Музыкальный час «А где мне взять такую песню» — к 100-летию композитора Г. Пономаренко.

«Мне кажется, что эти песни существовали всегда как полет журавлей, как рассветы над Волгой…». М. Агашина.

В России нет человека, который не знает песен композитора Григория Фёдоровича Пономаренко. Правда зачастую их считают народными, потому что они мелодичны, лиричны и очень душевны. «Ивушка», «Тополя», «Не жалею, не зову, не плачу» и, пожалуй, самая знаменитая – «Оренбургский пуховый платок». Эти песни захватывают дух, вызывают мурашки по коже.

Будущий народный артист СССР и великий композитор родился 2 февраля 1921 года в селе Моровск на Украине в крестьянской семье. Способности и искренний интерес к музыке проявились у мальчика еще в детстве. Когда ему было 5 лет он втайне от своего дяди, который был известным музыкальным мастером-самородком, поигрывал на инструментах, случайно попадающих ему в руки. А в 6 лет поразил односельчан, собравшихся на посиделки, своей удалой игрой на баяне. Нотную грамоту мальчик выучил в восьмилетнем возрасте, когда пел в церковном хоре. Конечно же, рвение к музыке не осталось незамеченным, и дядя забрал племянника к себе в семью в город Запорожье, где в 1933 году маленький Гриша становится учеником профессионального баяниста Александра Кинебаса. В четырнадцатилетнем возрасте подростка принимают в качестве музыканта в городской Дом пионеров. Работая там, ему приходилось часто сопровождать туристов, прибывающих посмотреть достопримечательности Запорожья, и однажды, заметив талант мальчика, руководитель отряда школьников из Киева предложил баянисту переехать в столицу Украины. Этот город давно манил юного Григория, и он сразу же согласился.

Прибыв на место, Григорий Пономаренко устроился в джаз-оркестр аккордеонистом. И здесь его дар не остался незамеченным, а необыкновенные способности были по достоинству оценены музыкантом ансамбля песни и пляски погранвойск Украины. Проявив незаурядные музыкальные данные, Григорий был принят в состав ансамбля и проработал на этом поприще много лет – вплоть до 1949.

За эти годы было создано немало произведений. Именно здесь он написал свои первые песни. Музыканты могут прочесть ноты Григория Пономаренко к таким песням, как «По широкой улице проходили конники», написанной в 1938 году, «Смерть за смерть», сочиненной три года спустя и других. Вместе с ансамблем Григорий Пономаренко гастролировал, чаще по западным рубежам страны, с ним же композитор прошел всю войну. Отстаивая честь и независимость страны, отличился, поэтому был приставлен к наградам: в его арсенале две медали и один орден.

После деятельности в ансамбле Григорий Пономаренко, биография которого столь богата на события, работал два года солистом-баянистом в Народном оркестре имени Осипова, это было в Москве. Но истинным его призванием оставалось все-таки пение. Поэтому в 1952 году уже в Куйбышеве у него появилась возможность занять место музыкального руководителя Волжского народного хора благодаря знакомству с выдающимся хормейстером Милославовым. Здесь раскрылись его незаурядные организаторские способности, и он написал горячо любимые нами, замечательные песни. На стихи поэта В. Г. Алферова композитор явил миру «Ивушку» (ту, что зеленая над рекой склоняется), а написана она была в 1957 году.

«Ивушка». Песня Григория Пономаренко в исполнении Волжского народного хора. Слова — В.Г. Алфёрова.

В соавторстве с В. П. Бурыгиным появилась на свет в 1959 году «Эх, Волга-речка». Далее, в этом же году с В. Боковым композитор написал «Молодой Агроном». Начиная с этого периода целый год готовится совместная с Боковым программа для Оренбургского народного хора. Именно в это время появляется его знаменитая песня Григория Федоровича «Оренбургский пуховый платок». К 1961 году композитором было создано более 60 песен – этот богатый опыт нашел воплощение в первом песенном сборнике.

Поёт Людмила Зыкина. Оренбургский пуховый платок. Музыка — Г. Пономаренко, слова — Виктора Бокова.

С 1963 года десять лет Григорий Федорович живет в Волгограде и является руководителем Народного хора во Дворце культуры при тракторном заводе. Здесь же происходит его знакомство с поэтессой Маргаритой Агашиной. Их совместное творчество было плодотворным – первая песня под названием «Что было, то было» прозвучала по Всесоюзному радио. Это произошло в 1964 году, а исполнительницей стала легендарная Людмила Зыкина. В этот период написано много песен, которые прославили имя композитора не только на всю страну, но и далеко за ее пределами. Такие песни, как «Подари мне платок», «А где мне взять такую песню» и другие люди запели целыми нациями.

«А где мне взять такую песню». Музыка — Г. Пономаренко, слова — М. Агашиной. Поёт Ольга Воронец.

Пребывание в Волгограде дало повод талантливому композитору обратить более пристальное внимание на творчество великого русского поэта Сергея Есенина. Созданные в это время музыкальные композиции – настоящий клад отечественной культуры: «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая», «Вот оно глупое счастье» и многие другие. Первыми исполнителями песен Пономаренко стали К. Шульженко, Л. Зыкина, И. Кобзон, Л. Лещенко и другие.

«Не жалею, не зову, не плачу…» Музыка Г. Пономаренко, слова — С. Есенин. Поет Иосиф Кобзон. Концерт в Государственном Кремлевском дворце в 2014 году.

Композитор в 1971 году погружается в работу над созданием музыки к кинофильмам «Мачеха», «Русское поле», «Безотцовщина». Спустя семь лет он пишет музыку к спектаклю по пьесе А. Софронова «Ураган». На этой же киностудии был снят фильм о творчестве композитора под названием «А где мне взять такую песню».

В 1972 году Григорий Федорович был приглашен первым секретарем Крайкома Краснодара Золотухиным на фестиваль «Кубанская музыкальная весна». Кубань приняла композитора очень радушно, ему понравился этот зажиточный, хлебосольный край и в этом же году в конце лета Пономаренко ощутил себя, что называется, местным композитором.

Именно на Кубани появилось множество прекрасных песен, написанных в едином творческом порыве с кубанскими поэтами. Его песни о Кубанской земле были с большим благоговением восприняты известной личностью – руководителем хора русской песни, народным артистом СССР – Кутузовым и сразу же стали частью репертуара коллектива. В столице Кубани – Краснодаре Пономаренко создал цикл песен на стихи Блока, продолжал работу над есенинскими стихами. Давно стали сердцем духовной жизни наших соотечественников следующие произведения на слова Т. Голуб, О. Бергольц, Г. Герогиева, Н. Доризо и других: «Не будите журавли вдов России», «А я лишь теперь понимаю», «Песня родному краю», «Краснодарская улица Красная». На Кубани, в Краснодаре композитор Григорий Федорович Пономаренко прожил до конца своих дней.

Вероника Журавлева, жена композитора, вспоминает, как композитор шутил: «Забудут, Верочка, Гришкины песни и станут их петь как народные. А что в этом плохого? Все равно они будут жить». Песни Пономаренко, и правда, стали народными, но и их композитора помнят и любят.

Сегодня песни Г.Ф. Пономаренко украшают репертуар корифеев российской эстрады Тамары Гвердцетели, Олега Газманова, Филиппа Киркорова, Надежды Бабкиной, Ларисы Долиной, Надежды Кадышевой, Аниты Цой, Марины Девятовой, Олега Погудина, группы «Доктор Ватсон», хора Турецкого, известных актрис театра и кино Татьяны Дорониной и Елены Драпеко, Государственного ансамбля «Россия», Государственного академического Кубанского казачьего хора, Государственного академического Оренбургского хора, Волжского народного хора.

Музыка Г. Пономаренко, слова В.Бакалдина.
Хор Краснодарской филармонии имени Г.Ф. Пономаренко

Памятные доски Григорию Федоровичу Пономаренко установлены в различных городах страны — Оренбурге, Самаре, Краснодаре, Нарьян-Маре. Он является почетным гражданином Нарьян-Мара и Краснодара.

Имя Григория Пономаренко присвоено Краснодарской краевой филармонии, школам искусств Краснодара и Славянска-на-Кубани, композитору установлен памятник перед зданием Краснодарской филармонии, квартира, где он жил, стала музеем.

В музыкально-нотном отделе вы сможете познакомиться с творчеством композитора. Представляем Вашему вниманию сборники с песнями Г. Пономаренко.

Наше старое кино [Ноты]: мелодии и тексты: [для голоса с буквенно-цифровым обозначением / составитель В. Бекетова]. — Москва: Музыка, 2013-2015. — Вып. 3: Популярные песни из кинофильмов 70-80-х годов. — 2015. — 178с. Песни из репертуара Людмилы Зыкиной  [Ноты]: в сопровождении фортепиано (баяна) / [поет Л. Зыкина]; составитель Юрий Зацарный. — Москва: Советский композитор, 1988. — 55с. Песня о маме; Волга-реченька / муз. Г. Пономаренко. Поёт трио «Рябинушка» [Ноты]: песни без сопровождения и в сопровождении фортепиано (баяна) / составитель Ю. Зацарный[с предисловием В. Бокова]. — Москва: Советский композитор, 1984. – 59с. Подари мне платок / муз. Г. Пономаренко. Пономаренко Г.Ф. Песни для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна). – М.: Изд-во «Сов.композитор», 1986. – 64с. Журавли России, Звёздное письмо к матери, Пусть о войне не знают дети, Цветёт черёмуха, Он сам, как песня и др. Пономаренко, Григорий Федорович Песни на стихи Сергея Есенина [Ноты]: для голоса в сопровождении баяна / Григорий Пономаренко. — Москва: Советский композитор, 1978. -62с.: портр. Содержание: Выткался на озере; Не бродить, не мять в кустах багряных; Эх вы, сани! А Кони, кони!; Несказанное, синее, нежное; Заметался пожар голубой; Пускай ты выпита другим; Не жалею, не зову, неплачу и др. Романсы и песни советских композиторов на слова С. Есенина [Ноты]: для голоса в сопровождении фортепиано / составитель В. Жаров. — Москва: Музыка, 1983. — 63, [1] с. Ну а я – крестьянский сын / муз. Г. Пономаренко. Романсы и песни советских композиторов на слова С. Есенина [Ноты]: для голоса в сопровождении фортепиано / [составитель В. Жаров]. — Москва: Музыка, 1989. – 63с. Отговорила роща золотая /муз. Г. Пономаренко.

«Искусство должно учить людей любить и надеяться!..» (Вероника Журавлёва-Пономаренко).

Материал подготовила зав. сектором абонемента — Беспалова Л.Г.