоянно испытывая острую нужду в деньгах, Вагнер поступил на должность театрального хормейстера в Вюрцбурге.  Он работал хормейстером и дирижером в норвежском, парижском и лондонском театрах. Во время путешествия по Европе, создал увертюру “Фауст”. Также в это время была написана опера “Летучий голландец”.

Заслуженную славу он получил в 1842 г., когда состоялась дрезденская премьера его оперы “Риенци, последний из трибунов”. В 1843 г. он поступил на должность капельмейстера при дворе саксонского монарха.

В 1849 г. принял непосредственное участие в майском восстании. Во время революционных действий познакомился с одним из основоположников анархии, М. А. Бакуниным. Когда восстание потерпело поражение, Вагнер бежал в Швейцарию. Там было создано либретто тетралогии “Кольцо Нибелунга”. Там же, в Цюрихе, была написана опера “Тристан и Изольда”.

О реформе оперы:

Реформа оперы оказала гигантское влияние на музыку как в Европе, так и в России. Вагнер основывался на музыкальном романтизме, одновременно закладывая основание для модернистских течений.

Главным пропагандистом Вагнера в России был его близкий друг, А. Н. Серов. Кроме того, творчество выдающегося немецкого композитора во многом повлияло на Н. А. Римского-Корсакова. “Вагнеровские нотки” четко прослеживаются в творчестве А. Г. Рубинштейна и А. Н. Скрябина. В 1864 г. Вагнер сблизился с баварским монархом, Людвигом II. Монарх оплатил многие долги композитора и оказывал ему всестороннюю поддержку. Перебравшись в Мюнхен, Вагнер создал комическую оперу “Нюрнбергские мейстерзингеры”.

Там же композитор вновь возвращается к самому внушительному труду своей жизни, тетралогии «Кольцо Нибелунга». За год Вагнер значительно усовершенствовал оперу «Зигфрид», завершил последнюю оперу тетралогии «Гибель богов» (раннее название – «Смерть Зигфрида»).
В самом монументальном творении Вагнер сумел воплотить свою идею музыкальной драмы – органического единства слова и музыки. Раньше исполнение арии, ансамбля и хора было строго разграничено. Под рукой Вагнера строгая, формальная структура превратилась в поток монологов и диалогов героев, не имеющих начала и конца. Отсутствие строгих ограничений на исполнение сблизило оперу с жизнью, диалоги героев – с живой разговорной речью. Оркестр теперь не просто сопровождал вокальные партии героев, а представлял собой канву истории, эмоций и переживаний героев, их жизненных перипетий. Вагнер присваивал каждому персонажу, событию или явлению свой особенный лейтмотив. По ходу повествования лейтмотивы становились узнаваемыми, соединялись в единую мелодию, сочетались друг с другом. Этот прием теперь используется повсеместно: и в классической музыке, и в театре, и в кинематографе.

Премьера оперы “Кольцо Нибелунга” состоялась в 1876 г. Спустя 6 лет состоялась громкая премьера мистерии “Парсифаль”.

В 1882 г. состояние здоровья немецкого композитора резко ухудшилось. Музыкант ушел из жизни в 1883 г., от сердечного приступа. Рихард Вагнер был похоронен в Байройте.

Интересные факты:

Изучая краткую биографию Рихарда Вагнера, следует знать, что он сочувствовал идеям антисемитизма. Немногим позже в нацистской Германии был создан практически культ личности композитора.

Работая над своими операми, Вагнер одевался в костюмы, которые соответствовали интересующей его эпохе. По его словам, так он лучше “чувствовал время”.

По его собственному признанию, он рассматривал музыку как доступный метод выражения своих философских идей. Вагнер сочувствовал многим идеям Шопенгауэра, что нашло отражение в его своеобразном творчестве.

Рихард Вагнер дважды вступал в официальный брак. Имел много внебрачных связей. Громкий, скандальный роман с Козимой фон Бюлов, которая была внебрачной дочерью композитора Ф. Листа, потряс европейское общество. Она и стала второй супругой Вагнера.

Далее, посетители знакомились с выставкой изданий из фонда музыкально-нотного отдела, посвященной юбилею композитора:

Библиографические издания и исследовательские статьи:

Вагнер, Рихард (1813-1883).Моя жизнь : [автобиография] / Рихард Вагнер ; [перевод с немецкого Г. А. Ефрона и др.]. — Санкт-Петербург ; Москва : Terra Fantastica : Эксмо, 2003. — 860, [1] с., [16] л. ил., портр., факс. ; 22 см. 

Галь, Ганс. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера — три мира : перевод с немецкого / [вступ. ст. И.Ф. Бэлзы ; коммент. И.С. Рожновской]. — Москва : Радуга, 1986. — 477, [2] с. : портр., нот. ил. ; 23 см.

Гозенпуд, Абрам Акимович. Рихард Вагнер и русская   культура.   Исследование / А. Гозенпуд ; Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова. — Ленинград : Советский композитор : Ленинградское отделение, 1990. — 287, [1] с., [1] л. портр. ; 22 см.

Грей, Говард. Вагнер : перевод с английского / Говард Грей. — Челябинск : Урал LTD, 2000. — 174 с. : ил., портр. ; 26 см.

И.С. Бах. Моцарт… Вагнер. /биографическая библиотека Ф. Павленкова.-(ЖЗЛ:биографические повествования).-С.-Петербург;Челябинск: Урал, 1995.-461с.:ил.; 22см.

Курт, Эрнст. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера / Э. Курт ; [общая редакция, вступительная статья и комментарии М. Этингера ; перевод с немецкого: Г. Балтер]. — Москва : Музыка, 1975. — 550, [1] с. : нот. ил. ; 22 см.

Левик, Борис Вениаминович.Рихард Вагнер / Б. Левик. — Москва :Музыка, 1978. — 446, [1] с.,1 л. портр. : ил.,нот.ил. ; 20 см. -(Классики мировой музыкальной культуры).

Вокальные произведения и сочинения для фортепиано:

Вагнер, Рихард (1813-1883).Избранные арии из опер : для тенора в сопровождении фортепиано / Р. Вагнер ; перевод В. Коломийцева. — Москва : Музыка, 1968. — 49, [1] с. ; 29 см.

Вагнер, Рихард (1813-1883).  Марш [Ноты] : [(прибытие гостей)] :из оперы «Тангейзер» / Р. Вагнер  обработка для фортепиано Ф. Листа (2-я ред., 1874). — Москва : Музыка, 1982. — 23 с., включ. обл. ; 29 см.

Вагнер, Рихард (1813-1883). Сочинения [Ноты] = Kompositionen :для фортепиано / Р. Вагнер ; составление и редакция К. Сорокина.  Москва : Музыка, 1983. — 103, [1] с. ;29 см.

Вагнер, Рихард (1813-1883). Тристан и Изольда [Ноты]. Вступление и Смерть Изольды = Tristan und Isolde / Вагнер. — Санкт-Петербург : НОТА-МИ, 2002. — 54 с. ; 21 см.

Немецкие оперные арии = German opera arias : в сопровождении фортепиано /[редактор-составитель И. Шарапова]. — Санкт-Петербург : НОТА, 2003-. — 29 см.

Оперные клавиры:

Wagner, Richard (1813-1883).Walkure [Ноты] : [Der Ring des

Nibelungen : Oper in drei Aufzugen :WWV 86B] / Richard Wagner ;Klavierauszug mit text von Felix Mottl. — Frankfurt etc. : C.F. Peters, [20-?].- 332 с. : факс. ; 28 см. Пер. загл.: Валькирия : опера в 3 действиях. — Опера 1-го дня в 3 д. из тетралогии «Кольцо нибелунга».

Вагнер Рихард. Золото Рейна (ноты): музыкальная драма в одном действии: переложение для пения с фортепиано К. Клиндворта. — русск. текст Коломийцева В. ( «Золотом Рейна» начинается тетралогия «Кольцо нибелунга»)- Москва, Музыка. 1970. 284с. 27 см.

Wagner  Richard (1813-1883).  Mastersingers (ноты): (the mastersingers of Nuremberg:musical dramas; dedicated  in profoundest homage to his Majesti king Ludwig II. Of Bavaria; complete piano score bi Otto Singer; English translation bi Ernest Newman introduction, contents and motives bi carl waack).- Leipzig.: Breitkopf&Hartel, 283c.: 28см.  

Список сочинений Р. Вагнера: 13 опер (авторские либретто); 12 симфонических произведений; 11 арий и романсов; 5 песен; 7 фортепианных произведений; 10 литературных произведений.

https://obrazovaka.ru/alpha/w/vagner-vilgelm-rixard-wagner-wilhelm-richard

https://www.auditorium.life/post/?p=81

Материал подготовила Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала музыкально-нотного отдела.