Подиум-портрет «Кшесинская-таланты, романы и тайны» — к 150-летию балерины.

Ровно 150 лет назад, 31 августа 1872 года, родилась одна из самых знаменитых, талантливых и скандальных балерин на свете – Матильда Кшесинская. Она была одной из влиятельнейших особ конца XIX – начала XX веков. Ею были очарованы все мужчины высшего света, включая императора Николая II, с которым еще до его восхождения на престол балерину связывали романтические отношения. Матильда Феликсовна прожила долгую жизнь и скончалась в возрасте 99 лет, всего за пару месяцев до своего столетия.

Дочь танцовщика Мариинского театра Ф. И. Кшесинского (1823–1905), принесшего в Россию польский танец мазурку, и Юлии Доминской  (вдовы балетного танцовщика Леде, от первого брака имела пять детей). Сестра балерины Юлии Кшесинской и Иосифа Кшесинского (1868–1942), танцовщика, балетмейстера, постановщика, засл. артиста РСФСР (1927). Морганатическая жена вел. кн. Андрея Владимировича (внука Александра II).Окончила санкт-петербургское Императорское театральное училище в 1890. Педагоги — Лев Иванов, Христиан Иогансон и Екатерина Вазем . После окончания училища была принята в балетную труппу Мариинского театра, на императорской сцене которого Кшесинская танцевала на протяжении 27 лет.

В молодости танцовщица участвовала в балетах Мариуса Петипа и Льва Иванова, являвшегося одним из ее педагогов в училище. Первые выступления артистки — фея Драже в «Щелкунчике», Пахита в одноименном балете, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Никия в «Баядерке». После отъезда в Италию Карлотты Брианцы к ней перешла роль принцессы Авроры в балете «Спящая красавица».  Спустя 6 лет работы в театре Кшесинская удостоилась статуса «прима-балерина императорских театров», несмотря на возражения главного балетмейстера Петипа. По некоторым данным, именно связи Матильды при дворе помогли скорому продвижению на самый верх балетной иерархии. Ради танцовщицы были поставлены несколько балетов, но они впоследствии не вошли в список хореографического наследия. К примеру, в 1894 году по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича представлен балет «Пробуждение флоры» с Кшесинской в главной партии. Несмотря на устойчивое положение в театре, Матильда постоянно совершенствовала технику, с 1898 года посещая частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Она стала первой русской балериной, исполнившей 32 фуэте подряд — до этого на российской сцене этот прием демонстрировали только итальянские звезды.

В 1904 году Матильда уволилась по собственному желанию из Мариинского театра и после бенефиса перешла на выступления на контрактной основе. Матильда всячески противилась приглашению в труппу иностранных балерин, пыталась всеми способами доказать, что русские танцовщицы достойны главных ролей, тогда как большинство из них отдавались зарубежным артистам.

Интриги

Предметом интриг часто становилась итальянская балерина Пьерина Леньяни, которая, несмотря на настрой Кшесинской, проработала в Мариинском театре восемь лет.

В 1899 году исполнилась давнишняя мечта Кшесинской — Мариус Петипа дал ей партию Эсмеральды, и с тех пор она единолично владела этой ролью, что вызывало недовольство коллег. До Матильды эту партию исполняли исключительно итальянки.

Не только зарубежные балерины считали Кшесинскую самым злейшим из врагов, точно так же к ней относился и Сергей Дягилев, который организовывал «Русские сезоны». Он предложил блистательной балерине выступить в Лондоне, который ей самой нравился больше, чем Париж. Но взамен Матильда должна была задействовать свои связи при дворе и добиться возможности выступления Дягилева и его антрепризы в Петербурге. Кроме этого Сергей просил ее получить разрешение на отсрочку отбывания воинской повинности Нижинскому. Кшесинской предложили станцевать «Лебединое озеро», Дягилев таким образом решил вопрос с декорациями, владельцем которых была балерина.  Однако эта попытка успеха не имела. Дягилев очень разозлился на заносчивую балерину.

Во время Первой мировой войны, когда войска Российской империи сильно страдали от нехватки снарядов, верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич утверждал, что бессилен что-либо сделать с артиллерийским ведомством, так как Матильда Кшесинская влияет на артиллерийские дела и участвует в распределении заказов между различными фирмами.

Личная жизнь Кшесинской еще более полна интриг, чем профессиональная деятельность. Судьба Матильды оказалась тесно связанной с представителями династии Романовых.  Считается, что с 1892 по 1894 год балерина состояла в близких отношениях с цесаревичем Николаем Александровичем. Первая встреча будущего царя и танцовщицы произошла во время выпускного последней в Императорском театральном училище. По утверждениям некоторых историков, отец Николая Александр III намеренно стремился временно переключить внимание наследника с Алисы Гессен-Дармштадтской, немецкой принцессы, на которой юноша хотел жениться, и выбрал для этого Кшесинскую.  Между молодыми людьми быстро вспыхнула симпатия, Николай регулярно посещал выступления Матильды, их отношения развивались стремительно. При этом оба осознавали, что роман не может иметь счастливого конца. С целью соблюдения приличий для Кшесинской был куплен особняк на Английской набережной, где пара встречалась безо всяких помех.   Однако со временем Александр III сменил гнев на милость, позволив сыну сделать предложение Алисе, взявшей после свадьбы имя Александра Федоровна. Таким образом, отношения Романова и Кшесинской завершились.    В 1990-м Матильда организовала собственный бенефис, что противоречило правилам — подобное торжество разрешалось балеринам только спустя 20 лет работы на сцене. На торжественном ужине в честь этого события Кшесинская была представлена князю Андрею Владимировичу. Между ними вспыхнул роман. Осенью 1901 года влюбленные отправились в путешествие по Европе. При этом считалось, что близкие отношения связывали балерину и с другим Романовым — Сергеем Михайловичем. 15 октября 1911 года по высочайшему указу отчество Сергеевич получил сын танцовщицы, Владимир, родившийся 18 июня 1902 года в Стрельне. В семье его называли просто Вовой, а фамилию он получил Красинский. Позже в мемуарах Матильда Феликсовна утверждала, что настоящим отцом мальчика выступал Андрей, но Сергей по благородству души «взял вину» на себя.

В мае 1918-го большевики перевезли Сергея Михайловича в Алапаевск, где вскоре вместе с другими членами императорской семьи расстреляли. 30 января 1921 года в Архангело-Михайловской церкви в Каннах Кшесинская вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем, который усыновил ее сына и дал ему свое отчество. В 1925 году Матильда Феликсовна перешла из католицизма в православие с именем Мария. Вскоре двоюродный брат Николая II Кирилл Владимирович присвоил балерине и ее потомкам титул и фамилию князей Красинских, а 28 июля 1935 года — светлейших князей Романовских-Красинских.

В феврале 1917 года Кшесинская вместе с сыном, лишившись роскошной недвижимости — особняка и дачи, решила ехать в Кисловодск в надежде в скором времени вернуться домой. За этой поездкой последовала череда скитаний (Анапа, затем опять Кисловодск, после — Новороссийск и Константинополь).  В Константинополе Матильда получила французскую визу, последовала в Кап-д’Ай, где поселилась на вилле с Андреем Владимировичем Романовым. После пара отправилась в Париж, где сняла квартиру с просторным залом для танцев. Во французской столице Кшесинская открыла в 1929-м собственную балетную студию, которая стала главным источником дохода.

Среди учениц Матильды оказались дочери Федора Шаляпина, позднее уроки у русской знаменитости брали Марго Фонтейн, Памелла Мэй и другие. Во время Второй мировой помещение балетного класса не отапливалось, и у Кшесинской в старости развился артрит, но это не помешало ей, передвигаясь с тростью, продолжать обучение новой смены. Как педагог танцовщица отличалась спокойным нравом — никогда не повышала голос на своих подопечных.    Воспоминания танцовщицы, написанные ею за 13 лет до ухода из жизни, издали в 1960 году в Париже на французском языке. На русском языке произведение было выпущено только в 1992 году.

Выдающаяся балерина прожила долгую жизнь — она скончалась в возрасте 99 лет за несколько месяцев до своего столетия, 5 декабря 1971 года, причиной смерти стали сопутствующие возрасту заболевания.

Тело знаменитости погребено на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в пригороде Парижа в одной могиле с супругом и сыном. На памятник нанесена эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».

Книги о жизни и творчестве балерины в фонде МНО:

Бахрушин, Юрий Алексеевич.История русского балета / Ю. А. Бахрушин. — [4-е изд., испр.]. — Санкт-Петербург [и др.]: Лань: Планета музыки, 2009. — 333, [1], [8] л. ил., портр.; 21 см. Вронская Джин. Неистовая Матильда. Любовница наследника. М.: «Совершенно секретно», 2005.-256с., 8илл. На вкл.                                                                                                                          Красовская В. История русского балета. : Уч. пособие.-Л.:  Искусство, 1978-231с.,20л.ил.  Красовская, Вера Михайловна.(1915-1999).Русский балетный театр начала ХХ века. Танцовщики / В.М. Красовская. -[2-е изд.,испр.]. — Санкт-Петербург [и др.]: Лань: Планета музыки, [2009]. -520, [1] с.: ил., портр.; 21 с.                                                Кшесинская, Матильда Феликсовна(1872-1971). Воспоминания: [перевод] / Матильда Кшесинская. — Москва: Центрполиграф,2009. — 414, [1] с., [20] л. фот.; 21см.                                          Трускиновская, Далия Мееровна (1951-). Сто великих мастеров балета / Д.Трускиновская. — Москва: Вече, 2010. -431 с.: ил., портр.; 22 см. — (100 великих…).

Статья подготовлена с помощью открытых источников сети Интернет.

Материал подготовила Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала МНО.