Камиль Сен-Санс — прогресс французской музыки XIX века.

Сен-Санс принадлежит в своем отечестве к небольшому кружку представителей идеи прогресса в музыке.
П.И. Чайковский

9 октября исполнилось 185 лет со Дня рождения французского композитора Камиля Сан-Санса. Он вошел в историю прежде всего как композитор, пианист, педагог, дирижер. Однако подобными гранями далеко не исчерпывается талант этой поистине универсально одаренной личности. Сен-Санс был также автором книг по философии, литературе, живописи, театру, сочинял стихи и пьесы, писал критические эссе и рисовал карикатуры. Он был избран членом Французского астрономического общества, ибо его познания в физике, астрономии, археологии и истории не уступали эрудиции иных ученых, многолетний член Академии изящных искусств и кавалер Ордена Почётного легиона. В своих полемических статьях композитор выступал против ограниченности творческих интересов, догматизма, ратовал за всестороннее изучение художественных вкусов широкой публики. «Вкус публики», — подчеркивал композитор, — «хороший или простой — безразлично, — безгранично драгоценный путеводитель для художника. Будь он гением или талантом, следуя этому вкусу, он сможет создать хорошие произведения».

Камиль Сен-Санс родился в семье, связанной с искусством (отец писал стихи, мать была художницей). Яркое музыкальное дарование композитора проявилось в столь раннем детстве, что составило ему славу «второго Моцарта». С трех лет будущий композитор уже обучался игре на фортепиано, в 5 — начал сочинять музыку, а с десяти выступал как концертирующий пианист. В 1848 г. Сен-Санс поступил в Парижскую консерваторию, которую окончил через 3 года сначала по классу органа, затем по классу композиции. К моменту окончания консерватории Сен-Санс был уже зрелым музыкантом, автором многих сочинений, в т. ч. Первой симфонии, получившей высокую оценку Г. Берлиоза и Ш. Гуно. С 1853 по 1877 гг. Сен-Санс работал в различных соборах Парижа. Его искусство органной импровизации очень быстро снискало всеобщее признание в Европе.

Человек неутомимой энергии, Сен-Санс, однако, не ограничивается лишь игрой на органе и сочинением музыки. Он выступает как пианист и дирижер, редактирует и издает произведения старых мастеров, пишет теоретические труды, становится одним из основателей и педагогов Национального музыкального общества. В 70-х гг. одно за другим появляются сочинения, с восторгом встречаемые современниками. Среди них — симфонические поэмы «Прялка Омфалы» и «Пляска смерти», оперы «Желтая принцесса», «Серебряный колокольчик» и «Самсон и Далила» — одна из вершин творчества композитора.

Оставив работу в соборах, Сен-Санс целиком посвящает себя композиции. При этом он много путешествует по всему миру. Прославленный музыкант был избран членом Института Франции (1881), почетным доктором Кембриджского университета (1893), почетным членом Петербургского отделения РМО (1909). Искусство Сен-Санса всегда находило теплый прием в России, которую композитор неоднократно посещал. Он был дружен с А. Рубинштейном и Ц. Кюи, живо интересовался музыкой М. Глинки, П. Чайковского, композиторов-«кучкистов». Именно Сен-Санс привез из России во Францию клавир «Бориса Годунова» М. Мусоргского.

Последние годы жизни музыкант постоянно гастролировал, выступая в качестве пианиста и дирижёра на Родине и в других странах мира. Последний выход Сен-Санса на сцену состоялся летом 1921 года. Композитор прожил почти до 90 лет – в Алжире его настиг инфаркт. Тело Сен-Санса перевезли на кладбище де Монпарнас.

К.Сен-Санс и П.И.Чайковский

Вспоминая о юбилеях двух композиторов в 2020 году, двух современников XIX века, необходимо коснуться истории их знакомства и взаимоотношений. Сен-Санс был очень значимой фигурой в европейской музыке и его выступления в России стали событием в культурной жизни.

Встреча Чайковского с Сен-Сансом состоялась в Москве в 1875 году, в связи с выступлением французского музыканта, на которое Петр Ильич откликнулся в газетной рецензии следующим образом: «Г-н Сен-Санс принадлежит в своем отечестве к небольшому кружку представителей идей прогресса в музыке. В этом передовом кружке, состоящем из наиболее талантливых современных французских композиторов… г.Сен-Санс занимает самое видное место…». В исполненном Втором фортепианном концерте Чайковский отметил «необыкновенное искусство в уравновешенности, законченности формы и, вместе с тем, весьма самобытную творческую индивидуальность». Сен-Санс не принадлежал к числу любимых французских композиторов Чайковского, гораздо больше ему нравился Жорж Бизе, его «Кармен». Оперы же Сен-Санса «Этьен Марсель» (услышал в Париже в 1879 году) и «Генрих VIII» (был на спектакле в 1886) ему совершенно не понравились, о чем он сообщил в письме к фон Мекк и записал в Дневнике. Другие же произведения привлекли внимание Чайковского. Кроме того, он не мог не считаться с положением Сен-Санса в французских музыкальных кругах.

Сен-Санс обещал способствовать исполнению музыки Чайковского в Париже, и, по его инициативе, в декабре следующего года там была исполнена увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Последняя встреча Чайковского и Сен-Санса состоялась в год смерти русского композитора, в Кембридже, где они оба были удостоены звания почетного доктора Кембриджского университета.

Чайковский продирижировал тогда «Франческой да Римини», и в своей книге «Портреты и воспоминания» Сен-Санс пишет об этом концерте, сравнивая произведение Чайковского с симфонией «Данте» Листа.

Интересные факты из жизни композитора:

  • Мальчика назвали двойным именем – Шарль-Камиль, в честь умершего дяди Камиля и двоюродной бабушки Шарлотты, которая стала для него второй мамой.
  • Камиль с ранних лет интересовался различными музыкальными звуками. Позже он вспоминал, как вслушивался в каждый «шумок» и даже заставлял скрипеть старые двери, чтобы слушать их звук.
  • Сен-Санс начал давать концерты в 5 лет: сначала перед камерной аудиторией, а в 1845 г. дебютировал на сцене «Salle Pleyel» (зал для концертов симфонической музыки на 1900 мест).
  • Когда музыкант начал осваивать орган, однокурсники смеялись над его игрой. Но благодаря упорству и трудолюбию в конце 1849 г. Сен-Санс получил уже вторую премию по органу, а Ференц Лист назвал его величайшим виртуозом.
  • Сен-Санс стал первооткрывателем в записи музыки. В 1904 компания «Граммофон», которая находилась в Лондоне, отправила режиссера Фреда Гэсберга в Париж, чтобы записать там арии из опер «Асканио» и «Самсон и Далила» совместно с композитором.
  • Сен-Санс участвовал в военных действиях — самоотверженно сражался во время франко-прусской войны. Позже он признавался, что даже на поле боя не ощущал такой паники, какая настигала его во время выступлений перед зрителями.
  • Композитор страдал болезнью глаз и туберкулезом, но даже запреты врачей и прогрессирующие недуги не могли заставить Сен-Санса оставить любимую работу.
  • Помимо музыки, композитора интересовали другие виды искусство, история Франции, религия, математика, астрономия и археология.
  • Многим Сен-Санс знаком по сюите «Карнавал животных». Однако сам композитор считал ее лишь музыкальной шуткой и запретил издавать при своей жизни — кроме пьесы «Лебедь». После его смерти партитура «Карнавала» была издана целиком и получила широкую известность.
  • Еще при жизни в Дьеппе (Франция) был открыт памятник Сен-Сансу… в присутствии самого композитора. Он иронично прокомментировал: «Видимо, дьеппцы настолько возненавидели мою музыку, что просто устали дожидаться моей смерти и таким образом решили заставить меня перестать сочинять».

Сен-Санс, стремясь к формальному совершенству, порой пренебрегал содержательностью. Он сам поведал об этом в воспоминаниях о Бизе, где не без горечи писал: «Мы преследовали разные цели — он искал прежде всего страсть и жизнь, а я гонялся за химерой чистоты стиля и совершенством формы».

Использованы материалы источников: https://domusica.ru/kamil-sen-sans-10-interesnyh-faktov-o-kompozitore/, https://www.belcanto.ru/saint.html, https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/kamil-sen-sans