Час информации «Дирижер Геннадий Рождественский»- к 90-летию Народного артиста.

Российский дирижер. Пианист и композитор. Педагог. Музыкально-общественный деятель. Герой Социалистического Труда. Народный и Заслуженный артист России. Лауреат различных Государственных премии России. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Геннадий Рождественский родился 4 мая 1931 года в городе Москва. Мальчик вырос в семье дирижера, профессора Московской консерватории Николая Павловича Аносова и солистки Всесоюзного радио Натальи Петровны Рождественской. С 1945 по 1947 год учился в Московской средней специальной музыкальной школе-колледже имени Гнесиных по классу фортепиано у самой Елены Гнесиной.

В 1949 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского как пианист. После этого Геннадий Николаевич поступил в Московскую консерваторию, где обучался по классу фортепиано у Льва Оборина. Параллельно, учился по классу дирижирования под руководством отца. В 1954 году окончил консерваторию, а через три года и аспирантуру при ней. За период обучения в консерватории Рождественский руководил студенческим оркестром. В это же время началась его гастрольная деятельность. В 1951 году оркестр под его управлением участвовал в III Фестивале молодежи и студентов в городе Берлин. В 1953 году стал победителем конкурса в рамках IV Фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте. До 1960 года Рождественский выступал дирижером Государственного академического Большого театра, где руководил музыкальным сопровождением балетов «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Сказ о каменном цветке» Сергея Прокофьева.

С 1965 по 1970 годы, занимая пост главного дирижера Большого театра, Рождественский участвовал в постановках балетов «Щелкунчик» Петра Чайковского, «Кармен-сюита» на музыку Жоржа Бизе и Родиона Щедрина, «Спартак» Арама Хачатуряна, а также впервые на отечественной сцене Геннадий Николаевич поставил знаменитые оперы «Человеческий голос» композитора Франсиса Пуленка и »Сон в летнюю ночь» Бенджамина Бриттена.

Рождественский до 1974 года являлся главным дирижером и художественным руководителем Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио. С 1974 года н а протяжении одиннадцати лет занимал должность музыкального руководителя Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского.

Свою работу в родной стране Рождественский успешно совмещал с дирижерской деятельностью в зарубежных странах. Разрешение на это получил лично от председателя Совета министров Алексея Косыгина. С 1974 по 1977 год работал дирижером шведского Королевского филармонического оркестра Стокгольма. С 1978 по 1981 год выступал главным дирижером симфонического оркестра британской вещательной корпорации «Би-би-си». С 1980 по 1982 год усердно руководил австрийским Венским симфоническим оркестром.

Параллельно с этим, до 1982 года дирижировал в Государственном академическом Большом Театре, принимал участие в постановках оперных спектаклей «Катерина Измайлова» Дмитрия Шостаковича и «Обручение в монастыре» Сергея Прокофьева. С 1983 по 1991 год Геннадий Николаевич Рождественский возглавлял Государственный симфонический оркестр Министерства культуры Советского Союза, объединенный по его инициативе с Государственным камерным хором под руководством Валерия Полянского в Симфоническую капеллу.

Указом Президента Советского Союза Михаила Сергеевича Горбачева от 18 октября 1990 года за выдающийся вклад в развитие советского музыкального искусства и плодотворную педагогическую деятельность Рождественскому Геннадию Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1991 года на протяжении четырех лет работал главным дирижером Королевского филармонического оркестра Стокгольма. В сезоне 2000-2001 годов являлся художественным руководителем Государственного академического БольшогоТеатра. Геннадий Николаевич в разные годы сотрудничал с Берлинским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Консертгебау, симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго, Токио, Исландским симфоническим оркестром и многими другими коллективами. Вместе с ними Рождественский записал более семисот пластинок и музыкальных дисков. Российский дирижер внес заметный вклад в освоение творческого наследия композиторов: Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского и Дмитрия Шостаковича, стал первым в России и за рубежом исполнителем многих произведений Альфреда Шнитке. Кроме этого, познакомил отечественную публику со многими ранее неизвестными ей сочинениями Белы Бартока, Бенджамина Бриттена, Мориса Равеля, Леоша Яначека, Арнольда Шенберга.

Рождественский создал несколько музыкальных сочинений, среди которых наиболее известна оратория «Заповедное слово русскому народу», написанная на слова Алексея Ремизова. Ее премьера состоялась в 2001 году в Большом зале Московской консерватории.

Геннадий Николаевич Рождественский скончался 16 июня 2018 года в Москве после продолжительной болезни.

«Дирижер обязан быть диктатором, который ласково сможет убедить оркестрантов в правоте своей идеи и заставит поверить в замысел, придерживаясь генеральной линии, заложенной композитором.» Геннадий Рождественский

Материал подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором ч./зал