Музыкальный экскурс «Национальный колорит Эдварда Грига» — к 180-летию норвежского композитора.

«В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик… »

П.И. Чайковский.

Творчество норвежского композитора и дирижера Эдварда Хагерупа Грига, 180-летие которого отмечает сегодня международная музыкальная общественность, – это 600 произведений, написанных в период романтизма, на которые музыканта вдохновил народный фольклор. В музыке Грига звучит чарующая красота норвежской природы. Простота  музыкального выражения и в то же время национальный колорит, оригинальность, самобытность  образов подкупают слушателя. Двадцать пьес Грига появились после его смерти, а многие песни, романсы и вокальные сочинения используются как саундтреки к популярным художественным и мультипликационным фильмам сегодня.

Родился Эдвард летом1843 года в Бергене. Он вырос в образованной семье, где музыка была важной составной повседневной жизни. Его мать, Гесина Хагеруп – профессиональная пианистка. Дома она играла детям – двум сыновьям и трем дочерям – произведения Фредерика Шопена и Моцарта. Эдвард Григ сыграл первые аккорды на фортепиано в 4-летнем возрасте. В 5 уже сочинял пьесы. В 12 подросток написал первую фортепианную мелодию, а спустя 3 года по настоянию знаменитого норвежского скрипача Уле Булля стал студентом Лейпцигской консерватории. В Лейпциге Эдвард Григ посещал знаменитый концертный зал «Гевандхауз», где в исполнении музыкантов с мировыми именами слушал произведения Баха, Вагнера и Шумана. Последний композитор стал для Эдварда непререкаемым авторитетом и повлиял на раннее творчество Грига. В юношеских произведениях заметно влияние великих  немецких композиторов. В 1862-м музыкант оставил стены консерватории, получив диплом с отличием и уехал в родной Берген. Затем, заскучав, переехал в Копенгаген. Здесь, в Скандинавии, в 1860 годах композитор сочинил 6 фортепианных пьес, объединив их в «Поэтические картинки». Критики отметили в сочинениях норвежца национальный колорит.

В 1864 году Эдвард Григ вместе с датскими музыкантами стал основателем музыкального общества «Эвтерпа». Григ творил без устали: он сочинил «Юморески» для исполнения на фортепиано, увертюру «Осенью» и Первую скрипичную сонату. Вместе с молодой супругой музыкант переехал в Осло, где занял должность дирижера филармонии. Это годы творческого расцвета норвежского композитора: Эдвард Григ подарил слушателям первую тетрадь «Лирических пьес», Вторую скрипичную сонату и цикл «25 норвежских народных песен и танцев». После сближения с норвежским литератором и лауреатом Нобелевской премии Бьернстьерне Бьернсоном Григ в 1872 году написал пьесу «Сигурд Крестоносец».

В 1870 году Эдвард Григ встретился с Ференцем Листом, который, прослушав Первую скрипичную сонату норвежского композитора, был восхищен его талантом.

В середине 1870-х норвежское правительство поддержало талантливого земляка, назначив ему пожизненную стипендию от государства. В эти годы Григ познакомился с поэтом Генриком Ибсеном, чьими стихами восхищался с детства, и написал музыку к его драме «Пер Гюнт». Музыка изменила впечатление от сюжета, хотя работа над сюитой стала для композитора испытанием. Совместное творчество Грига и Ибсена продолжалось почти два года, но результат превзошел все ожидания. Особых похвал заслужила композиция «В пещере горного короля» (прослушивание), работа над которой утомила создателя. Ожидания Грига оправдались.«Пер Гюнт» прославил имена собственных создателей, став музыкальным произведением, рассказывающим о самоопределении и личностной реализации. После премьеры в Осло в 1876 году музыкант превратился из национальной звезды в мировую.

Эдвард Григ вернулся в Берген знаменитым и состоятельным человеком. Он поселился на вилле «Тролльхауген», где творил до 1907 года. Поэзия природы и фольклора родного края вдохновила его на множество шедевров, таких как «Шествие гномов», «Кобольд», «Песня Сольвейг» и десятки сюит.

В письмах друзьям музыкант подробно описывал величественную природу Норвегии, а его песни периода жизни в «Тролльхаугене» – это гимны лесистым горам и стремительным рекам края:

Эдвард Григ не закрывается на вилле: пожилой музыкант систематически совершает поездки в Европу, где дает концерты и собирает залы. Поклонники видят его как пианиста и дирижера, он аккомпанирует жене, издает десятки сборников с песнями и романсами. Но все гастрольные поездки заканчиваются возвращением в «Тролльхауген», любимое место на земле.

В начале 1888 года Эдвард Григ познакомился в Лейпциге с Петром Чайковским.«Я был до глубины души обрадован, когда по взаимном представлении нас одного другому раскрылось, что носитель этой безотчётно для меня симпатичной внешности оказался музыкант, глубоко прочувствованные звуки которого давно уже покорили моё сердце. То был Эдвард Григ…»-писал Чайковский. Знакомство переросло в крепкую дружбу и сотрудничество. Петр Ильич посвятил норвежскому коллеге увертюру «Гамлет» и восхищенно описал Грига в своих мемуарах. В начале 1890-х оба музыканта удостоились званий докторов Кембриджа. Ранее Эдвард Григ получил членство академии изящных искусств Франции, королевской академии Швеции и университета в Лейдене.

В 1905-м в печати появилась автобиографическая повесть Грига, названная «Мой первый успех». Читатели оценили еще один талант гения – литераторский. Легким слогом, с юмором Эдвард Григ описал жизненный путь и путь к успеху.

Работал композитор до последних дней жизни. В 1907 году музыкант отправился на гастроли по городам Норвегии, Дании и Германии, оказавшиеся прощальными.

Умер музыкант 4 сентября. Кончина Эдварда Грига погрузила Норвегию в национальный траур. По завещанию Грига его прах нашел последний приют рядом с виллой, в скальной нише. Позже здесь похоронили его супругу, Нину Хагеруп.

«Я почерпнул, — говорил Э.Х. Григ, — богатые сокровища в народных напевах моей родины и из этого клада пытался сделать национальное искусство». Создав такое искусство, Григ стал основоположником норвежской музыкальной классики, а творения его — достоянием мировой художественной культуры. Максим Горький очень любил музыку Эдварда Грига и часто слушал его сочинения. Его покоряло неповторимое своеобразие музыки этого композитора, ее поразительная живописность.Композитор любил свою Норвегию, сказочно прекрасную и величавую, с ее ослепительно-белыми горными вершинами и синими озерами. Возможно, Максиму Горькому так не хватало в жизни этой первозданной красоты…

Выставка изданий произведений Э. Грига и книг о его жизни и творчестве из фонда музыкально-нотного отдела ЦГБ им. Горького:

Использованы материалы: https://www.culture.ru/events/3150560/lekciya-nacionalnyi-kolorit-v-tvorchestve-e-griga

https://samsud.ru/blogs/segodnja-ispolnjaetsja-110-let-so-dnja-s-41708.html

https://multiurok.ru/blog/edvard-grigh.html

Мероприятие подготовила Гудзь Н.И., зав. сектором чит. зала музыкально-нотного отдела.