«История любимого полонеза»- к юбилею М.К. Огинского

В конце сентября 2020г. в музыкальной культурной жизни отмечался юбилей — 255 лет со Дня рождения Михаила Огинского — композитора, общественного деятеля. Одно из известнейших, произведений Полонез Ля минор, играют почти все учащиеся музыкальных школ, разучивая ноты для души, для домашнего музицирования — мелодия красивая и несложная в исполнении.

Когда-то, обучаясь в школе, я играла на фортепиано Полонез Огинского. «Полонез Огинского» — это было такое известное сочетание слов. Знаменитое произведение. Была даже какая-то старая шутка: «Кто написал «Полонез Огинского?» . Кто же он был, автор этого проникновенного, изысканного и в тоже время торжественного музыкального произведения, ставшего настолько известным?

Михаил Клеофас Огинский известен во всем мире прежде всего как выдающийся польский и белорусский композитор. Правда, сам он скромно называл себя композитором-любителем. Оценивая себя как любителя музыки, которому «получилось сочинить некоторые мелочи», Огинский писал о своих музыкальных способностях: «Все, что я имею, это хороший слух, глубокое чувство гармонии и вкуса, которое я в себе воспитал, слушая и часто занимаясь хорошей музыкой.»

О том, как он сочинял музыку, Огинский писал: «Редко мне доводилось вносить изменения в мою первую импровизацию», и подчеркивал, что он не «ученый музыкант», а любитель, который «одну только имеет заслугу — непосредственно переживает музыкальные впечатления и судит о музыке с точки зрения ощущений своего сердца…» Надо сказать, что в детстве и юности Михал Огинский получил достаточно серьезное музыкальное образование, включавшее в себя не только навыки игры на музыкальных инструментах, но и теорию музыки и композиции. Его учителем музыки был Осип Козловский (1757-1831), тогда еще совсем молодой музыкант, а впоследствии — известный белорусский и русский композитор, музыкант, органист, директор императорских театров, автор российского гимна «Гром победы, раздавайся!». Козловский учил Михаила Клеофаса игре на клавире и скрипке и преподавал ему теорию и историю музыки, а также основные принципы композиции. Дружбу со своим первым учителем музыки Огинский сохранял на протяжении всей жизни. Впоследствии Осип Козловский несколько раз посещал Залесье и здесь написал комическую оперу, которую посвятил хозяину усадьбы. Музыкальные произведения Огинского пользовались огромный популярностью во всей Европе, его полонезы звучали на балах, нотные сборники его произведений издавались во многих городах, — в Вене, Берлине, Париже, Флоренции. Сегодня известно около 60 его фортепианных и вокальных произведений, в том числе 26 полонезов, 4 марша, 3 мазурки, галоп и менуэт. Некоторые его произведения вошли в золотые коллекции мировой музыкальной классики. Было также много неопубликованных или изданных небольшими тиражами его произведений, которые пока не найдены. Но наибольшую известность получил полонез «Прощание с Родиной», более известный как просто «Полонез Огинского».

Кроме своего творческого таланта, Михал Клеофас Огинский обладал также и незаурядными дипломатическими способностями. Он был выдающимся политическим и государственным деятелем, дипломатом, а еще — одним из лидеров восстания Костюшко, почетным членом Виленского университета, сенатором Российской империи.

Жизнь этого талантливого, многогранного человека была полна бурных событий и похожа на интереснейший приключенческий роман.

Родился Михал Клеофас 25 сентября 1765 в имении Гузове под Варшавой, но сам он подтверждал белорусское, или как тогда говорили, литвинское происхождение своего рода. Предки князей Огинских являлись потомками западных русинов — белорусов, принявших католицизм. Род Огинских был одним из самых богатых и влиятельных. Семья Огинских принадлежала к высшим аристократическим кругам Европы. Предки Михала Клеофаса занимали высокие должности во входившем в Речь Посполитую Великом княжестве Литовском.

Отец Михала Анджей Огинский (1740-1787) был сенатором и послом Речи Посполитой в Петербурге, Вене и Берлине, одним из ближайших сподвижников последнего короля ВКЛ – Станислава Августа Понятовского. Михал Клеофас получил блестящее домашнее образование. Большое влияние на молодого Огинского оказало общение с Михалом Казимиром Огинским, известным покровителем искусств, музыкантом, поэтом, чью резиденцию в Слониме Михал Клеофас посещал. В более старшем возрасте Михал Огинский изучал историю, политическую и экономическую теорию и право; он интересовался также музыкой и всеми видами изящных искусств, много читал, изучал языки. Уже в возрасте 19 лет Михал Клеофас Огинский начал свою блестящую политическую карьеру. В 24 года он уже был награжден орденом Св. Станислава и наивысшим государственным орденом Белого Орла. Огинский проявил незаурядные дипломатические способности, и, когда внутренняя и внешняя политика Речи Посполитой особенно осложнились, в 1790 году по поручению короля в качестве чрезвычайного посланника Речи Посполитой с особой миссией отправился в Голландию, а затем в Англию. Позднее он был назначен министром финансов Великого княжества Литовского. При этом Огинский продолжал увлеченно заниматься музыкой. Свой первый полонез он написал в 1791 году в Варшаве. В музыкальных произведениях Огинского современники находили изящество и хороший вкус.

Михал Клеофас Огинский принял участие в восстании Костюшко: на собственные деньги он сформировал и вооружил отряд численностью в 2500 человек, во главе которого не без успеха развернул партизанскую войну против русских войск. Огинский не только командовал боевым отрядом, но и написал для поддержания боевого духа «Марш повстанцев 1794 года» и еще несколько патриотических песен и маршей. В ноябре 1794 года восстание Костюшко потерпело поражение, силы были слишком неравны. Почти все Великое княжество Литовское вошло в состав Российской империи. В тот тяжелый момент, как обычно считается, и был написан знаменитый полонез «Прощание с Родиной».

Настоящее название произведения таково: Полонез № 13 ля-минор «Прощание с Родиной». Так его озаглавил сам композитор при издании сборника своих музыкальных произведений. Полонез «Прощание с Родиной» стал по-настоящему бессмертны произведением. Вообще, изначально полонез (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais — польский) — это старинный величественный танец-шествие, имеющий польское происхождение и возникший в этой стране где-то около 15 века. Его исполняли в начале бала, подчеркивая торжественность момента. Позднее полонез стал непременным атрибутом и народных праздников, и обычно им открывались танцы. Для этого танца специально писали соответствующую медленную величественную и торжественную музыку — «полонез». А впоследствии полонез стал самостоятельным музыкальным произведением. Это музыкальное произведение состоит из одной музыкальной темы и множества вариаций на нее, и при этом слушается с неподдельным интересом от первой до последней ноты. Первоначально полонез был написан для клавира, но существуют переложения для различных инструментов и для оркестра.

В 1823 году Михал Огинский по состоянию здоровья переехал в Италию, во Флоренцию, где прожил последние 10 лет жизни.

В 1826 г., в Париже секретарь Огинского Л. Ходько издал на средства князя его мемуары в четырех томах на французском языке. Парижский тираж составил 2 тысячи экземпляров, еще 3 тысячи экземпляров было издано в Женеве. В 1831 году во Флоренции Огинский выпустил отдельной книгой сборник нот своих музыкальных произведений.

Огинский скончался в октябре 1833 года и был похоронен на монастырском кладбище около храма Санта Мария Новелла во Флоренции, а некоторое время спустя останки композитора были перенесены в костел Санта Кроче, в пантеон, где покоятся Микеланджело, Макиавелли, Галилей.

Материал подготовила Наталья Гудзь