Виртуальный кино-вечер «Александр Невский в киноискусстве: единство гениев Эйзенштейна и Прокофьева»

Александр Невский — эпохальная личность в русской истории. Именем великого князя названы более 80 соборов и храмов , в том числе в Украине, Сербии, Дании, Грузии, Латвии, Эстонии, в Болгарии, во Франции. Более 20 памятников великому полководцу установлено в России . Исторические события, связанные с именем русского князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных видов искусств. На основе исторических исследований снято 3 фильма: «Александр Невский», Невский — Николай Черкасов, режиссёр — Сергей Эйзенштейн, 1938 год; «Житие Александра Невского», Невский — Анатолий Горгуль, режиссёр — Георгий Кузнецов, 1991 год; «Александр. Невская битва», Невский — Антон Пампушный, режиссёр — Игорь Каленов, — Россия, 2008 год. Сегодня мы предлагаем провести кино-вечер и посвящаем самому знаменитому произведению кинематографа об Александре Невском 1938 года режиссёра Сергея Эйзенштейна, в том числе и потому, что 23 апреля отмечали 130-летний юбилей композитора Сергея Прокофьева , музыка которого стала ярчайшим символом героизма русских воинов в музыкальном искусстве. Композитор Сергей Прокофьев своеобразно подходил к исторической теме. Ему было свойственно верное ощущение исторической эпохи. Древние образы «Александра Невского» были проникнуты острым чувством современности. В конце 30-х гг. XX века в западной Европе начинался разгул фашизма и «железная» музыка крестоносцев звучала как характеристика современных агрессивных сил.

В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева, с которым был хорошо знаком еще с 20-х годов. «Будучи давнишним поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение», — вспоминал композитор. Вскоре он отправился в свою последнюю заграничную поездку, и в Голливуде специально изучил технику музыкального оформления фильмов, хотя и сам уже не был новичком в этом деле. По возвращении из поездки Прокофьев принялся за работу. Она протекала в самом тесном содружестве с Эйзенштейном. Работа шла двумя путями: либо режиссер показывал композитору законченный кусок отснятой пленки, предоставляя ему самому решать, какова должна быть музыка к нему, либо Прокофьев заранее писал тот или иной музыкальный эпизод, и Эйзенштейн строил зрительный ряд, основываясь на этой музыке. Бывало и так, что режиссер рассказывал Прокофьеву о каком-то эпизоде, иллюстрируя его карандашными рисунками, а потом делал съемки, исходя из готовой партитуры.Это творческое содружество было основано на безграничном доверии художников друг к другу. Их сотрудничество остается примером идеального взаимопонимания двух художников. Сохранились многочисленные свидетельства того, насколько внимательно режиссер прислушивался к музыке Прокофьева, даже в каких-то случаях менял скорость проекции с целью синхронизации музыки и изображения. Во многих эпизодах «Александр Невский» наследует традициям немого кино. Так, протяженная батальная сцена решена в синтезе изображения и музыки без использования ставших в дальнейшем традиционными фоновых шумов.Текст к вокальным фрагментам писал частью сам Прокофьев, частью поэт Владимир Луговской (1901—1957).

«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату. Зиму 1938—1939 года он посвятил этой работе. Задача оказалась очень непростой. «Иногда легче написать совершенно новую пьесу, чем придумывать спайки», — жаловался он близким. Нужно было полностью переоркестровать всю музыку, так как прежняя оркестровка была рассчитана на использование электронных средств, применяемых при записи киномузыки, различных эффектов, связанных с приближением и удалением того или иного инструмента от микрофона и т. д. Кроме того, из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического цикла. Кантата, получившая ор. 78, состоит из семи частей, — «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле» и «Въезд Александра во Псков», — вобрала в себя все лучшее, что было в киномузыке. 17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом зале Московской консерватории.

Интересные факты о фильме «Александр Невский».

  • Фильм был снят и смонтирован в рекордные сроки — всего за полгода. Зимы ждать не стали — сцены побоища на льду Чудского озера, где войска немцев тонут, проламывая тяжелыми доспехами лед, снимали летом на «Мосфильме». Поверхность замерзшего озера изображал асфальт, засыпанный мелом, солью и залитый жидким стеклом. Большие льдины готовились в декорационных мастерских. Из фанеры сколачивали ящики неправильной формы, красили их в белый цвет и пускали в небольшой пруд, заменявший на съемках Чудское озеро.
  • После того, как СССР и Германия заключили пакт о ненападении в 1939 году, фильм запретили для просмотра из соображений политкорректности. Началась Великая Отечественная война, и фильм сразу достали с полок. «Александра Невского» не только разрешили, но и обязали показывать во всех кинотеатрах, чтобы укрепить боевой дух народа.
  • Для придания картине исторической достоверности некоторые сцены снимались на родине Александра Невского, у села Городище под Переславлем-Залесским. Настоящими были шубы и тулупы воинов и латы и шлемы рыцарей и русских военачальников.
  • Знаменитая фраза Александра Невского из фильма: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!» — на самом деле цитата из Библии: «Взявшие меч — мечом погибнут» Евангелия от Матфея, 26, 52. Эту фразу в уста полководца-патриота вложил сценарист Павленко. И у цитаты началась своя жизнь — ее даже приводили как подлинную.
  • Обратите внимание: ни перед битвой, ни перед торжественным храмовым звоном князь Александр в фильме не крестится. Хотя в те времена, не осенив себя крестным знамением, православный человек не выпивал и стакана воды. Такие неточности — дань советской антирелигиозной политики.
  • Режиссер и автор сценария Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения, хотя даже не защищал диссертацию.

Картина рассказывает о героической борьбе дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами. Этот фильм стал классикой советского кино. Он являет собой удивительный пример содружества режиссёра и композитора. Такого в истории музыки ещё не было. Музыка рождалась под непосредственным впечатлением от кадров фильма. Предлагаем вашему вниманию фильм «Александр Невский» . Режиссёр Сергей Эйзенштейн, композитор Сергей Прокофьев. На западные рубежи Руси наступают войска Тевтонского Ордена. Они захватывают Псков, мучают и убивают местных жителей. Рыцари заранее делят ещё не завоеванные русские земли, присваивая себе титулы князей и надеясь на поддержку Папы Римского.

Об особенностях создания музыки С.Прокофьева к фильму и преобразование в дальнейшем в большое музыкально-сценическое произведение кантату «Александр Невский» вы можете узнать на страницах книг о композиторе и его произведениях в музыкально-нотном отделе Центральной городской библиотеки им.М.Горького.

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.