«По страницам кинофильмов»- к 100- летию С.Ф. Бондарчука.

25 сентября исполняется 100 лет со дня рождения С.Ф. Бондарчука (1920 – 1994) — советского и российского актёра, кинорежиссёра, сценариста, педагога, Героя Социалистического Труда (1980), Народного артиста СССР (1952), Лауреата Сталинской премии первой степени (1952), Ленинской премии (1960), Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1977) и Государственной премии СССР (1984),а также  обладателя кинопремии «Оскар» за фильм «Война и мир» (1969).

Творчество С.Ф. Бондарчука составляет целую эпоху в отечественном кинематографе. Его фильмы- «Судьба человека», «Они сражались за родину», «Красные колокола» —  до сих пор смотрят зрители во всем мире.

https://www.youtube.com/watch?v=cRKHJuRetNQ

Последняя режиссерская работа, которая вышла на экраны при жизни мастера – двухсерийная картина «Борис Годунов» (1986), где Сергей Бондарчук выступает в обеих своих ипостасях.
 В фильме «Борис Годунов» семья Бондарчуков снялась в полном составе: Сергей Бондарчук (Годунов), Ирина Скобцева (хозяйка корчмы), Фёдор Бондарчук (царевич Фёдор Годунов), Алёна Бондарчук (царевна Ксения).

Семья режиссёра С.Ф. Бондарчука.

Во всех картинах, где он был режиссёром после 1960-го года, снималась его супруга Ирина Скобцева, причём часто именно в роли жены персонажа Бондарчука: «Отелло», «Выбор цели», «Молчание доктора Ивенса», «Война и мир».

 Сергей Бондарчук всегда говорил, что «художник в кино должен служить добру, людям и кинематографу».
Его первая роль – Валько в фильме «Молодая гвардия». Затем были Тарас Шевченко в одноименном фильме, роль Дымова в «Попрыгунье», «Отелло».
Продолжая работать как киноактер, Сергей Бондарчук демонстрировал широту диапазона и добротный традиционализм исполнения. Его наиболее заметными ролями стали Астров в «Дяде Ване» (1971, режиссера А. С. Михалкова-Кончаловского), академик Курчатов в «Выборе цели» (1975, режиссера И. В. Таланкина), отец Сергий в одноименном фильме также Таланкина (1979), Монтанелли в «Оводе» (1980, режиссера Н. П. Мащенко).

Как режиссёр Сергей Бондарчук работал не только на советских картинах, но и участвовал в международных проектах. «Ватерлоо» снимался им совместно с итальянскими продюсерами. А многострадальный «Тихий Дон», созданный совместными усилиями Великобритании, Италии и России с международной актерской командой, был завершен только после его смерти сыном Федором Бондарчуком и сопровождался затяжной скандальной историей с иностранными продюсерами. И как актер Сергей Федорович снимался за пределами СССР, в частности в картине «В Риме была ночь» — классика итальянского кино Роберто Росселлини, что было большой редкостью в то время.
В фильме «Степь» (1978, по одноименной повести А. П. Чехова) Бондарчук реализовал свою давнюю мечту — перенести на экран одно из своих любимых литературных произведений.

Особенное внимание заслуживает экранизация романа «Война и мир».
Многие режиссеры отмечают, что произведения Толстого невероятно «киногеничны», толстовские описания и диалоги как будто созданы для переноса на пленку. Бондарчук внимательнейшим образом изучил текст романа и сформулировал для себя главную идею книги так: объединение людей ради общей цели.
 Образы фильма произвели такое впечатление на зрителя, что Наташу Ростову и Андрея Болконского стали представлять именно как Людмилу Савельеву и Вячеслава Тихонова, а масштабная сцена Бородинской битвы воспринималась как историческая хроника. Фильм мгновенно завоевал популярность среди советских зрителей.

https://www.youtube.com/watch?v=Djum_lnLkEg

 Бондарчук вынашивал идею экранизации «Тихого Дона» М. А. Шолохова, но проект оказался готов к реализации только к концу 1980-х годов. В 1990 году был подписан контракт на съёмки совместного советско-английского фильма, при участии итальянских продюсеров, но окончательный монтаж фильма осуществить не удалось и только в 2006 году фильм завершил его сын Ф. С. Бондарчук.

Фильмография Сергея Бондарчука (режиссера)

1959 — Судьба человека
1965 — 1966 — Война и мир
1970 — Ватерлоо (Италия, СССР)
1975 — Они сражались за Родину 1977 — Степь
1981 — Красные колокола. Фильм 1. Мексика в огне (СССР, Италия, Мексика)
1982 — Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира (СССР,    Италия, Мексика)
1986 — Борис Годунов (СССР, Чехословакия, ГДР, Польша) 1
1992 — Тихий Дон (Великобритания, Италия, Россия)

Фильмография Сергея Бондарчука (сценариста)

1965 — 1967 — Война и мир (совм. с В. И. Соловьёвым)
1970 — Ватерлоо (совм. с В. Боничелли)
1973 — Пятое наступление (Югославия) (совместно с др.)
1975 — Они сражались за Родину
1977 – Степь
1981 — Красные колокола. Фильм 1. Мексика в огне (совм. с В. И. Ежовым, А. Сагуэрой)
1982 — Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира (совм. с В. И. Ежовым, А. Сагуэрой)
1986 — Борис Годунов
1992 — Тихий Дон (Великобритания, Италия, Россия) (совм. с Н. Бадалукко, Р. Балчусом)

Сергей Бондарчук как актёр принимал участие в 40 фильмах.

Хочется привести слова этого гениального актёра и режиссера, в которых, как в зеркале, отражается вся его жизнь и принципы творчества:
«Кинематограф не пирожное, а хлеб, необходимый людям. Если это хлеб, то художник в кино должен служить добру и людям».

Предлагаем Вашему вниманию видео-презентацию «Легенда советского кинематографа — С.Ф. Бондарчук» — к 100- летию режиссёра.

Материал подготовила библиотекарь I категории Рычкова Г.В.