Музыкальный час «Имитатор-синтезатор» — к Международному Дню синтезатора.

23 мая выбран Международным музыкальным сообществом Днем синтезатора. Этот модный современный клавишный музыкальный инструмент завоёвывает сердца и умы юных музыкантов, музыкантов-любителей, а также и высокопрофессиональных исполнителей технологичной музыки. Возможности современного электронного инструмента очень обширны.

20 мая в музыкально-нотном отделе состоялся концерт с учащимися ДШИ №7 им.Г.М.Балаева, посвящённый Дню синтезатора. Именно в этой школе к обучению игре на синтезаторе находят творческий подход известные в г.Ростове-на-Дону педагоги-музыканты. Сегодня в зале МНО звучали произведения в исполнении учащихся преподавателя Александрович Людмилы Владимировны, класс синтезатора, других педагогов ДШИ им.Г.М.Балаева.

Синтезатор — электронный музыкальный инструмент. Многие синтезаторы совмещены в одном корпусе с клавиатурой, являясь таким образом клавишным музыкальным инструментом. Синтезатор используется для воспроизведения реальных музыкальных инструментов, человеческого голоса, а также элементарных звуковых волн (синусоидальная, треугольная, или квадратная), генерированных аналоговыми синтезаторами.

Заведующая музыкально-нотным отделом Черногрицкая Е.Ю. рассказала историю развития синтезатора как музыкального инструмента, проиллюстрировав презентацией, музыкальными видеофрагментами звучания разных инструментов в истории их развития — терменвокс, синтезатор АНС (Александр Николаевич Скрябин), показала фото огромного телармониума и минимуга.

Первый уже исключительно музыкальный электрический синтезатор создал в 1897 году американский изобретатель Тадеуш Кэхилл из Айовы. Инструмент, имитировавший обычный церковный орга́н, подключался к 145 динамо-машинам и весил около двухсот тонн. Инструмент задумывался как приложение к телефонным станциям, дававшее абонентам возможность слушать органную музыку по телефону и поэтому получил название «Телармониум» (телефон+филармония).

Однако оказалось, что телармониум генерирует серьёзные помехи в телефонной сети, а желающих слушать Баха по телефону не так уж и много. Было изготовлено всего три экземпляра, самый простой из которых весил всё же 7 тонн. Вынужденная громоздкость электрических музыкальных синтезаторов и, как следствие, их астрономическая цена оставались серьёзными препятствиями к их развитию вплоть до эпохи транзисторов.

Первый музыкальный синтезатор, «получивший заслуженное признание и практическое применение во всём мире», изобрёл в 1920 году двадцатичетырёхлетний русский физик Лев Терме́н. Изобретение в его честь назвали «Терменвокс» (лат. «Голос Термена»). Инструмент представлял собой уже довольно простую и вполне мобильную конструкцию; звук управлялся движением рук в зоне чувствительности специальных антенн. Это единственный музыкальный инструмент, на котором играют, даже не касаясь его. Интуитивно понятно, как на нем играть. Термен лично показывал инструмент Владимиру Ленину и в 1930-е годы ездил по СССР с терменвоксом, неся свет знаний, связанных с электричеством.

В США, куда затем Термена решили отправить в качестве визитной карточки достижений инженерной и научной мысли СССР, Термена и его детище ждал большой успех. Он настолько впечатлил американцев, что даже остался на несколько лет в Америке и с разрешения Советского государства основал там свою компанию. Технически вполне успешный, терменвокс оказался довольно сложным в управлении, требующим выдающихся слуховых данных и немалой сноровки. Помимо этого звук выходил весьма специфичным, своеобразным, — хотя именно за этот звук инструмент ценился и продолжает цениться музыкантами.

После войны эпохальные открытия в области радиоэлектронных технологий позволили постепенно решить проблему габаритов и цены музыкальных синтезаторов. Если очередной революционный синтезатор «Mark I», выпущенный в 1955 году, стоил $175 000, то в следующем поколении этих инструментов, отцом которого в 1964 году стал американский бакалавр в области электротехники Роберт Муг, хороший синтезатор стоил уже $7000, а в 1970 появился и его революционный синтезатор «Minimoog»  всего за $1500.

В каком-то смысле «Minimoog» предопределил моду на электронные клавишные в начале 1980-х. 23 мая выбран днем синтезатора не случайно — именно в этот день, 89 лет назад родился Боб Муг, легендарный инженер и один из первых идеологов синтезаторного звучания.

В 1964-м он продемонстрировал публике свою версию модульного синтезатора. В этот день весь мир будет отмечать рождение инструмента, примирит и объединит дыхание нового времени и почтенную старину, подтолкнёт музыкальное развитие к следующему этапу роста и внесёт новизну и разнообразие в мир музыки.

В конце 50-х годов в СССР появился уникальный «оптический синтезатор»  Евгения Мурзина АНС, названный в честь Александра Николаевича Скрябина. Об этом инструменте рассказали в презентации сотрудники МНО. В 1960-е и 1970-е годы АНС использовался для записи саундтреков к художественным и документальных фильмам на модную тогда «космическую» тематику. Создавал саундтреки к фильмам, главным образом, Эдуард Артемьев (например, к фильму «Солярис» Андрея Тарковского).Единственный в мире инструмент Мурзина до 2008 г. хранился на филологическом факультете МГУ и в Термен-Центре при Московской Консерватории, а затем был передан в ГЦММК имени Глинки в Москве.

Презентацию «История синтезатора» представила заведующая МНО Черногрицкая Е.Ю., в которой и рассказала участникам встречи о предшественниках современного синтезатора. Названы имена композиторов и музыкантов, работавших с синтезаторами — Эдуард Артемьев, Алексей Рыбников, Жан Мишель Жарр, Дидье Маруани, группа «Зодиак» , Space и другие. А также заведующая представила выставку нотных изданий для этого инструмента, самоучители игры на синтезаторе, предложила наиболее интересные издания, периодические издания, рассказала об особенностях нот для синтезатора.

Людмила Владимировна Александрович, преподаватель ДШИ по классу синтезатора, ведущая концерта, продолжила программу рассказом о самом инструменте и его различных тембрах звучания. А чтобы мы понимали , как звучат инструменты на синтезатор и в «живую», юные музыканты подготовили концертную программу. Концертная программа состояла из музыкальных номеров учащихся ДШИ. Произведения на синтезаторе исполнили Лебедев Владислав, Калинина Мария, Азаренкова Радмила, Джинибалаян Мария, Демидов Сергей — класс преподавателя Александрович Л.В.

Пример звучания «живых» инструментов исполнили на балалайке Геращенко Тимофей,класс преподавателя Катаева Н.А., концертмейстер Ковтун Е.Б., на гитаре -Ермолов Роман, класс преподавателя Задериной Э.Г., на фортепиано- Солоницкая Анна, класс преподавателя Горбовой Н.И., на блок-флейте -Попов Ростислав, на саксофоне — Пономарёва Дарина, класс преподавателя Ткаченко М.В.

В заключении концерта трио преподавателей Ховякова Г.Ю., Задерина Э.Г., Степанова С.М. исполнили произведение ростовсого композитора Смирновой Натальи «Танго».

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО ЦГБ им.М.Горького Черногрицкая Е.Ю.