Музыкальные посиделки «Фольклорные мотивы в творчестве композиторов» .

«Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека». (Д.Б. Кабалевский.)

Фольклор, как общее понятие — это художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. Термин впервые был введён в научный обиход в 1846 году английским учёным Вильямом Томсом. Музыкальный фольклор — это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведение живёт в устной традиции, передаётся от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется. Русская народная музыка (русский музыкальный фольклор) — это традиционная музыка русского народа. Она является частью народной культуры. Русская народная музыка является основой, на которой произросла вся русская профессиональная музыка.

Различных музыкальных жанров у разных народов мира чрезвычайно много, поэтому в самом общем смысле их можно разделить на вокальные (те, что поются — главным образом, песни), инструментальные(которые играются — в основном наигрыши) и вокально-инструментальные (понятно, что здесь сразу и поют, и играют). Ещё многие музыкальные жанры можно распределить по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (если рассказывается какая-нибудь история), лирика (если основной упор полагается на чувства) и драма (если исполняется какое-либо действие). Основной жанр русского песенного фольклорапесня.

Классики русской музыки любили народный фольклор, широко использовали его. Именно поэтому, часто, в мелодиях рождённых фантазией композитора, мы слышим отголоски народной музыки. Для профессиональных композиторов народная музыка была всегда источником творческого вдохновения. Фольклорные жанры обильно цитируются в академической музыке всех времён и народов, стилизация народных песен, наигрышей, танцев — излюбленный художественный приём композиторов-классиков. Русские композиторы огранили алмаз фольклорных жанров в бриллиант, бережно прикоснувшись к музыке разных народов, расслышав богатство её интонаций и ритмов, воплотив её живой облик в своих произведениях.

История русской классической музыки начинается с творчества М.И. Глинки, который вошёл в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке. По «фольклорному» пути, проложенному им, устремились и другие выдающиеся русские композиторы. Некоторые из них создавали блестящие обработки народных песен, другие же — украшали фольклорными напевами свои сочинения.

Наследниками традиций М.И. Глинки считали себя композиторы «Могучей кучки» ( «Новой русской музыкальной школы»). Свою цель они видели в воплощение русской национальной идеи в музыке. Поиски национальных корней и тяга к родной культуре обратили деятелей искусства к народным темам. Основополагающими принципами для композиторов- «кучкистов» были народность и национальность. Тематика их творчества связана преимущественно с образами народной жизни, исторического прошлого России, народного эпоса и сказки, древними языческими верованиями и обрядами.

Одним из важнейших источников творчества служила для композиторов «Могучей кучки» народная песня. Их внимание привлекала главным образом старинная традиционная крестьянская песня, в которой они усматривали выражение коренных основ национального музыкального мышления. Характерные для «кучкистов» принципы обработки народных песенных мелодий нашли отражение в сборнике Балакирева «40 русских народных песен» (составлен Балакиревым на основе собственных записей, сделанных во время поездки по Волге с поэтом Н. В. Щербиной в 1860).

Много внимания уделял собиранию и обработке народных песен Римский-Корсаков. Трудно назвать русскую оперу или симфоническое произведение, где бы ни прослушивался русский народный мелос. Н.А. Римский-Корсаков сотворил для оперы «Царская невеста» проникновенную лирическую песню в народном стиле, в ней сизливается горе девушки, выдаваемой замуж за нелюбимого. Песня Любаши содержит характерные черты русского лирического песенного фольклора: звучит без инструментального сопровождения, то есть a capella (редчайший пример в опере), широкая, протяжная мелодия песни оснащена богатейшими распевами.

Поначалу была сделана попытка приписать и начинающего композитора Петра Ильича Чайковского к «новой русской школе»: все они были одинаково молоды, все интересовались русским фольклором и писали программную музыку. Однако, никому из «пятерки» так и не удалось создать образцовый национальный музыкальный стиль и искусство, близкое народу, что, в общем-то, впоследствии с блеском удалось Чайковскому, взявшему курс на европейский стиль. Чайковский, родившийся и проведший детские годы в Воткинске, был большим знатоком национального русского фольклора. Он не просто разбирался в нем, умел вводить в свои музыкальные произведения и виртуозно адаптировать, но и создавал прекрасные стилизации на фольклорные темы.

Отечественные композиторы в своём творчестве постоянно обращались к такому жанру русского литературного фольклора, как сказки, легенды, предания. «У лукоморья дуб зелёный златая цепь на дубе том. И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом; идёт на право — песнь заводит, налево — сказку говорит…» Так подчеркнул А.С Пушкин близость песни (музыки) к сказке (литературе), их нерасторжимую связь.Одним из таких композиторов, который очень тонко чувствовал эту связь, является А.К. Лядов. Народное сказание настолько интересовало Лядова, что портрет Кикиморы взял за основу в симфонической миниатюры. Ещё один колоритный персонаж – кот Баюн, который качает в колыбельке Кикимору. Здесь Лядов использовал жанр — колыбельная песня. В творчестве Лядова есть ещё одна симфоническая миниатюра, рисующая один из самых распространенных образов русского сказочного фольклора – Бабу-ягу. Музыка удивительно яркая, красочная, открывается свистящим унисоном деревянных духовых и струнных инструментов.

Сергея Рахманинова, бесспорно, можно считать прямым «наследником» русских композиторов XIX века, в первую очередь, Петра Чайковского. Примеров обращения к конкретным фольклорным источникам в творчестве Рахманинова известно не так уж много. В основном это обработки народных мелодий. Первое обращение Рахманинова к фольклору относится к 1891 году, когда появилась его гармонизация бурлацкой песни «Во всю-то ночку темную» для пения с фортепиано. Более чем через двадцать пять лет состоялось еще одно обращение композитора к народным мелодиям в авторском сочинении в «Трех русских песнях» для оркестра и хора, в котором он использовал следующие песни: «Через речку, речку быстру», «Ах, ты, Ванька» и «Белилицы, румяницы вы мои». С лёгкой руки М.И. Глинки, русские композиторы увлеклись, по-мимо русского фольклора, ориентальным(восточным) фольклором. В романсе Рахманинова «Не пой, красавица при мне» вокальная мелодия и аккомпанемент демонстрируют виртуозные хроматические интонации, характерные для музыки Востока.

Творчество Сергея Прокофьева в меньшей степени связано с народной музыкой, хотя у него тоже имеются фольклорные цитаты. Например, в финале выдающегося произведения Симфонии — концерте для виолончели с оркестром ми минор проводится мелодия украинской народной песни «Бывайте здоровы, живите богато». Известны также прокофьевские «Увертюра на еврейские темы» для кларнета, двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано, написанная по заказу еврейских музыкантов, «Русская увертюра» для оркестра, Струнный квартет № 2 фа мажор, написанный на кабардинские темы, а в балете «Сказ о Каменном цветке» композитор использовал песни народов Урала.

Дмитрий Шостакович в своем творчестве обращался как к русскому, так и к еврейскому фольклору. Русская народная песенность стала привлекать внимание композитора, в основном, в зрелый и поздний периоды творчества. Многие его песни, безусловно, связаны с русским песенным фольклором. Исследователи отмечают, что в I части Тринадцатой симфонии («Бабий Яр») имеется сильно трансформированная цитата русской песни «Ах, вы сени, мои сени» — но в весьма своеобразном контексте: она трактуется здесь как тема «разгула злых сил».

В музыкальных посиделках, проводимых нашим музыкально-нотным отделом, принимает участие Детская школа искусств №2 им.А.П.Артамонова. Выше мы упоминали, что помимо русского фольклора, существует фольклор народов мира. Город Ростов-на-Дону славится своей многонациональностью. И мы, в преддверии Дня народного единства (4 ноября), представляем Вам выступление преподавателя Татевик Геворгян с армянской народной песней «Крунк» в обработке Комитаса.

Предлагаем вашему вниманию Танец горцев. Обработка дагестанских танцев. Исполняет преподаватель ДШИ им. А.П.Артамонова Нина Голова (фортепиано), Артемий Голов (виолончель).

https://yadi.sk/d/ui9rGTqilRM68Q Танец горцев
Оркестр русских народных инструментов МБУ ДО «ДШИ им. А. П. Артамонова (№2)»
Учащиеся ДШИ №»2 им. А.П.Артамонова

В музыкально-нотном отделе Центральной городской библиотеки им.М.Горького вы можете прочитать книги по музыкальному фольклору , народному творчеству.А также познакомиться с постоянно действующей выставкой в 2020году «Диво дивное — песня русская».

  1. Жирмунский В.М. Фольклор Запада и Востока: Сравнительно-исторические очерки/ В.М. Жирмунский. – М.: ОГИ, 2004. – 464с.

Академик В.М. Жирмунский (1881-1971) – один из наиболее ярких представителей отечественной гуманитарной науки первой половины – середины ХХ века. Настоящее издание представляет собой свод основных трудов Жирмунского по вопросам общей фольклористики и сравнительно-исторического изучения фольклора, в том числе фундаментальные статьи, посвящённые вопросу о странствующих сюжетах, литературным отношениям Востока и Запада, эпическому творчеству славянских народов.

2. Мельникова Л. И. Детский музыкальный фольклор в  дошкольных образовательных учреждениях (на примере земледельческих праздников): Пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей / Л.И. Мельникова, А.Н. Замина. — Москва: [Гном-Пресс], 2000.  — 88 с.

Настоящий сборник музыкального фольклора результат опытной работы с детьми старшего дошкольного возраста. Представленные примерные конспекты занятий-празднований помогут преподавателям разработать развивающие, познавательные и просто интересные занятия, организовать работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста и младших школьников с музыкальным фольклором. Пособие рекомендуется для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей.

3. Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор. Ч. I-II. – М.: Композитор, 1999. Ч.I. — 552с, ил.

Настоящий сборник является первым изданием, охватывающим все известные жанры детского музыкального фольклора, — более тысячи песен, сказок с напевами, игр, образцов инструментальной музыки. В I часть сборника включены: колыбельные песни, пестушки и потешки, прибаутки, сказки, календарные песни, пестушки и потешки, прибаутки, сказки, календарные песни; во II – заклички, приговорки, дразнилки, считалки, игры, инструментальная музыка. Каждый раздел предваряет небольшая вступительная статья, характеризующая данный жанр детского музыкального творчества. Издание снабжено подробными комментариями, списком источников и библиографической литературы по детскому фольклору.

4. Камаев, Арсен Фаритович. Народное музыкальное творчество: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Музыкальное образование» / А.Ф. Камаев, Т.Ю. Камаева. — 2-е изд., испр. — Москва: Академия, 2008 . — 303, [1] с.: ил.

Учебное пособие отражает комплексное представление о традиционной музыкальной культуре восточных славян и включает сведения из различных областей современной гуманитарной науки: музыкальной фольклористики, филологии, этнографии. Пособие содержит множество нотных примеров, снабжено справочным аппаратом, иллюстрировано. Для студентов педагогических учебных заведений. Может быть преподавателям музыкальных училищ и колледжей, а также учителям школ.

5. Костюхин, Евгений Алексеевич. Лекции по русскому фольклору: [учебное пособие по специальности «Филология»] / Е. А. Костюхин. — Издание 3-е, стереотипное. – Санкт- Петербург [и др.]: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2017. — 333 с.: ил.

Пособие даёт целостное представление о русском фольклоре его истории, жанровой типологии, включая современные формы бытования. В пособии представлен подробный анализ некоторых обрядов, сказок, былин, заговоров, пословиц и поговорок, а также современных фольклорных жанров. Предназначено студентам, изучающим славянскую народную культуру, а также всем, кто интересуется русским фольклором.

6. Рудиченко, Татьяна Семеновна. Донская казачья песня в историческом развитии / Т.С. Рудиченко; Рост. гос. консерватория (акад.) им. С.В. Рахманинова. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. консерватории, 2004. — 511с.: нот.

Монография является первым обобщающим исследованиям о музыкальном фольклоре донских казаков, в котором рассматриваются проблемы становления и развития воинской песенной традиции. Монография адресована учёным, преподавателям, студентам и всем интересующимся историей и культурой казачества.

7. Щуров, Вячеслав Михайлович (1937-). Жанры русского музыкального фольклора: учебное пособие для музыкальных вузов и училищ: в 2 ч. Ч. 1: История, бытование, музыкально-поэтические особенности / В.М. Щуров; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. — Москва: Музыка, 2007. – 400с., нот.

Автор пособия известный музыковед-фольклорист, собиратель и исполнитель народных песен, опубликовавший целый ряд фольклорных сборников, книг и статей, педагог – освещает в первой части издания историю возникновения и развития жанров русского народного музыкального творчества, условия бытования, исполнения песен и инструментальной музыки в русских сёлах и городах, поэтические и музыкальные особенности каждого жанра.

8. Щуров, Вячеслав Михайлович (1937-). Жанры русского музыкального фольклора: учебное пособие для музыкальных вузов и училищ: в 2 ч. Ч. 2: Народные песни и инструментальная музыка в образцах / В.М. Щуров; Моск. гос. Консерватория им. П.И. Чайковского. – Москва: Музыка, 2007. — 23 см. — 2007. – 656с., нот.

Значительная часть, представленная во второй части издания фольклорного материала, записанного автором и другими собирателями, публикуется впервые. Народные песни и инструментальная музыка, помещённые во второй части, являются нотными примерами к первой и составляет с ней единое целое. Книга представляет интерес для студентов музыкальных училищ и вузов, а также для музыкантов-исполнителей, композиторов, любителей и ценителей народного музыкального искусства.

Материал подготовили зав. сектором абонемента Беспалова Л.Г. и зав, МНО Черногрицкая Е.Ю.

Книжное дефиле «Современные технические музыкальные возможности» — к всемирному дню звукового и визуального наследия.

27 октября — Всемирный день звукового и визуального наследия. Он был утверждён Генеральной конференцией в 2005 году в качестве механизма для повышения информированности о необходимости принятия срочных мер для признания важности аудиовизуальных документов как неотъемлемой части национальной идентичности.

Наша коллективная история зачастую фиксируется в фильмах, а также видео-, аудио- или цифровых форматах, и благодаря этим архивам мы можем узнать о нашем прошлом и сохранить его для будущих поколений. Всё чаще такие архивы составляет наше культурное наследие. Современные технические музыкальные возможности играют важную роль в звуковом и визуальном наследии. Музыка, как любое искусство, не стоит на месте. Постоянно видоизменяются музыкальные инструменты, с помощью которых музыканты добиваются уникального звучания своих треков или вносят разнообразие в выступления. Артисты, экспериментируя с формой и звуком, создают музыкальные арт-объекты, и на помощь им приходят новые технологии.

Также возрастает престиж и качество музыкального образования, содержание которого благодаря компьютеру существенно изменилось.

Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно, актуально и объективно. В музыкально-нотном отделе вы можете ознакомиться с книгами и статьями из журналов по данной тематике. Представляем вашему вниманию книги из новых поступлений о современных технических музыкальных возможностях.

1. Андерсен, Андрей Владимирович (1958-). Современные музыкально-компьютерные технологии: учебное пособие для   студентов вузов, обучающихся по  направлению 050600- «Художественное   образование» / А.В. Андерсен, Г.П. Овсянкина, Р.Г. Шитикова. — Санкт- Петербург; Москва; Краснодар: Планета музыки, 2013. — 223с.: ил; 21 см.

Предлагаемое учебное пособие образовательного модуля включает дисциплины профильной подготовки по музыкально-компьютерным технологиям. Освоение модуля содействует формированию у студентов профессиональных компетенций в данной области, готовит к преподаванию этих дисциплин в начальном и среднем звеньях общего и профессионального образования, а также учит применению полученных знаний в своём творчестве. Издание предназначено для преподавателей и студентов высших учебных заведений, а также специалистов в этой области.

2. Сакмаров И.О. Современная музыка. На пути к новой классике/ И.О.Сакмаров. – Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2019. – 136с.

Как вы думаете, чем современная музыка отличается от классической? Что важнее – экономика или культура? Кто такие музыкальные продюсеры? Что общего у диджеев и дирижёров? Представьте, что аудиозапись прошла такой же путь, как кинематограф, который отделится от театра ещё в начале ХХ века. Допустите мысль, что золотой век современного музыкального искусства ещё не наступил – и название книги не покажется вам парадоксальным.

3. Сарычева О.В. Компьютер музыканта: Учебное пособие. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2019. – 52с.: ил.

Пособие адресовано преподавателям музыкальных дисциплин ДШИ и ДМШ, применяющим компьютер в работе. Эта книга для тех педагогов, которые желают изучить новые технологии и компьютерные музыкальные программы и их возможности и воспользоваться ими в своей деятельности. Здесь есть всё то, что понадобится педагогу не только по эстрадному вокалу, синтезатору, гитаре, но и просто любому музыканту и человеку, работающему со звуковыми треками, фонограммами и аранжировками.

4. Стракович Ю.В. Цифролюция. Что случилось с музыкой в ХХI веке. – М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2019. – 368с.

Интернет-революция навсегда изменила законы, по которым живёт музыкальная вселенная. Что это значит – для музыкантов, слушателей, индустрии и самой музыки? Что ждёт нас уже в ближайшем будущем? Действительно ли технологии ведут нас в тупик? Или с их помощью могут сформироваться новая экономика, новая мораль и, в конце концов, новый человек? На эти ключевые для сегодняшнего дня вопросы пытается ответить автор, рассказывая драматичную и захватывающую историю переворота, произошедшего в музыкальном мире в начале ХХI века.

Также, у вас есть прекрасная возможность узнать о новых тенденциях в современной электронной и компьютерной музыке из журналов представленных в музыкально-нотном отделе.

1. Артёмьев Э. Электронная музыка: от прошлого к будущему: По выступлению на III Международном фестивале-конкурсе «МЭММ»// Музыка и электроника. — 2016. — №1.- С.2.

Новые технологии электронной музыки – с их погружениями в природу синтезирования звуков, необычных тембров, ощущений, всего нового – возникли как альтернатива традиционному музыкальному искусству. Сейчас электроника достигла невероятного уровня технологических усовершенствований. Появляется вообще новый вектор сочинительства музыки. Можно мыслить не только мелодией, аккомпанементом и гармонией, но пластами совершенно иного свойства, которые в эти названные параметры не входят. Любая из новейших электронно-музыкальных «машин» — сумасшедшая по своим художественным возможностям.

2. Бадеева О. Преподавание курса «Компьютерная аранжировка» в детской школе искусств: из опыта работы //Музыка и электроника. – 2019. — №1. – С.10-12.

В статье представляются программы, с которых лучше начинать обучения ученика компьютерной аранжировке; программы-конструкторы; программы-секвенсоров. Также рассматриваются проблемы, которые могут возникнуть в процессе обучения компьютерной аранжировке и пути их решения.

3. Будагян Р.Р., Зайцева М.Л. Цифровые технологии в современном музыкальном пространстве //Обсерватория культуры.- 2020. -№4. – С.368-369.

В музыкальной культуре рубежа ХХ-ХХI вв. активно актуализируются процессы её трансформации, которые проявляются в применении музыкантами, режиссёрами, продюсерами, дизайнерами-визуализаторами цифровых и визуальных технологий. В музыкальной культуре рубежа ХХ-ХХI вв. особую актуальность и популярность приобретают виртуальные аниме-персонажи и вокалоид-исполнители, деятельность которых активно связана с применением цифровых технологий.

4. Красильников И. «Обучение должно быть захватывающим как «Властелин колец»: Интервью с Павлом Живайкиным // Музыка и электроника. – 2019. — №4. – С.4-5.

Имя Павла Леонидовича Живайкина широко известно среди музыкантов и педагогов. Его книга «600 звуковых и музыкальных программ» произвела эффект разорвавшейся бомбы. Она раскрыла глаза музыкантов на фантастические возможности компьютерного музыкального творчества и стала своего рода энциклопедией, настольной книгой для всех интересующихся данной сферой деятельности. Не менее востребованным оказался «Словарь-справочник по синтезаторам и музыкальным компьютерным программам П.Л. Живайкина.

Композитор Павел Леонидович Живайкин.

5. Красильников И. Приобщение школьников к художественной мультимедийной деятельности в классе электронных музыкальных инструментов// Музыка и электроника. – 2017. — №4. – С.4-5.

В данной статье композитор Игорь Красильников информирует читателей о современных компьютерных средствах, которые в техническом плане делают доступными для школьников самые разнообразные виды художественно-творческой деятельности, в том числе – создание видеосопровождений к игре на синтезаторе и видеоклипов. Также рассматривается вопрос о создании новой дисциплины в ДМШ и ДШИ – Художественные мультимедиа.

6. Красильников И. Творческие задания в школьной студии компьютерной музыки // Музыка и электроника. – 2019. — №4. – С.6.

Создание музыки с помощью компьютера – менее востребованный среди детей и подростков вид деятельности в сравнении с музицированием на клавишном синтезаторе. И причина вовсе не в том, что он ставит перед пользователем какие-то запредельно сложные задачи и изначально нацелен на профессиональное творчество – современный синтезатор мало чем по объёму функций и качеству звучания уступит инструментарию компьютерной студии. Причина в направленности творческой деятельности. Синтезатор в большей мере предназначен для живой игры и выступлений со сцены, а компьютер – для создания фонограмм. Подробнее вы можете узнать об этом в статье композитора, доктора педагогических наук.

7. Орлова Е. Мультимедийные формы музыкально-теоретического образования// Музыка и электроника. – 2017. — №3. – С.6-7.

В настоящее время в связи со стремительным вхождением в жизнь цифровых технологий происходит их активное внедрение в современное образование. Не обходит стороной этот процесс и образование музыкальное, прежде всего музыкально-теоретическое, традиционно представленное в системе ДМШ литература, слушание музыки. Всё чаще появляется и прежде редкий там предмет Я — Музыкальная информатика. Все эти учебные дисциплины предоставляют широкий простор для проникновения мультимедийных форм обучения, в частности, учебных мультимедиа проектов и пособий, возникающих и распространяющихся благодаря информационно-цифровым компьютерным технологиям.

8. Орлова Е.В. Пианист в цифровой студии звукозаписи: Интервью с Константином Цатуряном// Музыка и электроника. — 2016. — №2. – С. 2-5.

Исполнительское творчество Константина Амаяковича Цатуряна – это уникальное явление в современном музыкальном искусстве, равного которому нет пока ни в отечественной, ни в зарубежной культуре. Его называют «новым Гленом Гульдом» — студийным пианистом уже цифровой эпохи, установившейся с начала ХХI века. Это человек огромного культурного багажа и знаний в самых разнообразных областях духовного наследия, искусства и науки (радиотехники и электроники, акустики и звукорежиссуры, истории фортепианного строительства и исполнительства, эстетики электронного творчества и современных звуковых технологий.) Он стал первопроходцем в инновационном направлении академического музыкального искусства – игре на цифровых фортепиано. Основной его интерес последних двух десятилетий – разработка технологии Цифровой фортепианной студии.

Пианист — Цатурян Константин Амаякович.

9. Пешняк В. Компьютер и музыкальное творчество//Музыка и электроника. -2019. — №1. – С.4-5.

В статье композитора, заслуженного деятеля искусства Владимира Пешняка, поднимаются актуальные для нашего времени вопросы стремления к полной компьютеризации всех областей жизнедеятельности и желания передать всю рутинную работу машине, способной в тысячи раз быстрее и точнее выполнить её. Это касается и музыкального творчества. Однако сам процесс композитора в результате передачи его машинной реализации вызывает шквал новых вопросов и изменение отношения к процессу творчества. Эти вопросы и рассматриваются композитором с профессиональной точке зрения в данной статье.

10. Седельникова О. Электронная музыка Глеба Сидельникова // Музыка и электроника. – 2014.- №4. – С.2-3.

Глеб Серафимович Седельников (1944-2012) известный московский композитор и поэт (его литературное имя Валентин Загрянский) – автор опер «Бедные люди» (по Достоевскому), «Медведь» (по Чехову), «Родина электричества» (по Платонову), создатель оригинальных решений в области кантатно-ораториальной и хоровой музыки, автор множества вокальных и инструментальных сочинений, музыки для детей. Его поэзия отличается новаторским подходом, поражает разнообразием форм и невероятным объёмом. В последние годы электронная музыка занимала особое место в его творчестве. Для человека, полностью потерявшего зрение в детстве, с появлением новых технических средств впервые представилась возможность весь процесс создания музыки взять в свои руки.

Глеб Серафимович Седельников — известный московский композитор и поэт.

«Никто не знает детально, что готовит будущее…Ответственность за изменение лежит на нас. Как поколению новых революционеров, нам досталась судьба творить». (Элвин Тоффлер).

Материал подготовила зав. сектором абонемента МНО — Беспалова Л.Г.

Рандеву с певицей из цикла «Кумиры эпохи»: Лидия Русланова — 120 лет.

      «Когда слушаешь Русланову — радуешься и повторяешь: здесь Русью пахнет!» (В. Боков).

27 октября исполняется 120 лет со дня рождения певицы, заслуженной артистки РСФСР, исполнительницы русских народных песен Лидии Андреевны Руслановой.   Искусство Лидии Руслановой прочно вошло в сокровищницу русской песенной культуры.  Выйдя из самой гущи народа, Лидия Русланова своими песнями воздвигла памятник в человеческих сердцах.  У Руслановой был редкой красоты голос, в котором причудливо переливалась в пении трепетная душа, билось горячее сердце, обращённое каждой нотой своей к людям. Голос Руслановой ни с кем не спутаешь. Он единственный и неповторимый.

Лидия Русланова на протяжении всей своей творческой жизни была любима народом, окружена его восхищением и признательностью. Это была певица стихийного, яркого и самобытного таланта, непревзойдённая исполнительница русских народных песен. В этом жанре она служила образцом, эталоном. И народ любил певицу не только за открытость, щедрость, но и потому главным образом, что она никогда не сфальшивила, не изменила насильно ни одной интонации звучания народной песни – она её по-своему совершенствовала, но никогда не приспосабливала к моде, не лишала её черт подлинной народности. Лидия Русланова говорила: «Хорошо петь — очень трудно. Изведёшься, пока постигнешь душу песни, разгадаешь её загадку…»

     Во всём артистическом облике Лидии Руслановой видна была настоящая русская женщина-крестьянка. Говорившая со зрителем языком песни. Лидия Андреевна выходила на сцену в русском костюме, не стилизованном, а подлинном, оригинальном, точно таком, какой носили в родной деревне. На голове — цветастый полушалок. И, наконец, низкий поклон — знак доброго расположения к пригласившим её выступить зрителям. Говоря о русской песне, Лидия Андреевна преображалась буквально на глазах. Русланова удивляла многих фольклористов — собирателей песен. Но она не просто хранила свои богатства, а дарила их людям. Из своей «кладовой» она могла извлечь любой напев, любую мелодию — столько песен она знала с детства, ещё с того времени, как «пробовала голос» в родной деревне в Саратовской губернии.

Русская песня, особенно лирическая, носит ярко выраженный исповедальный характер. Но рассказ о жизни, о горестях и печалях исходит от людей не слабых, а сильных духом, и не жалобы суть их исповеди, а желание побороть судьбу, выстоять. Лидия Русланова никогда не плакала на сцене. В зале всхлипывали, доставали платки. А Лидия Андреевна хоть бы раз проронила слезинку. Эта сдержанность чувств, эмоциональная строгость — характерная черта русского народного пения. В песнях Руслановой слышится героика жизни, не теряющая самообладания, не впадающая в хвастовство силой. Сдержанность таких песен, напоминает ямщика, замерзающего в степи. Никакого малодушия, никакой паники нет у ямщика. Свою беду он встречает в полный рост.

    Русланова внесла свой вклад в победу советского народа над фашизмом в грозные годы Великой Отечественной войны. Где только она не пела! У артиллеристов, лётчиков, моряков, сапёров, разведчиков…. И всюду была желанной гостьей. Никогда не забудется ставший легендой концерт Руслановой у повреждённого рейхстага. Лидия Андреевна исполняла под гармошку с колкольчиками русские народные песни «Степь да степь кругом», «Ай да Волга, матушка-река», «По диким степям Забайкалья», и солдаты, только что закончившие свой последний бой, солдаты, сломавшие хребет фашисткому зверю, плакали, не стыдясь слёз.

     «Да что за тайна, что душа радуется старым неподшитым валенкам, что солдаты, повергнувшие Гитлера, с замиранием сердца слушают о неподшитых валенках у стен рейхстага! Ждут не дождутся приехать домой и походить в валенках по родному селу. Тайна, о которой я говорю, — великая любовь к родной земле, к Отечеству». (В. Боков).

Каждая её песня превращалась в своеобразную новеллу с чётким и выпуклым сюжетом. Если правомерно понятие «театр песни», то оно прежде всего относится к творчеству Руслановой. Блестящая певица, актриса, Русланова могла играть песню как скоморох. Пушкин так определил русскую песню: «Что-то слышится родное в долгой песне ямщика. То разгулье удалое, то сердечная тоска». Это о Руслановой сказано. У неё радость — так радость без оглядки, тоска — так уж до самой глубины. Русская песня обогащена песенным жанром — частушкой. Казалось бы, что сложного в частушке! Но между тем редко кому из профессионалов удаётся исполнить частушку с подлинной народностью. Резкий, пристанской, понизовый голос Руслановой хорошо сливался с голосом саратовской гармошки.

Имя Лидии Руслановой стало народной легендой. Дальневосточники остановили поезд, в котором ехала Русланова, чтоб посмотреть на любимую певицу. Это факт. Боевой генерал, услышав Русланову на фронте, снял боевой орден и приколол его к груди певицы. Это награда. Артистка Людмила Кайранская рассказывала про случай, которому она была очевидицей. Три лётчика пожаловались певице, что они улетают на задание и не смогут послушать её на концерте. Русланова успокоила их: «Летите на задание. А вернётесь – я для вас спою лично». Она ждала их на аэродроме. Стояла, волновалась; «А вдруг они не вернутся?» Вернулись! Глубокой ночью. Счастливая певица пела у самолёта. Зрительным залом для неё была степь. Зрителями – три лётчика. Это прекрасно! Вот где раскрывается сущность певицы, её народность, её щедрость, её любовь к людям. А без любви к людям не может быть искусства, никакого.

Представляем вашему вниманию книгу из музыкально-нотного отдела, посвящённую творчеству Лидии Андреевны Руслановой. В ней и описание жизни певицы, и лучшие песни из её репертуара, и обширная дискография записей, оставленных на грампластинках и компакт-дисках. Собрал всё это воедино заслуженный работник культуры Россиии, известный коллекционер Валерий Дмитриевич Сафошкин.

Сафошкин В.Д. Валенки, валенки, не подшиты, стареньки. Биография. Песни. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 416с., илл.

       Голос Руслановой творил чудеса. Он и теперь живёт в наших сердцах. Ещё и ещё раз приобщимся к его красоте, насладимся его льющимся потоком.

«…Она поёт действительно неповторимо, скопировать её невозможно… Низкий поклон бесподобному талантливому человеку!…» (М.Потапова).

Материал подготовила зав. сектором абонемента Беспалова Л.Г.

Громкие чтения «Читаем книги донских писателей»

Среди посетителей и гостей музыкально-нотного отдела центральной библиотеки им. М. Горького есть много писателей, поэтов, музыкантов, которые издают свои произведения. Сегодня мы читаем их книги.

Одной из самых ярких и запоминающихся поэтесс, посещающих творческие встречи , является наша землячка, Татьяна Воронова

Воронова Татьяна Петровна родилась в 1954 г. в г. Гагарине Смоленской области. Ее детство и школьные годы прошли на крайнем Севере, где она проживала с родителями. В 1977 г. Татьяна окончила философский ф-т Ростовского гос. университета. В настоящее время проживает в г. Ростове-на-Дону. Стихи Татьяны Петровны Вороновой печатались на страницах газет и журналов. С 2005 г. ростовчане увидели ее первый сборник стихов. Затем были выпущены другие.

Перед нами сборник поэтической лирики «… и вечная любовь», в который вошли стихи , написанные автором в разные годы, но при этом связанные общим мировоззрением. Их главный мотив – любовь ко всему сущему, признание участия Создателя в делах и поступках человека и ответственности каждого за подаренную ему жизнь. Эта тема звучит во многих стихах Татьяны Вороновой:

Бесценна жизнь, мы повторяем вновь,

И даже смерть над ней не властна.

Душа уходит в Вечную Любовь…

Многогранным чувством любви проникнуты все стихи автора. Это любовь к матери, детям, друзьям, к близкому человеку, к природе, как великому чуду. В ее стихах зачастую звучит мысль о милосердии и помощи, о непринятии одиночества.

С эмоциями я пишу,

Иначе и не стоит браться,

Пишу я так же, как дышу…

Нужно отметить индивидуальность манеры авторского письма, удачный подбор образных средств, экспрессивную лексику.

Нам музыка открыла дверь

В страну высокого искусства.

Умеем отличать теперь

Мы фальшь от истинного чувства.

Многие стихотворения поэтессы положены на музыку. Пожелаем Татьяне сохранить свое особое, трепетное восприятие мира и свежесть выражения чувств!

Анатолий Анатольевич Ларионов родился в 1947 году в станице Хорошевской. От своих дедов: казачьего офицера Ларионова Степана Петровича, деникинского офицера и революционера Орлова Прокофия Максимовича, одного из организаторов Ростовской стачки 1902 года, ставшего потом полпредом Советской России в Персии – автор унаследовал любовь к Донской земле, свободе и справедливости.

В настоящее время Анатолий Анатольевич живет в селе Новотроицком Азовского района, столярничает и пишет стихи.

Стихотворения Анатолия Анатольевича пронизаны болью за Россию. В них отражение нашей сложной действительности, призыв оставаться людьми, жить по совести, а не по «доллару».

Легкий и простой рисунок стиха, точно найденный штрих, ироничный намек, емкий образ, — на мой взгляд очень хорошие стихи.

В деревне за полночь, темно,

Одно мое окошко светит.

Прислала совесть мне письмо –

Я должен на него ответить.

           Зарекался

Зарекался писать о дурном…

Только где же оно, хорошее?

Зарастают сады бурьяном,

Старики по деревням заброшены.

Клуб закрыли, сломали спортзал,

Десять верст добираться в аптеку…

А недавно чинуша сказал –

Так закрыли и библиотеку.

И на берег родимой реки

Нынче путь перекрыли заборы,

Трехэтажные особняки

Там построили жулики-воры.

Лжи потоки подмыли обрыв,

Куда рушатся судьбы и жизни.

Лишь Москва, словно гнойный нарыв,

Разбухает на теле Отчизны.

Но сколько бы не скорбел поэт о доле народной, все таки побеждают у него светлые краски.И уверенность в том, что «переживем и это»

Жив наш народ в колхозной балке,

Живы в нем и краски.

Знать, не все московской свалкой

Стало на моей Руси.

Молодой автор, Екатерина Балецкая говорит о себе кратко:

Моя поэзия проста:

Обрывок белого листа.

На нем тепло июньских дней.

Шум ветра и чутьб-чуть дождей.

Крик птицы над морской волной,

волна в своей игре шальной,

Луч солнца, радуги, цветы…

Ну и конечно только ты.

Любовь – простое, вроде, слово.

Всего-то шесть обычных букв,

Но как оно порой медово

Ласкает душу, нежит слух.

Как откровенно эти слоги

В ночной тиши поют, звучат.

И ветер носит эти вздохи

Туда, где прячется закат.

Пусть говорят пустые люди,

Что нет волшебных в мире слов.

Отвечу прямо, без прелюдий:

Есть слово, и оно – любовь.

В книгу Владимира Петрова и Николая Милошенко «Зеркало души» — вошли патриотические и лирические песни Владимира Петрова на стихи ростовских поэтов, а также стихи Н. Милошенко, многие из которых посвящены теме ВОВ.

Владимир Алексеевия Петров – активный участник ВОВ, штурмовавший Берлин и расписавшийся на Рейхстаге. Заслуженный работник культуры РФ, композитор, пятикратный лауреат конкурсов песен. Им написано и издано 11 книг. В книге, которая перед вами представлены лирические песни о донском крае. Особое внимание заслуживают произведения армейской тематики:

 «Ростов-наш батюшка», «Ростов – моя судьба», «Гвоздики Ростова», «Салют Победе»,

«Златые погоны», «Щит и меч» (к 85-летию СКВО) и мн. др.

Николай Петрович Милашенко родился в 1927 году в селе Яр Астраханской области. Потомственный волжанин. Сын рыбака, участний ВОВ, имеет много наград. Имел 29 летний послужной воинский список. Окончив службу стал общественным деятелем, руководил ветеранской организацией Октябрьского района г. Ростова-на-Дону. В свободные минуты отдавал себя поэтическому  творчеству.

 Отрывок из оды « Весна 45-го»:

Была весна, цвели сады,

Шумела зелень молодая.

От льдов оттаяли пруды

И отгнездились птичьи стаи.

Был первомай и первый день!

Знамена рдели на фронтонах.

Вдоль улиц лиственная тень

Каштанов трепетных и кленов.

Бурлило, радовалось все:

В улыбках растворялись лица.

Земля сочилася жнивьем,

Тянулась в колосках пшеница.

Рассвет пылал в огне лучей,

Вставало солнце над безбрежьем.

В сердцах измученных людей

Уже затеплилась надежда.

Вся ожиданием страна

Жила какой-то переменой.

Вот-вот закончится война,

Земля избавится от плена.

И вдруг… взрывается эфир

Мощнейшим гулом потрясений!

И слышит долго ждавший мир

По всем каналам сообщенье:

Вниманье! Говорит Москва!-

Знакомый голос Левитана.

-Победа!-краткие слова

По многим разносились странам.

Лариса Соковец. «Певица». Проза….выпущенная ростовским издательством «Альтаир» в 2018 году.

Уважаемому читателю будет интересно познакомиться с книгой, которую написала ростовская вокалистка Лариса Солковец.  В книге певица рассказывает о своей жизни: о детстве  ( певица родом из  Рыбинска Ярославской губернии.) , школьных годах, жизни и учебе , о Киеве и Ленинграде, о творческой деятельности в Ростовском театре музыкальной комедии, о работе в музыкальных учебных учреждениях города и о личной жизни и счастье и конечно о бесконечных встречах со зрителями, в т.ч. и в нашей ЦБС.

«Здесь в тишине и красоте заповедника с вечерними огнями сразу двух городов  (Азова и Ростова), с птичьими трелями по весне, благоуханием белой акации под окном согревается моя душа, и это тепло – Вам, дорогие почитатели и друзья!»

Я, к сожалению, не смогу сегодня познакомить Вас со всеми авторами, которые подарили нашему отделу издания собственных сочинений, но Вы сможете ознакомиться с ними при посещении библиотеки им. Горького по адресу — ул. Б. Садовая, 11.

Материал подготовила и опубликовала Наталья Гудзь

Камиль Сен-Санс — прогресс французской музыки XIX века.

Сен-Санс принадлежит в своем отечестве к небольшому кружку представителей идеи прогресса в музыке.
П.И. Чайковский

9 октября исполнилось 185 лет со Дня рождения французского композитора Камиля Сан-Санса. Он вошел в историю прежде всего как композитор, пианист, педагог, дирижер. Однако подобными гранями далеко не исчерпывается талант этой поистине универсально одаренной личности. Сен-Санс был также автором книг по философии, литературе, живописи, театру, сочинял стихи и пьесы, писал критические эссе и рисовал карикатуры. Он был избран членом Французского астрономического общества, ибо его познания в физике, астрономии, археологии и истории не уступали эрудиции иных ученых, многолетний член Академии изящных искусств и кавалер Ордена Почётного легиона. В своих полемических статьях композитор выступал против ограниченности творческих интересов, догматизма, ратовал за всестороннее изучение художественных вкусов широкой публики. «Вкус публики», — подчеркивал композитор, — «хороший или простой — безразлично, — безгранично драгоценный путеводитель для художника. Будь он гением или талантом, следуя этому вкусу, он сможет создать хорошие произведения».

Камиль Сен-Санс родился в семье, связанной с искусством (отец писал стихи, мать была художницей). Яркое музыкальное дарование композитора проявилось в столь раннем детстве, что составило ему славу «второго Моцарта». С трех лет будущий композитор уже обучался игре на фортепиано, в 5 — начал сочинять музыку, а с десяти выступал как концертирующий пианист. В 1848 г. Сен-Санс поступил в Парижскую консерваторию, которую окончил через 3 года сначала по классу органа, затем по классу композиции. К моменту окончания консерватории Сен-Санс был уже зрелым музыкантом, автором многих сочинений, в т. ч. Первой симфонии, получившей высокую оценку Г. Берлиоза и Ш. Гуно. С 1853 по 1877 гг. Сен-Санс работал в различных соборах Парижа. Его искусство органной импровизации очень быстро снискало всеобщее признание в Европе.

Человек неутомимой энергии, Сен-Санс, однако, не ограничивается лишь игрой на органе и сочинением музыки. Он выступает как пианист и дирижер, редактирует и издает произведения старых мастеров, пишет теоретические труды, становится одним из основателей и педагогов Национального музыкального общества. В 70-х гг. одно за другим появляются сочинения, с восторгом встречаемые современниками. Среди них — симфонические поэмы «Прялка Омфалы» и «Пляска смерти», оперы «Желтая принцесса», «Серебряный колокольчик» и «Самсон и Далила» — одна из вершин творчества композитора.

Оставив работу в соборах, Сен-Санс целиком посвящает себя композиции. При этом он много путешествует по всему миру. Прославленный музыкант был избран членом Института Франции (1881), почетным доктором Кембриджского университета (1893), почетным членом Петербургского отделения РМО (1909). Искусство Сен-Санса всегда находило теплый прием в России, которую композитор неоднократно посещал. Он был дружен с А. Рубинштейном и Ц. Кюи, живо интересовался музыкой М. Глинки, П. Чайковского, композиторов-«кучкистов». Именно Сен-Санс привез из России во Францию клавир «Бориса Годунова» М. Мусоргского.

Последние годы жизни музыкант постоянно гастролировал, выступая в качестве пианиста и дирижёра на Родине и в других странах мира. Последний выход Сен-Санса на сцену состоялся летом 1921 года. Композитор прожил почти до 90 лет – в Алжире его настиг инфаркт. Тело Сен-Санса перевезли на кладбище де Монпарнас.

К.Сен-Санс и П.И.Чайковский

Вспоминая о юбилеях двух композиторов в 2020 году, двух современников XIX века, необходимо коснуться истории их знакомства и взаимоотношений. Сен-Санс был очень значимой фигурой в европейской музыке и его выступления в России стали событием в культурной жизни.

Встреча Чайковского с Сен-Сансом состоялась в Москве в 1875 году, в связи с выступлением французского музыканта, на которое Петр Ильич откликнулся в газетной рецензии следующим образом: «Г-н Сен-Санс принадлежит в своем отечестве к небольшому кружку представителей идей прогресса в музыке. В этом передовом кружке, состоящем из наиболее талантливых современных французских композиторов… г.Сен-Санс занимает самое видное место…». В исполненном Втором фортепианном концерте Чайковский отметил «необыкновенное искусство в уравновешенности, законченности формы и, вместе с тем, весьма самобытную творческую индивидуальность». Сен-Санс не принадлежал к числу любимых французских композиторов Чайковского, гораздо больше ему нравился Жорж Бизе, его «Кармен». Оперы же Сен-Санса «Этьен Марсель» (услышал в Париже в 1879 году) и «Генрих VIII» (был на спектакле в 1886) ему совершенно не понравились, о чем он сообщил в письме к фон Мекк и записал в Дневнике. Другие же произведения привлекли внимание Чайковского. Кроме того, он не мог не считаться с положением Сен-Санса в французских музыкальных кругах.

Сен-Санс обещал способствовать исполнению музыки Чайковского в Париже, и, по его инициативе, в декабре следующего года там была исполнена увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Последняя встреча Чайковского и Сен-Санса состоялась в год смерти русского композитора, в Кембридже, где они оба были удостоены звания почетного доктора Кембриджского университета.

Чайковский продирижировал тогда «Франческой да Римини», и в своей книге «Портреты и воспоминания» Сен-Санс пишет об этом концерте, сравнивая произведение Чайковского с симфонией «Данте» Листа.

Интересные факты из жизни композитора:

  • Мальчика назвали двойным именем – Шарль-Камиль, в честь умершего дяди Камиля и двоюродной бабушки Шарлотты, которая стала для него второй мамой.
  • Камиль с ранних лет интересовался различными музыкальными звуками. Позже он вспоминал, как вслушивался в каждый «шумок» и даже заставлял скрипеть старые двери, чтобы слушать их звук.
  • Сен-Санс начал давать концерты в 5 лет: сначала перед камерной аудиторией, а в 1845 г. дебютировал на сцене «Salle Pleyel» (зал для концертов симфонической музыки на 1900 мест).
  • Когда музыкант начал осваивать орган, однокурсники смеялись над его игрой. Но благодаря упорству и трудолюбию в конце 1849 г. Сен-Санс получил уже вторую премию по органу, а Ференц Лист назвал его величайшим виртуозом.
  • Сен-Санс стал первооткрывателем в записи музыки. В 1904 компания «Граммофон», которая находилась в Лондоне, отправила режиссера Фреда Гэсберга в Париж, чтобы записать там арии из опер «Асканио» и «Самсон и Далила» совместно с композитором.
  • Сен-Санс участвовал в военных действиях — самоотверженно сражался во время франко-прусской войны. Позже он признавался, что даже на поле боя не ощущал такой паники, какая настигала его во время выступлений перед зрителями.
  • Композитор страдал болезнью глаз и туберкулезом, но даже запреты врачей и прогрессирующие недуги не могли заставить Сен-Санса оставить любимую работу.
  • Помимо музыки, композитора интересовали другие виды искусство, история Франции, религия, математика, астрономия и археология.
  • Многим Сен-Санс знаком по сюите «Карнавал животных». Однако сам композитор считал ее лишь музыкальной шуткой и запретил издавать при своей жизни — кроме пьесы «Лебедь». После его смерти партитура «Карнавала» была издана целиком и получила широкую известность.
  • Еще при жизни в Дьеппе (Франция) был открыт памятник Сен-Сансу… в присутствии самого композитора. Он иронично прокомментировал: «Видимо, дьеппцы настолько возненавидели мою музыку, что просто устали дожидаться моей смерти и таким образом решили заставить меня перестать сочинять».

Сен-Санс, стремясь к формальному совершенству, порой пренебрегал содержательностью. Он сам поведал об этом в воспоминаниях о Бизе, где не без горечи писал: «Мы преследовали разные цели — он искал прежде всего страсть и жизнь, а я гонялся за химерой чистоты стиля и совершенством формы».

Использованы материалы источников: https://domusica.ru/kamil-sen-sans-10-interesnyh-faktov-o-kompozitore/, https://www.belcanto.ru/saint.html, https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/kamil-sen-sans

«Мечтатель или провидец? Взгляд на «Imagine» Джона Леннона сегодня»

Сегодня Джону Леннону исполнилось бы 80 лет. Не будем углубляться в факты биографии, их можно найти, перечитав множество источников.

Одна из самых популярных песен «Imagine» в 2020 году осознаётся совсем по другому. Мы явно ощущаем мимолётность жизни, и , возможно, учимся ценить какие-то её моменты, находить в обыденных днях то прекрасное, за что и ценится жизнь человека: «Представьте, что все люди живут одним днем… Представьте, что этот мир принадлежит нам всем .» Мировой кризис, проблемы жизни и здоровья всего человечества вышли на первый план. И если кто-то ещё не понимает этого, продолжает войны, политические игры, афёры, взаимные претензии и бряцанье оружием друг перед другом, то просто несколько минут послушайте песню в тишине, почитайте перевод на родном языке. Возможно, вам откроется новое понимание сегодняшних реалий. Сегодня, в День рождения Леннона, послушайте его послание нам.

«Imagine» (с англ. — «Представьте себе») — песня Джона Леннона из одноименного альбома Imagine (1971), в которой автор изложил свои взгляды на то, каким должен быть мир. Леннон заявил, что песня «является в сущности Коммунистическим манифестом, хотя он сам не коммунист и не принадлежит ни к какому политическому движению».

Хотя в хит-парадах США и Великобритании песня не поднялась выше 3-го места, она стала визитной карточкой Леннона. Как подметил экс-президент США Джимми Картер, «во многих странах по всему миру  можно услышать песню Джона Леннона „Imagine“ почти так же часто, как национальные гимны».

В 1980 году, после смерти Леннона, «Imagine» была перевыпущена в Великобритании и заняла первое место в хит-парадах. В списке 500 величайших песен всех времен по версии журнала Rolling Stone «Imagine» занимает третье место. Профессиональное американское издание «Performing Songwriter» назвало «Imagine» «лучшей композицией всех времен и народов».

На русском языке в восьмидесятые годы песню исполняла группа «Земляне», под названием «Представь себе». Позднее, эта русская версия песни выходила на множестве официальных и пиратских сборниках группы «Земляне» на CD. На русском языке песня также была записана Фёдором Чистяковым на альбоме «Песня для друга, который любит рок», под названием «Представь».

Представьте, что нет рая
Это легко — просто попробуйте
Никакого ада под землей
Только небо над нами
Представьте, что все люди живут одним днем
Представьте, что нет стран
Это не так уж сложно
Никто не убивает и не умирает за что-то
И религий тоже нет
Представьте, что все люди живут мирно
Вы…
Вы можете сказать, что я мечтатель
Но я не единственный такой
Надеюсь, что однажды вы присоединитесь к нам
И мир будет единым
Представьте, что нет собственности
Интересно, сможете ли вы это сделать
Нет понятий «жадность» или «голод»
Все люди – братья
Представьте, что этот мир принадлежит нам всем
Вы можете сказать, что я мечтатель
Но я не единственный такой
Надеюсь, что однажды вы присоединитесь к нам
И мир будет единым.

Представьте себе:

  • С 2006 года возникла традиция проигрывать «Imagine» в последние минуты уходящего года на Таймс-сквер, где ньюйоркцы собираются для встречи Нового года.
  • Земляничные поля — секция Нью-йоркского Центрального парка, посвященная памяти Джона Леннона, открыта 9 октября1985 года, центром композиции является слово «Imagine».
  • В Гаване (Куба) установлена бронзовая скульптура Леннона, у подножья которой высечены слова из песни.
  • Ливерпульский аэропорт назван именем Джона Леннона; его логотип — автопортрет Леннона с надписью: «Аbove us only sky» («Над нами только небо»). Эта строка — цитата из песни «Imagine».
  • В 2007 году по инициативе Йоко Оно около Рейкьявика была сооружена башня Imagine Peace Tower в память о Джоне Ленноне. Название башни и надписи «Imagine peace» на 24 языках — отсылка к песне Imagine.
  • 16-го и 17-го мая 2009-го года мелодия песни была исполнена на колоколах Ливерпульского кафедрального собора. Пикантность ситуации состоит в том, что песня является антирелигиозной (по утверждению самого Леннона в том числе), и ноты, звучавшие с колоколов церкви соответствуют фразе «представьте себе, что рая не существует».
  • Радиостанция «Европа Плюс» начала своё вещание с «Imagine»
Куба, Гавана -памятник Леннону.

В фондах МНО есть интересные книги о Д.Ленноне и «Beatls», с которыми вы можете ознакомиться в часы работы библиотеки.

По материалам сайтов: https://text-pesni.com/gwsm https://ru.wikipedia.org/wiki/Imagine

Материал подготовила заведующая МНО Черногрицкая Е.Ю.

«История любимого полонеза»- к юбилею М.К. Огинского

В конце сентября 2020г. в музыкальной культурной жизни отмечался юбилей — 255 лет со Дня рождения Михаила Огинского — композитора, общественного деятеля. Одно из известнейших, произведений Полонез Ля минор, играют почти все учащиеся музыкальных школ, разучивая ноты для души, для домашнего музицирования — мелодия красивая и несложная в исполнении.

Когда-то, обучаясь в школе, я играла на фортепиано Полонез Огинского. «Полонез Огинского» — это было такое известное сочетание слов. Знаменитое произведение. Была даже какая-то старая шутка: «Кто написал «Полонез Огинского?» . Кто же он был, автор этого проникновенного, изысканного и в тоже время торжественного музыкального произведения, ставшего настолько известным?

Михаил Клеофас Огинский известен во всем мире прежде всего как выдающийся польский и белорусский композитор. Правда, сам он скромно называл себя композитором-любителем. Оценивая себя как любителя музыки, которому «получилось сочинить некоторые мелочи», Огинский писал о своих музыкальных способностях: «Все, что я имею, это хороший слух, глубокое чувство гармонии и вкуса, которое я в себе воспитал, слушая и часто занимаясь хорошей музыкой.»

О том, как он сочинял музыку, Огинский писал: «Редко мне доводилось вносить изменения в мою первую импровизацию», и подчеркивал, что он не «ученый музыкант», а любитель, который «одну только имеет заслугу — непосредственно переживает музыкальные впечатления и судит о музыке с точки зрения ощущений своего сердца…» Надо сказать, что в детстве и юности Михал Огинский получил достаточно серьезное музыкальное образование, включавшее в себя не только навыки игры на музыкальных инструментах, но и теорию музыки и композиции. Его учителем музыки был Осип Козловский (1757-1831), тогда еще совсем молодой музыкант, а впоследствии — известный белорусский и русский композитор, музыкант, органист, директор императорских театров, автор российского гимна «Гром победы, раздавайся!». Козловский учил Михаила Клеофаса игре на клавире и скрипке и преподавал ему теорию и историю музыки, а также основные принципы композиции. Дружбу со своим первым учителем музыки Огинский сохранял на протяжении всей жизни. Впоследствии Осип Козловский несколько раз посещал Залесье и здесь написал комическую оперу, которую посвятил хозяину усадьбы. Музыкальные произведения Огинского пользовались огромный популярностью во всей Европе, его полонезы звучали на балах, нотные сборники его произведений издавались во многих городах, — в Вене, Берлине, Париже, Флоренции. Сегодня известно около 60 его фортепианных и вокальных произведений, в том числе 26 полонезов, 4 марша, 3 мазурки, галоп и менуэт. Некоторые его произведения вошли в золотые коллекции мировой музыкальной классики. Было также много неопубликованных или изданных небольшими тиражами его произведений, которые пока не найдены. Но наибольшую известность получил полонез «Прощание с Родиной», более известный как просто «Полонез Огинского».

Кроме своего творческого таланта, Михал Клеофас Огинский обладал также и незаурядными дипломатическими способностями. Он был выдающимся политическим и государственным деятелем, дипломатом, а еще — одним из лидеров восстания Костюшко, почетным членом Виленского университета, сенатором Российской империи.

Жизнь этого талантливого, многогранного человека была полна бурных событий и похожа на интереснейший приключенческий роман.

Родился Михал Клеофас 25 сентября 1765 в имении Гузове под Варшавой, но сам он подтверждал белорусское, или как тогда говорили, литвинское происхождение своего рода. Предки князей Огинских являлись потомками западных русинов — белорусов, принявших католицизм. Род Огинских был одним из самых богатых и влиятельных. Семья Огинских принадлежала к высшим аристократическим кругам Европы. Предки Михала Клеофаса занимали высокие должности во входившем в Речь Посполитую Великом княжестве Литовском.

Отец Михала Анджей Огинский (1740-1787) был сенатором и послом Речи Посполитой в Петербурге, Вене и Берлине, одним из ближайших сподвижников последнего короля ВКЛ – Станислава Августа Понятовского. Михал Клеофас получил блестящее домашнее образование. Большое влияние на молодого Огинского оказало общение с Михалом Казимиром Огинским, известным покровителем искусств, музыкантом, поэтом, чью резиденцию в Слониме Михал Клеофас посещал. В более старшем возрасте Михал Огинский изучал историю, политическую и экономическую теорию и право; он интересовался также музыкой и всеми видами изящных искусств, много читал, изучал языки. Уже в возрасте 19 лет Михал Клеофас Огинский начал свою блестящую политическую карьеру. В 24 года он уже был награжден орденом Св. Станислава и наивысшим государственным орденом Белого Орла. Огинский проявил незаурядные дипломатические способности, и, когда внутренняя и внешняя политика Речи Посполитой особенно осложнились, в 1790 году по поручению короля в качестве чрезвычайного посланника Речи Посполитой с особой миссией отправился в Голландию, а затем в Англию. Позднее он был назначен министром финансов Великого княжества Литовского. При этом Огинский продолжал увлеченно заниматься музыкой. Свой первый полонез он написал в 1791 году в Варшаве. В музыкальных произведениях Огинского современники находили изящество и хороший вкус.

Михал Клеофас Огинский принял участие в восстании Костюшко: на собственные деньги он сформировал и вооружил отряд численностью в 2500 человек, во главе которого не без успеха развернул партизанскую войну против русских войск. Огинский не только командовал боевым отрядом, но и написал для поддержания боевого духа «Марш повстанцев 1794 года» и еще несколько патриотических песен и маршей. В ноябре 1794 года восстание Костюшко потерпело поражение, силы были слишком неравны. Почти все Великое княжество Литовское вошло в состав Российской империи. В тот тяжелый момент, как обычно считается, и был написан знаменитый полонез «Прощание с Родиной».

Настоящее название произведения таково: Полонез № 13 ля-минор «Прощание с Родиной». Так его озаглавил сам композитор при издании сборника своих музыкальных произведений. Полонез «Прощание с Родиной» стал по-настоящему бессмертны произведением. Вообще, изначально полонез (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais — польский) — это старинный величественный танец-шествие, имеющий польское происхождение и возникший в этой стране где-то около 15 века. Его исполняли в начале бала, подчеркивая торжественность момента. Позднее полонез стал непременным атрибутом и народных праздников, и обычно им открывались танцы. Для этого танца специально писали соответствующую медленную величественную и торжественную музыку — «полонез». А впоследствии полонез стал самостоятельным музыкальным произведением. Это музыкальное произведение состоит из одной музыкальной темы и множества вариаций на нее, и при этом слушается с неподдельным интересом от первой до последней ноты. Первоначально полонез был написан для клавира, но существуют переложения для различных инструментов и для оркестра.

В 1823 году Михал Огинский по состоянию здоровья переехал в Италию, во Флоренцию, где прожил последние 10 лет жизни.

В 1826 г., в Париже секретарь Огинского Л. Ходько издал на средства князя его мемуары в четырех томах на французском языке. Парижский тираж составил 2 тысячи экземпляров, еще 3 тысячи экземпляров было издано в Женеве. В 1831 году во Флоренции Огинский выпустил отдельной книгой сборник нот своих музыкальных произведений.

Огинский скончался в октябре 1833 года и был похоронен на монастырском кладбище около храма Санта Мария Новелла во Флоренции, а некоторое время спустя останки композитора были перенесены в костел Санта Кроче, в пантеон, где покоятся Микеланджело, Макиавелли, Галилей.

Материал подготовила Наталья Гудзь

«Я всего лишь уличный повеса» — к 125-летию Есенина.

Современный взгляд на стихи Есенина. Почему мы возвращаемся и перечитываем их, почему звучат новые песни в таких музыкальных стилях и аранжировках, о которых поэт даже помыслить не мог? А ведь просто это его эмоциональный заряд находит отклик в сердцах наших современников.

Музыкально-нотный отдел предлагает вам клип-ревью — обзор музыкальных клипов и современного прочтения в музыке стихов хулигана Есенина. Есенин тонкий лирик, но вместе с тем он и бунтарь. Никаких полумер. Жизнь на «полную катушку». Его внутренняя свобода от людей, законов и предрассудков делала его счастливыми.

Владимир Ивашов, замечательный актёр и певец российского кино поёт песню на стихи великого русского поэта Сергея Есенина «Над окошком месяц». Музыку написал гениальный русский композитор и мелодист Ян Френкель. Кадры из кинофильма «Корона Российской империи» «Снова неуловимые» «Новые приключения неуловимых».
Русский дух. Русское искусство в его лучших, в его высших проявлениях. Русскость в русском искусстве, шедевры человеческого гения мирового уровня. Русский стиль. Стилизация. Народность. Народный русский стиль. Владимир Ивашов поёт в сопровождении выдающихся музыкантов Михаила Федотовича Рожкова (балалайка) и Г.Минаева (гитара).

«Над окошком месяц»

Фильм «Сергей Есенин» (в главной роли С.Безруков) открыл нам мир поэта так широко и ярко, что мы не устаём возвращаться к образу поэта, уже ассоциируя его с Сергеем Безруковым. Ширь просторов, драма поэтической души, безудержный темперамент, вылившийся в строки!

«Вижу сон — дорога чёрная» исп. С.Безруков

Любовь в жизни поэта — красная нить.Это и источник радости и счастья, и источник горьких слёз в жемчуге стихотворных строк. А главное — что близко, ясными словами, понятно каждому, и мы, спустя более сотни лет, примеряем к себе строки.

«Ты меня не любишь, не жалеешь» исп. А.Покровский

Москва — целый мир и тогда, и сейчас! А ведь интересно мнение поэта о столице. Многим творческим людям интересно. И вот они- ощущения в музыке группы «Монгол шуудан»- от стихотворных строчек о Москве. «Москва» – исполняет группа «Монгол Шуудан». Впервые песня прозвучала в 1995 году и входит в альбом «Чересчур». На неё также снят клип, который активно показывали по телеканалам. Кстати, этот же вариант композиции исполняла на концертах Земфира.

«Москва» — исп. группа»Монгол шуудан»

Горшенёв и Есенин — года разделяют, а поэзия объединяет. Вот вам прочтение современников! Посмотрите на стихи русского поэта со стороны русского рока.На официальной странице Ютуб группы «Кукрыниксы»- великолепные записи песен на стихи Есенина.

«Грубым даётся радость» А.Горшенёв

Вопрос жизни и смерти – вечная тема. Нет такого поэта, которого бы она не волновала в той или иной мере. Размышления о жизни в предчувствии смерти во многих стихах Сергея Александровича. Он обращался к этим «вечным вопросам» на протяжении всего творчества и не раз переосмысливал это в связи с его настроениями и обстоятельствами жизни. Именно такой постоянный строй чувств и сделал Есенина великим поэтом.

Алексей, у вас вышли два сольных альбома, посвященных Сергею Есенину: «Жизнь поэта» и «Смерть поэта». Одна из песен — «Дорогая» – исполняет Алексей Горшенев. Композиция входит в альбом «Душа поэта» проекта «Горшенев – Есенин». Играете ли произведения с этих альбомов на концертах «Кукрыниксов»? И какое место в вашей жизни занимает творчество Есенина? ( из интервью от Е.Бакунина в 2016 году на фестивале «Доброфест» в Ярославской области).

«Для меня Сергей Есенин – прежде всего друг. Названные альбомы — это специальная программа, она была написана для концертных выездов. На сцене ДК или малого театра мы ставили псевдотеатральную музыкальную постановочку такую. Там я исполняю роль тени поэта и в тоже время пою. Песни из программы мы иногда исполняем на концертах, выборочно.«

«Скрипка-метель» исп. А.Горшенёв

Отзыв на песню и публикацию в группе «Кукрыниксы»: «Может быть кто-то послушав эту песню откроет для себя творчество великого русского поэта Сергея Есенина, а кто-то послушав эту песню вспомнит его стихи, в любом случае спасибо кукрыниксам за эти песни!!!!»

Вот другой вариант песни «Грубым дается радость» – исполняет Вася Обломов. Композиция входит в альбом «Многоходовочка», изданный в 2014 году.

Сергей Сарычев — группы «Круиз» и затем группа «Альфа» — несмотря на то, что стихотворение про «озорного гуляку» тогда можно было найти в любом объемном сборнике Есенина, в исполнении АЛЬФЫ оно производил куда более «хулиганское впечатление». Тут вам и разухабистое исполнение, и откровенно полукабацкая стилизация, да ещё и проигрыш, повторяющий мотив старой уличной песенки про «Цыпленка жареного»…

Эта версия Есенина оглушила в 80-е, причём звучала из многих магнитофонов, в том числе и на гастрольных турах групп в Ледовом дворце г.Ростова-на-Дону.

«В этом мире я только прохожий. Ты махни мне весёлой рукой» — эти строчки и для нас тоже. Мы все прохожие — и сейчас, и сто лет назад. Окунуться в строки поэта можно и нашим современникам, нужно только найти минутку и почувствовать волну его слов.

Материал подготовила заведующая МНО Черногрицкая Е.Ю.

«Всю душу выплесну в слова» — музыкальный уличный дайджест «Песни и романсы на стихи С.Есенина»

Музыкально-нотный отдел Центральной городской библиотеки им.М.Горького отмечает 125-летие со дня рождения Сергея Есенина!

Почему так много стихов Есенина положено на музыку? Называем ли мы их песнями или романсами – не столь важно. Важно то, что они настолько лиричны, настолько проникновенны и образны, что как бы сами ложатся на музыку. Есенин умел средствами поэзии вселить в человека веру в свет, раскрыть для него радость земного бытия, дать надежду несчастному и сказать ему слово участия.

Прекрасная субботняя погода как будто принимает участие в праздновании 125-летию поэта и в Едином городском день писателя «Есенин PRO-чтение».
Сотрудники музыкального отдела вышли на улицу Большая Садовая со стихами и музыкой на стихи Сергея Есенина. Песни «Отговорила роща золотая», «Клён ты мой опавший», «Не жалею, не зову, не плачу», «Над окошком месяц» звучали для горожан, напоминая о романтичной поэзии, прекрасных песнях на стихи поэта.

Каждый прохожий получал небольшое красиво оформленное стихотворение, буклет и ароматное осеннее яблоко!

Надеемся, что песнями на стихи Есенина, лиричными стихами, музыкой мы вспомнили вместе с горожанами и гостями города на нашей центральной улице о юбилее поэта Сергея Есенина, помогли прохожим улучшить настроение субботним днём. В областной акции «Всю душу выплесну в слова» инициированной Донской государственной публичной библиотекой также принимали участие члены клуба «Романсеро», председатель клуба Донская Людмила Николаевна , волонтёры «серебрянного возраста», сотрудники музыкально-нотного отдела ЦГБ им.М.Горького.

Для наших читателей в фонде МНО есть нотные сборники с песнями и романсами на стихи С.Есенина, а в абонементе ЦГБ им.Горького на 1 этаже — литературные сборники с произведениями поэта, художественные и биографические издания о Есенине.

Материал подготовила заведующая МНО Черногрицкая Е.Ю.

«Листая нотную тетрадь…» — к Международному Дню музыки

Международный день музыки отмечается 1 октября. Этот праздник был учреждён по инициативе Международного музыкального совета при ЮНЕСКО, ежегодно отмечается во всём мире. Решение о проведении Международного дня музыки было принято на 15-й Генеральной ассамблее IMC в Лозанне в 1973 году.
Одними из инициаторов учреждения Международного дня музыки стали композитор Дмитрий Шостакович и председатель Международного музыкального совета Иегуди Менухин.

В России Международный день музыки начали отмечать с 1996 года, когда исполнилось 90 лет со дня рождения  композитора Дмитрия Шостаковича. В 1973 году он обратился к Организации Объединенных Наций с открытым письмом, в котором просил учредить праздник музыки и тем самым признать ее роль в деле сплочения народов и обмена культурным опытом.
Музыка (от греческого musike, буквально) — искусство муз.
Праздник отмечается ежегодно во всем мире большими концертными программами, с участием лучших артистов и художественных коллективов. В этот день звучат сочинения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры. Также проходят творческие встречи с композиторами, исполнителями, музыковедами, организуются тематические выставки и акции просветительского характера, что способствует цели распространения музыки как искусства в самых разных сообществах.
Музыка непосредственно воздействует на восприятие человека, наполняет его эмоциями.
Любой из музыкальных жанров выражает состояние сопереживающей ей души. Не только имена выдающихся композиторов, таких как П. Чайковский, С. Рахманинов или И. Бах, Л. Бетховен, останутся в истории, – люди всегда с благодарностью будут вспоминать и музыкантов других направлений в музыке..
Музыкально-нотный отдел Центральной городской библиотеки им. М. Горького всегда отмечает День музыки концертными программами: выступлениями преподавателей консерватории и детских музыкальных школ, учащихся и студентов музыкальных заведений нашего города. Но, к сожалению, в этом году в условиях реальной действительности, мы вынуждены проводить этот праздник в режиме онлайн.
Сотрудники Музыкально-нотного отдела поздравляют всех ростовчан, любителей музыкального искусства, читателей нашего отдела с этим замечательным праздником!
Преподаватель РГК им. С. Рахманинова, доцент кафедры фортепиано — Екатерина Владимировна Андреева — многолетний читатель нашего отдела, также поздравляет всех с Международным Днём музыки!

  Пролистывая «нотную тетрадь» наших мероприятий, вспомним важные юбилейные даты, которые мы отмечали в этом году: это 210 лет прославленному польскому композитору Фридерику Шопену,180 лет замечательному русскому композитору П.И. Чайковскому, 210 лет композитору-романтику Р. Шуману и в завершении цикла мероприятий, посвящённых композиторам — юбилярам 2020 года, мы отметим 250 лет непревзойдённому немецкому классику Л. Бетховену.

Наши юбилейные мероприятия были открыты Музыкальной гостиной «Лирический романтизм фортепиано» — к 210-летию польского композитора Фридерика Шопена – нежного гения гармонии – автора многочисленных произведений для фортепиано.

Один из ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма, основоположник польской национальной композиторской школы, Шопен оказал значительное влияние на мировую музыку. Среди сочинений Шопена: 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828—1844), фантазия (1842), 4 баллады (1835—1842), 4 скерцо (1832—1842), экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии и другие произведения для фортепиано; а также песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

Ф. Шопен — Вальс Des Dur, исполняет Екатерина .Андреева

Композитор – юбиляр –  Пётр Ильич Чайковский — «Гений русской классики», творчество которого необычайно широко и многогранно. Музыка его исключительно популярна. Но сегодня мы вспомним фортепианные произведения композитора, которые занимают достойное место в концертном и педагогическом репертуаре пианистов не только России, но и разных стран.
Лирические миниатюры Чайковского разнообразны по жанру и характеру

поэтических образов. Многие из них проникнуты интонациями народных крестьянских и городских песен, бытового «чувствительного» романса. В миниатюрах широко представлены пьесы танцевальной формы вальсы, мазурки, польки. В этих поэтических картинках нет ни драматизма, ни трагических душевных переживаний, ни буйного веселья. Мы встречаем в них тихую печаль, спокойное раздумье, радостные, светлые настроения.П.И.Чайковский нигде так полно не раскрывает своего отношения к природе, нигде не воплощает ее образы с такой многогранностью, как в замечательном цикле «Времена года» (12 характеристических пьес) соч. 37. Поэтичные, глубоко национальные по духу они получили широчайшее распространение и прочно вошли в музыкальный быт нашей страны. «Времена года» написаны по заказу Н.М. Бернарда для его музыкального журнала «Нувеллист», где они были опубликованы с января по декабрь 1876года. Пьесы этого цикла запечатлели богатый мир эмоциональных состояний человеческой души.

П. Чайковский — Декабрь Святки из цикла Времена года, исполняют Тамара и Екатерина Андреевы

В июне мы отметили 210 лет немецкому композитору Роберту Шуману, творчество которого явилось новым этапом в развитии музыкального романтизма.
В музыке Шумана воплотились самые характерные черты немецкого романтизма – психологизм, страстное

стремление к идеалу. Основное в музыке Шумана – сфера духовности. И в этом акценте на мире внутреннем, усилившемся даже по сравнению с Шубертом, Шуман отразил общую направленность эволюции романтизма. Главным содержанием его творчества стала самая личная из всех лирических тем – тема любви, что особенно проявилось в его вокальных циклах: «Любовь поэта» на слова Гёте, «Любовь и жизнь женщины» на слова Шамиссо и др.
Шуман – композитор, творивший очень непосредственно, спонтанно, по велению сердца. Портреты-характеры, картины настроения, образы одухотворенной природы, легенды, народный юмор, веселые зарисовки, поэзия быта и сокровенные признания – все, что мог содержать дневник поэта или альбом художника, воплощено Шуманом языком музыки.
Композиторский гений Шумана во всей полноте раскрылся в 30-е годы, когда одно за другим появляются его лучшие фортепианные сочинения: «Бабочки», вариации «Abegg», «Симфонические этюды», «Карнавал», Фантазия C-dur, «Фантастические пьесы», «Крейслериана». Лирически одушевленные образы природы, фантастических грез, старинных легенд и преданий, образы детства — «Детские сцены» — 1838; «Альбомы для юношества» — дополняют художественный мир великого музыканта.

Р. Шуман — «Восточная картина» исполняют студентки РГК им. С. Рахманинова

  250-летний юбилей Л.В. Бетховена – непревзойдённого немецкого композитора,пианиста,дирижёра -завершает цикл мероприятий, посвящённый композиторам-юбилярам 2020 года.
Бетховен — ключевая фигура классической музыки в период

между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самыми значительными в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX вв.

Представитель венской классической школы, Бетховен вслед за Й. Гайдном и В. Моцартом разработал формы классической музыки, позволяющие отразить разнообразные явления действительности в их развитии. Сонатно-симфонический цикл был Бетховеном расширен, наполнен новым драматическим содержанием.
 Бетховен написал 138 сочинений. К ним принадлежат: 9 симфоний (последняя с финалом для хора и оркестра на оду «К радости» Шиллера), 7 концертов, 1 септет, 2 секстета, 3 квинтета, 16 струнных квартетов, 36 фортепианных сонат, 16 сонат для рояля с другими инструментами, 8 фортепианных трио, 1 опера, 2 кантаты, 1 оратория, 2 больших мессы, несколько увертюр, музыка к «Эгмонту», «Афинским развалинам» и т. д., и многочисленные произведения для рояля и для одно- и многоголосного пения.

Л. Бетховен — Соната №14 (Лунная)

Музыкально-нотный отдел ЦГБ им. М. Горького располагает фондом книжной и нотной литературы композиторов – юбиляров этого года: Ф. Шопена, П. Чайковского, Р. Шумана, Л. Бетховена — это очерки жизни и творчества, монографии, письма, иллюстрированные альбомы, партитуры, клавиры, сборники инструментальных и вокальных произведений, периодические издания об этих композиторах и музыкальный материал на электронных носителях.
Представляем Вашему вниманию некоторые книжные и нотные издания композиторов-юбиляров 2020 года.

Материал подготовила библиотекарь I категории Рычкова Г. В.