Творческий портрет «Партитура для духового оркестра» к 115-летию со Дня рождения композитора, педагога Леонида Иосифовича Израйлевича.

Продолжая работу в краеведческом проекте «Композиторы Дона», мы знакомим наших читателей, посетителей музыкально-нотного отдела библиотеки имени М.Горького с именами музыкантов, композиторов, работавших на донской земеле. Сегодня в связи со 115-летием со Дня рождения вспоминаем имя композитора Израйлевича Леонида Иосифовича.

Л. И. Израйлевич ( 20.04.1909- 28.05.1993) – заслуженный деятель искусств РФ, профессор. Композитор, создавший весьма обширный концертный и педагогический репертуар для трубы и других духовых инструментов. С именем Израйлевича связана история становления кафедры духовых и ударных инструментов Ростовского государственного музыкально-педагогического института (в настоящее время Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова), где практически с первых дней его создания и до конца своей жизни (1967–1993) Леонид Иосифович возглавлял класс трубы. Молодые трубачи, поступившие в класс профессора Израйлевича, с первых дней обучения
попадали под воздействие воспитательной силы
большого педагога, музыканта и незаурядной
личности.

Выпускник Ростовского музыкального училища по классу трубы в 1931г., работал в симфоническом оркестре Всесоюзного радио. В 1940 году окончил Ленинградскую консерваторию.В 1940 году был командирован Главным музыкальным управлением Всесоюзного комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР для работы в Тувинской народной республике. Его усилиями были созданы военный духовой оркестр Народно-революционной армии, хор при Музыкально-драматическом театре. Годы работы в Туве стали важными для Л. И. Израйлевича, так как именно здесь он приобрел свой первый опыт в освоении национального своеобразия музыки азиатских народов. После Тувинской Народной республики работал в Киргизии и Бурятии, возглавлял Бурятский ансамбль песни и танца, где также внёс свой вклад композиторского творчества для этих республик. В 1955 году, возвратившись в родной Ростов-на-Дону, Л. И. Израйлевич обращается к донской тематике и казачьему песенному фольклору. С 1967 года преподавал в Ростовском музыкально-педагогическом институте (ныне Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова) на кафедре духовых инструментов. В 1982 году утверждён в звании профессора. В 1960—1975 годах был заместителем председателя Ростовского отделения Союза композиторов РСФСР.

Композитор с первых уроков готовил своих студентов к работе в оркестре и настоятельно требовал постоянного совершенствования навыков чтения нот с листа и транспонирования. Для этих целей он рекомендовал лёгкие подвижные пьесы, выписки из оркестровых партий и несложные этюды, всегда повторял, что этюдов много не бывает и играть их необходимо ежедневно на протяжении всей исполнительской деятельности. Основу концертного репертуара в классе трубы профессора Израйлевича составляли не только лучшие образцы русской, советской и зарубежной музыкальной классики, но и сочинения современных композиторов. Произведения подбирались с учетом индивидуальных способностей каждого ученика и обязательно по принципу от простого к сложному.

Богатый педагогический и исполнительский опыт Леонида Иосифовича воплотился в сочинениях для любимого инструмента. В классе профессора Израйлевича каждый студент изучал написанные учителем этюды на киргизские темы для трубы или корнета, а наиболее талантливым и технически оснащённым ученикам композитор рекомендовал свой Концерт-поэму для трубы с оркестром и «Триптих» для 3-х труб и литавр. И конечно же особое место в концертном репертуаре, изучаемом в классе профессора Израйлевича, занимал его Концерт-поэма для трубы с оркестром.

Сочинения

  • песня «Тулчуушкунче!» («На бой!») на слова С. Пюрбю — боевой гимн тувинских добровольцев
  • Киргизская увертюра
  • Фантазия «Бурят-Монголия»
  • симфоническая поэма Праздник в колхозе (1955)
  • вокально-симфоническая поэма Бессмертник (сл. А. Софронова, 1956)
  • хоровая легенда «Трубачи Первой Конной» на слова В. Саянова (1957)
  • вокально-симфонические сочинения «Ты — кормилец, наш славный Тихий Дон»(1967)
  • «Казачья слава» (1984)
  • симфонический сказ «Азов-град»(1987)
  • симфоническая трилогия «Сказ о Федоре Подтелкове», «Дума о Доне», «Родина»
  • Тувинский танец с тарелочками для симфонического оркестра (1947)
  • песня «Сердце арата»
  • тувинская симфоническая сюита «Саянские кедры»(1974)
  • «Межегей», «Саянская рапсодия» для скрипки с фортепиано
  • «Тувинские акварели» для фортепиано
  • детская опера «Охотник Кудер и лис Стоум» (1989)
  • «Триптих» для трёх труб и литавр
  • цикл романсов и донских песен; цикл тувинских маршей, песен и концертных пьес (1941—1944)

Большое значение профессор Израйлевич придавал важности публичных выступлений,считая, что именно выступления на публике способствуют подведению итогов ежедневной работы каждого исполнителя. Все организационные вопросы по проведению концертов, оформление и заказ афиш, приглашение гостей, обеспечение рекламы на радио он возлагал непосредственно на себя. Сам же выступал и как ведущий-музыковед.

Читатели познакомились с педагогической деятельностью Л.И.Израйлевича в Ростовском Государственном музыкально-педагогическом институте (ныне РГК имени С.Рахманинова), а также с творческими музыкальными произведениями композитора. Интересно было прочитать отрывки из статьи профессора Ф.А.Ревенко из Южнороссийского альманаха 2017г. выпуск №3 «Концерт-поэма для трубы с оркестром Л.И.Израйлевича» и №4 и «Педагогические принципы Леонида Иосифовича Израйлевича». В аудиозаписи прозвучали фрагменты Концерта-поэмы для трубы с оркестром. Несмотря на все достоинства, концерт исполнялся крайне редко и в основном наиболее успешными студентами в классе профессора Израйлевича.

На сегодняшний день сохранилась единственная аудиозапись этого произведения в исполнении известного советского трубача, ученика Л. И. Израйлевича и Т. А. Докшицера Валентина Рябцева. Концерт был исполнен в сопровождении Ростовского симфонического оркестра под управлением С. А. Когана. Запись произвели в 1984 году. В заключение отметим, что Леонид Иосифович Израйлевич был первым ростовским композитором, обратившимся к жанру инструментального концерта для трубы. Жанр Концерта для трубы продолжает развиваться, но Концерт-поэма для трубы с оркестром Леонида Иосифовича Израйлевича держит пальму первенства, оставаясь на сегодняшний день наиболее ярким и значительным произведением этого жанра в истории творчества композиторов Донского края.

Использованы источники: https://musalm.ru/2017-3-1-3.html, https://rostcons.ru/departments/dep_wind.html

Материал подготовила зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.