Книжное дефиле «Исполнительское искусство» — обзор методических изданий и нотных сборников для музыкальных педагогов из цикла «Парад музыкальных дисциплин»

Педагогика музыкального образования есть важная основа в подготовке молодого специалиста к практической деятельности в качестве учителя музыки, преподавателя музыкальных дисциплин, организаторов музыкального образования детей и взрослых, руководителей музыкальных коллективов в системе общего и профессионального музыкального образования.

Такие дисциплины, как сольфеджио, теория музыки, гармония, анализ музыкальных произведений, музыкальная литература и другие играют значимую роль в воспитании музыканта-исполнителя.

Выставка «Исполнительское искусство» является своего рода подспорьем для музыкальных педагогов и учащихся-исполнителей.

1.Методики обучения искусству игры на музыкальных инструментах

Скрипка

Григорьев, Владимир Юрьевич  (д-р искусствоведения; 1927-1997). Методика обучения игре на скрипке /  В.Ю. Григорьев. — Москва : Классика- XXI, 2007. — 254,[1] с : нот. ; 20 см.     Это необычная книга. Ее автор, В. Ю Григорьев — профессор Московской консерватории, наследник традиций отечественной школы А. Ямпольского и Я. Рабиновича, — понимает методику обучения как широчайшее поле возможных решений. Для этого он сталкивает мнения по одному и тому же вопросу мастеров прошлого и настоящего, подкрепляя их доводы данными современной психологии, физиологии, математики и физики… Знакомит со своими впечатлениями, размышлениями, рождавшимися по следам встреч с крупнейшими отечественными и зарубежными музыкантами и педагогами. Выбор исполнительского решения остается за учеником и его наставником, а мерилом правильности выбора всегда будет художественный результат.
Книга адресована педагогам-практикам и студентам музыкальных училищ и вузов.

Мазас, Жак Фереоль (1782–1849). Школа для скрипки [Ноты] : учебное пособие / Жак-Фереоль Мазас ; под  редакцией И. В. Гржимали. — Издание 2- е, исправленное. — Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2020. — 101 с. ; 29 см.

Фортепиано

Иозефи, Рафаэль (пианист; 1853-1915). Школа виртуозной фортепьянной игры[Ноты] : (упражнения) : учебное  пособие / Рафаэль Иозефи ; ред. и  коммент. Я. И. Мильштейна. — Издание 2- е, стереотипное. — Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2018. — 134, [1] с. ; 29 см.

Настоящее издание знакомит пианистов с техническими рекомендациями крупных мастеров пианистического искусства и предлагает материал для повседневной работы. Упражнения сопровождаются краткими пояснительными примечаниями и комментариями.
Предназначено для пианистов и педагогов фортепиано.

Ле Куппе, Феликс (1811-1887). Последовательный курс игры на фортепиано [Ноты]. Сложность. 15 этюдов  для освобождения пальцев. Соч. 25 /  Феликс Ле Куппе ; [предисл. А. Болдырева]. — Санкт-Петербург и др. :  Лань : Планета музыки, 2019. — 52 с. ; 29 см.

Неволина, Светлана Петровна. Методика обучения игре на фортепиано : учебное пособие / С. П. Неволина. — Издание 3-е, стереотипное. — Санкт-Петербург ; Москва ;  Краснодар : Лань : Планета музыки,  2020. — 145,[2] с. : нот. ; 21 см.

Данная работа посвящена следующим аспектам обучения и развития начинающего музыканта: знакомству с музыкальной грамотой и формированию первоначальных игровых и слуховых навыков юного пианиста, выразительным возможностям фортепианного звука и вырабатыванию слуховой восприимчивости, воспитанию полифонического мышления и развитию навыка чтения с листа.
Систематизация приобретения юными музыкантами знаний и умений по представленным вопросам апробирована на практике и дает положительные результаты, поэтому данное пособие может быть использовано преподавателями ДМШ и ДШИ.

Путь к фортепианному мастерству [Ноты] = Piano tutorial : [учебное  пособие : в 3-х выпусках] / Ферруччо  Бузони ; ред. и коммент. Я. И.  Мильштейна. Вып.1. — 2-е издание, стереотипное. — Санкт-Петербург и др. :  Лань : Планета музыки, 2018. — портр. ;  29 см. — (Учебники для вузов.

Ферруччо Бузони (1866–1924) — музыкант, известный своей многогранной деятельностью как композитор, автор множества транскрипций, пианист и педагог. Бóльшая часть его литературных трудов посвящена любимому инструменту — фортепиано. «Путь к фортепианному мастерству» — монументальная работа, охватывающая все уровни профессионального становления пианиста. Первый выпуск содержит упражнения на освоение техники игры гамм, аккордов, трелей и т.д.

Другие музыкальные инструменты

Власов, Виктор Петрович. Методика работы баяниста над   полифоническими произведениями : [учебное пособие для музыкальных вузов  и училищ] / В.П. Власов ; Министерство  культуры РФ, Российская академия музыки   им. Гнесиных. — Москва : РАМ им. Гнесиных, 2004. — 100,[3] с. : нот. ;  22 см.

Гержев, Владимир Николаевич. Методика обучения игре на духовых  инструментах [Текст] : учебное пособие / В. Н. Гержев. — Санкт- Петербург [и др.] : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2015. — 125, [1] с. : ил. ; 20 см.

Майстренко, Александр Викторович.  Кларнет и саксофон в России. Исполнительство, педагогика, композиторское творчество : учебное пособие / А. В. Майстренко. — Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки,  2018. — 381, [1] с. ; 22 см.

Данная работа обобщает исторический опыт, накопленный отечественными исполнительством на кларнете и саксофоне; в ней представлены сведения о наиболее видных педагогах и указаны произведения, написанные для этих инструментов или с их использованием.
В книге собраны и обобщены материалы, опубликованные в специальных трудах, периодической печати, мемуарной литературе, использованы архивные документы, хранящиеся в фондах Российского государственного исторического архива, Российского государственного архива литературы и искусства, Архива дирекции императорских театров, Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки, архивов Санкт-Петербургской и Московской консерваторий.
Раздел «Энциклопедия кларнета и саксофона» содержит краткие биографические сведения о более чем 400 исполнителях и педагогах Российской Империи, Советского Союза и РФ.
Рекомендовано Ученым советом Института музыки театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена.

  2.Учебные пособия по музыкально-теоретическим дисциплинам

Алексеев, Борис Константинович. Задачи по гармонии : [учебное  пособие] / Б. Алексеев. — Москва : Музыка, 2019. — 246, [2] с. ; 22 см.

Аренский, Антон Степанович (1861-1906). Руководство к изучению форм  инструментальной и вокальной музыки  [Ноты] : учебное пособие / А. С. Аренский ; [с предисл. авт.]. — 2-е издание, стереотипное. — Санкт- Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2018. — 120, [2] с. ; 29 см.

Книга А. С. Аренского (1861 — 1906), русского композитора, пианиста, дирижёра, профессора Московской консерватории, — представляет собой первый серьезный русскоязычный труд в области анализа музыкальных форм. Руководство состоит из двух частей: полифонические формы и гомофонные формы.
Учебник предназначен для студентов средних специальных и высших музыкальных учебных заведений. Он будет интересен всем, увлекающимся историей отечественного музыкознания.

Вахромеев, Варфоломей Александрович. Элементарная теория музыки / В.В. Вахромеев ; [с предисловием автора]. —  Москва : Музыка, cop. 2009 (Чебоксары :  АО «ИПК «Чувашия»). — 253, [1] с. :  ил., нот. ; 22 см.

Ладухин, Николай Михайлович (1860-1918).  Опыт практического изучения  интервалов, гамм и ритма [Ноты] : учебное пособие / Н. М. Ладухин. — 2-е  издание, стереотипное. — Санкт- Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2018. — 71, [2] с. : ил. ; 29 см.

Книга известного российского музыковеда Николая Михайловича Ладухина (1860–1918) посвящена теоретическим основам музыки. Каждая тема подкреплена рядом интонационных упражнений и диктантов. Простыми и доступными словами объясняются понятия ритма и метра, различных типов звукорядов. С особой тщательностью автор прорабатывает тему интервалов — как простых, так и составных.
Пособие адресовано ученикам музыкальных школ, училищ и желающим получить базовые знания по теории музыки.

Мясоедов, Андрей Николаевич.  Задачи по гармонии [Ноты] : учебное  пособие / А. Н. Мясоедов. — Издание 5- е, стереотипное. — Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2017. —  111 с. ; 21 см.

Потоловский, Николай Сергеевич (1878-1927). 500 сольфеджио [Ноты] : пособие к  развитию музыкального слуха и чувства  ритма / Н. С. Потоловский. — Издание 2-е, исправленное. — Санкт-Петербург и  др. : Лань : Планета музыки, 2018. — 58 с. ; 29 см.

Николай Сергеевич Потоловский (1878-1927) — русский музыковед, теоретик и композитор. Сборник «500 сольфеджио» представляет собой пособие по развитию музыкального слуха и чувства ритма. Издание состоит из двух частей: простых и сложных (а также дважды сложных) тактов или размеров.
Разделы первой части расположены в порядке увеличения интервалов (от секунды до октавы, и их обращения). В конце каждой части представлены номера на повторение пройденного материала.
Пособие адресовано учащимся детских школ искусств, а также для исполнительских специальностей ссузов. Будет полезно всем любителям, осваивающим профессию музыканта.

Яворский, Болеслав Леопольдович  (1877-1942). Упражнения в образовании схем  ладового ритма [Ноты] : учебное пособие / Б. Л. Яворский. — Издание 3-  е, исправленное. — Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар : Лань : Планета музыки, 2016. — 77,[2] с. ; 29 см.

Яворский Бореслав Леопольдович (1877-1942) — русский советский музыковед, педагог, композитор, преподаватель Московской консерватории. Яворский — автор трудов по теории музыки, истории исполнительских стилей, создатель теории «ладового ритма» и «ладового звуковедения». Под «ладовым ритмом» он понимал развертывание музыкального лада во времени. Труды Яворского в известной степени повлияли на советских музыковедов, некоторые идеи и понятия концепции «ладового ритма» нашли применение. Книга «Упражнения в образовании схем ладового ритма» увидела свет в 1915 г., второе издание вышло в 1928 г. Автор предполагал развить свой труд и написать продолжение, однако книга осталась в таком виде. Издание может представлять интерес для музыковедов, теоретиков музыки, педагогов, студентов музыкальных учебных заведений.

3.Учебно-практические пособия по вокальному искусству

Балф, Майкл Уильям (1808-1870). Итальянская школа пения [Ноты] = The Italian school of singing : ежедневные  упражнения для голоса : учебное  пособие / Майкл Уильям Балф ; пер. с  англ. [и предисл.] Н. Александровой. —  Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета  музыки, 2018. — 63 с. : ил. ; 29 см.

Майкл Уильям Балф (1808-1870) — ирландский композитор, скрипач, оперный певец (баритон) и дирижер. Настоящий сборник содержит упражнения для начинающих вокалистов, направленные на развитие силы, гибкости голоса, точности интонации, а также вокализы Россини и Бордоньи.
Учебное пособие адресовано певцам, студентам вокальных отделений музыкальных учебных заведений, вокальным педагогам.

Гарсиа, Мануэль (сын).  Полный трактат об искусстве пения  [Ноты] : учебное пособие / Мануэль  Гарсиа (сын) ; пер. с ит.  М. К. Никитиной. — Санкт- Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2015. — 411, [1] с. ; 26 см.

Трактат об искусстве пения Мануэля Гарсиа-младшего является самым значимым исследованием эпохи бельканто. Эта книга — основополагающий труд новой итальянской певческой школы. На методе Гарсиа были воспитаны многие поколения певцов и вокальных педагогов. Этот труд не потерял своего значения и в наши дни, более того, целый ряд проблем, уровень разработки вопросов и метод их освещения и ныне признаны актуальными. «Полный трактат об искусстве пения» на русском языке издается впервые. Книга будет интересна студентам вокальных отделений, оперным и камерным певцам, а также педагогам вокала.

Евсеев, Филипп Ефимович (тенор;  1800(?).  Школа пения [Ноты] : Теория и практика для всех голосов : учебное пособие / Ф. Е. Евсеев. — Издание 2-е, стереотипное. — Санкт-Петербург [и   др.] : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2015. — 78, [1] с. ; 26 см.

Русская вокальная школа, отличающаяся своими самобытными исполнительскими принципами, характером произношения слова и оформления звука, существовала много веков. Однако поднялась она до уровня классики только в 1830-е гг. Данный трактат был написан Ф. Е. Евсеевым в 1838 г., увидевший свет ранее трудов А. Варламова и М. Глинки. Автор анализирует специфику индивидуальной вокальной подготовки певца в профессиональном хоровом коллективе на примере Придворной певческой капеллы, а также рассматривает влияние итальянского bel canto на формирование принципов звукоизвлечения русской вокальной школы. Издание будет полезно студентам музыкальных учебных заведений, вокалистам, хористам, педагогам, а также широкому кругу любителей пения.

Заседателев, Федор Федорович. Научные основы постановки голоса / Ф. Ф. Заседателев. — Издание  стереотипное. — Москва : ЛЕНАНД, 2017. — 114, [1] с. ; 22 см.

Кривелли, Доменико (1793-1856).   Искусство пения [Ноты] : указания и  последовательные упражнения в искусстве  пения, с приложением гамм, сольфеджио,  вариаций : учебное пособие / Доменико   Кривелли ; пер. с англ. Н.   Александровой. — Санкт-Петербург и  др. : Лань : Планета музыки, 2018. —  46, [1] с. : ил. ; 29 см.

Пеллегрини-Челони, Анна Мария  (1780-1835). Грамматика, или Правила прекрасного  пения [Ноты] : [учебно-методическое  пособие для студентов и слушателей  вузов, обучающихся по специальности  «Музыкально-театральное искусство»] / Анна Мария Пеллегрини-Челони ; пер. Н.  А. Александровой. — Санкт-Петербург и  др. : Лань : Планета музыки, 2015. —  84, [2] с. ; 26 см.

Анна Мария Пеллегрини-Челони (1780 — 1835) — итальянская певица, вокальный педагог, представительница стиля бельканто. Ее книга «Грамматика, или Правила прекрасного пения», вышедшая в 1810 г, стала одним из важнейших учебных пособий по вокалу своего времени. Книга содержит большое количество упражнений и вокализов на различные виды вокальной техники.
Издание предназначено для студентов-вокалистов музыкальных колледжей и вузов, певцов, педагогов.

Делле Седие, Энрико (1822-1907).  Вокальное искусство [Ноты] : учебное  пособие / Энрико Делле Седие ;  [предисл.] Э. Седие. — Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2015. —  173, [1] с. : ил. ; 26 см.

Энрико Делле Седие (1822–1907) — итальянский оперный певец (баритон), представитель итальянской школы бельканто, выдающийся педагог, профессор Парижской консерватории. Учебное пособие «Вокальное искусство» (часть 1) посвящено важнейшему начальному этапу вокального образования — постановке голоса. Автор приводит сведения об анатомии голосового аппарата и процессе голосообразования, говорит о дыхании и атаке звука. Большое внимание уделяется проблеме связывания регистров и выравнивания голоса. В пособии представлен обширный нотный материал — вокальные упражнения на пение гамм, интервалов, арпеджио, украшений и другие виды техники. Книга адресована певцам, студентам вокальных отделений музыкальных учебных заведений, педагогам.

Выставку-обзор подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором ч/зал