Час информации «Обычаи, обряды и праздники Донских казаков». День информации.

Приглашаем вас на информационный час в рамках Дня информации «Музыкальные традиции и мелодии Донского края».

Ростовская область — территория исторического проживания донских казаков. Казачество зародилось именно здесь. До 1920 года область входила в состав отдельного государства — Войска Донского, которое развивалось самостоятельно, жило по своим традициям и обычаям. После присоединения к России казаки сохранили свою автономность и жизненный уклад. Побывав в Ростовской области сегодня, можно прикоснуться к многовековой истории казачества и узнать больше о донских традициях. О донской культуре много известно и из фольклора — волшебные сказки, добрые песни, прибаутки и загадки хранят тайны казачьей души и традиций Дона.

В основу фольклорного творчества донских казаков легли три этапа человеческой жизни: рождение, свадьба и смерть. К этому прибавилась тема войны — основа казачьей жизни. Донское войско было самым многочисленным из казачьих войск в Российской империи, оно славилось своими походами и победами. Именно на Дону сочиняли сотни суровых и трогательных песен, связанных с великими битвами и трудными походами, описывали тяготы военной жизни, где передавали печали жен, лишившихся кормильцев.

Песни донских казаков слушать нужно хотя бы для того, чтобы понять, насколько тесно эти традиции переплетены с фольклором малороссийских и южных русских регионов. Однако в этих песнях есть и уникальность, свойственная только донской культуре. Народные казачьи песни исполняются всегда несколькими людьми, причем на фоне обязательных нижних голосов наблюдается высокий подголосок. Это придает песне особую эмоциональность. Нужно отметить и еще один нюанс – в исполнении задействован хор донских казаков, то есть, старинные песни поют преимущественно мужчины. Возможно, причиной служит тематика такого фольклора, ведь песни казачьи, по большей части, рассказывают о военной службе. Кроме того, казаки не просто поют, но и с помощью вокала проигрывают, проживают любую песню. Наконец, особенностью является и длительность подобных песен. Считалось, что чем длиннее песня, тем лучше.

Помимо военных песен, здесь сочиняли и любовные, плясовые произведения — воспевали начало отношений, свадьбу, появление и крещение ребенка, проводы на войну и подвиги. Редко какой праздник у донцов обходится без угощения, танцев и песен. А вот и еще одна сторона казачьих обычаев – гулянья исключительно мужской компанией, без женщин, ведение бесед. Видимо, связан такой обычай был с привычкой к долгим военным походам. 

Рождение

Женщина всегда занимала особое место в казачьей семье: к ней относились с уважением, она воспитывала детей, ухаживала за стариками, на ней было все домашнее хозяйство.

Хотя казаки радовались любому ребенку, к мальчикам, будущим воинам, было особое отношение. Новорожденному община выделяла надел земли, а все друзья и знакомые одаривали его оружием: луком, стрелами, пулями, патронами. Дед преподносил внуку — будущему воину и защитнику своей земли — ружье или шашку.

Инициация

В шесть лет (иногда в 4 года) мальчиков посвящали в казаки. Обряд инициации проводился на площади перед храмом — майдане. Происходило событие в присутствии всех казаков общины. Старейшины рода сажали мальчиков на коней и отправляли вскачь по кругу. На того, кто смог удержаться в седле, надевали красную ленту — символ настоящего казака.

Сегодня этот старинный обычай возродили — в Ростовской области ежегодно проводят донские казачьи игры «Шермиции».

Свадьба

Церковный брак донские казаки начали заключать в конце XIX века. Свадьба проводилась только зимой или осенью. Точную дату определяли по православному календарю, чтобы она не совпала с постом. Невесту обычно выбирали родители. Самой свадьбе предшествовало несколько этапов:

— смотрины: церемония знакомства будущих мужа и жены. Будущие родственники приезжали в дом невесты, где заводились разговоры о ее красоте, достоинствах, о трудолюбии. После беседы родители звали дочь, которая должна была во всей красе предстать перед будущим мужем, проявляя при этом скромность, вежливость и гостеприимство. После смотрин невесту спрашивали, понравился ли ей жених;

— сватовство: сваты (представители семьи невесты и жениха) договаривались о выкупе и решали все организационные вопросы, в том числе определяли дату свадьбы.

В последний день перед венчанием у невесты собирались ее подруги — они пекли каравай, украшали его веточками и цветами, а потом несли каравай в дом жениха.

Во время венчания в храме молодые клялись перед Богом быть вместе всю жизнь. 

Свадьба обязательно проводилась с большим размахом: стол ломился кулинарными и гастрономическими изысками. Впрочем и сегодня донская кухня поражает многообразием блюд и напитков, приготовленных по старинным рецептам.

В целом, образ казачества стал переосмысливаться и, в некотором смысле, романтизироваться еще в советском кинематографе. Вспомните фильм «Кубанские казаки» и «Тихий Дон», создатели которых сумели воспеть, с одной стороны, крестьянский труд, веселый казачий нрав, быт станичников, их традиции, костюмы и говор, а с другой стороны представили страстные, неоднозначные, трогающие сердца характеры героев.

Современный казак сегодня также немыслим без традиционного костюма или его элементов. Казачьи мотивы рассматривают гости донской столицы в интерьерах ростовского аэропорта Платов и главного железнодорожного вокзала, а самых почетных гостей встречают хлебом-солью и традиционными песнями артистов в казачьих костюмах. В школах по всей области создаются музеи донского казачества, юные потомки казаков осваивают искусство владения шашкой, узнают об укладе жизни своих предков, надевают исторические костюмы в школьных спектаклях и на выступлениях в местных ДК. Современные казаки показывают свою удаль и силу гостям региона на ежегодном международном фестивале «Шермиции». Нельзя не рассказать и о том, какими художественными средствами сегодня популяризируется казачество в нашем регионе. Казачество можно рассматривать в качестве культурной и визитной карточки Ростовской области. Это своеобразный этнокультурный бренд донского региона.

В музыкально-нотном отделе Центральной городской библиотеки им. М.Горького представлена выставка книжных изданий, рассказывающих об особенностях казачьих праздников и традиций и нотных сборников с песнями Донской земли.

Использованы открытые источники: https://russia.travel/objects/297528/, https://kavkazsuvenir.ru/blog/donskie-kazaki и другие.

Материал подготовила зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.