Ревю «Шкатулка музыкальных постановок по произведениям Н.В.Гоголя.»

В 2021 году исполняется 190 лет первому изданию цикла повестей Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Фантастические сюжеты Гоголя привлекали не только читателей литературы, но и драматургов, сценаристов, композиторов, кинематографистов. В своём ревю мы обращаемся к произведениям Н.В.Гоголя, нашедшим своё отражение в музыкальном искусстве.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» — первая книга Николая Васильевича Гоголя . Состоит из двух томов. Первый вышел в 1831, второй — в 1832 году. Рассказы «Вечеров» Гоголь писал в 1829—1832 годах. По сюжету же рассказы книги якобы собрал и издал «пасичник Рудый Панько».

Часть первая

  1. Сорочинская ярмарка
  2. Вечер накануне Ивана Купала
  3. Майская ночь, или Утопленница
  4. Пропавшая грамота

Часть вторая

  1. Ночь перед Рождеством
  2. Страшная месть
  3. Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
  4. Заколдованное место

Творчество Гоголя оказало большое воздействие на развитие русской музыкальной культуры. Мусоргский, Чайковский и Римский-Корсаков на основе произведений великого писателя создали оперы «Сорочинская ярмарка», «Черевички», «Майская ночь», «Ночь перед рождеством» — оперы, проникнутые народной песенностью, глубоко национальные по всему своему складу. Произведения Гоголя принесли в музыкальный театр новые темы и образы. Лиризм, изобилие бытовых картин, юмор, поэтическая фантастика и, наконец, песенная природа гоголевской прозы, проницательно отмеченная Пушкиным, — все это делало задачу музыкального воплощения «Вечеров на хуторе» чрезвычайно заманчивой и увлекательной. Проникновение образов Гоголя в отечественную музыку в значительной степени определило развитие национальной оперы и тем самым способствовало дальнейшему движению русской музыки по пути реализма.

Разное воплощение нашли гоголевские темы и образы в произведениях Чайковского, Мусоргского и Римского-Корсакова. Чайковский с гениальной проникновенностью передал в «Черевичках» лирику молодой любви. Мусоргский создал реалистическую народную комедию, в которой воплощены национальные черты гоголевских героев, их психологический склад. Римский-Корсаков сосредоточил внимание на обрисовке быта и вместе с тем на фантастике, сохранив все богатство содержания «Майской ночи» и «Ночи перед рождеством».

В 1874 г. Чайковский сочинил оперу по либретто Я. П. Полонского «Кузнец Вакула». В этом же году Лысенко завершил первую «редакцию своей оперы «Рiздвяна нiч». В 1875 г. Мусоргский обратился к «Сорочинской ярмарке». В 1877 г. Римский-Корсаков приступил к созданию «Майской ночи». Обращение к реалистическому методу Гоголя явилось одним из важнейших этапов в развитии русского реалистического музыкального театра.

Гоголь, как и Пушкин, был любимым автором композиторов «могучей кучки». С детства до конца своих дней пронесли эту любовь к Гоголю Мусоргский и Римский-Корсаков. В юношеском письме к матери Римский-Корсаков называет Гоголя великим поэтом, равного которому после Пушкина не было в русской литературе. Стасов пишет в своих воспоминаниях: «Тогдашний восторг от Гоголя — ни с чем не сравним. Его повсюду читали точно запоем. Необыкновенность содержания, типов, небывалый, неслыханный по естественности язык, от роду еще не известный никому юмор — все это действовало просто опьяняющим образом». Замысел «Сорочинской ярмарки» созрел у Мусоргского к лету 1874 г. Отрывки из незаконченной «Сорочинской ярмарки» Мусоргский показывал слушателям-украинцам, и известную роль в его возвращении к работе над нею сыграли их благоприятные отзывы. Впоследствии Мусоргский писал, что музыка «Сорочинской ярмарки» вызывала на Украине полнейшую симпатию; «украинцы и украинки признали характер музыки „Сорочинской“ вполне народным, да и сам я убедился в этом, проверив себя в украинских землях» .

„Сорочинская“ — не буффонада, а настоящая комическая опера на почве русской музыки и при том, по нумерации, первая». М.П.Мусоргский

Когда слушаешь оперу Мусоргского, то представляется, что иначе передать в музыке гоголевскую повесть невозможно. Убеждающая «единственность» музыкального воплощения «Сорочинской ярмарки» достигнута подлинно творческим проникновением во внутренний мир героев Гоголя. Композитор сумел передать и психологическое содержание образов и их национальную природу. Не только интонации украинской народной песни, но и ее форма, ее строение использованы Мусоргским при создании отдельных номеров и целых сцен. На основе песни Мусоргский создает лирические монологи героев и комедийно-жанровые эпизоды: дуэт Кума и Черевика, песню Хиври и др. Народная песня и танец определяют структуру музыки оперы, весь ее строй. Юмор Мусоргского близок юмору Гоголя. 

Опыт «Сорочинской ярмарки» плодотворно сказался на гоголевских операх Римского-Корсакова. «Майская ночь» создавалась одновременно с «Сорочинской ярмаркой». История создания «Майской ночи» обстоятельно изложена в «Летописи моей музыкальной жизни» Римского-Корсакова. Необходимо, однако, прибавить, что намерение, издавна лелеемое композитором, повидимому, получило новый толчок после того как в 1871 г. он посетил выставку передвижников. На выставке была экспонирована картина И. Крамского «Сцена из „Майской ночи“ Гоголя», позднее названная «Русалки». Первое издание оперы Римского-Корсакова «Майская ночь» было украшено, — быть может по его собственному желанию, — воспроизведением картины Крамского.

Римский-Корсаков, используя фабулу Гоголя, строит музыкальную драматургию оперы на сочетании мира реального с миром фантастическим: они не противопоставлены один другому, но взаимно связаны. Реальный и фантастический миры родственны друг другу: образ Ганны соотнесен с образом панночки, образ «головы» — с образом ведьмы; хороводу девушек, их троицкой песне соответствует хороводная песня русалок. Фантастика «Майской ночи» отражается, как небо в воде, в реальных картинах оперы. Римский-Корсаков придал своему произведению лирически-песенный характер. Отсюда главенство певучей мелодии и большая выразительность речитативов. Образы весенней природы, картина майской ночи получили гениальное воплощение в музыке Римского-Корсакова (симфоническое вступление к третьему действию, хоровод русалок). К опере «Майская ночь» и картине Крамского «Русалки» мы обращались в марте 2019г. и делали отдельную выставку ретро-издания — клавира оперы 1936г., сохранённого в фонде МНО http://mno.blogs.donlib.ru/2019/03/30/majskaya-noch-lyubite-li-vy-n-v-gogolya-i-mistiku/

«Ночь перед рождеством» была задумана и осуществлена композитором как произведение, рисующее образы гоголевских персонажей в тесном и неразрывном единстве с окружающим миром. Римский-Корсаков ставил своей задачей воспроизвести в музыке не только историю любви Вакулы и Оксаны, но, прежде всего, ту реальную среду, в которой развертывается действие. Отсюда его пристальное внимание к быту. Римский-Корсаков стремился охватить в своей опере содержание гоголевской повести во всем его многообразии. Не только любовь Вакулы к Оксане, но и фантастика и рождественский праздник на селе равно привлекали его внимание. «Ночь перед рождеством» Римского-Корсакова — произведение ярко народное, опирающееся на украинские народные песни — по преимуществу колядки. Песня является основным средством характеристики отдельных героев. Судьба оперы Римского-Корсакова при жизни композитора сложилась печально.На генеральной репетиции «Ночи перед рождеством» великие князья Владимир и Михаил возмутились тем, что «бабка» их, Екатерина II, появляется на подмостках театра вместе с чёртом, возмутились декорацией, изображавшей Петропавловскую крепость (усыпальницу царей дома Романовых) и «кощунственной» сценой с дьяком, пристающим к Солохе. В дело вмешался Николай II; выход на сцену царицы, ранее разрешенный им, был заменен теперь выходом светлейшего

Оперы композиторов-классиков на гоголевские темы способствовали торжеству реализма в музыкальном театре. Наиболее яркие образы создали в этих операх те артисты, которые, подобно Ф. И. Стравинскому, Ф. И. Шаляпину, Л. В. Собинову, И. В. Ершову, А. В. Неждановой, утверждали единство вокального и драматического начала на оперной сцене.Голова («Майская ночь» Римского-Корсакова) в исполнении Ф. Стравинского и Ф. Шаляпина, Левко — в исполнении Л. Собинова, Вакула — И. Ершова, Оксана и Парася — А. Неждановой — незабываемые создания русского реалистического музыкально-сценического искусства, определившие сценическую традицию исполнения опер Чайковского, Мусоргского и Римского-Корсакова на гоголевские темы.

.

Изнемогающая душа: Музыка на страницах Николая Гоголя. — М.: Композитор, 2002. — 71 с., 12 л. ил. Есть масса свидетельств гоголевской музыкальности. Музыка окружала его с детства, потом в Нежинской гимназии. Интеллектуальный, в том числе и музыкальный кругозор молодого литератора расширялся в зарубежных путешествиях. Автор книги анализирует влияние музыки на Н.В.Гоголя во все периоды его жизни и отражение его музыкальности на страницах его книг.

Тюменева Галина Александровна. Гоголь и музыка. — М.: Музгиз, 1966. — 215с., 1 л. портр.

С Н. В. Гоголем тесно связан самый плодотворный период в истории музыкальной культуры XIX века. Книга Галины Тюменевой рассказывает о переплетении музыкального творчества композиторов, народных песен с жизнью и творчеством Николая Васильевича. Рассказ о балетных и оперных спектаклях на темы произведений Гоголя — основа этой книги.

Предлагаем определить в игровой форме — какие рассказы вошли в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Источник: http://gogol-lit.ru/gogol/kritika/gozenpud-gogol-v-muzyke.htm А.Гозенпуд «Гоголь в музыке».

Материал подготовила и опубликовала заведующая МНО Черногрицкая Е.Ю.