Бенефис «Выдающийся композитор и мастер блестящих розыгрышей» — к 110-летию композитора Никиты Владимировича Богословского.

Никита Владимирович Богословский (1913-2004) ‒ советский и российский композитор, дирижер, пианист. Творчество Никиты Богословского очень многогранно. Композитор писал сочинения разных жанров (симфоническая музыка, пьесы, сюиты, балеты, музыкальные комедии, драмы, оперетты и другие). Однако основное место в его наследии заняли песни, большинство из которых стали народными. Это были и лирические, и шуточные, и мужественные произведения. Благодаря им композитор вел задушевные беседы со слушателями. В его песенном творчестве, по мнению музыковедов, раскрылись лучшие стороны его дарования: искренность и лирическая теплота, широкий размах и юмор. Творения Никиты Богословского распевала вся большая Советская страна. Песни прославленного композитора звучали в кинофильмах, их исполняли лучшие голоса эпохи. Музыкант прожил долгую плодотворную жизнь, став народным артистом России и войдя в память современников не только как автор 400 песен, но и как непревзойденный балагур и острослов.

Будущий композитор успел застать еще царскую Россию. Он родился 22 мая 1913 года в Санкт-Петербурге в семье помещицы и надворного советника. Любовью к музыке Богословский заразился, услышав Фредерика Шопена в исполнении матери. До этого он занимался с ленью и неохотой, садясь за рояль только с повеления родителей. Теперь же мальчик стал не только играть, но и писать музыку. Первое сочинение он представил домашним еще в 8-летнем возрасте. В 1920 году Никита стал посещать единую трудовую школу в Ленинграде и параллельно занимался музыкой, беря по выходным уроки у композитора Александра Глазунова. По признанию Богословского, та учеба дала ему больше, чем консерваторское образование. Еще будучи учеником, юный музыкант написал вальс «Дита» и посвятил его 6-летней дочке Леонида Утёсова по имени Эдит.

В молодости Никите не пришлось мучиться в поисках выбора призвания. Он был уверен, что станет профессиональным композитором. Недаром его первую оперетту Ленинградский театр музкомедии поставил, когда автору исполнилось только 15 лет. Забавно, но композитора на премьеру не допустили: он оказался слишком молод. В 1934-м Богословский окончил композиторский класс консерватории в Ленинграде. В студенческие годы он писал музыку для театра, заводил знакомства в среде режиссеров, драматургов, деятелей эстрады и кино. С юношеских лет Никита дружил с Дмитрием Шостаковичем, приятельствовал с Арамом Хачатуряном.

Известность к композитору пришла благодаря кино. Он стал автором музыки к двумстам фильмам и спектаклям, включая документальные и мультипликационные ленты. О Богословском заговорили уже в 1937 году после выхода картины «Остров сокровищ», автором музыки к которой он стал. С тех пор его музыкальная кинобиография приросла фильмами «Всадник без головы», «Большая жизнь», «Два бойца» и десятками других.

Со временем Никита Владимирович решил перебраться в Москву, где к нему пришла слава композитора-песенника. Военные годы он проводил в эвакуации в Ташкенте, где продолжал создавать образцы советской песенной классики. «Темная ночь» на слова Владимира Агатова, «Любимый город», «Шаланды, полные кефали», «Три года ты мне снилась» — эти песни военных лет, наполненная лирической силой, так сильно брали за душу, щемили сердце, что многие зрители не могли сдержать слез, слушая их в проникновенном исполнении Марка Бернеса, Леонида Утёсова, Ивана Козловского, Петра Лещенко. Они звучала и в землянках, и на концертных площадках.

За несколько месяцев до окончания войны, когда советский народ уже жил предчувствием близкой победы, Никита Богословский решил сочинить песню об ожидании солдат скорой встречи с родным домом и любимыми людьми. Для этого он решил обратиться к поэту-фронтовику Владимиру Дыховичному, с которым много сотрудничал в военные годы. В результате их совместного творчества появился «Солдатский вальс». «Солдатский вальс» неоднократно звучал в действующей армии и быстро вошел в быт и жизнь советских воинов, так как ярко выразил уверенность в разгроме врага и скорой встрече с любимой. После войны армейская тема продолжила оставаться одной из основных в творчестве Никиты Богословского. В своих произведениях он отражал мужество и стойкость советского воина. Такой была «Песня о молодом солдате» на стихи поэта Николая Доризо, отличающаяся простотой и внутренне сдержанной силой. Знакомство с фронтовой жизнью помогло композитору при создании симфонической повести «Василий Теркин» (1950-1963). Последним военным произведением мастера стала песня «Тюльпаны мая», написанная им к 50-летию Победы. Исполнялась она в московском Колонном зале.

После войны композитор активно сочинял музыку, занимался литературным творчеством. Им было написано 9 книг («Божества и убожества», «Музей муз», «Тысяча мелочей», «Очевидное, но вероятное», «Интересное кино» и другие), множество юмористических и сатирических произведений, которые публиковались в разных периодических изданиях. Никита Богословский занимался созданием теле- и радиопередач, а также устраивал розыгрыши, которые стали отдельным жанром его творчества.

Помимо сочинения музыки Богословский занимался написанием книг, созданием теле- и радиопередач, а также устраивал розыгрыши, которые стали отдельным жанром его творчества. Никита Владимирович славился необыкновенным жизнелюбием, остроумием и умением подбить друзей на жаркий спор. Например, однажды он устроил пари по поводу картины из собственной коллекции. Композитор уверял, что полотно принадлежит Левитану, а его приятели отказывались верить, что подобная мазня вышла из-под кисти великого художника-передвижника. В итоге Богословский получал выигрыш, поскольку автором незамысловатого пейзажа был Юрий Левитан — диктор всесоюзного радио.

Богословский предпочитал разыгрывать только друзей, имеющих чувство юмора. В противном случае он считал розыгрыши хулиганством или местью. Друзья и знакомые привыкли к оптимизму и бодрому духу Богословского, который любил сыпать озорными стихами и афоризмами. Случалось, озорство композитора и не доходило до адресата. Однажды он решил «развести» своего приятеля Марка Бернеса и позвонил в номер люкс гостиницы в Киеве, где тот проживал. Женским голосом Никита Владимирович произнес пламенную страстную речь, а оказалось, что вместо певца по этому адресу заселили министра внутренних дел Ивана Серова.

Со временем Никита Владимирович Богословский вошел во все значимые творческие содружества СССР: союзы композиторов, кинематографистов, журналистов и театральных деятелей. Его песни до сих пор востребованы душой и сердцем у российского народа.

В музыкально-нотном отделе любители творчества Никиты Богословского могут ознакомиться с нотными изданиями, где представлены все знаменитые песни композитора.

В мероприятии использованы материалы из Интернета : https://dshi-tatishevo.srt.muzkult.ru/bogoslovskiy; https://24smi.org/celebrity/165113-nikita-bogoslovskii.html