«Духовная музыка -отражение духовной культуры русского народа»

В предпраздничные для всех православных христиан дни Воскресения Христова музыкально-нотный отдел ЦГБ им.М.Горького предлагает нашим читателям познакомиться с литературой о духовной музыке, о композиторах, которые её сочиняли, посмотреть на нотные издания с духовными музыкальными произведениями. Программа Центральной библиотечной системы Светоч модуль «Религия, история и современность» предлагает вместе с музыкальным отделом увидеть сокровища духовной музыки на наших книжных полках.

Духовная музыка – одно из средств, которое способно воздействовать на тот потенциал духовных и творческих способностей, возможностей, которые заключены в эмоциональной сфере человека. Содержание такой музыки пробуждает устремленность к Добру и Свету, является источником нравственности и гармонии.

В каждой из христианских церквей (православной, католической, протестантской) имеются свои разновидности богослужения с присущим им музыкальным оформлением. Наблюдаются и общие виды, например, утреннее богослужение — литургия (обедня, месса), вечернее (всенощная, вечерня — vesper) и др. Начиная с XVIII века русские композиторы создавали на тексты Всенощного бдения произведения концертного характера — «Всенощные», которые могли исполняться и вне богослужения . Со второй половины XIX века «Всенощные» нередко принимали форму оригинальных хоровых сочинений или достаточно свободных обработок древних распевов; такие сочинения создали, в частности, П.Г.Чесноков, А.А.Архангельский, А.Т. Гречанинов. Лучшими образцами жанра считаются «Всенощные» П.И.Чайковского и С.В.Рахманинова. Эти же, и многие другие композиторы, создавали музыку к песнопениям Литургии (вершины христианского богослужения). Новый подъём русской церковной музыки, произошедший на рубеже XX века, был связан с деятельностью Чайковского, Балакирева, Римского-Корсакова и московской композиторской школы, к которой принадлежали А. Гречанинов, А. Кастальский и П.Чесноков. “Для православного церковного пения, чтобы оно стало истинно русским, нужно вернуться к древнеславянскому песнопению, понять, полюбить и радоваться ему как своему близкому, родному…” — писал А. Т. Гречанинов в своей автобиографической книге “Моя жизнь”. Эпоха рубежа XIX — XX вв. явилась подлинным “духовным ренессансом” русской церковной музыки.
Выставка литературы «Духовная музыкальная культура» проводится в сопровождении музыкального фрагмента «Покаянная молитва о Руси. Боже, храни Святую Русь!» музыка П. И. Чайковского; слова А. Н. Плещеева и Свято-Вознесенский колокольный звон на Пасху.

Музыкальное искусство православной русской церкви имеет наряду с общностью и свои отличия от западноевропейских конфессийЭто искусство — исключительно вокальное. Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским. Это выражало идею единомыслия, соединения сердец и умов: «Пусть язык твой поёт, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения». Еще одной отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения — а’капелла. Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом, которым можно воплотить слово о Боге в музыкальных звуках. Для записи древней церковной музыки на Руси употреблялась специальная нотация, которая называлась знаменной (от славянского слова знамя — знак). Запись музыки осуществлялась безлинейными знаками. Позднее знаменная нотация получила название крюковой, по названию одного из главных ее знаков — крюка.

Представляем вам виртуальную выставку нотных изданий из фондов МНО:

«Вот художественная болезнь нашего века: люди внимают искусству духовно глухим умом и созерцают искусство духовно слепым глазом, — писал И.А.Ильин. — И пусть не говорят нам об изжитых традициях искусства; ибо священные традиции не изживаются никогда! Великое искусство будет и впредь всегда, как и было всегда, служением и радостью».

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.

использованы источники: https://rgub.ru/searchopac/book.php?id=RGUB%5CBIBL%5C0000779099 https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/doklad_na_temu_istoriia_razvitiia_dukhovnoi_muzyki https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0#%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0

https://www.livelib.ru/book/1005048034-duhovnyj-put-chajkovskogo-galina-stepanovna-sizko https://notatorg.ru/sovremennyy-khormeyster-sbornik-statey-problemy-khorovogo-stroya-dukhovnaya-muzyka-v-repertuare-dets