«Путешествие к душам людским»- к Пасхальным праздникам. Музыкальный час.

Воскресение Христово, Пасха — это самый главный и один из самых радостных, светлых и любимых народом христианских праздников.

Празднование Пасхи — самое продолжительное: 40 дней верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» и получают ответ: «Воистину воскресе!». День Светлого Христова Воскресения для христиан — это время особого торжества и духовной радости, когда верующие собираются на службы славословить воскресшего Христа, а вся Пасхальная седмица празднуется «как един день». Церковная служба всю неделю почти полностью повторяет ночное пасхальное богослужение.   «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Исуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28, 1–10).»

Пасха — это Христианский праздник, который окутан множеством народных примет и поверий, веками передаются традиции празднования Светлого Христова Воскресения. Этот праздник вдохновил многих гениев на создание величайших произведений искусства. Музыка, безусловно, не исключение. Бах, Гендель, Бортнянский, Чесноков, Рахманинов, Чайковский, — далеко не полный список композиторов обращавшихся к этой теме.

Колокольный звон это способ поделиться со всем миром главной вестью этих дней — Христос Воскресе! О чём поёт душа…

Когда случаешь хор, сопровождающий Богослужение в Храме, создаётся ощущение, что композиторам сами Небеса передали эту музыку чтобы донести её до нас, земных жителей, через Херувимов — настолько она Возвышена и наполнена гармонией и Светом.

Оратория И.С Баха так и называется — Пасхальная оратория. Ликующие возгласы оркестра настраивают на праздничный лад и возвещают о великой вести — Христос Воскрес! Всё произведение пронизано этим призывом — возрадоваться воскресению Христа! Такое же прекрасное творение есть и у Генделя. Именно в это время он создал произведение, которому было суждено упрочить за ним мировую славу.

https://www.youtube.com/watch?v=sGmiIRXmY7A

Когда закончил «Аллилуйя», он воскликнул, заливаясь слезами: «Я думал, что открылось небо, и я вижу Творца всех вещей». Композитор Г. Гендель в своем пасхальном произведении воспел жизнь и служение Иисуса Христа

«И мощный звон промчался над землею, 
И воздух весь, гудя, затрепетал. 
Певучие, серебряные громы 
Сказали весть святого торжества…»
А. Хомяков.
Именно такой эпиграф разместил Сергей Рахманинов к завершающей части своей фортепианной сюиты, которая носит название «Светлый праздник». 
Два рояля словно превращаются в перезвоны колокольни — настолько достоверно они передают радостный гимн Пасхального торжества Христова Воскресенья! 

Книги и нотные сборники из фонда музыкально-нотного отдела

Духовно-музыкальные переложения  А. Феофана. Торжественный пасхальный канон. Из серии /сост. иеромонах Амвросий./.; Серия «Учебный обиход церковного пения» подготовлена по материалам Издательского отдела Московского Патриархата под руководством Высокопреосвященника Питирима . митрополита Волокаламского и Юрьевского.- Содержит традиционные песнопения православного богослужения годового круга, широко применяемые в певческой практике. Издания редназначены как для крупных, так и для малых хоров или квартетов со смешанным составом голосов.

Неизменяемые песнопения всенощного бдения. Муз. Никольского А. ор. 26.: Из серии.- содержит различные песнопения годового круга. Все песнопения изложены в виде 4-х голосных партитур. Допускается и трех- и двух- голосное исполнение мужскими , женскими и детскими голосами.

Новоселова Л. Духовные песнопения.: Для детского хора с солистами. «Крипто-Логос» Москва,. 2002.,32 с., с нот.

Песнопения Божественной литургии   [Ноты] : пособие для регентов и  церковных хоров / [сост. И.П. Дабаева].  — Ростов-на-Дону : Фенинкс, 2009. – 75.   [2] с. ; 29 см. — (Музыкальнаябиблиотека).    

Рахманинов С.  Всенощное бдение.:  Для смешанного хора без сопровождения. Соч. 37.:»Музыка».;1989.: 81с. с нот.

Сокровищница русской духовной музыки.   [Ноты] : произведения русских   композиторов для смешанного хора без  сопровождения / [составитель Б. Г.  Тевлин]. — Москва : Музыка, 2000. — 165, [2] с. ; 30 см.

Материал подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором ч/зал

Виртуальный музыкальный час «Горький и музыка его эпохи».

«Я очень люблю музыку”. Это признание, сделанное Горьким в одном из писем к Ромену Роллану – французскому писателю, общественному деятелю, ученому, музыковеду, подтверждается как творчеством, так и общественной деятельностью Алексея Максимовича, его окружением, в котором далеко не последнее место занимали музыканты-композиторы, певцы, пианисты… Перед ними всегда гостеприимно были раскрыты двери дома радушного хозяина! Семья Горького была очень творческой, в этом доме всегда звучала музыка. Ц.С. Рацкая, говоря о роли музыки в жизни Горького, утверждает, что его «огромное творческое наследие…было плотно насыщено музыкой».

Тема «Горький и музыка его эпохи» охватывает творчество многих выдающихся композиторов. Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостаковича, Александра Скрябина и другие русские композиторы являются современниками Максима Горького. Сегодня мы поговорим о некоторых из них.

В первую очередь, конечно, хотелось бы вспомнить дружеские отношения М. Горького и С. Рахманинова. Первый — классик русской литературы, оставивший многим поколениям людей духовное завещание в виде огроиного литературного наследства. Второй — гениальный русский композитор, величайший пианист и дирижёр, один из наиболее автор разносторонне проявивших себя русских музыкантов своего времени, виртуоз мирового класса и незаурядный автор литературного наследия. Горький и Рахманинов были не только людьми искусства, но и общественными деятелями. В предреволюционные годы каждый из них принимал участие в благотворительных и иных общественных делах.

Горький и Рахманинов жили и творили в одно и то же время: они даже начали свою творческую жизнь одновременно — в 1892 году. Сергей Рахманинов 21 марта — 4 апреля 1892 года создал одноактную оперу «Алеко» по мотивам Пушкина «Цыгане». Это была его дипломная работа. 29 мая того же года он окончил Московскую консерваторию по классу свободного сочинения (композиции) и удостоился большой золотой медали. Его имя было занесено золотыми буквами на мраморную доску в Малом зале консерватории. А 12 сентября 1892 года никому не известный Алексей Пешков в тифлисской газете «Кавказ» под псевдонимом М. Горький опубликовал первый рассказ — «Макар Чудра». Определённое влияние на раннее творчество С. Рахманинова оказало его знакомство с ранними произведениями М. Горького — «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе», «Девушка и Смерть», «Старуха Изергиль». Эти ранние произведения Горького, окрашенные романтическим пафосом, в известной степени повлияли на создание таких романсов, как «Весенние воды», «Сирень», «У моего окна».


Дмитрий Хворостовский «Весенние воды» С. Рахманинов.

По всем обстоятельствам и уклада жизни, можно отметить несколько постоянных мест, где Горький и Рахманинов встречались в общем кругу или наедине друг с другом. Такими местами были Ялта и Олеиз в Крыму, дом Телешова в Москве, где собирались знаменитые «Среды», в Италии, на острове Капри, в квартире А.М. Горького в Петрограде. Из воспоминаний Рацкой я узнала, что в дни дружбы Шаляпин пел по настроению часто. Однажды, как вспоминает хозяин “сред”, он приехал довольно поздно, сказал: “Братцы, петь до смерти хочется!”, позвонил по телефону Сергею Рахманинову – композитору и пианисту огромнейшего дарования, нередко посещавшему телешовские литературные собрания. Рахманинов приехал немедля и тут же сел за рояль… Как завороженные слушали присутствующие замечательный ансамбль! Шаляпин пел с особым вдохновением, увлек и Рахманинова. Горький музыку Рахманинова тоже знал; о некоторых любимых им рахманиновских фортепианных прелюдиях говорил, что он (Рахманинов) хорошо “слышит тишину».

М. Горький очень любил и ценил творчество С.С. Прокофьева. В творчестве Прокофьева много места занимала сказка. Вы знаете, что в совсем ещё юном возрасте, он написал музыку к знаменитой сказке Андерсена «Гадкий утёнок», сказку, которую вы все, вероятно, хорошо знает. Он написал это для голоса в сопровождении фортепиано.

Эту сказку услышал Максим Горький, который ещё в самом начале творческой жизни Прокофьева угадал в Прокофьеве большого композитора. Вы помните, все смеялись над Гадким утёнком, потому, что он не был похож на других утят. И вдруг оказалось, что это не Гадкий утёнок, а прекрасный Белый лебедь. И когда Горький послушал эту музыку Прокофьев, вы знаете, что он сказал? – «А ведь это он, пожалуй, про себя сочинил». Это очень интересно. Потому, что когда Прокофьев начал сочинять музыку, она была так необычна, она казалась такой непохожей на то, что сочиняли вокруг него некоторые музыкальные «утята», что он показался Гадким утёнком среди них, а потом оказалось, что это прекрасный Белый лебедь.


С. Прокофьев — Гадкий утенок (мультфильм-опера)

Хорошо знаком был Максим Горький с композитором Ю.А. Шапориным. До конца жизни вспоминал Юрий Александрович Шапорин свои встречи с Алексеем Максимовичем Горьким. Их сдружила любовь к музыке и литературе и почти полная солидарность в вопросах музыкального творчества. Как относился Горький к музыке Шапорина? Одобрительно – скажут те, кто знал, как часто Шапорин навещал писателя, как, несмотря на чудовищную перегруженность общественной и литературной работой, Горький находил время, чтобы побывать на репетициях симфонии композитора, а потом дружески беседовать с ним.

Часто в гостях у М. Горького был композитор А.Б. Гольденвейзер. Самая музыкальная комната в квартире – это Большая столовая. Здесь Горький читал свои произведения, тут проходили собрания, устраивались импровизированные концерты, пел Ф.И. Шаляпин, играл московский пианист и композитор А.Б. Гольденвейзер, создавший одну из крупнейших советских пианистических школ, ставший с 1906 года профессором Московской консерватории, получивший в 1947 году государственную премию.


А. Б. Гольденвейзер — «Песня без слов».

В музыкально-нотном отделе вы можете познакомиться с книгами о творчеству таких композиторов, как Рахманинов, Шостакович, Прокофьев, Гольденвейзер, Шапорин, получить информацию о дружбе Горького с этими композиторами.

Также, представляем вашему вниманию книги из музыкально-нотного отдела, посвящёные советской музыке эпохи Максим Горького. Книги полезны всем, кто хочет узнать об известных и малоизвестных страницах советского искусства. Для профессионалов и любителей музыки.

Октябрьская революция 2017 года внесла коренные изменения в судьбу России. Начались интенсивные радикальные перемены во всех сферах, включая и культуру. Как жизнь, так и искусство в то время были полны противоречий. Многие видные деятели искусств, науки были сосланы, либо эмигрировали. Поредели ряды русских музыкантов. За рубеж уехали Рахманинов, Шаляпин, Гречанинов и др. Более пятнадцати лет провёл в отрыве от родины Прокофьев. Но несмотря на все трудности, музыкальная жизнь продолжала развиваться. Характерной чертой отечественной музыкальной культуры того времени стала её массовость. Перед многочисленной аудиторией выступали духовые оркестры с маршами, хоры с революционными песнями, симфонические оркестры с музыкой Бетховена, Вагнера, Скрябина. Массовый характер таких представлений нашёл своё отражение во Второй и Третьей симфониях Щостаковича. Музыка в 20-30-е годы звучала повсюду: на концертах, на митингах, на демонстрациях. Музыкальное творчество в первые годы после революции представляло собой сложное и нередко причудливое переплетение самых различных течений, направлений. Велись споры о «высоком» искусстве и музыке быта, о путях к массовому слушателю, о способах отражения новой действительности, о революционности, о новаторстве и об отношениях к классическому наследию. Вот такое непростое время переживала музыка эпохи Максима Горького.

Материал подготовила зав.сектором абонемента — Беспалова Л.Г.

Виртуальный путеводитель «Ростов культурный» — к Международному дню культуры.

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.

Виртуальная выставка «Горький и музыка его эпохи».

Материал подготовила зав.сектором абонемента — Беспалова Л.Г.

Музыкальная гостиная «Сказочная музыка Прокофьева» — к 130-летию С.С. Прокофьева с ДШИ Артамонова.

“ Сергей Прокофьев очень много музыки писал для детей и юношества. Он сочинял для детей потому, что любил молодость, любил юность, он любил ребят, чувствовал детский мир так, как мало кто из композиторов чувствовал. Даже в тех сочинениях, которые для ребят не предназначались, мы часто слышим юное, молодое звучание, как будто перед нами появился этот молодой детский мир”. (Д.Б. Кабалевский).

Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 23 апреля 1891 году в украинском селе Сонцовка Екатеринославской губернии, природа которой на всю жизнь «одарила его энергией великого светила; и подобно тому, как лес, одевшись жёлтой листвой, словно отдаёт осенью накопленное за лето тепло, Прокофьев, заряжённый мощными золотыми лучами, всю жизнь освещал ими свою музыку». В юбилей композитора мы предлагаем к вашему просмотру презентацию «Сказочная музыка Прокофьева» в сопровождении его музыки из цикла пьес «Мимолётности».

Также сегодня у вас есть прекрасная возможность послушать Марш из сюиты «Петя и волк» в исполнении учащейся ДШИ Артамонова — Анны Романовой. Класс Пьянковой Е.А., концермейстер Вашедская О.Ю.

Композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать её». (С.С. Прокофьев).

Материал подготовила и опубликовала зав. сектором абонемента МНО ЦГБ им.М.Горького Беспалова Л.Г.

Заседание «Весенний песенный букет». Виртуальный музыкальный час.

С первыми теплыми лучиками солнца весна оживает, пробуждается и дарит нам энергию, новые надежды и мечты. Весна — время чудес и превращений! За это время природа успевает очистится от томных снежных оков, земля пропитывается влагой и умывается свежим дождем, а весь животный и растительный мир готовится к периоду роста и цветения.

Сегодняшняя виртуальная встреча в гостиной «Созвездие» посвящено этому прекрасному времени года, тем более что множество стихов и песен участники клуба посвящают именно всему, что с ним связано — любви, радостным надеждам и впечатлениям.

Открывает творческую встречу стихотворение председателя клуба, Светланы Станиславовны Анищик «В Ростов пришла весна»:

Весна! В Ростов пришла весна! В зеленой дымке дерева, И птицы в парках радостно поют, И абрикосы с жерделами цветут! Нахичевань и Чкаловский в цвету… С друзьями по Садовой я пройду… Здесь львы у банка стерегут покой, И девушки украшены Весной! На Пушкинской весь день грачи кричат, А ростовчане на субботники спешат, Чтоб город наш еще уютней стал, Весенней чистотою всех встречал!

Множество стихов о весне и любви у нашей постоянной участницы, непрестанно заботящейся о престиже и процветании клуба, Валентины Блинниковой. (г.Шахты)

Разве весна бывает без предчувствия любви? Лили Стренгис дарит песню  

Как долго и нетерпеливо мы ждем весны. В этом году зима задержалась на юге России и ростовчане соскучились по теплу, солнцу и зеленому убранству природы. Стихотворение «Ожидание весны» участника клуба Александра Маринова (Каменск-Шахтинский район)

Счет ведет часослов тишины, Чьи минуты считаю свечой. Ночь течет родниковым ключом, Я молчу в очертаниях тьмы. Я молчу, и молчит тишина. Только белый мороз за окном… Растревоженные зимним сном, Мысли бьются о наледь стекла… Я молчу, только белые сны. Отчего свет Рассвета далек?.. Я молчу… Ожиданье весны Будоражит упрямый восток…

Лариса Лаухина всегда приветлива и рада встрече с друзьями. В своем творчестве неоднократно признавалась в любви к родному городу. В исполнении Ларисы звучит песня «Ростовские мадонны»:

Нас, овеянных дремотой,

Грузом мыслей зимних дней,

Озарило в мире что-то,

Возбудил весны ручей!   ( Михаил Крав. из г. Бреста — гость и друг участников клуба)

Доброго здоровья и удачи желают всем посетителям гостиной авторы — исполнители! До новых встреч!

Виртуальный час подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором ч/зал

Книжное дефиле «Исполнительское искусство» — обзор методических изданий и нотных сборников для музыкальных педагогов из цикла «Парад музыкальных дисциплин»

Педагогика музыкального образования есть важная основа в подготовке молодого специалиста к практической деятельности в качестве учителя музыки, преподавателя музыкальных дисциплин, организаторов музыкального образования детей и взрослых, руководителей музыкальных коллективов в системе общего и профессионального музыкального образования.

Такие дисциплины, как сольфеджио, теория музыки, гармония, анализ музыкальных произведений, музыкальная литература и другие играют значимую роль в воспитании музыканта-исполнителя.

Выставка «Исполнительское искусство» является своего рода подспорьем для музыкальных педагогов и учащихся-исполнителей.

1.Методики обучения искусству игры на музыкальных инструментах

Скрипка

Григорьев, Владимир Юрьевич  (д-р искусствоведения; 1927-1997). Методика обучения игре на скрипке /  В.Ю. Григорьев. — Москва : Классика- XXI, 2007. — 254,[1] с : нот. ; 20 см.     Это необычная книга. Ее автор, В. Ю Григорьев — профессор Московской консерватории, наследник традиций отечественной школы А. Ямпольского и Я. Рабиновича, — понимает методику обучения как широчайшее поле возможных решений. Для этого он сталкивает мнения по одному и тому же вопросу мастеров прошлого и настоящего, подкрепляя их доводы данными современной психологии, физиологии, математики и физики… Знакомит со своими впечатлениями, размышлениями, рождавшимися по следам встреч с крупнейшими отечественными и зарубежными музыкантами и педагогами. Выбор исполнительского решения остается за учеником и его наставником, а мерилом правильности выбора всегда будет художественный результат.
Книга адресована педагогам-практикам и студентам музыкальных училищ и вузов.

Мазас, Жак Фереоль (1782–1849). Школа для скрипки [Ноты] : учебное пособие / Жак-Фереоль Мазас ; под  редакцией И. В. Гржимали. — Издание 2- е, исправленное. — Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2020. — 101 с. ; 29 см.

Фортепиано

Иозефи, Рафаэль (пианист; 1853-1915). Школа виртуозной фортепьянной игры[Ноты] : (упражнения) : учебное  пособие / Рафаэль Иозефи ; ред. и  коммент. Я. И. Мильштейна. — Издание 2- е, стереотипное. — Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2018. — 134, [1] с. ; 29 см.

Настоящее издание знакомит пианистов с техническими рекомендациями крупных мастеров пианистического искусства и предлагает материал для повседневной работы. Упражнения сопровождаются краткими пояснительными примечаниями и комментариями.
Предназначено для пианистов и педагогов фортепиано.

Ле Куппе, Феликс (1811-1887). Последовательный курс игры на фортепиано [Ноты]. Сложность. 15 этюдов  для освобождения пальцев. Соч. 25 /  Феликс Ле Куппе ; [предисл. А. Болдырева]. — Санкт-Петербург и др. :  Лань : Планета музыки, 2019. — 52 с. ; 29 см.

Неволина, Светлана Петровна. Методика обучения игре на фортепиано : учебное пособие / С. П. Неволина. — Издание 3-е, стереотипное. — Санкт-Петербург ; Москва ;  Краснодар : Лань : Планета музыки,  2020. — 145,[2] с. : нот. ; 21 см.

Данная работа посвящена следующим аспектам обучения и развития начинающего музыканта: знакомству с музыкальной грамотой и формированию первоначальных игровых и слуховых навыков юного пианиста, выразительным возможностям фортепианного звука и вырабатыванию слуховой восприимчивости, воспитанию полифонического мышления и развитию навыка чтения с листа.
Систематизация приобретения юными музыкантами знаний и умений по представленным вопросам апробирована на практике и дает положительные результаты, поэтому данное пособие может быть использовано преподавателями ДМШ и ДШИ.

Путь к фортепианному мастерству [Ноты] = Piano tutorial : [учебное  пособие : в 3-х выпусках] / Ферруччо  Бузони ; ред. и коммент. Я. И.  Мильштейна. Вып.1. — 2-е издание, стереотипное. — Санкт-Петербург и др. :  Лань : Планета музыки, 2018. — портр. ;  29 см. — (Учебники для вузов.

Ферруччо Бузони (1866–1924) — музыкант, известный своей многогранной деятельностью как композитор, автор множества транскрипций, пианист и педагог. Бóльшая часть его литературных трудов посвящена любимому инструменту — фортепиано. «Путь к фортепианному мастерству» — монументальная работа, охватывающая все уровни профессионального становления пианиста. Первый выпуск содержит упражнения на освоение техники игры гамм, аккордов, трелей и т.д.

Другие музыкальные инструменты

Власов, Виктор Петрович. Методика работы баяниста над   полифоническими произведениями : [учебное пособие для музыкальных вузов  и училищ] / В.П. Власов ; Министерство  культуры РФ, Российская академия музыки   им. Гнесиных. — Москва : РАМ им. Гнесиных, 2004. — 100,[3] с. : нот. ;  22 см.

Гержев, Владимир Николаевич. Методика обучения игре на духовых  инструментах [Текст] : учебное пособие / В. Н. Гержев. — Санкт- Петербург [и др.] : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2015. — 125, [1] с. : ил. ; 20 см.

Майстренко, Александр Викторович.  Кларнет и саксофон в России. Исполнительство, педагогика, композиторское творчество : учебное пособие / А. В. Майстренко. — Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки,  2018. — 381, [1] с. ; 22 см.

Данная работа обобщает исторический опыт, накопленный отечественными исполнительством на кларнете и саксофоне; в ней представлены сведения о наиболее видных педагогах и указаны произведения, написанные для этих инструментов или с их использованием.
В книге собраны и обобщены материалы, опубликованные в специальных трудах, периодической печати, мемуарной литературе, использованы архивные документы, хранящиеся в фондах Российского государственного исторического архива, Российского государственного архива литературы и искусства, Архива дирекции императорских театров, Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки, архивов Санкт-Петербургской и Московской консерваторий.
Раздел «Энциклопедия кларнета и саксофона» содержит краткие биографические сведения о более чем 400 исполнителях и педагогах Российской Империи, Советского Союза и РФ.
Рекомендовано Ученым советом Института музыки театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена.

  2.Учебные пособия по музыкально-теоретическим дисциплинам

Алексеев, Борис Константинович. Задачи по гармонии : [учебное  пособие] / Б. Алексеев. — Москва : Музыка, 2019. — 246, [2] с. ; 22 см.

Аренский, Антон Степанович (1861-1906). Руководство к изучению форм  инструментальной и вокальной музыки  [Ноты] : учебное пособие / А. С. Аренский ; [с предисл. авт.]. — 2-е издание, стереотипное. — Санкт- Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2018. — 120, [2] с. ; 29 см.

Книга А. С. Аренского (1861 — 1906), русского композитора, пианиста, дирижёра, профессора Московской консерватории, — представляет собой первый серьезный русскоязычный труд в области анализа музыкальных форм. Руководство состоит из двух частей: полифонические формы и гомофонные формы.
Учебник предназначен для студентов средних специальных и высших музыкальных учебных заведений. Он будет интересен всем, увлекающимся историей отечественного музыкознания.

Вахромеев, Варфоломей Александрович. Элементарная теория музыки / В.В. Вахромеев ; [с предисловием автора]. —  Москва : Музыка, cop. 2009 (Чебоксары :  АО «ИПК «Чувашия»). — 253, [1] с. :  ил., нот. ; 22 см.

Ладухин, Николай Михайлович (1860-1918).  Опыт практического изучения  интервалов, гамм и ритма [Ноты] : учебное пособие / Н. М. Ладухин. — 2-е  издание, стереотипное. — Санкт- Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2018. — 71, [2] с. : ил. ; 29 см.

Книга известного российского музыковеда Николая Михайловича Ладухина (1860–1918) посвящена теоретическим основам музыки. Каждая тема подкреплена рядом интонационных упражнений и диктантов. Простыми и доступными словами объясняются понятия ритма и метра, различных типов звукорядов. С особой тщательностью автор прорабатывает тему интервалов — как простых, так и составных.
Пособие адресовано ученикам музыкальных школ, училищ и желающим получить базовые знания по теории музыки.

Мясоедов, Андрей Николаевич.  Задачи по гармонии [Ноты] : учебное  пособие / А. Н. Мясоедов. — Издание 5- е, стереотипное. — Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2017. —  111 с. ; 21 см.

Потоловский, Николай Сергеевич (1878-1927). 500 сольфеджио [Ноты] : пособие к  развитию музыкального слуха и чувства  ритма / Н. С. Потоловский. — Издание 2-е, исправленное. — Санкт-Петербург и  др. : Лань : Планета музыки, 2018. — 58 с. ; 29 см.

Николай Сергеевич Потоловский (1878-1927) — русский музыковед, теоретик и композитор. Сборник «500 сольфеджио» представляет собой пособие по развитию музыкального слуха и чувства ритма. Издание состоит из двух частей: простых и сложных (а также дважды сложных) тактов или размеров.
Разделы первой части расположены в порядке увеличения интервалов (от секунды до октавы, и их обращения). В конце каждой части представлены номера на повторение пройденного материала.
Пособие адресовано учащимся детских школ искусств, а также для исполнительских специальностей ссузов. Будет полезно всем любителям, осваивающим профессию музыканта.

Яворский, Болеслав Леопольдович  (1877-1942). Упражнения в образовании схем  ладового ритма [Ноты] : учебное пособие / Б. Л. Яворский. — Издание 3-  е, исправленное. — Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар : Лань : Планета музыки, 2016. — 77,[2] с. ; 29 см.

Яворский Бореслав Леопольдович (1877-1942) — русский советский музыковед, педагог, композитор, преподаватель Московской консерватории. Яворский — автор трудов по теории музыки, истории исполнительских стилей, создатель теории «ладового ритма» и «ладового звуковедения». Под «ладовым ритмом» он понимал развертывание музыкального лада во времени. Труды Яворского в известной степени повлияли на советских музыковедов, некоторые идеи и понятия концепции «ладового ритма» нашли применение. Книга «Упражнения в образовании схем ладового ритма» увидела свет в 1915 г., второе издание вышло в 1928 г. Автор предполагал развить свой труд и написать продолжение, однако книга осталась в таком виде. Издание может представлять интерес для музыковедов, теоретиков музыки, педагогов, студентов музыкальных учебных заведений.

3.Учебно-практические пособия по вокальному искусству

Балф, Майкл Уильям (1808-1870). Итальянская школа пения [Ноты] = The Italian school of singing : ежедневные  упражнения для голоса : учебное  пособие / Майкл Уильям Балф ; пер. с  англ. [и предисл.] Н. Александровой. —  Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета  музыки, 2018. — 63 с. : ил. ; 29 см.

Майкл Уильям Балф (1808-1870) — ирландский композитор, скрипач, оперный певец (баритон) и дирижер. Настоящий сборник содержит упражнения для начинающих вокалистов, направленные на развитие силы, гибкости голоса, точности интонации, а также вокализы Россини и Бордоньи.
Учебное пособие адресовано певцам, студентам вокальных отделений музыкальных учебных заведений, вокальным педагогам.

Гарсиа, Мануэль (сын).  Полный трактат об искусстве пения  [Ноты] : учебное пособие / Мануэль  Гарсиа (сын) ; пер. с ит.  М. К. Никитиной. — Санкт- Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2015. — 411, [1] с. ; 26 см.

Трактат об искусстве пения Мануэля Гарсиа-младшего является самым значимым исследованием эпохи бельканто. Эта книга — основополагающий труд новой итальянской певческой школы. На методе Гарсиа были воспитаны многие поколения певцов и вокальных педагогов. Этот труд не потерял своего значения и в наши дни, более того, целый ряд проблем, уровень разработки вопросов и метод их освещения и ныне признаны актуальными. «Полный трактат об искусстве пения» на русском языке издается впервые. Книга будет интересна студентам вокальных отделений, оперным и камерным певцам, а также педагогам вокала.

Евсеев, Филипп Ефимович (тенор;  1800(?).  Школа пения [Ноты] : Теория и практика для всех голосов : учебное пособие / Ф. Е. Евсеев. — Издание 2-е, стереотипное. — Санкт-Петербург [и   др.] : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2015. — 78, [1] с. ; 26 см.

Русская вокальная школа, отличающаяся своими самобытными исполнительскими принципами, характером произношения слова и оформления звука, существовала много веков. Однако поднялась она до уровня классики только в 1830-е гг. Данный трактат был написан Ф. Е. Евсеевым в 1838 г., увидевший свет ранее трудов А. Варламова и М. Глинки. Автор анализирует специфику индивидуальной вокальной подготовки певца в профессиональном хоровом коллективе на примере Придворной певческой капеллы, а также рассматривает влияние итальянского bel canto на формирование принципов звукоизвлечения русской вокальной школы. Издание будет полезно студентам музыкальных учебных заведений, вокалистам, хористам, педагогам, а также широкому кругу любителей пения.

Заседателев, Федор Федорович. Научные основы постановки голоса / Ф. Ф. Заседателев. — Издание  стереотипное. — Москва : ЛЕНАНД, 2017. — 114, [1] с. ; 22 см.

Кривелли, Доменико (1793-1856).   Искусство пения [Ноты] : указания и  последовательные упражнения в искусстве  пения, с приложением гамм, сольфеджио,  вариаций : учебное пособие / Доменико   Кривелли ; пер. с англ. Н.   Александровой. — Санкт-Петербург и  др. : Лань : Планета музыки, 2018. —  46, [1] с. : ил. ; 29 см.

Пеллегрини-Челони, Анна Мария  (1780-1835). Грамматика, или Правила прекрасного  пения [Ноты] : [учебно-методическое  пособие для студентов и слушателей  вузов, обучающихся по специальности  «Музыкально-театральное искусство»] / Анна Мария Пеллегрини-Челони ; пер. Н.  А. Александровой. — Санкт-Петербург и  др. : Лань : Планета музыки, 2015. —  84, [2] с. ; 26 см.

Анна Мария Пеллегрини-Челони (1780 — 1835) — итальянская певица, вокальный педагог, представительница стиля бельканто. Ее книга «Грамматика, или Правила прекрасного пения», вышедшая в 1810 г, стала одним из важнейших учебных пособий по вокалу своего времени. Книга содержит большое количество упражнений и вокализов на различные виды вокальной техники.
Издание предназначено для студентов-вокалистов музыкальных колледжей и вузов, певцов, педагогов.

Делле Седие, Энрико (1822-1907).  Вокальное искусство [Ноты] : учебное  пособие / Энрико Делле Седие ;  [предисл.] Э. Седие. — Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2015. —  173, [1] с. : ил. ; 26 см.

Энрико Делле Седие (1822–1907) — итальянский оперный певец (баритон), представитель итальянской школы бельканто, выдающийся педагог, профессор Парижской консерватории. Учебное пособие «Вокальное искусство» (часть 1) посвящено важнейшему начальному этапу вокального образования — постановке голоса. Автор приводит сведения об анатомии голосового аппарата и процессе голосообразования, говорит о дыхании и атаке звука. Большое внимание уделяется проблеме связывания регистров и выравнивания голоса. В пособии представлен обширный нотный материал — вокальные упражнения на пение гамм, интервалов, арпеджио, украшений и другие виды техники. Книга адресована певцам, студентам вокальных отделений музыкальных учебных заведений, педагогам.

Выставку-обзор подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором ч/зал

Кино-обзор «Большое космическое путешествие» — к Дню космонавтики.

«Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная». (С.П. Королев).

Освоение космического пространства всегда будоражило умы ученых и испытателей. И вот 12 апреля 1961 года корабль-спутник «Восток» был выведен в открытый космос впервые с человеком на борту. Пилотом корабля стал советский летчик-космонавт Юрий Гагарин, превратившийся после этого в символ покорения космоса и ставший одним из самых известных людей XX века. Знаменательным пуском руководили Сергей Королев, Леонид Воскресенский и Анатолий Кириллов. Старт корабля прошел успешно, и после отделения последней ступени ракеты-носителя «Восток» совершил свободный полет вокруг нашей планеты. Этот полет длился всего один час сорок восемь минут, но в истории останется навечно. С тех пор этот день в России отмечают как День космонавтики, а в мире — Международный день полета человека в космос. В 2021 году отмечается 60 лет со Дня первого полёта человека в космос.

С первого дня первого полета человека в космос писатели-фантасты размечтались, что скоро мы будем вовсю летать к планетам Солнечной системы, а для межзвездных перелетов надо будет подождать совсем чуть-чуть — лет пятьдесят-сто. И на Марсе будут яблони цвести. В фантастических фильмах мы уже лихо бороздили просторы Вселенной. Однако реальность вносит свои коррективы — все оказалось немного сложнее и медленнее. Людям в космос по-прежнему надо продвигаться мелкими шажками. Главное — не останавливаться.

Сегодня мы собрали для вас фильмы, основанные на реальных событиях и без фантастических преувеличений рассказывающие о тех, кто открывал для нас космос, а также фильмы писателей-фантастов.

«Юрий Гагарин» — документальный фильм Творческого объединения «Экран» вышела на экран телевидения сразу после гибели Юрия Гагарина в 1969 году. Фильм является дипломной работой кинорежиссёра и сценариста Юрия Сальникова. В 2003 году Сальников выпустил обновлённую и дополлненную версию под названием «Вспоминая Юрия Гагарина».

Укрощение огня. 1972г. Фильм о зарождении, становлении и развитии советского ракетостроения с начала 20-х годов до полета Юрия Гагарина. В центре сюжета судьба Андрея Башкирцева, главного конструктора, всю свою жизнь посвятившего созданию космических ракет. Прототипом его был, естественно, Сергей Королев. Советский фильм лишь приоткрывал завесу секретности над космической программой, так что под вымышленными именами героев фильма скрывались засекреченные в то время имена конструкторов ракет и ракетной техники.

«Большо́е косми́ческое путеше́ствие» — советский детский фантастико-приключенческий фильм, поставленный в 1974 году Валентином Селивановым по пьесе Сергея Михалкова «Первая тройка, или Год 2001-й…». Премьера фильма в СССР состоялась 5 ноября 1975 года. В эпилоге фильма настоящий космонавт Алексей Леонов обращается к юным зрителям, выражая уверенность в том, что детские космические полёты скоро станут реальностью: «Возможно, многие из вас, ребята, расстроились, что не увидели в фильме настоящего космического путешествия. Его не было — но это только пока. Каждый из нас, космонавтов, прежде чем полететь в космос, сделал ой какую сложную работу. Полёт требует полных всех твоих сил, знаний, умений. Я находился в космосе всего лишь двенадцать минут, но сейчас могу сказать, что каждая моя минута нахождения в космосе требовала годовой подготовки на Земле. Но я уверен, ребята, что скоро наступит такое время, когда вы, если захотите, то полетите в космос. Я в это верю». Композитором Алексеем Рыбниковым и поэтом Игорем Кохановским для фильма были написаны несколько песен.

«Соля́рис» — научно-фантастическая драма, снятая Андреем Тарковским в 1972 году по мотивам одноимённого романа Станислава Лема об этических проблемах человечества, рассматриваемых через призму контактов с внеземным разумом. По результатам некоторых опросов входит в число величайших научно-фантастических фильмов в истории мирового кинематографа. Музыку для фильма написал Эдуард Артёмьев, в то время уже признанный лидер советской электронной музыки. В фильме звучит переложение хоральной прелюдии фа-минор И.С. Баха, это произведение известно под названием «Слушая Баха (Земля)». Тарковский не собирался включать в картину просто музыку, ему нужна была именно звуковая картина, как неотъемлемая часть атмосферы планеты Солярис.

Возвращение с орбиты. 1983г. Драма, снятая на киностудии Довженко и ставшая по-настоящему пророческой. В ней рассказывалось об аварии на орбитальной станции, а часть съемок проводилась действительно в космосе на станции «Салют-7», спасением которой ровно через два года пришлось заниматься космонавтам Владимиру Джанибекову и Виктору Савиных. При создании фильма применялись съёмки в космосе. Композитор — Эдуард Артёмьев. Песню в кинофильме исполняет Виталий Соломин.

Гагарин. Первый в космосе — российский художественный фильм 2013 года, режиссёра Павла Пархоменко. Фильм повествует о легендарном космонавте Юрии Гагарине. События разворачиваются не только в день знаменательного полета: показаны сложные детство и юность героя, все те испытания, которые он прошел во имя осуществления своей мечты. Кстати, картина длится ровно 108 минут — столько, сколько и первый полет вокруг Земли. В фильме звучит музыка Алексея Рыбникова.

Алексей Леонов. Прыжок в космос 2014г. — документальный фильм о первом человеке, вышедшем в открытый космос, и его героическом полёте на «Восходе-2» в марте 1965 года. Содержит массу рассекреченных подробностей.

«Салю́т-7» — российский драматический фильм 2017 года, снятый режиссёром Климом Шипенко по сценарию Натальи Меркуловой и Алексей Чупова. Премьера фильма в мире состоялась 21 сентября 2017 года в России. Главные роли сыграли Владимир Вдовиченко и Павел Деревянко.

Время первых. 2017г. Отличный фильм с Евгением Мироновым и Константином Хабенским в главных ролях. Он рассказывает о первом в истории выходе человека в космос и о том, какие трудности сопровождали эту миссию. Потрясающие виды и напряженный сюжет, который даже не пришлось приукрашивать. Как сказал Алексей Леонов, прототип одного из героев: «На самом деле было еще страшнее».

Звезда по имени Гагарин. Документальный фильм. 2019г. К 85-летию космонавта был снят документальный фильм «Звезда по имени Гагарин». Совсем недавно была полностью рассекречена стенограмма первого полета человека в космос и доклад Гагарина на заседании госкомиссии сразу после приземления. В данном фильме — полная версия этих записей! Трансляция из космоса, легендарный полет, «рассказанный» от первого лица, самим Юрием Гагариным!

«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!» ( Юрий Гагарин).

Материал подготовила зав.сектором абонемента — Беспалова Л.Г.

История одной песни — «Знаете, каким он парнем был». Виртуальная встреча в клубе «Романсеро».

День космонавтики в музыкально-нотном отделе традиционно отмечается песнями на космическую тематику. Эти песни знаковые — их мотив любим многими поколениями. Литературно-музыкальный клуб «Романсеро» ежегодно посвящает одно из своих заседаний Дню космонавтики, в нынешних условиях — виртуальное заседание. Год назад мы публиковали историю песни А.Пахмутовой «Нежность» — одной из любимых песен Ю.Гагарина. http://mno.blogs.donlib.ru/2020/04/11/opustela-bez-tebya-zemlya-istoriya-pesni-pokoritelyam-kosmosa-posvyashhaetsya/ Сегодня мы обращаемся ещё к одной знаковой песне в истории космонавтики — «Знаете, каким он парнем был».

Есть люди, оставившие незабываемый след в жизни человечества, благодаря чему они остаются кумирами независимо от дальнейших событий. Таким человеком был Юрий Гагарин, первым увидевший нашу Землю с космических высот. Его лучезарная улыбка и после трагической смерти радует людей почти шесть десятилетий.

Строка «Опустела без тебя Земля» с 27 марта 1968 года зазвучала особенно трагически: не стало прекрасного человека. Это событие страшно потрясло Пахмутову и Добронравова. Они написали целый цикл песен, получивший название «Созвездие Гагарина».

В него вошли четыре песни («Смоленская дорога», «Запевала звездных дорог», «Как нас Юра в полет провожал», «Знаете, каким он парнем был?»). Эти песни звучали на музыкальных площадках, телеканалах и радиоволнах практически всех советских радиостанций. Однако самой удачной песней стала «Знаете, каким он парнем был?» .

Сами авторы позже рассказывали о песне, о причинах, побудивших к ее написанию:

«Конечно, это хорошо, когда в момент создания песни рождается фраза, которая потом становится крылатой, но найти такую нелегко. Скажем, мы задумали с Алей написать песню про Гагарина. Сидели, думали: а вот каким он был? Что про него люди знают? И вдруг сама собой легла фраза: «Знаете, каким он парнем был?»» Николай Добронравов.

Крылатым стал и припев песни, в который авторы включили как и знаменитое гагаринское «Поехали!», так и поэтическое сравнение космического полёта с шаляпинским «Вдоль по Питерской».

Николай Добронравов сумел в стихах изобразить Юрия Гагарина и героем-кумиром, и обычным человеком – простым русским парнем. Выходил на лед, поскольку любил хоккей. Песни пел, поскольку этого требовала его душа. Оставался всегда веселым. Жил азартно. Не хотел почивать на лаврах, стремился в небо, которое принесло ему, как показало время, не только славу и всенародное признание, но и трагическую смерть.

Поэт-песенник не забыл и его коронную фразу «Поехали!», произнесенную 12 апреля 1961 года при старте на первом пилотируемым космическом корабле «Восток». Она стала своеобразным отсчетом новой космической эры в развитии человечества.

Юрий Гуляев стал одним из первых исполнителей песен из цикла «Созвездие Гагарина». В его интерпретации впервые на широкой публике прозвучала и песня «Знает, каким он парнем был». Он спел ее в финальной части чрезвычайно популярной телепередачи «Песня-71». Ему аккомпанировал эстрадно-симфонический оркестр Центрально телевидения и Всесоюзного радио.Песня исполнялась на бис, получив впоследствии статус гимна Прометею космоса.  В дальнейшем ее пели  Иосиф Кобзон, Леонид Сметанников, Муслим Магомаев, Василий Ладюк и многие другие артисты.

12 апреля весь мир отмечает Международный день полета человека в космос. Поздравляем всех наших читателей и предлагаем вспомнить одну из самых замечательных советских песен, посвященных нашим космонавтам. Желаем вам красивого, счастливого и светлого, как улыбка Гагарина, дня!

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.

Музыкальный час «Где-то на белом свете»- к 90-летию поэта-песенника Леонида Дербенёва.

Всем известна добрая и философичная песенка про медведей, что трут земную ось и этим совершают ежедневное доброе чудо. Эта всеми любимая песенка из кинофильма про любовь и приключения наивного Шурика — «Кавказская пленница» — одна из многих, что звучат в душах многих людей. Когда человек не просто гениален, а гениален в добре, то его дела и творения переживают эпохи. Таким светоносным и добрым является творчество Леонида Дербенёва. Леонид Петрович Дербенёв за свою жизнь (12.04.1931 — 22.06.1995 ) написал более двух тысяч замечательных стихотворений, две сотни из них стали популярными песнями и. может быть, еще станут ими. В одной из свих гениальных песен «Есть только миг», на музыку Александра Зацепина, из кинофильма «Земля Санникова» — 1973г., он мудро ответил на вопрос о смысле бытия и способе выжить, сохранив добродетель.

  «Есть только миг».

«Призрачно всё в этом мире бушующем.
Есть только миг, — за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим, —
Именно он называется жизнь.
Вечный покой сердце вряд ли обрадует.
Вечный покой – для седых пирамид.
А для звезды, что сорвалась и падает,
Есть только миг – ослепительный миг.
Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия,
Но не всегда по дороге мне с ним.
Чем дорожу, чем рискую на свете я?
Мигом одним, только мигом одним.
Счастье дано повстречать, да беду ещё.
Есть только миг – за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим, —
Именно он называется жизнь».

Всю свою творческую жизнь Л.Дербенёв зажигал на эстраде новые звёзды. В 1971 году Алла Пугачёва получила 1 премию на международном конкурсе в Сопоте за исполнение песни Б.бычкова и Л.Дербенёва «Всё могут короли».

 Советский и российский поэт-песенник, родился в Москве.  Во время Великой Отечественной войны проживал в селе Удово, Владимирской области, куда приехал  с бабушкой в 1941 году, откуда позднее переехал в Москву, вместе с семьёй своего деда. Есть упоминание, в печати, что отец был партийным работником.  Дебютом поэта стала публикация стихов во всесоюзной газете «Пионерская правда». Автор тогда учился в седьмом классе средней школы.   После школы, к сожалению, по призванию, в Литературный институт молодой поэт не поступал, отец был против, чтобы сын был творческим человеком и настоял на юридическом.    В 1954 году, Леонид Дербенёв, окончил Московский юридический институт, после чего работал юристом в организациях, параллельно писал стихи, некоторые из них печатались в «Комсомольской правде», «Известиях, «Московском комсомольце» и других периодических изданиях. Переводил поэзию народов СССР.    С 1959 года уходит на творческую работу, пишет песни, в 1960-е нередко выступает в роли переводчика западных шлягеров: «Прощай, моряк» и «Луна» Доменико Модуньо, «Падает снег» Сальваторе Адамо и других. Первая певица у Леонида Петровича для его песен, была Тамара Миансарова.

«Береги любовь» — прекрасная . но забытая песня!

От своих коллег, поэтов- песенников, Леонид Дербенёв отличался тем, что тексты песен часто писал уже на готовую музыку. И когда его песня «Ямайка», заполнила Всесоюзный радиоэфир, на него обратили внимание именитые композиторы.

Леонид Дербенёв сотрудничал с известными советскими композиторами: Александром Флярковским, Арно Бабаджаняном, Александром Зацепиным, Вячеславом Добрыниным, Юрием Антоновым, Максимом Дунаевским.  В 70-е годы наряду с многочисленными соавторами – композиторами, у Леонида Дербенёва был и соавтор поэт-песенник Игорь Шаферан.  С ним написаны песни: «Горько», «Белка в колесе», «Новогодний вальс», «Гуси, гуси», «Двадцатый век», «Ты говоришь мне о любви» («Одна снежинка ещё не снег»), «Московская серенада», «Это Москва», «Я к тебе не подойду», «Я твой нелюбимый».

 Мы все поем за праздничным застольем любимые песни Леонида Дербенёва– «Сяду в скорый поезд». «Снится мне деревня», «Атлантида», «Ты, ты, ты», «Небо и земля», «Днём и ночью». «Зурбаган» «Кленовый лист» и многие другие. 


Леонид Петрович работал со многими творческими коллективами Он автор песен для ВИА «Весёлые ребята» — «Если любишь ты», «Не минуты покоя», «Не волнуйтесь, тётя».
 ВИА «Самоцветы» — «Всё, что в жизни есть у меня», «Я люблю этот мир», «Цветы».
 ВИА – «Поющие сердца» — «Кто тебе сказал?», «Лейся, песня», «На острове Буяне».
 Рок-группа «Земляне» — «Прости, Земля», «А жизнь идёт», «Цепочка», «День рождения Земли».

  Леонида Дербенёва, не приняли в Союз писателей, аргументируя, что он не выпускал поэтических сборников, однако, на счастье, его приняли в Союз кинематографистов – свою первую песню для кинофильма он написал ещё в 1956 году.  Песни на стихи Леонида Петровича звучат во многих произведениях советского кинематографа – например: «Есть только миг» из кинофильма «Земля Санникова», «Песенка о медведях» из кинокомедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».Большой популярностью пользовались его песни из кинокартин:«Чародеи», На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди», «Мушкетёры двадцать лет спустя».Леонидом Дербенёвым написаны песни к 120 художественным фильмам.

Последний проект Леонида Дербенёва — талантливая и очень эмоциональная певица из США Сюзанна Тэппер, с которой был записан альбом песен на слова поэта, на музыку Максима Дунаевского «Пересаженное сердце».

   Замечательный человек и талантливый поэт Леонид Петрович Дербенёв – оставил нам прекрасные песни Мастера, без которых уже невозможно представить ни жизнь, ни культуру великой страны, которую он так любил и завещал в своих предсмертных строках:

«Живи, страна, ненаглядная моя Россия!».

Умер Леонид Петрович Дербенёв 22 июня 1995 года в Москве, Похоронен на Востряковском кладбище.Леонид Петрович Дербенёв прожил прекрасную и счастливую жизнь. Ему очень повезло в личной жизни : в молодые годы он встретил свою любовь и прошел с ней всю жизнь.

В 2000 году вышла книга Леонида Дербенёва: «А жизнь идёт. Песни родные и близкие». Супруга – Вера Ивановна Дербенёва – в 2003 году выпустила книгу: «Леонид Дербенёв. Между прошлым и будущим».Эти книги содержатся в фонде нашей библиотеки.

А жизнь идет [Ноты] : песни родные и близкие : [для пения с буквенно-цифровым обозначением / лирик] Леонид Дербенев. — Москва : Центрполиграф, 2001. — 302, [1] с. ; 20 см.

Дербенева В.И. : Леонид Дербенев: «Между прошлым и будущим…»,- М.:Молодая гвардия, 2003.- 331(5)с.: ил.

Зацепин, Александр Сергеевич (1926-)  Куда уходит детство… [Ноты]  песни из репертуара Аллы Пугачевой на стихи Леонида Дербенева : для голоса в  сопровождении фортепиано / Александр Зацепин. — Москва : Музыка, 2019. — 78, [1] с. ; 29 см.

Песни наших дней. 1987-1988 [Ноты] :[в переложении для фортепиано (баяна) с надписанным текстом / составитель и автор переложений В. Букин]. — Москва :  Музыка, 1989. — 157, [2] с. ; 22 см.

Награды: Леонид Дербенёв – лауреат Международного конкурса песни в Сопоте – 1978 год, конкурсов советской песни – 1963, 1964, 1965, 1973 годов. Память: -22 ноября 2002 года на Площади звёзд у концертного зала «Россия» был открыт памятный знак с именем Леонида Дербенёва.  — 22 ноября 2011 года в Кремлёвском Дворце состоялся концерт-съёмка к 80-летию со дня рождения поэта.

Наверное, особая ценность и значительность поэта, который пишет песни, в том, что его слова, становясь крылатыми, не только звучат из уст певцов, песни эти можно назвать директивами жизни. Незадолго до своей кончины, Леонид Дербенёв написал такие строки:

«Жизнь чередой одинаковых лет
То торопилась порой, то тянулась.
Но разорвал эту цепь яркий свет
И, пробуждаясь, душа встрепенулась:
Нет, я не стану землёй и травой!
Верьте вы этому – или не верьте:
Там, за последней чертой роковой
Есть ослепительный шанс на бессмертье…

Тень разрывая, день новый встаёт,
И для меня нет другого ответа:
Ради меня время пущено в ход
И существует Вселенная эта.
Пусть возражает унылый педант,
И всевозможными фактами вертит,
Я никому ни за что не отдам
Мой ослепительный шанс на бессмертье».

Материал подготовила старший библиотекарь — Е.Н. Кантемирова