Литературный час «По следам шекспировского ямба: «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина».

«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия…» А.С.Пушкин.

В связи с юбилеями в 2024 году двух гениальных поэтов — Шекспира и Пушкина специалисты музыкально-нотного отдела провели литературный час «По следам Шекспировского ямба». За основу мероприятия взяли достаточно спорное с исторической точки зрения произведение «Моцарт и Сальери» из «Маленьких трагедий». Но в то же время одна из ярких и таинственных версий гениального музыканта. Итак, четыре всемирно известных имени — Пушкин, Моцарт, Сальери и Шекспир в проекте ЦБС «Пушкин навсегда — 225» и в проекте МНО «Пушкин и музыка».

23 апреля отмечается 460-летие поэта и драматурга У.Шекспира. Музыкально-нотный отдел Центральной городской библиотеки имени М.Горького провёл литературный час, на котором были поставлены вопросы влияния поэзии Шекспира на творчество русского поэта А.С.Пушкина, 225-летие которого отмечаем в этом году. Примером читательских исследований взяли произведение Александра Сергеевича «Моцарт и Сальери» из «Маленьких трагедий», поскольку для музыкально-нотного отдела это одно из интересных произведений-гипотез взаимоотношений музыкальных исторических личностей. Вот сколько параллелей можно найти, открыв страницы со строками Пушкина. В  каком-то смысле Пушкин — это наш Шекспир. Тем более интересно узнать, как наш гений относился к гению британскому. Имя Шекспира возникает в переписке Пушкина в начале 1820-х годов, тогда же оно зазвучало и в разговорах с современ­никами.Создание «Евгения Онегина» , «Бориса Годунова» шло в непрестанных шекспировских «штудиях». Шекспир и его герои постоянно упоминаются в рукописях Пуш­кина за 1826–1836 гг., исследова­тели предпо­лагали, что поэт собирался написать «трактат о Шек­спире».

«У меня кружится голова после чтения «Шекспира. Я как будто смотрю в бездну».

(Запись дневника М. П. Погодина, в которой со слов Д. В. Веневитинова — слова Пушкина, сказанные у Волконских)

«Сцена тени в Гамлете вся писана шутливым слогом, даже низким, но волос становится дыбом от Гамлетовых шуток».

(Черновая заметка «В зрелой словесности приходит время» (1828) А.С.Пушкин)

Воздействие Шекспира на творчество Пушкина проявля­ется во многих произведениях Пушкина. Образ Брута в стихо­творении «Кин­жал» (1821) связывают с героем драмы Шекспира «Юлий Цезарь». Муки ревности мавра Отелло испытал предок Пушкина Ганнибал Ибрагим («Арапа Петра Великого», 1827–1829). Шекспировские отзвуки можно рассмотреть в разработке некото­рых тем, мотивов и характеров в «Станционном смотрителе», в «Моцарте и Сальери», в «Русалке», «Египетских ночах», в по­этике драмы и стиха.

И как мыслитель, и как художник Пушкин был охвачен пафосом широкого и беспристрастного познания жизни. И в этом великой опорой стал для него Шекспир. Шекспировские принципы изображения жизни в наибольшей степени отвечали теперь устремлениям Пушкина. Шекспировское отношение к жизни стало не только его творческой программой, но и основой мировоззрения Пушкина, всей его жизненной философии.

Во время литературного часа читатели обсудили некоторые особенности поэзии, философии и подхода к историческим событиям у Шекспира, которые перенял А.С.Пушкин. Пушкин тяжело и мучительно воспринял известие о казни и ссылке декабристов, тех, кого он называл «друзья, братья, товарищи».Но и на эту историческую трагедию он хотел взглянуть глазами человека, стоящего на позиции великой шекспировской объективности. «Не будем ни суеверны, ни односторонни — как французские трагики; но взглянем на трагедию взглядом Шекспира» — эти слова были сказаны им именно по поводу исхода восстания. Стремление стоять на почве действительности, идти к познанию исторической необходимости становится источником реалистических завоеваний Пушкина.

Трагедия «Моцарт и Сальери» написана в период Первой Болдинской осени в 1830 году, входит в цикл «Маленькие трагедии», впервые опубликована в 1831 г. в альманахе «Северные цветы».Поиски Истины Мира пронизывают пушкинскую «маленькую трагедию» «Моцарт и Сальери». Критики приняли трагедию «Моцарт и Сальери» восторженно. Фраза «Гений и злодейство — две вещи несовместные» стала крылатой. 

В действительности Моцарт и Сальери не были врагами. У Сальери не было причин завидовать Моцарту, ведь он был успешным композитором и занимал почётную должность придворного капельмейстера — руководителя хоровой капеллы. Моцарт же так и не получил желаемую должность у императора и был лишён работы. И хотя по сей день продолжаются споры вокруг якобы насильственной смерти Моцарта, нет никаких достоверных источников, подтверждающих это. В 1997 году даже состоялся суд, на котором Сальери признали невиновным. 
А. С. Пушкин почерпнул слух об отравлении Моцарта в одной из французских газет и взял его за основу своего произведения. Трагедия «Моцарт и Сальери» укрепила этот миф и способствовала его распространению, а образ Сальери стал нарицательным для обозначения завистливой посредственности.

На литературном часе мы обратились к страницам «Маленьких трагедий» и почитали их вслух вместе с посетителями музыкально-нотного отдела. Произведение написано в стихотворной форме и потому его жанр — пьеса в стихах. Она написана белым — без рифмы — пятистопным ямбом, который ещё называют шекспировским. Таким образом поэт отдавал дань традиции У. Шекспира и его трагедиям. 

Музыка в ней – действующее лицо, вступающее в диалог с заглавными персонажами. Само построение пьесы напоминает сложное музыкальное произведение (например, сонату) с несколькими темами, развивающимися параллельно. Божественная музыка Моцарта пробуждает в Сальери не светлые чувства, а зависть и желание справедливости, понятой своеобразно. Сальери не слышит мировой гармонии, поэтому Моцарт ему кажется «гулякой праздным», которому «бессмертный гений» даётся не за заслуги, а так просто. Моцарт же слышит мировую гармонию и понимает, что передаёт её в своих произведениях не точнее, чем слепой скрипач по слуху подбирает его собственные мелодии. Как Моцарт смеётся над игрой слепого, так и Бог, быть может, смеётся над музыкой Моцарта. На музыкальном материале в пьесе рассматривается проблема «гений и злодейство». Моцарт и Сальери у Пушкина – не столько конкретные исторические лица, сколько два типа художников. Поэт не выясняет и не утверждает, отравил ли реальный Сальери реального Моцарта. На вопросы, поставленные автором в этом произведении, каждый читатель (а лучше, конечно, зритель) находит ответы сам, прислушиваясь к совести.

Настоящий талант требует от человека оставаться отзывчивым, добрым, не возноситься над другими, работать не ради славы, а из любви к творчеству. Как раз эту способность к творчеству утратил Сальери, подчинив всё «алгебре». Громкие чтения поэтической трагедии «Моцарт и Сальери» сопровождала музыка «Реквиема» Моцарта.

Использованы источники: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/5/Zakharov_Pushkin&Shakespeare/ https://foxford.ru/wiki/literatura/pushkin-mocart-i-saleri?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F

Материал подготовила заведующая МНО Черногрицкая Е.Ю.