Рандеву с певицей из цикла «Кумиры эпохи»: Лидия Русланова — 120 лет.

      «Когда слушаешь Русланову — радуешься и повторяешь: здесь Русью пахнет!» (В. Боков).

27 октября исполняется 120 лет со дня рождения певицы, заслуженной артистки РСФСР, исполнительницы русских народных песен Лидии Андреевны Руслановой.   Искусство Лидии Руслановой прочно вошло в сокровищницу русской песенной культуры.  Выйдя из самой гущи народа, Лидия Русланова своими песнями воздвигла памятник в человеческих сердцах.  У Руслановой был редкой красоты голос, в котором причудливо переливалась в пении трепетная душа, билось горячее сердце, обращённое каждой нотой своей к людям. Голос Руслановой ни с кем не спутаешь. Он единственный и неповторимый.

Лидия Русланова на протяжении всей своей творческой жизни была любима народом, окружена его восхищением и признательностью. Это была певица стихийного, яркого и самобытного таланта, непревзойдённая исполнительница русских народных песен. В этом жанре она служила образцом, эталоном. И народ любил певицу не только за открытость, щедрость, но и потому главным образом, что она никогда не сфальшивила, не изменила насильно ни одной интонации звучания народной песни – она её по-своему совершенствовала, но никогда не приспосабливала к моде, не лишала её черт подлинной народности. Лидия Русланова говорила: «Хорошо петь — очень трудно. Изведёшься, пока постигнешь душу песни, разгадаешь её загадку…»

     Во всём артистическом облике Лидии Руслановой видна была настоящая русская женщина-крестьянка. Говорившая со зрителем языком песни. Лидия Андреевна выходила на сцену в русском костюме, не стилизованном, а подлинном, оригинальном, точно таком, какой носили в родной деревне. На голове — цветастый полушалок. И, наконец, низкий поклон — знак доброго расположения к пригласившим её выступить зрителям. Говоря о русской песне, Лидия Андреевна преображалась буквально на глазах. Русланова удивляла многих фольклористов — собирателей песен. Но она не просто хранила свои богатства, а дарила их людям. Из своей «кладовой» она могла извлечь любой напев, любую мелодию — столько песен она знала с детства, ещё с того времени, как «пробовала голос» в родной деревне в Саратовской губернии.

Русская песня, особенно лирическая, носит ярко выраженный исповедальный характер. Но рассказ о жизни, о горестях и печалях исходит от людей не слабых, а сильных духом, и не жалобы суть их исповеди, а желание побороть судьбу, выстоять. Лидия Русланова никогда не плакала на сцене. В зале всхлипывали, доставали платки. А Лидия Андреевна хоть бы раз проронила слезинку. Эта сдержанность чувств, эмоциональная строгость — характерная черта русского народного пения. В песнях Руслановой слышится героика жизни, не теряющая самообладания, не впадающая в хвастовство силой. Сдержанность таких песен, напоминает ямщика, замерзающего в степи. Никакого малодушия, никакой паники нет у ямщика. Свою беду он встречает в полный рост.

    Русланова внесла свой вклад в победу советского народа над фашизмом в грозные годы Великой Отечественной войны. Где только она не пела! У артиллеристов, лётчиков, моряков, сапёров, разведчиков…. И всюду была желанной гостьей. Никогда не забудется ставший легендой концерт Руслановой у повреждённого рейхстага. Лидия Андреевна исполняла под гармошку с колкольчиками русские народные песни «Степь да степь кругом», «Ай да Волга, матушка-река», «По диким степям Забайкалья», и солдаты, только что закончившие свой последний бой, солдаты, сломавшие хребет фашисткому зверю, плакали, не стыдясь слёз.

     «Да что за тайна, что душа радуется старым неподшитым валенкам, что солдаты, повергнувшие Гитлера, с замиранием сердца слушают о неподшитых валенках у стен рейхстага! Ждут не дождутся приехать домой и походить в валенках по родному селу. Тайна, о которой я говорю, — великая любовь к родной земле, к Отечеству». (В. Боков).

Каждая её песня превращалась в своеобразную новеллу с чётким и выпуклым сюжетом. Если правомерно понятие «театр песни», то оно прежде всего относится к творчеству Руслановой. Блестящая певица, актриса, Русланова могла играть песню как скоморох. Пушкин так определил русскую песню: «Что-то слышится родное в долгой песне ямщика. То разгулье удалое, то сердечная тоска». Это о Руслановой сказано. У неё радость — так радость без оглядки, тоска — так уж до самой глубины. Русская песня обогащена песенным жанром — частушкой. Казалось бы, что сложного в частушке! Но между тем редко кому из профессионалов удаётся исполнить частушку с подлинной народностью. Резкий, пристанской, понизовый голос Руслановой хорошо сливался с голосом саратовской гармошки.

Имя Лидии Руслановой стало народной легендой. Дальневосточники остановили поезд, в котором ехала Русланова, чтоб посмотреть на любимую певицу. Это факт. Боевой генерал, услышав Русланову на фронте, снял боевой орден и приколол его к груди певицы. Это награда. Артистка Людмила Кайранская рассказывала про случай, которому она была очевидицей. Три лётчика пожаловались певице, что они улетают на задание и не смогут послушать её на концерте. Русланова успокоила их: «Летите на задание. А вернётесь – я для вас спою лично». Она ждала их на аэродроме. Стояла, волновалась; «А вдруг они не вернутся?» Вернулись! Глубокой ночью. Счастливая певица пела у самолёта. Зрительным залом для неё была степь. Зрителями – три лётчика. Это прекрасно! Вот где раскрывается сущность певицы, её народность, её щедрость, её любовь к людям. А без любви к людям не может быть искусства, никакого.

Представляем вашему вниманию книгу из музыкально-нотного отдела, посвящённую творчеству Лидии Андреевны Руслановой. В ней и описание жизни певицы, и лучшие песни из её репертуара, и обширная дискография записей, оставленных на грампластинках и компакт-дисках. Собрал всё это воедино заслуженный работник культуры Россиии, известный коллекционер Валерий Дмитриевич Сафошкин.

Сафошкин В.Д. Валенки, валенки, не подшиты, стареньки. Биография. Песни. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 416с., илл.

       Голос Руслановой творил чудеса. Он и теперь живёт в наших сердцах. Ещё и ещё раз приобщимся к его красоте, насладимся его льющимся потоком.

«…Она поёт действительно неповторимо, скопировать её невозможно… Низкий поклон бесподобному талантливому человеку!…» (М.Потапова).

Материал подготовила зав. сектором абонемента Беспалова Л.Г.