Музыкальный дайджест «Серебряные струны души» — к всемирному Дню туризма.

27 сентября — Международный День Туризма!

Международный день туризма учреждён Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации в 1979 году в испанском городе Торремолинс. В России отмечается с 1983 года. Цель праздника — пропаганда туризма, развитие связей между народами разных стран.

Дорогие друзья! Каждый из нас любит путешествовать. Одни едут в дальние страны, другие исследуют красивейшие места нашей необъятной Родины. Поэтому это праздник не только тех, кто занят непосредственно в сфере туристического бизнеса, но и праздник каждого, кто хоть раз ощутил себя путешественником, выбравшись из каждодневной будничной суеты на берег речки, в лес, в поле или в другие места, которыми так богата наша земля!
Туризм — это замечательная возможность приобщиться к здоровому образу жизни, заняться спортом, укрепить своё тело и дух!
Поздравляем всех с этим замечательным праздником!

Поколения меняются, но до сих пор душевнее всего у жарких углей звучат песни русских бардов ,таких как Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Булат Окуджава, Александр Розенбаум, Олег Митяев, Никитины Татьяна и Сергей и многих других. Собравшись с друзьями у костра, взяв в руки гитару, сложно не начать ностальгировать.

Туризм — занятие для людей сильных духом и сильных физически. Поэтому спорт для людей, решивших посвятить себя туризму, занимает в их жизни важное место. Много песен, звучащих в туристических походах, посвящены именно спортивной тематике.

Считается, что песню «Скалолазка» Владимир Высоцкий посвятил актрисе Ларисе Лужиной, вместе с которой работал на картине «Вертикаль». Он сам говорил об этом в концертах. Но так ли это было на самом деле?.. Скорее всего, песня посвящена той, о которой Высоцкий поет, — альпинистке, скалолазке Светлане Лепко. И, конечно, эту песню можно часто услышать среди туристов в походах, особенно, если это туристический поход в горы.

Песни Юрия Визбора с удовольствием исполняют туристы под гитару у костра. Одной из самых популярных можно назвать песню Визбора «Милая моя, солнышко лесное» — трогательная, нежная, мелодичная.

Путешествия и горные походы — увлечения самого Юрия Визбора. Поэт занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ. Увлечение альпинизмом нашло отражение в его песнях и сделало их популярными среди туристов.

Многие лирические песни любимы туристами. Одной из них стала песня из кинофильма «Тихие троечники» — «Ты да я, да мы с тобой». Замечательно её исполняли Татьяна и Сергей Никитины.

Отдельно хочется выделить детские туристические песни, которые можно часто услышать в детских лагерях, в совместных походах родителей со своими детьми. В детских туристических песнях присутствует и туристическая романтика, и юмор, и походный дух.

Туристические походы с детьми, приобщают детей к различным видам спорта, делая их сильнее, выносливее и упорней. Об этом поётся в юмористической детской туристической песне Ю. Зайкова «Заманили!»

Для всех любителей туризма и бардовской песни представляем книги и ноты из музыкально-нотного отдела по данной тематике.

Сборники стихов и нот туристической тематики.

Андреева Ю.А. Наша авторская…: История, теория и современное состояние самодеятельной песни. — М.: Мол. Гвардия, 1991. — 270с.

Возьмёмся за руки, друзья!/ Автор-составитель Л.П. Беленький. — М.: Мол.гвардия, 1990. — 447(1)., ил.

Крамбабули. Песни студентов 50-х годов XX столетия с нотами / М.М. Ермакова — Ростов-на-Дону, 2009. — 112с.

Люблю костёр. Туристические песни для детей /Сост. О.В. Чилап. — М.: Изд-во «Музыка», 1989. — 63с.

Люди идут по свету: Книга-концерт/ Сост. Беленький Л.П. и др. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 399с., ил.

Люди идут по свету. Туристические песни /С.Мага. — М.: «Советский композитор», 1989. — 400с.

Наполним музыкой сердца. Антология авторской песни. Песенник /Сост. Р.А. Шипов. — М.: Изд-во «Советский композитор», 1989. — 256с.

Павлинов А.П., Орлова Т.П. Ни пуха ни пера. Студенческие и туристические песни. — Санкт-Петербург: Изд-во «Композитор», 1998. — 86с.

Песни нашего двора/ Авт.-сост. Н.В. Белов. — Мн.: «Современный литератор», 2003. — 320с. — (Золотая коллекция).

Песни у ночного костра. Сборник. — М.: «Денис-Альфа», 1996. — 320с.

Среди нехоженных дорог одна — моя: Сб. Туристических песен/ Сост. Л.П. Беленький. — М.: Профиздат, 1989. — 440с.: ноты.

Сборники песен известных отечественных бардов, включая песни туристической тематики. Интересные факты о знаменитых бардах.

Галич А. Возвращение: Стихи, песни, воспоминания /Предисловие А. Шаталова. — Музыка, 1990. — 320с.

Зубрилина С.Н. Владимир Высоцкий: страницы биографии. — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. — 352с.

Истомин С., Денисенко Д. Самые знаменитые барды России. — М.: Вече, 2001.- 416с. (Самые знаменитые).

Митяев О.Г. Небесный калькулятор : (сборник)/ Олег Митяев. — М.: Эксмо, 2010. — 304с.: ил.

Окуджава Б.Ш. Ваше благородие госпожа удача: Стихи, проза. — М.: Изд-во ЭКСМО, 2004. — 416с., илл.

Песни бардов. Вып.1. Сборник песен: Визбор Ю., Высоцкий В., Окуджава Б. и др./Сост. В.И. Модель. — Ленинград: «Советский композитор», 1989. — 80с.

Розенбаум А.Я Белая птица удачи. Сборник стихотворений.- М.: «ТРИЭН», «ЭКСМО-Пресс», 2000г. — 480с.: ил.

Юрий Визбор: монологи со сцены/ Лит.запись О.Л. Терентьева. — М.: Изд-во «Гудьял-Пресс, 2000. — 224с.

Олега Митяева — автора-исполнителя, музыканта — знают все. Если не имя, то хотя бы строчки его песен. Для туристов и компанейской публики Митяев — это песня «Как здорово!». У Вас есть прекрасная возможность послушать её, посмотрев нашу презентацию, посвящённую Дню туризма.

«Живи, путешествуй, не сожалей ни о чем и благодари судьбу» — Джек Керуак.

Материал подготовила Беспалова Л.Г. — зав.сектора абонемента МНО.

«По страницам кинофильмов»- к 100- летию С.Ф. Бондарчука.

25 сентября исполняется 100 лет со дня рождения С.Ф. Бондарчука (1920 – 1994) — советского и российского актёра, кинорежиссёра, сценариста, педагога, Героя Социалистического Труда (1980), Народного артиста СССР (1952), Лауреата Сталинской премии первой степени (1952), Ленинской премии (1960), Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1977) и Государственной премии СССР (1984),а также  обладателя кинопремии «Оскар» за фильм «Война и мир» (1969).

Творчество С.Ф. Бондарчука составляет целую эпоху в отечественном кинематографе. Его фильмы- «Судьба человека», «Они сражались за родину», «Красные колокола» —  до сих пор смотрят зрители во всем мире.

Последняя режиссерская работа, которая вышла на экраны при жизни мастера – двухсерийная картина «Борис Годунов» (1986), где Сергей Бондарчук выступает в обеих своих ипостасях.
 В фильме «Борис Годунов» семья Бондарчуков снялась в полном составе: Сергей Бондарчук (Годунов), Ирина Скобцева (хозяйка корчмы), Фёдор Бондарчук (царевич Фёдор Годунов), Алёна Бондарчук (царевна Ксения).

Семья режиссёра С.Ф. Бондарчука.

Во всех картинах, где он был режиссёром после 1960-го года, снималась его супруга Ирина Скобцева, причём часто именно в роли жены персонажа Бондарчука: «Отелло», «Выбор цели», «Молчание доктора Ивенса», «Война и мир».

 Сергей Бондарчук всегда говорил, что «художник в кино должен служить добру, людям и кинематографу».
Его первая роль – Валько в фильме «Молодая гвардия». Затем были Тарас Шевченко в одноименном фильме, роль Дымова в «Попрыгунье», «Отелло».
Продолжая работать как киноактер, Сергей Бондарчук демонстрировал широту диапазона и добротный традиционализм исполнения. Его наиболее заметными ролями стали Астров в «Дяде Ване» (1971, режиссера А. С. Михалкова-Кончаловского), академик Курчатов в «Выборе цели» (1975, режиссера И. В. Таланкина), отец Сергий в одноименном фильме также Таланкина (1979), Монтанелли в «Оводе» (1980, режиссера Н. П. Мащенко).

Как режиссёр Сергей Бондарчук работал не только на советских картинах, но и участвовал в международных проектах. «Ватерлоо» снимался им совместно с итальянскими продюсерами. А многострадальный «Тихий Дон», созданный совместными усилиями Великобритании, Италии и России с международной актерской командой, был завершен только после его смерти сыном Федором Бондарчуком и сопровождался затяжной скандальной историей с иностранными продюсерами. И как актер Сергей Федорович снимался за пределами СССР, в частности в картине «В Риме была ночь» — классика итальянского кино Роберто Росселлини, что было большой редкостью в то время.
В фильме «Степь» (1978, по одноименной повести А. П. Чехова) Бондарчук реализовал свою давнюю мечту — перенести на экран одно из своих любимых литературных произведений.

Особенное внимание заслуживает экранизация романа «Война и мир».
Многие режиссеры отмечают, что произведения Толстого невероятно «киногеничны», толстовские описания и диалоги как будто созданы для переноса на пленку. Бондарчук внимательнейшим образом изучил текст романа и сформулировал для себя главную идею книги так: объединение людей ради общей цели.
 Образы фильма произвели такое впечатление на зрителя, что Наташу Ростову и Андрея Болконского стали представлять именно как Людмилу Савельеву и Вячеслава Тихонова, а масштабная сцена Бородинской битвы воспринималась как историческая хроника. Фильм мгновенно завоевал популярность среди советских зрителей.

 Бондарчук вынашивал идею экранизации «Тихого Дона» М. А. Шолохова, но проект оказался готов к реализации только к концу 1980-х годов. В 1990 году был подписан контракт на съёмки совместного советско-английского фильма, при участии итальянских продюсеров, но окончательный монтаж фильма осуществить не удалось и только в 2006 году фильм завершил его сын Ф. С. Бондарчук.

Фильмография Сергея Бондарчука (режиссера)

1959 — Судьба человека
1965 — 1966 — Война и мир
1970 — Ватерлоо (Италия, СССР)
1975 — Они сражались за Родину 1977 — Степь
1981 — Красные колокола. Фильм 1. Мексика в огне (СССР, Италия, Мексика)
1982 — Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира (СССР,    Италия, Мексика)
1986 — Борис Годунов (СССР, Чехословакия, ГДР, Польша) 1
1992 — Тихий Дон (Великобритания, Италия, Россия)

Фильмография Сергея Бондарчука (сценариста)

1965 — 1967 — Война и мир (совм. с В. И. Соловьёвым)
1970 — Ватерлоо (совм. с В. Боничелли)
1973 — Пятое наступление (Югославия) (совместно с др.)
1975 — Они сражались за Родину
1977 – Степь
1981 — Красные колокола. Фильм 1. Мексика в огне (совм. с В. И. Ежовым, А. Сагуэрой)
1982 — Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира (совм. с В. И. Ежовым, А. Сагуэрой)
1986 — Борис Годунов
1992 — Тихий Дон (Великобритания, Италия, Россия) (совм. с Н. Бадалукко, Р. Балчусом)

Сергей Бондарчук как актёр принимал участие в 40 фильмах.

Хочется привести слова этого гениального актёра и режиссера, в которых, как в зеркале, отражается вся его жизнь и принципы творчества:
«Кинематограф не пирожное, а хлеб, необходимый людям. Если это хлеб, то художник в кино должен служить добру и людям».

Предлагаем Вашему вниманию видео-презентацию «Легенда советского кинематографа — С.Ф. Бондарчук» — к 100- летию режиссёра.

Материал подготовила библиотекарь I категории Рычкова Г.В.

Выставка-обзор «Вокальные методики — в новых поступлениях музыкально-нотного отдела»

Музыкально-нотный отдел предлагает профессиональную литературу для педагогов-музыкантов в рамках программы «Библиотека- музыкальному педагогу». Сегодняшний обзор новинок посвящён вокальному искусству и методике преподавания вокала.

Методология хорового исполнительства

Анисимов, Александр Иванович.  Дирижер-хормейстер : творческо- методические записки : учебное    пособие / А. И. Анисимов. — Издание 4- е, стереотипное. — Санкт-Петербург ;    Москва ; Краснодар : Лань : Планета    музыки, 2019. — 225, [2] с. : ил., муз.    пр. ; 21 см.

А.И. Анисимов – заслуженный деятель искусств, профессор дирижерско-хоровых кафедр Ленинградской и Московской консерваторий. Автор рассмотрел в книге такие вопросы, как комплектованиехоровых партий, посадка на репетициях, расстановка на концерте; технологии работы с хором; элементы хоровой звучности, чистота интонирования, сторой; мануальная техника и идейно- художественное содержание хоровых партитур.  Книга адресована педагогам и студентам хоровых кафедр, руководителям профессиональных и любительских хоров. Также она представляет интерес для круга музыкантов различных специальностей.

Шамина, Людмила Васильевна. Основы народно-певческой    педагогики : учебное пособие / Л. В.   Шамина. — Издание 3-е, стереотипное. —    Санкт-Петербург [и др.] : Лань :    Планета музыки, 2018. — 197, [1] с. :    ил., портр. ; 24 см.

Данное учебное пособие призвано обеспечить руководителя народно-певческого коллектива специальными знаниями, навыками и умениями, необходимыми для получения квалификации «преподавателя», предусмотренной государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по специализации «Дирижирование народным хором».
Учебное пособие охватывает весь комплекс возможных вопросов теоретического и практического характера, направленных на воспитание личности хормейстера, компетентной в теоретико-методических проблемах народно-певческого исполнительства и педагогики.

История вокального искусства

 Багадуров, Всеволод Алавердиевич.      Очерки по истории вокальной    методологии =     Essays on the History of    Vocal Methodology : учебное пособие :    [в 3 частях] / В. А. Багадуров. —  Санкт-Петербург : Лань : ПЛАНЕТА    МУЗЫКИ, 2018. — 21 см.

 Багадуров, Всеволод Алавердиевич.     Очерки по истории вокальной   методологии = Essays on the History of   Vocal Methodology : учебное пособие :    [в 3 частях] / В. А. Багадуров. —   Санкт-Петербург : Лань : ПЛАНЕТА   МУЗЫКИ, 2018. — 21 см.

Багадуров, Всеволод Алавердиевич.       Очерки по истории вокальной  методологии = Essays on the History of  Vocal Methodology : учебное пособие :   [в 3 частях] / В. А. Багадуров. —    Санкт-Петербург : Лань : ПЛАНЕТА   МУЗЫКИ, 2018. — 21 см.

Барсова, Людмила Григорьевна.    Из истории петербургской вокальной  школы. Эверарди, Габель, Томарс,   Ирецкая : учебное пособие / Л. Г.   Барсова. — 3-е издание, стереотипное. —   Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар :    Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2019. — 153, [1]    c. : портр. ; 21 см.

В книге рассказывается о выдающихся преподавателях сольного пения Петербургской консерватории —  Камилло Эверарди, С.И. Габеле, И.С. Томарсе, Н.А. Ирецкой, деятельность которых обусловила расцвет и широкое признание отечественной вокальной школы на рубеже Х1Х – ХХ вв. В основе четырех глав – обширные и малоизученные материалы, в т.ч. и неопубликованные, затрагивающие проблемы образования, методики обучения певцов, оперной практики. Впервые также представленпуть в педагогику и деятельность в России и зарубежье одного из ярчайших представителей петербургской школы А.Д. Александровича.  Предназначена для вокалистов, педагогов вокала, а также для всех интересующихся историей русской музыки и театра.

Физиология устройства голосового аппарата певца

Работнов, Леонид Дмитриевич.     Основы физиологии и патологии голоса   певцов : учебное пособие / Л. Д.   Работнов. — 3-е издание, стереотипное.  — Санкт-Петербург : Лань : Планета   музыки, 2017. — 220, [2] с. : ил. ; 21    см.

Данное издание представляет собой ценную научно-исследовательскую работу, имеющую, несомненно, большое значение в качестве учебно-педагогического пособия в области вокальной методологии. Автор в своей книге подходит к вопросам голосообразования исключительно с физиологической точки зрения.   Книга Работнова адресована вокальным педагагам, певцам и студентам, обучающимся по направлению «вокальное искусство».

Сонки, Станислав Максимович.       Теория постановки голоса в связи с    физиологией органов, воспроизводящих    звук [Текст] : учебное пособие / С. М.   Сонки. — Издание 10-е, стереотипное. —   Санкт-Петербург [и др.] : Лань :   Планета музыки, 2017. — 180, [2] с. :    ил., нот. ; 21 см.

Вниманию читателей предлагается книга известного русского вокального педагога и методиста С.М.Сонки, представляющая собой руководство по постановке голоса для начинающих певцов и артистов. Книга содержит необходимые сведения как теоретического, так и практического характера, относящиеся к искусству пения. Приводится очерк анатомии и физиологии органов дыхания и гортани, имеющих прямое отношение к правильной постановке голоса. Рассматривается образование голоса вообще и певческого звука в особенности; представлена подробная научная разработка так называемого диафрагматического типа дыхания, рекомендованного староитальянской вокальной школой.…

Искусство классического вокала

Смелкова, Татьяна Дмитриевна.    Академическое пение в современном    образовательном пространстве : учебно-    методический комплекс : бакалавриат по    направлению 53.03.03 «Вокальное    искусство», профиль «Академическое   пение» : учебно-методическое пособие :    [учебное пособие для студентов высших    учебных заведений] / Т. Д. Смелкова, Ю.   В. Савельева. — Санкт-Петербург ;    Москва ; Краснодар : Лань : ПЛАНЕТА    МУЗЫКИ, 2018. — 411, [1] с. : табл. ;   23 см.

Учебно-методический комплекс кафедры сольного пения Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена представляет собой совокупность систематизированных материалов , необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех обучающихся в вокально- исполнительской   педагогической деятельности.    УМК составлен на основании ФГОС ВПО, а также учебного плана по направлению «Вокальное искусство», профиль»Академическое пение», с учетом разработки фонда оценочных средств.

Стеблянко, Алексей Алексеевич.       Искусство оперного пения.   Итальянская вокальная школа : его   величество звук : учебное пособие для   вузов, ведущих подготовку по    направлению «Педагогическое    образование» / А. А. Стеблянко.    Санкт-Петербург [и др.] : Лань :    Планета музыки, 2017. — 43, [2] с. :    ил. ; 19 см. + 1 электрон. опт. диск   (DVD).

Сэнтли, Чарльз.     Искусство пения и вокальной  декламации : учебное пособие / Чарльз  Сэнтли ; пер. с англ. Н. А.    Александровой. — Санкт-Петербург ;  Москва ; Краснодар : Лань : ПЛАНЕТА   МУЗЫКИ, 2017. — 92, [1] с. : ил.,    ноты ; 20 см.

Чарльз Стенли (1834 – 1922) – выдающийся английский певец, баритон. Его книга представляет собой сборник советов опытного артиста молодым начинающим певцам. То. Что певец говорит об организации занятий вокалиста, о дикции, актерской игре, репетициях, не потеряло своего значения до сих пор.    Книга предназначена вокалистам, педагогам, студентам музыкальных учебных заведений, музыковедам, любителям вокального искусства.

Особенности и методика постановки голоса

Бархатова, Ирина Борисовна.     Гигиена голоса для певцов [Текст]     учебное пособие : [12+] / И. Б.    Бархатова. — Изд. 3-е, испр. — Санкт-  Петербург [и др.] : Лань : Планета   музыки, 2017. — 125, [1] с. : табл. ;   20 см.

Бархатова, Ирина Борисовна.     Постановка голоса эстрадного    вокалиста : метод диагностики проблем :   учебное пособие / И. Б. Бархатова. —    Издание 3-е, стереотипное. — Санкт-   Петербург [и др.] : Лань : Планета    музыки, 2018. — 59, [2] с. : ил.,    ноты ; 20 см.

Вербов, Александр Михайлович.       Техника постановки голоса : учебное    пособие / А. М. Вербов. — Издание 3-е,    стереотипное. — Санкт-Петербург [и    др.] : Лань : Планета музыки, 2017. —    61, [2] с. : нот. ; 20 см.

В данном пособии излагается система постановки голоса для вокалиста. Каждая глава снабжена научными сведениями, рисунками, описаниями практических приемов для достижения наилучшего результата, выводами в конце. Книга поможет сформировать мышление, организовать верное направление интеллектуальной работы певца, создать верное понимание о происходящих в его организме процессах во время звучания голоса. Четко представляя общие принципы и связи между работой голосовых связок, хрящей, мышц, костей своего организма, певец будет в безопасности от многих ошибок спонтанного «знахарского» обучения, чему и призвана служить работа доктора А. М. Вербова.
Пособие предназначено не только для начинающих певцов, но и для профессиональных вокалистов, имеющих недостатки в пении. Также книга послужит хорошим руководством для педагогов вокального искусства.
Гутман, Оскар.       Гимнастика голоса : руководство к    развитию и правильному употреблению   органов голоса в пении и система    правильного дыхания : учебное пособие /    Оскар Гутман. — 3-е издание,    стереотипное. — Санкт-Петербург [и    др.] : Лань : Планета музыки, 2017. —    76, [1] с. ; 20 см.

Заседателев, Федор Федорович.         (1873-1940).      Научные основы постановки голоса :    учебное пособие / Ф.Ф. Заседателев. —    Изд. 4-е, стер. — Санкт-Петербург [и    др.] : Лань : Планета музыки, 2018. —    109, [2] с. : ил., табл. ; 21 см.

Кофлер, Лео (1837-1908).      Искусство дыхания. Как основа    звукоизвлечения : незаменимая книга для    певцов, ораторов, педагогов, адвокатов,    проповедников и всех тех, кто желает    обладать приятным голосом и крепким    здоровьем : учебное пособие / Лео    Кофлер ; перевод с английского Е. В.    Вербицкой. — Санкт-Петербург : Лань :    Планета Музыки, 2019. — 318, [1] с. :    ноты, табл., портр. ; 21 см.

Сольное пение

?

Левко, Валентина Николаевна.      Культура сольного пения :    методические очерки / Валентина Левко.    — Москва : Музыка, 2016. — 194, [6]    с. : ил. ; 22 см. — (Библиотека    музыканта-педагога).

Полякова, Наталия Ивановна.       Академическое сольное пение :    программы для ДМШ и ДШИ : учебно-    методическое пособие : рекомендовано к    использованию в учебном процессе в    детских школах искусств методическим   центром «Вокальное искусство» Дирекции    образовательных программ в сфере   культуры и искусства Департамента    культуры г. Москвы / Н. И. Полякова. —    Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар :    Лань : Планета музыки, 2019. — 180, [2]    с. : табл. ; 21 см.

Сергеев, Борис Александрович.      Сольное пение : программа для ДМШ,    музыкальных отделений ДШИ, гимназий и    лицеев искусств : учебно-методическое   пособие / Б. А. Сергеев, Н. К.    Комарова, М. В. Комлева. — Издание 2-е,   стереотипное. — Санкт-Петербург ;    Москва ; Краснодар : Лань : Планета   музыки, 2020. — 45, [2] с. ; 20 см.

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Сольное пение» разработана на основе и с учетом Федеральных Государственных Требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства. Она направлена на профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие обучающихся. Программа учебного предмета «Сольное пение» предназначена для работы с детьми, обучающимися в гимназиях и лицеях искусств, ДМШ, музыкальных отделениях ДШИ, и подготовки их к поступлению в средние специальные и высшие образовательные учреждения культуры и искусства.

Основы русской и зарубежной вокальной методики.

Пенинская, Любовь Сергеевна.       Основы русской школы пения ; Секрет    пения : учебное пособие / Л. С.    Пенинская. — Издание 2-ое,    исправленное. — Санкт-Петербург [и    др.] : Лань : Планета музыки, 2017. —    154, [1] с. ; 21 см.

Труд «Основы русской школы пения» включает подробные разъяснения ключевых вокальных вопросов: от истории «великой итальянской школы», особенностей пения на различных европейских языках, «грудо-гортанном воздушном упоре», до таких любопытных моментов, как определение голоса по внешнему виду певца и «рождению и смерти» звука на губах.
Широкий спектр вопросов, убедительность доказательств, свежесть и неожиданность многих утверждений позволяют считать данную работу абсолютно цельным и довольно основательным материалом для певцов, педагогов пения и любителей вокального искусства.

Стулова, Галина Павловна.       Теория и методика обучения пению :    учебное пособие : [для студентов    направлений бакалавриата и магистратуры    музыкальных факультетов высших учебных   заведений] / Г. П. Стулова. — Изд. 4-е,    стер. — Санкт-Петербург ; Москва ;    Краснодар : Лань : Планета музыки,    2019. — 194, [1] с. : ноты ; 21 см.

В данном учебном пособии рассматриваются теоретические основы вокальной методики с позиций физиологии певческого процесса. На основе исследований развития детского голоса и обобщений научных достижений в области теории голосообразования автором показана взаимосвязь биомеханизмов звукообразования с методами обучения пению. Понимание этой взаимосвязи может способствовать развитию вокального мышления у специалистов, обучающих пению как взрослых, так и детей. В работе даны методические рекомендации к практической работе хормейстера по постановке детского голоса в процессе индивидуальных занятий и в условиях хора.
Книга адресуется студентам музыкальных и дирижерско-хоровых факультетов, аспирантам, занимающимся проблемами вокального воспитания учащихся, хормейстерам и учителям музыки общеобразовательных школ.

Тетраццини, Луиза (1871-1940).       Как правильно петь : учебное    пособие / Луиза Тетраццини ; перевод Н.   А. Александровой. — Санкт-Петербург [и    др.] : Лань [и др.], 2017. — 204, [1],    VIII с. ил., портр. : ноты ; 15 см.

Материал подготовила Наталья Гудзь

«Страницы истории любимой улицы: прогулка по Большой Садовой» краеведческий час.

Эпицентр городской жизни города Ростова-на-Дону  — улица Большая Садовая. Это культурное, историческое, административное и финансовое сердце города. История Большой Садовой насчитывает более 200 лет, правда, тогда улица не была такой красивой. Строительный бум охватил ее в начале XX века, когда здесь строились шикарные особняки, названные именами преуспевающих купцов. Ростов всегда был торговым, шумным и бойким городом.

Главной улицей города Большая Садовая была не всегда. Её история началась в 1781 году, когда безымянное пространство впервые появилось на плане населённого пункта. Первое имя она обрела в 1811 году — на генеральном плане улицу отметили как Загородную.Нечётную сторону украшали деревья, высаженные в начале XIX века. В это верится с трудом, но до 1850-х годов на улицу вывозили нечистоты и складывали мусор. В то время центром города считалась Базарная площадь, чуть позже — Московская улица.Новый виток в истории Большой Садовой начинается в 1860-х годах с приходом к власти местного чиновника Байкова. По его распоряжению на улице установили керосиновые фонари. В 1865 году появился водопровод. А спустя три года по мостовой начали ездить общественные кареты. Развитию инфраструктуры способствовало и строительство конно-железной городской дороги. Произошло это событие в 1887 году. В 1901 году по новой центральной улице был пущен первый в городе трамвай. Однако местные жители не спешили сюда переезжать. Особенно неохотно расставались со своей прежней обителью купцы. Всё изменилось с началом строительного бума. Особое предпочтение горожане стали отдавать пространству в районе Таганрогского и Большого проспектов (сейчас называются Будёновский и Ворошиловский). Активная стройка привела к появлению красивых и уникальных зданий, которые назывались по фамилиям своих владельцев. Эта часть считается самой красивой и сегодня . К сожалению, до наших дней уцелели не все здания — большинство безвозвратно потеряно после революции, войны и советской власти. Оценить величие тех построек можно лишь по фотографиям, сохранившимся с былых времён. Кстати, именно при советской власти улица стала носить имя Энгельса. Об этом свидетельствует памятная доска на доме № 71. В 90-ые годы улице было возвращено её прежнее название.

Бывший городской доходный дом стал главным корпусом университета. Там разместились историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский факультеты, различные научные общества, лаборатории и клиники. В 1917 году университет был назван Донским. Непосредственные занятия в Варшавском университете в Ростове начались в конце ноября 1915 года. Торжественное начало учебного года сопровождалось пышными празднованиями и церковной службой. Университет открыл свои двери для двух тысяч студентов, но, несмотря на весь оптимизм, реальность была менее радужной, чем ожидалось. Постоянно возникали проблемы с помещениями и нехваткой кадров, но Варшавский университет выстоял. Деятельность университета продолжалась два года и была прервана революцией 1917 года. В мае университет был официально закрыт. В середине 1930-х годов главный корпус Ростовского университета переместился в бывший Доходный дом Кистова.

А в бывшем городском доходном доме разместился ростовский педагогический институт. В 1993 году Педагогический институт стал университетом. В 2006 году он был включён в состав Южного федерального университета и сегодня это здание является одним из его корпусов. Здание относится к объектам культурного наследия регионального значения города Ростова-на-Дону.

На пересечении улицы Большой Садовой и Крепостного переулка- памятник Основателям крепости Дмитрия Ростовского скульптура «Основателям крепости святого Димитрия Ростовского» (2009). Композиция изображает момент обсуждения плана строительства будущей крепости, с которой и началась история Ростова-на-Дону. В 1760 году для защиты низовьев Дона от турецких и татарских захватчиков началось проектирование крепости. Работами руководил военный инженер Александр Ригельман, цитадель назвали в честь святого Дмитрия Ростовского.

Завершение улицы Большой Садовой — на Театральной площади. На ней стоит Драматический театр им.М.Горького , он же «театр в форме трактора». Здание, считающееся памятником конструктивизма, построено в 1935 году. И это не фольклорное название — форма трактора действительно закладывалась в образ здания. Такие крупные архитекторы, как Ле Корбюзье и Оскар Нимейер, называли театр жемчужиной советской архитектуры Фашисты, отступая из Ростова в 1943, взорвали его. Восстановлено оно было лишь в 1963, но в несколько меньших масштабах.

 Фонтан у театра с фигурами атлантов, лягушками и черепахами (1936). Эта скульптура – дипломная работа молодого и перспективного архитектора Евгения Вучетича. В войну, как и театр, фонтан был разрушен. Восстановлен в 1950-е годы.

Предлагаем перейти по ссылке и собрать пазл с историческим зданием Городской Думы, ныне Администрации гРостова-на-Дону: https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=172944a91244

preview28pieceЗдание городской Думы г.Ростов-на-Дону

Материал подготовила заведующая МНО Черногрицкая Е.Ю.

Музыкальный дайджест «Осенний сон А. Розенбаума» — к дню рождения композитора и певца.

13 сентября 1951 года родился Александр Яковлевич Розенбаум — советский и российский певец, поэт, композитор, актёр, Народный артист России.

Александр Розенбаум родился в Ленинграде, в семье врачей. С 5 лет он начал заниматься музыкой, а первые стихи начал писать еще в школе. Как и многие подростки того времени, Александр прошел через увлечение творчеством и песнями А.Галича, В.Высоцкого, Б.Окуджавы, «Биттлз». Этот период в жизни Розенбаума направил его к авторской песне.

В выборе профессии он пошел по стопам родителей. Сразу после школы в 1968 году Александр поступил в Первый медицинский институт в Ленинграде. Окончив институт в 1974 году по специальности анестезия и реаниматология, Розенбаум почти пять лет проработал врачом «скорой помощи». В этот же период он начал свои первые выступления на сцене – был гитаристом в рок-группе «Аргонавты». Розенбаум поступил в вечернее джазовое училище при Дворце культуры имени Кирова, где изучал основы аранжировки и навыки джазовых композиций. В 1980 году Розенбаум ушел на профессиональную эстраду и стал артистом Ленконцерта, затем играл в различных группах, много гастролировал. Началом сольной деятельности музыканта можно считать 14 октября 1983 года, когда он выступил в Доме культуры МВД имени Дзержинского как исполнитель собственных песен.

Песни Розенбаума образуют несколько циклов – блатной, цыганский, лирический, исторический и другие. По форме творчество Розенбаума близко к жанру бардовской песни. Однако сам Александр Яковлевич считает, что он работает в жанре «Розенбаум». Наибольшая популярность к Александру пришла в начале 1980-х годов после его песен – «Вальс-бостон», «Приходите к нам на огонек», «Утиная охота» и других. Первый диск певца – «Эпитафия» – вышел в 1986 году. С тех пор он регулярно дает концерты на многих эстрадных площадках, много сочиняет, став одним из самых «народных» исполнителей, работающих в жанре авторской песни.

Особое место в его творчестве занимает военная тема, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной и войной в Афганистане («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…», «Караван», «Дорога длиною в жизнь» и др.. Певец часто бывал в расположениях советских воинских частей, выступая с концертами в Афганистане.

Также его творчество характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам (пример — песни «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно…») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»).

Много песен Розенбаум посвятил родному городу на Неве ( «Налетела грусть», «Прогулка по Невскому», «Лиговка» и др.)

Есть среди его песен и философская лирика. Одна из песен с философской лирикой _ «Вещая судьба».

Интересны песни из лирического цикла («Разреши, я тебе напишу», «Ау», «На плантациях любви», «Перевал любви» и др.)

Как артист Розенбаум обладает определенным сценическим обаянием, притягательностью и сильным мужественным голосом баритональной природы. За творческую карьеру он выпустил несколько грампластинок, компакт-дисков, сборников стихов и песен, более 20 альбомов. Он автор музыки к фильмам «Друг», «Чтобы выжить» и другим. Также пробовал Александр свои силы и в кинематографе, снявшись в фильмах – «Афганский излом», «Побег на край света», «Бессонница» и другие.

«Я очень верю в силу слова и души» (А. Розенбаум)

Представляем книги из музыкально-нотного отдела, посвящённые творчеству А.Розенбаума.

1. Розенбаум А.И. Белая птица удачи. Сборник стихов. — М.: ННН, 1996. — 489с.:илл.

2. Розенбаум А.И. Белая птица удачи. Сборник стихов. — «Триэн», «Эксмо-пресс», 2000. — 480с.:илл.

3. Розенбаум А. «Время жить и помнить. Время петь»: Песни для голоса в сопровождении гитары. — Композитор-Санкт-Петербург., 2001.

В книгах собрано более трехсот произведений популярнейшего «поющего поэта» Александра Розенбаума, чьи стихи, даже оторванные от музыки, сохраняют тот неповторимый, завораживающий магнетизм, который так присущ его творчеству. Также в книгах опубликованы фотографии композитора.

«Пусть осень не кончается,
В ней счастье повстречается…
Два голубя в дом каменный,
Твой белый, мой подраненный,
Влетели — заколдованный был дом.
Завяла крона — ствол руби…
Согрелись в доме голуби
И свили в нём из веточек гнездо…» (А.Розенбаум)

Материал подготовила зав.сектора абонемента МНО Беспалова Л.Г.

«Город-песня — Ростов-на-Дону» к Дню города с композитором С.А. Халаимовым

Дорогие ростовчане! Сотрудники музыкально-нотного отдела центральной городской библиотеки им. М. Горького поздравляют всех Вас с Днем города Ростова-на-Дону!
 Этот праздник отмечается в третье воскресенье первого осеннего месяца. Жители южной столицы чувствуют приближение этого события и ждут его. Обычно в парках, на площадях и улицах нашего города выступают артисты, звёзды российского шоу-бизнеса, выступают замечательные детские коллективы.
Однако, в этом году привычный сценарий праздника нарушил коронавирус.
 Было принято решение: перевести многие мероприятия в режим онлайн и музыкально-нотный отдел не исключение.
По давно сложившейся традиции этот праздник всегда торжественно проходил в музыкально-нотном отделе центральной городской библиотеки им. М. Горького.


По многочисленным просьбам читателей отдела празднование Дня города обычно проводилось с участием ростовского композитора Сергея Анатольевича Халаимова – автора замечательных песен и романсов о городе Ростове-на-Дону  и ростовчанах, автора многочисленных чудесных детских песен о школе, дружбе, спорте, а также оригинальных шуточных песен-зарисовок .Композитор писал и фортепианные произведения

Сам Сергей Анатольевич о себе рассказывает так…

Я родился 8 февраля 1965 г. в Ростове-на-Дону, в семье служащих. Музыку сочиняю с 8 лет. В 1979 г. окончил ДМШ им. Н.А. Римского-Корсакова по классу скрипки, в 1984 г. — теоретическое отделение Ростовского училища искусств, учась композиции у А.П. Артамонова. В 1990 году окончил теоретико-композиторский факультет Ростовского государственного музыкально-педагогического института (ныне — Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова) по классу композиции проф. А.И. Кусякова и начал работать в средней школе № 104 руководителем музыкального кружка. С 2000 г. по настоящее время работаю концертмейстером Центра детского дома творчества Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону.

Я провёл немало авторских концертов и встреч в Ростовской областной филармонии, Ростовском музее ИЗО, в библиотеках, детсадах, школах Ростова и области. Мои произведения звучали на фестивалях «Ростовские композиторы — детям», «Калининское лето» (хутор Пухляковский), по радио «Дон-ТР» (в исполнении певицы Натальи Абрамовой), публиковались в коллективных и 13 авторских сборниках («Ростовский вальс», 1997; «Уходит осень», 2000; «Где прячется зайчик?», 2001; «Осенние письма», 2003; «Последняя осень XX века», 2005; «Встреча», 2006; «Песенные кружева», 2007; «Нотная наука», 2015; «Птичий концерт», 2017 и др.). В ростовском издательстве «Феникс» вышло несколько хрестоматий педагогического репертуара с моими произведениями. Среди сочинений того периода —  симфоническая поэма-сказка, фортепианные и скрипичные детские пьесы, сотни романсов и песен (преимущественно детских), хоры. Много лет я участвую в работе литературно-творческих объединений «Созвучие» им. Н.М. Скрёбова и «Окраина»; плодотворно сотрудничаю с поэтами Дона, как известными, так и начинающими.

Последние на сегодняшний день крупные сочинения — детские мюзиклы «Гадкий утёнок» и «Времена года» на либретто педагога Н.М. Рябухиной (ею же поставленные на Камерной сцене Ростовского музыкального театра объединёнными силами его артистов и детских коллективов города в 2008–2013 гг.). Благодаря расширению контактов в интернете моё творчество узнали не только в родном крае, но и в других российских регионах и странах ближнего Зарубежья.

В год 300-летия Таганрога (1998) я стал дипломантом литературно-музыкального конкурса «Город у моря» (за «Песню о Таганроге» на стихи Элеоноры Анохиной).
В 2015 г. мне была вручена грамота Второго Донского Императора Николая II кадетского корпуса ДГТУ, а в 2016 г. — Благодарственное письмо и значок почетного кадета (за создание музыки гимна корпуса и дальнейшее творческое сотрудничество). В апреле 2016 г. был награжден памятной медалью «185 лет Байкову Андрею Матвеевичу»
В том же году был поощрён Благодарственным письмом министерства культуры Ростовской области («за большой вклад и активное участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных жизненному пути и творческому наследию донского писателя А.В. Калинина»).
Мне неоднократно вручались почетные грамоты и благодарственные письма от Ростовской-на-Дону Централизованной библиотечной системы и библиотек Дона.

Музыка С. Халаимова, слова Е. Кондратьевой

Муз. С. Халаимова, слова А. Пепеляевой

Предлагаем Вашему вниманию литературу из произведений С.А. Халаимова. Это песни, романсы на стихи ростовских поэтов: Альберта Гончарова, Натальи Апушкиной, Елены Панаевой, Натальи Майер, Николая Скрёбова, Анны Пепеляевой и других поэтов, а также песни для детей на стихи А. Киселёвой, М. Каминской, Б.Троицкого, Л. Черновой и других авторов. Песни разнообразны по тематике и доступны по музыкальному языку.

Халаимов, С. Птичий концерт: детские песни на стихи Н. Майер / С. Халимов. – Ростов-на-Дону: Донской Издательский Дом, 2017

Данный сборник является плодом многолетнего творческого содружества композитора С.Халаимова и поэтессы Натальи Майер.
Песни разнообразные по тематике и доступные по музыкальному языку.
 Предназначены для детей дошкольного и школьного возраста; они могут быть использованы в репертуаре детских садов, общеобразовательных и музыкальных школ.

Халаимов, С. Где прячется зайчик?:
детские песни / С. Халаимов. – Таганрог, 2001

В этом сборнике детские песни на стихи А. Киселёвой, М. Каминского, Л. Черновой, Б.Троицкого, Г.Сапгира, Тани Гужовой, Наташи Клюевой и других поэтов. Песни с оригинальными названиями: «Обходи автобус сзади»,  «Кошачья колыбельная», «Где прячется зайчик», «Хочу конфет» и др.

Халаимов, С. Нотная наука: детские песни на стихи Альберта Гончарова / С. Халаимов. – Ростов-на-Дону:Донской Издательский Дом, 2015

Этот сборник является итогом почти пятнадцатилетнего содружества композитора С. Халаимова и поэта Альберта Гончарова.

Песни разнообразны по тематике и доступны по музыкальному языку.
Предназначены для детей младшего и среднего школьного возраста и могут быть использованы в вокальном и хоровом репертуаре общеобразовательных и музыкальных школ.

Халаимов, С. Картинки лета: детские песни на стихи Елены Панаевой: для голоса с фортепиано. – Таганрог, 2003

 Песни для детей школьного возраста с такими названиями: «Пёсик Чарли», «Разговор со щенком», «Про кота», «В начале лета»

Песни разнообразные по содержанию и доступны по музыкальному языку.

Предназначены для детей младшего и среднего школьного возраста и могут быть использованы в вокальном и хоровом репертуаре общеобразовательных и музыкальных школ.

Халаимов, С. Музыка солнечного дождя: песни для голоса и фортепиано / песни для детей на стихи Анны Алфёровой: для голоса и фортепиано / С. Халаимов. – Челябинск: Талисман, 2020

Песни в этом сборнике предназначены для детей школьного возраста; доступные по музыкальному языку, светлые по содержанию.

Материал подготовила библиотекарь I категории Рычкова Г.В.

Читаем вместе «Музыка толстых» — к 100-летию ЦГБ им. М.Горького

В этом году юбилей у центральной городской библиотеки имени Максима Горького. Музыкально-нотный отдел представляет материал и проводит различные мероприятия по теме «Горький и музыка». В жизни Максима Горького музыка играла большое значение, он дружил со многими выдающимися музыкантами и композиторами.

     Сегодня мы хотим представить вашему вниманию статью М. Горького, которую впервые опубликовала газета «Правда» 18 апреля 1928 года. В этой статье писатель высказывает своё отношение к джазу. Джаз, как направление вокально-инструментальной музыки появился в США в начале XX века. Начало джазу положили африканские ритмы, на которые в последствии стали накладываться европейские мотивы.

Возвращаясь  к статье Горького «Музыка Толстых», справедливости ради надо сказать , что, называя джаз — «музыкой для толстых», писатель имеет в виду буржуев.

Фрагмент статьи Горького «Музыка Толстых»

     А всё-таки неловко назвать ночным это удивительное небо юга Италии, этот воздух, насыщенный голубым светом и душистым теплом ласковой земли. Свет исходит как будто не от солнца, отражённого золотом луны, а от этой неутомимо плодородной земли, трудолюбиво, искусно обработанной руками людей. Светом бесшумно дышит среброкованная листва олив, каменная кладка стен по скатам гор; эти стены предупреждают оползни, образуют по горам плоскости, на которых посеян хлеб, посажены бобы, картофель и капуста, разбиты виноградники и рощи апельсиновых, лимонных деревьев. Совершенно непоколебимая тишина. Тишина этой ночи, помогая разуму отдохнуть от разнообразных, хотя и ничтожных огорчений рабочего дня, как бы нашёптывает сердцу торжественную музыку всемирного труда великих и маленьких людей, прекрасную песнь новой истории, — песнь, которую начал так смело трудовой народ моей родины.
     

Но вдруг в чуткую тишину начинает сухо стучать какой-то идиотский молоточек — раз, два, три, десять, двадцать ударов, и вслед за ними, точно кусок грязи в чистейшую, прозрачную воду, падает дикий визг, свист, грохот, вой, рёв, треск; врываются нечеловеческие голоса, напоминая лошадиное ржание, раздаётся хрюканье медной свиньи, вопли ослов, любовное кваканье огромной лягушки; весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных…

             Нечеловеческий бас ревёт английские слова, оглушает какая-то дикая труба, верещит скверненькая дудочка, раздирая уши, крякает и гнусаво гудит саксофон…Наконец, музыка для толстых разрешается оглушительным грохотом, как будто с небес на землю бросили ящик посуды. Снова светлая тишина….  

     Хотелось бы отметить, что современный джаз — более всеобъемлющее понятие, включающее в себя множество популярных музыкальных стилей. Благодаря популярным и новейшим музыкальным направлениям джаз становится разнообразнее и приобретает иное звучание. Наш город славится одной из лучших в России джазовых школ им. Кима Назаретова. В залах филармонии, на концертных площадках города достаточно часто можно услышать интересные и разноплановые выступления джазовых коллективов.

        В нашем отделе так же проводятся музыкальные мероприятия, где звучит джазовая музыка в исполнении учащихся детских музыкальных школ, студентов музыкальных учебных заведений г.Ростова-на-Дону.     Представлены постоянно действующие выставки о Горьком и его музыкальных предпочтениях, о дружбе с композиторами, певцами и музыкантами-современниками писателя. В музыкально-нотном отделе вы можете глубже изучить джазовое направление – представлено большое количество книжной и нотной литературы, которая откроет всем желающим страницы джазовой музыки.

Материал подготовила зав. сектора абонемента Беспалова Л.Г.

«Дом, где живёт музыкальная книга»- исторический экскурс

Накануне 100-летнего юбилея Центральной городской библиотеки им. М.Горького музыкально-нотный отдел предлагает познакомиться с историей формирования музыкально-нотного фонда на виртуальной экскурсионной прогулке по центральным улицам города, связанным с библиотекой. Сейчас Центральная городская библиотека им.Горького находится на ул.Большой Садовой, 11 и музыкально-нотный отдел размещается на 2 этаже здания.

Вот как выглядела улица Большая Садовая в начале XX века. Именно в эти годы в Ростове-на-Дону в среде профессиональных музыкантов города появляется идея создать доступный фонд нотных изданий для жителей города.

улица Большая Садовая 1914г.

Открытие первой публичной музыкальной библиотеки связано с очень известной музыкальной фамилией в России — с фамилией семьи Гнесиных. На улице Тургеневской рядом с синагогой располагается дом, в котором выросли известные педагоги-музыканты сёстры Гнесины — Елена, Евгения, Мария, Елизавета и Ольга и брат Михаил. Они все ростовчане, родились и прожили в нашем городе до 1900 -х годов. А затем переехали в Москву. А Михаил Фабианович поступает в Петербургскую консерваторию и становится учеником Н.А.Римского -Корсакова. После окончания консерватории Михаил вернулся в родной город и развернул кипучую и многообразную деятельность по развитию музыкальной культуры в городе Ростове-на-Дону.

В 1916г. вместе с педагогом-скрипачём Португаловым решили организовать общедоступную библиотеку. Открытие общества » Музыкальная библиотека им. Римского-Корсакова» было разрешено, у общества был свой устав. Сразу же были проведены ряд концертов, каждому концерту предшествовало вступительное слово М.Ф.Гнесина.

Переулок Газетный, 50, бывший переулок Казанский,44 (2 этаж) — квартира и библиотека из личных собраний композитора М.Гнесина.

В первой музыкальной школе г.Ростова-на-Дону, которая носит имя Михаила Гнесина и отмечает в 2020 году столетний юбилей, находится музейная выставка о нашем выдающемся земляке. Предсталенные ниже материалы любезно разрешили показать с экспозиции ДШИ им.М.Гнесина к юбилею Центральной городской библиотеки им.М. Горького музыкально- нотному отделу. Выражаем огромную благодарность за собранные и предоставленные материалы руководству и педагогу школы Рыбальченко Л.А.(к сожалению ушедшей из жизни).

Календарь 1916г.
Программка к празднованию юбилея композитора Римского-Корсакова Н.А. в г.Ростове-на-Дону. 1918г.

В городской Публичной библиотеке в те времена не было музыкального отдела. «Музыкальная библиотека им. Римского-Корсакова » предоставляла возможность гражданам брать для просмотра и изучения ноты и книги по музыкальному искусству. После Октябрьской революции «Музыкальная библиотека им.Римского-Корсакова» стала государственным учреждением.

Открывая двери музыкально-нотного отдела в наши дни можно очень просто попасть в увлекательную историю города, развития музыкальной культуры Ростова с помощью книг нашего фонда. Даты издания некоторых экземпляров говорят сами за себя, а также отметки-штампы билиотечных фондов нашего города открывают страницы истории с 20-30-х годов прошлого века.

Позднее фонды музыкальных библиотек при учреждениях, при других библиотеках сливались, переформировывались, проходили через события гражданской и Великой Отечественной войны. Фонды музыкальной были объеденены с библиотекой (Читальней) им. М.Горького. Потрясающе держать в руках книги, прошедшие через исторические вехи вместе с городом.

Музыкально-нотный отдел (МНО) в современном виде, в котором он существует сейчас, был создан путем передачи фондов Городской нотно-музыкальной библиотеки им. Н.А. Римского-Корсакова центральной библиотеке им.Горького.           Уникален фонд отдела: в настоящий момент он насчитывает около 52 тыс. экземпляров, среди которых ноты и звукозаписи, книги и альбомы, справочные издания, электронные ресурсы.          Особая гордость — издания дореволюционного периода — клавиры, нотные издания, издания довоенного и послевоенного периода восстановления страны. Штампы «Читальня Центральной библиотеки им. Горького» можно не редко встретить в фондах хранилища читального зала .

В советский период фонды музыкального отдела располагались в самом центре нашего города — на улице Большая Садовая, 94 (бывшая ул.Энгельса).

А затем в 80-х годах XX века переехали в здание на Большой Садовой, 11.

Фонд музыкально-нотного отдела насчитывает более 50 000 экземпляров. Нотные издания – учебники, педагогический репертуар для учащихся ДШИ, ДМШ, музыкальных колледжей и ВУЗов, консерватории по направлениям:

-инструментальная музыка (для различных видов инструментов и ансамблей) и методика преподавания инструментальной музыки; -вокальные, хоровые нотные издания для профессионалов и любителей, методика преподавания вокала, учебные пособия для вокалистов, методика работы с хором; — учебная и популярная литература по истории музыки, по теории музыки, по гармонии, полифонии и анализу музыкальных произведений; -музыкально-педагогический репертуар для учебных заведений, а также для работы музыкальных руководителей в детском саду и в общеобразовательной школе.

Книжные издания : -учебные пособия и словари для музыкальных учебных заведений; — методические издания по разным направлениям обучения (теория, история музыки, анализ муз. форм, гармония, методика преподавания на различных инструментах,  методика преподавания вокала); методика преподавания музыки в детском саду и школе; — методика преподавания танцевального и балетного искусства; — культурологическая литература  о различных видах искусства – театре (оперный, драматический, балетный) и его историческом развитии в разных странах и разные эпохи,  о эстраде и кино, о различных направлениях музыки (джаз, рок, народная музыка), о  деятелях искусства  — известные музыканты- исполнители (в том числе и современные музыкальные группы), певцы, артисты театра, кино и эстрады разных стран и времён. Аудиоматериалы  различной тематики для ознакомления в читальном зале. Периодические издания музыкальной, культурной, педагогической направленности.

Встречи с творческими читателями в музыкально-нотном отделе ЦГБ им.Горького приносят яркие краски в жизнь музыкального дома, где живут музыкальные книги!

Благодарим за помощь в подготовке исторического материала ДМШ им.М.Ф.Гнесина, за созданную сотрудниками ДМШ музейную экспозицию и уникальные материалы о музыкальной библиотеке.

Материал подготовила заведующая МНО Черногрицкая Е.Ю.

Рандеву с композитором. Андрей Петров — путешествие по музыкальным страницам — к 90 -летию композитора

Опроси на улице тысячу прохожих и каждый напоeт мелодии из любимых кинокартин: «Осенний марафон», «Я шагаю по Москве», «Человек-амфибия», «Служебный роман»… Но спроси у них: «Кто автор?», ответом, скорее всего, будет неловкое молчание.

Композитор, Народный артист СССР Андрей Павлович Петров родился 2 сентября 1930 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург).

Во время Великой Отечественной войны вместе с семьёй он был эвакуирован в Сибирь. В эвакуации будущий композитор увлёкся литературой, сочинял рассказы, сам их иллюстрировал и даже начал писать роман. В 1944 году Петровы вернулись в Ленинград. Решение стать композитором, по словам Андрея Петрова, он принял в 1945 году под впечатлением от кинофильма об Иоганне Штраусе «Большой вальс».

В 1949 году Андрей Петров окончил музыкальное училище имени Римского-Корсакова и в том же году поступил в Ленинградскую государственную консерваторию, которую окончил в 1954 году по классу композиции Ореста Евлахова.

В 1958 году Петров написал балет «Берег надежды». Балет был поставлен в Кировском театре Игорем Бельским; впоследствии шел на сценах Москвы, Кишинева, Таллина, Одессы.

Творчество Андрея Петрова очень многообразно. Ему принадлежат как популярные мелодии к кинофильмам, песни и романсы, так и произведения серьёзной (академической) музыки — балеты, оперы, симфонии, инструментальные концерты.

Среди его крупных произведений: оперы «Петр Первый» и «Маяковский начинается», балеты «Берег надежды», «Пушкин», симфонические сочинения: поэма «Радда и Лойко», Поэма для органа и струнных, Концерт для скрипки с оркестром, Концерт для фортепиано с оркестром, Увертюра «Vivat Olimpus», «Русь колокольная», вариации для оркестров и др.

Широкую известность получил балет Андрея Петрова «Сотворение мира», в котором танцевал знаменитый Михаил Барышников и который был показан во многих странах Европы и Америки.

Симфонические произведения композитора постоянно присутствуют в репертуаре известных творческих коллективов, их исполняли самые авторитетные оркестры — под управлением Юрия Темирканова, Евгения Светланова, Александра Дмитриева, Гюнтера Шулера (США), Козухиры Монзуми (Япония).

В 1990 году Андрей Петров создал симфоническую партитуру, использовав малоизвестную мелодию Михаила Глинки. Эта пьеса какое то время являлась Государственным гимном России.

Андрей Петров постоянно работал в кино, дебютировав в кинематографе музыкой к популярнейшему фильму 1960-х годов «Человек-амфибия»

Он сотрудничал с крупными русскими и зарубежными режиссерами. Его музыка звучит почти во всех фильмах Эльдара Рязанова и во многих картинах Георгия Данелия, Алексея Германа и других режиссеров. Он написал музыку более чем к 80-ти кинофильмам. Среди его работ — музыка к популярным кинолентам «Я шагаю по Москве», «Берегись автомобиля», «Укрощение огня», «Синяя птица» (СССР-США), «Служебный роман», «Старая, старая сказка», «Осенний марафон», «Жестокий романс», сериал «Петербургские тайны» (совместно с Ольгой Петровой), «Хрусталев, машину!» и многие другие.

Композитор неоднократно был удостоен кинематографических премий: за музыку к фильму «Небеса обетованные» он был удостоен премии «Ника», в 1997 году за заслуги в отечественном кинематографе Андрею Петрову была вручена премия «Золотой Овен», а в 1999 году — премия «Золотой Остап».

В последние годы жизни композитором были написаны балет «Мастер и Маргарита» для балетной труппы Бориса Эйфмана, фортепианный концерт для американского пианиста Дерека Хана, вариации для оркестра на тему Мусоргского, а также две симфонии и струнный квартет на темы протестантских гимнов, премьеры которых состоялись в Южной Корее.

Композитор сотрудничал с международным театральным центром «Юджина О’Нила» (США). Премьера совместной с бродвейским коллективом постановки мюзикла Петрова «Капитанская дочка» состоялась в 2002 году в США и в марте 2003 года в России.

Музыка Андрея Петрова в исполнении отечественных и зарубежных коллективов и солистов звучала и продолжает звучать во многих странах мира — Польше, Чехословакии, Болгарии, США, Англии, Франции, Германии, Южной Корее, Японии и т.д.

В 2000 году к семидесятилетию композитора был организован музыкальный фестиваль «Андрей Петров в кругу друзей», концерты которого состоялись в нескольких городах России.

С 1955 года Андрей Петров являлся членом Союза композиторов. С 1974 года был секретарем правления Союза композиторов СССР, в 1986 году на 7-м съезде композиторов СССР был переизбран. С 1964 года он был председателем правления Ленинградского отделения Союза композиторов СССР (1964-1991). С 1991 года был председателем региональной общественной организации «Союз композиторов Санкт Петербурга», с 1992 года – президентом Санкт Петербургского филармонического общества. Был инициатором и бессменным генеральным директором международного фестиваля «Петербургская музыкальная весна».

В 1989-1991 гг. Андрей Петров был Народным депутатом СССР от Союза композиторов СССР. Он также был соучредителем общественного фонда «Наш город».

Андрей Петров был Почетным доктором Петербургского гуманитарного университета, Почетным гражданином Санкт Петербурга.

В 1972 году композитор был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1976 году ему было присвоено звание Народного артиста РСФСР, а в 1980 году — Народного артиста СССР. В 1967 году за песни «Я шагаю по Москве», «Голубые города», «Песня о моем отце» и «Песня о друге» Андрей Петров был удостоен Государственной премии СССР. В 1976 году за оперу «Петр Первый» ему присуждена вторая Государственная премия СССР, а в 1995 году за симфонию фантазию «Мастер и Маргарита» и за концерт для фортепиано с оркестром — Государственная премия РФ.

Он был лауреатом премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1999 года; награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV (2000) и III (2005) степеней.

Именем Андрея Петрова названа малая планета.

Андрей Петров был женат. Супруга — Наталия Ефимовна, журналист. Дочь — Ольга Андреевна (1956 года рожд.), композитор, соавтор некоторых произведений Андрея Петрова.

Список экземпляров к теме из фонда музыкально-нотного отдела библиотеки им. Горького

Петров, Андрей Павлович (1930-2006).   Время. Музыка. Музыканты :   Размышления и беседы / Андрей Петров. —    Ленинград : Советский композитор :   Ленинградское отделение, 1987. — 133,    [1] с. ; 22 см.

Мархасев, Лев Соломонович (1929-).   Андрей Петров, знакомый и    незнакомый / Лев Мархасёв. —    [Ленинград : Музыка, Ленинградское    отделение], 1974. — 127 с. : ил. ; 17    см.

Четыре слова про Андрея Петрова /    [Филармон. о-во Санкт-Петербурга; Ред.- сост. Б. Л. Березовский]. — СПб. :    КультИнформПресс, 2000. — 293 с. : ил.,   портр.

Петров, Андрей (1930-).   Новый скрипач в оркестре [Ноты] =    Novice violinist in the orchestra.   Песенка Джульетты ; Вальс / Андрей   Петров. — Санкт-Петербург : НОТА, 2002.   — 17 с., 1 парт. (7 с.).

Петров, Андрей Павлович (1930-2006).  Концерт [Ноты] = Concerto : для  скрипки с оркестром / Андрей Петров ;   перелож. для скрипки и фортепиано   автора ; [ред. партии скрипки Б. Гутникова]. — Ленинград : Музыка, 1982.   — 63 с. включ. обл., 1 парт. (16 с.) ;  29 см.

Петров, Андрей Павлович (1930).    Дефиле [Ноты] = Defile : пять    концертных пьес : для скрипки, альта,    виолончели, контрабаса в сопровождении    струнного оркестра / Андрей Петров ;    [предисл. Г. Корчмара]. — Санкт- Петербург : Композитор, 2018. — 71 с. ;    30 см.

Пьесы советских композиторов для двух скрипок, альта и виолончели. Вып.6./партитура/;.Москва. Советский композитор.1988. 128с.

Андрей Петров. Сборник статей. /Друскина. М.С./Ленинград;.Музыка;.1981. /168 с.

Материал подготовила и разместила Наталья Гудзь