Музыкальные посиделки «Фольклорные мотивы в творчестве композиторов» .

«Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека». (Д.Б. Кабалевский.)

Фольклор, как общее понятие — это художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. Термин впервые был введён в научный обиход в 1846 году английским учёным Вильямом Томсом. Музыкальный фольклор — это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведение живёт в устной традиции, передаётся от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется. Русская народная музыка (русский музыкальный фольклор) — это традиционная музыка русского народа. Она является частью народной культуры. Русская народная музыка является основой, на которой произросла вся русская профессиональная музыка.

Различных музыкальных жанров у разных народов мира чрезвычайно много, поэтому в самом общем смысле их можно разделить на вокальные (те, что поются — главным образом, песни), инструментальные(которые играются — в основном наигрыши) и вокально-инструментальные (понятно, что здесь сразу и поют, и играют). Ещё многие музыкальные жанры можно распределить по трём универсальным категориям содержания. Это эпос (если рассказывается какая-нибудь история), лирика (если основной упор полагается на чувства) и драма (если исполняется какое-либо действие). Основной жанр русского песенного фольклорапесня.

Классики русской музыки любили народный фольклор, широко использовали его. Именно поэтому, часто, в мелодиях рождённых фантазией композитора, мы слышим отголоски народной музыки. Для профессиональных композиторов народная музыка была всегда источником творческого вдохновения. Фольклорные жанры обильно цитируются в академической музыке всех времён и народов, стилизация народных песен, наигрышей, танцев — излюбленный художественный приём композиторов-классиков. Русские композиторы огранили алмаз фольклорных жанров в бриллиант, бережно прикоснувшись к музыке разных народов, расслышав богатство её интонаций и ритмов, воплотив её живой облик в своих произведениях.

История русской классической музыки начинается с творчества М.И. Глинки, который вошёл в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке. По «фольклорному» пути, проложенному им, устремились и другие выдающиеся русские композиторы. Некоторые из них создавали блестящие обработки народных песен, другие же — украшали фольклорными напевами свои сочинения.

Наследниками традиций М.И. Глинки считали себя композиторы «Могучей кучки» ( «Новой русской музыкальной школы»). Свою цель они видели в воплощение русской национальной идеи в музыке. Поиски национальных корней и тяга к родной культуре обратили деятелей искусства к народным темам. Основополагающими принципами для композиторов- «кучкистов» были народность и национальность. Тематика их творчества связана преимущественно с образами народной жизни, исторического прошлого России, народного эпоса и сказки, древними языческими верованиями и обрядами.

Одним из важнейших источников творчества служила для композиторов «Могучей кучки» народная песня. Их внимание привлекала главным образом старинная традиционная крестьянская песня, в которой они усматривали выражение коренных основ национального музыкального мышления. Характерные для «кучкистов» принципы обработки народных песенных мелодий нашли отражение в сборнике Балакирева «40 русских народных песен» (составлен Балакиревым на основе собственных записей, сделанных во время поездки по Волге с поэтом Н. В. Щербиной в 1860).

Много внимания уделял собиранию и обработке народных песен Римский-Корсаков. Трудно назвать русскую оперу или симфоническое произведение, где бы ни прослушивался русский народный мелос. Н.А. Римский-Корсаков сотворил для оперы «Царская невеста» проникновенную лирическую песню в народном стиле, в ней сизливается горе девушки, выдаваемой замуж за нелюбимого. Песня Любаши содержит характерные черты русского лирического песенного фольклора: звучит без инструментального сопровождения, то есть a capella (редчайший пример в опере), широкая, протяжная мелодия песни оснащена богатейшими распевами.

Поначалу была сделана попытка приписать и начинающего композитора Петра Ильича Чайковского к «новой русской школе»: все они были одинаково молоды, все интересовались русским фольклором и писали программную музыку. Однако, никому из «пятерки» так и не удалось создать образцовый национальный музыкальный стиль и искусство, близкое народу, что, в общем-то, впоследствии с блеском удалось Чайковскому, взявшему курс на европейский стиль. Чайковский, родившийся и проведший детские годы в Воткинске, был большим знатоком национального русского фольклора. Он не просто разбирался в нем, умел вводить в свои музыкальные произведения и виртуозно адаптировать, но и создавал прекрасные стилизации на фольклорные темы.

Отечественные композиторы в своём творчестве постоянно обращались к такому жанру русского литературного фольклора, как сказки, легенды, предания. «У лукоморья дуб зелёный златая цепь на дубе том. И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом; идёт на право — песнь заводит, налево — сказку говорит…» Так подчеркнул А.С Пушкин близость песни (музыки) к сказке (литературе), их нерасторжимую связь.Одним из таких композиторов, который очень тонко чувствовал эту связь, является А.К. Лядов. Народное сказание настолько интересовало Лядова, что портрет Кикиморы взял за основу в симфонической миниатюры. Ещё один колоритный персонаж – кот Баюн, который качает в колыбельке Кикимору. Здесь Лядов использовал жанр — колыбельная песня. В творчестве Лядова есть ещё одна симфоническая миниатюра, рисующая один из самых распространенных образов русского сказочного фольклора – Бабу-ягу. Музыка удивительно яркая, красочная, открывается свистящим унисоном деревянных духовых и струнных инструментов.

Сергея Рахманинова, бесспорно, можно считать прямым «наследником» русских композиторов XIX века, в первую очередь, Петра Чайковского. Примеров обращения к конкретным фольклорным источникам в творчестве Рахманинова известно не так уж много. В основном это обработки народных мелодий. Первое обращение Рахманинова к фольклору относится к 1891 году, когда появилась его гармонизация бурлацкой песни «Во всю-то ночку темную» для пения с фортепиано. Более чем через двадцать пять лет состоялось еще одно обращение композитора к народным мелодиям в авторском сочинении в «Трех русских песнях» для оркестра и хора, в котором он использовал следующие песни: «Через речку, речку быстру», «Ах, ты, Ванька» и «Белилицы, румяницы вы мои». С лёгкой руки М.И. Глинки, русские композиторы увлеклись, по-мимо русского фольклора, ориентальным(восточным) фольклором. В романсе Рахманинова «Не пой, красавица при мне» вокальная мелодия и аккомпанемент демонстрируют виртуозные хроматические интонации, характерные для музыки Востока.

Творчество Сергея Прокофьева в меньшей степени связано с народной музыкой, хотя у него тоже имеются фольклорные цитаты. Например, в финале выдающегося произведения Симфонии — концерте для виолончели с оркестром ми минор проводится мелодия украинской народной песни «Бывайте здоровы, живите богато». Известны также прокофьевские «Увертюра на еврейские темы» для кларнета, двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано, написанная по заказу еврейских музыкантов, «Русская увертюра» для оркестра, Струнный квартет № 2 фа мажор, написанный на кабардинские темы, а в балете «Сказ о Каменном цветке» композитор использовал песни народов Урала.

Дмитрий Шостакович в своем творчестве обращался как к русскому, так и к еврейскому фольклору. Русская народная песенность стала привлекать внимание композитора, в основном, в зрелый и поздний периоды творчества. Многие его песни, безусловно, связаны с русским песенным фольклором. Исследователи отмечают, что в I части Тринадцатой симфонии («Бабий Яр») имеется сильно трансформированная цитата русской песни «Ах, вы сени, мои сени» — но в весьма своеобразном контексте: она трактуется здесь как тема «разгула злых сил».

В музыкальных посиделках, проводимых нашим музыкально-нотным отделом, принимает участие Детская школа искусств №2 им.А.П.Артамонова. Выше мы упоминали, что помимо русского фольклора, существует фольклор народов мира. Город Ростов-на-Дону славится своей многонациональностью. И мы, в преддверии Дня народного единства (4 ноября), представляем Вам выступление преподавателя Татевик Геворгян с армянской народной песней «Крунк» в обработке Комитаса.

Предлагаем вашему вниманию Танец горцев. Обработка дагестанских танцев. Исполняет преподаватель ДШИ им. А.П.Артамонова Нина Голова (фортепиано), Артемий Голов (виолончель).

https://yadi.sk/d/ui9rGTqilRM68Q Танец горцев
Оркестр русских народных инструментов МБУ ДО «ДШИ им. А. П. Артамонова (№2)»
Учащиеся ДШИ №»2 им. А.П.Артамонова

В музыкально-нотном отделе Центральной городской библиотеки им.М.Горького вы можете прочитать книги по музыкальному фольклору , народному творчеству.А также познакомиться с постоянно действующей выставкой в 2020году «Диво дивное — песня русская».

  1. Жирмунский В.М. Фольклор Запада и Востока: Сравнительно-исторические очерки/ В.М. Жирмунский. – М.: ОГИ, 2004. – 464с.

Академик В.М. Жирмунский (1881-1971) – один из наиболее ярких представителей отечественной гуманитарной науки первой половины – середины ХХ века. Настоящее издание представляет собой свод основных трудов Жирмунского по вопросам общей фольклористики и сравнительно-исторического изучения фольклора, в том числе фундаментальные статьи, посвящённые вопросу о странствующих сюжетах, литературным отношениям Востока и Запада, эпическому творчеству славянских народов.

2. Мельникова Л. И. Детский музыкальный фольклор в  дошкольных образовательных учреждениях (на примере земледельческих праздников): Пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей / Л.И. Мельникова, А.Н. Замина. — Москва: [Гном-Пресс], 2000.  — 88 с.

Настоящий сборник музыкального фольклора результат опытной работы с детьми старшего дошкольного возраста. Представленные примерные конспекты занятий-празднований помогут преподавателям разработать развивающие, познавательные и просто интересные занятия, организовать работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста и младших школьников с музыкальным фольклором. Пособие рекомендуется для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей.

3. Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор. Ч. I-II. – М.: Композитор, 1999. Ч.I. — 552с, ил.

Настоящий сборник является первым изданием, охватывающим все известные жанры детского музыкального фольклора, — более тысячи песен, сказок с напевами, игр, образцов инструментальной музыки. В I часть сборника включены: колыбельные песни, пестушки и потешки, прибаутки, сказки, календарные песни, пестушки и потешки, прибаутки, сказки, календарные песни; во II – заклички, приговорки, дразнилки, считалки, игры, инструментальная музыка. Каждый раздел предваряет небольшая вступительная статья, характеризующая данный жанр детского музыкального творчества. Издание снабжено подробными комментариями, списком источников и библиографической литературы по детскому фольклору.

4. Камаев, Арсен Фаритович. Народное музыкальное творчество: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Музыкальное образование» / А.Ф. Камаев, Т.Ю. Камаева. — 2-е изд., испр. — Москва: Академия, 2008 . — 303, [1] с.: ил.

Учебное пособие отражает комплексное представление о традиционной музыкальной культуре восточных славян и включает сведения из различных областей современной гуманитарной науки: музыкальной фольклористики, филологии, этнографии. Пособие содержит множество нотных примеров, снабжено справочным аппаратом, иллюстрировано. Для студентов педагогических учебных заведений. Может быть преподавателям музыкальных училищ и колледжей, а также учителям школ.

5. Костюхин, Евгений Алексеевич. Лекции по русскому фольклору: [учебное пособие по специальности «Филология»] / Е. А. Костюхин. — Издание 3-е, стереотипное. – Санкт- Петербург [и др.]: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2017. — 333 с.: ил.

Пособие даёт целостное представление о русском фольклоре его истории, жанровой типологии, включая современные формы бытования. В пособии представлен подробный анализ некоторых обрядов, сказок, былин, заговоров, пословиц и поговорок, а также современных фольклорных жанров. Предназначено студентам, изучающим славянскую народную культуру, а также всем, кто интересуется русским фольклором.

6. Рудиченко, Татьяна Семеновна. Донская казачья песня в историческом развитии / Т.С. Рудиченко; Рост. гос. консерватория (акад.) им. С.В. Рахманинова. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. консерватории, 2004. — 511с.: нот.

Монография является первым обобщающим исследованиям о музыкальном фольклоре донских казаков, в котором рассматриваются проблемы становления и развития воинской песенной традиции. Монография адресована учёным, преподавателям, студентам и всем интересующимся историей и культурой казачества.

7. Щуров, Вячеслав Михайлович (1937-). Жанры русского музыкального фольклора: учебное пособие для музыкальных вузов и училищ: в 2 ч. Ч. 1: История, бытование, музыкально-поэтические особенности / В.М. Щуров; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. — Москва: Музыка, 2007. – 400с., нот.

Автор пособия известный музыковед-фольклорист, собиратель и исполнитель народных песен, опубликовавший целый ряд фольклорных сборников, книг и статей, педагог – освещает в первой части издания историю возникновения и развития жанров русского народного музыкального творчества, условия бытования, исполнения песен и инструментальной музыки в русских сёлах и городах, поэтические и музыкальные особенности каждого жанра.

8. Щуров, Вячеслав Михайлович (1937-). Жанры русского музыкального фольклора: учебное пособие для музыкальных вузов и училищ: в 2 ч. Ч. 2: Народные песни и инструментальная музыка в образцах / В.М. Щуров; Моск. гос. Консерватория им. П.И. Чайковского. – Москва: Музыка, 2007. — 23 см. — 2007. – 656с., нот.

Значительная часть, представленная во второй части издания фольклорного материала, записанного автором и другими собирателями, публикуется впервые. Народные песни и инструментальная музыка, помещённые во второй части, являются нотными примерами к первой и составляет с ней единое целое. Книга представляет интерес для студентов музыкальных училищ и вузов, а также для музыкантов-исполнителей, композиторов, любителей и ценителей народного музыкального искусства.

Материал подготовили зав. сектором абонемента Беспалова Л.Г. и зав, МНО Черногрицкая Е.Ю.