Музыкальный час «Саунд-треки к Булгакову» — к 130-летию М. Булгакова.

Музыкальное сопровождение, или музыкальная партитура, являются почти постоянным атрибутом экранизации произведения. Задачи, которые преследуют режиссеры, обращаясь к работе композиторов, могут быть многообразны. По мнению некоторых исследователей, музыка является одним из действующих героев фильма. К юбилею писателя М.Булгакова музыкально-нотный отдел отправляется в путешествие по страницам произведений писателя с проектом Ростовской-на-Дону ЦБС «Литературный туризм».

Очень интересна работа В. Дашкевича в фильме В. Бортко «Собачье сердце». Основная тема фильма носит название «Реквием». Реквием представляет собой заупокойную мессу латинского обряда. Как музыкальный жанр концертной музыки он является родом траурной оратории. Поразительная по красоте музыка В. Дашкевича, призвана подчеркнуть трагичность происходящего на экране. Это реквием по потерянной, погибшей России, по погибшему старому миру. Необычно обращения композитора к другим музыкальным формам. Например, трагический хор «домкомовцев» написан в стиле революционных песен («Вы жертвою пали», «Вихри враждебные веют над нами» и др.). Одна из музыкальных тем, сопровождающих «архивные» кадры, исполняется в таперской манере, характерной для немого кино, для придания ещё большей достоверности материалу. Таким образом, «историческая реальность», представленная в фильме, «документируется жанровой музыкой» . Все эти музыкальные темы связаны стилистически и отражают эпоху, показанную в фильме. В фильме В. Бортко между музыкой и изображением в целом существует глубокая внутренняя связь.

Отечественные режиссеры к экранизации романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» подступались неоднократно, начиная со второй половины 1980-х годов. Известно, что Э. Климов планировал приступить к постановке романа. Л. Гайдай и В. Наумов думали о работе над произведением. В 2004 году продолжается плодотворное сотрудничество Владимира Бортко с Игорем Корнелюком. Режиссёр начинает съёмки сериала по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» и предлагает композитору поработать над музыкой. Игорь вспоминает: «Сначала я не хотел писать музыку к «Мастер и Маргарита» просто потому, что боялся и был наслышан о всяких мистических свойствах этого произведения и потому что не верил и, отчасти, не верю и теперь в возможность экранизации бессмертного романа Булгакова…» «Бортко приехал в студию и стал рассказывать о том, что он хочет сделать… Я вовлекся в полемику с ним, через 15 минут мы уже обсуждали детали. Я понял, что это судьба и что надо писать…». (Интервью 5 каналу, пр. «Личные вещи», 2009 год). 10-серийная экранизация демонстрировалась на канале Россия с 19 по 28 декабря 2005 года. Игорь Корнелюк работал над саундтреком год с небольшим . В 2010 году на СD композитор выпускает официальный саундтрек к сериалу, в который вошло 14 композиций.

https://www.youtube.com/watch?v=0ljVpmHRZq0
Тема любви из к/ф «Мастер и Маргарита», комп. И.Корнелюк.

Материал подготовила старший библиотекарь — Кантемирова Е.Н.