«Разговор со счастьем»- к 95- летию композитора А. Зацепина. Музыкальный час.

Сегодня мы присоединяемся к поздравлениям всех россиян, неравнодушных к творчеству величайшего композитора, народного артиста России, Александра Зацепина. Александр Зацепин — советский и российский композитор, который за десятки лет своей музыкальной деятельности успел сделать многое для российского и мирового искусства. Его замечательные песни, написанные для кинофильмов, становились народными шлягерами, которые и спустя десятилетия бесконечно любимы народом! За творческое долголетие и упорный труд коллеги прозвали его «железным Шуриком». Сам Зацепин секретом своей успешности считает работу, движение и умеренность во всем.

Будущий композитор родился в столице Сибири — Новосибирске. Его родители не имели отношения к искусству. Отец Сергей Дмитриевич был врачом-хирургом, но его репрессировали, когда Саша еще учился в школе, поэтому сына поднимала одна мама Валентина Болеславовна, которая работала учительницей русского языка и литературы.

Еще в военные годы Зацепин поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, но в 1945 году его отчислили из вуза и призвали в ряды вооруженных сил. Тогда это событие представлялось молодому человеку трагедией, но на самом деле все вышло как нельзя лучше. В армии он самостоятельно научился играть на музыкальных инструментах, причем талант проявился настолько ярко, что рядового Зацепина перевели в Новосибирский армейский ансамбль песни и пляски. Музыкальный опыт не прошел даром, и после увольнения в запас Александр становится сотрудником Новосибирской филармонии.   Но так как его мучило отсутствие профессионального образования, Зацепин подает документы в музыкальное училище. Туда его не приняли по оригинальной причине. Экзаменационная комиссия посчитала, что молодой человек уже перерос уровень среднего учебного заведения, и направила Александра Сергеевича в алма-атинскую консерваторию.    В 1956 году Зацепин защитил дипломную работу, которой оказался балет «Старик Хоттабыч», исполненный на сцене Алма-Атинского театра оперы и балета. По распределению он попал на киностудию «Казахфильм», и с тех пор его творческий путь неотрывно будет связан с миром кино и телевидения.  Первым фильмом, к которому Александр Зацепин написал музыку, была комедия «Наш милый доктор». Затем последовали еще около 10 саундтреков, причем работал композитор в столице Казахстана, а записывать готовые композиции отправлялся в Москву, так как техника на местах не соответствовала необходимым стандартам. В итоге Зацепин решил перебраться в столицу насовсем.

Сначала Александру в Москве было трудно, он даже подрабатывал в ресторанах аккордеонистом. Но затем судьба свела его с набиравшим обороты режиссером Леонидом Гайдаем, и эта встреча оказалась знаковой для обоих мужчин. Знакомство состоялось благодаря песне Александра Сергеевича «Надо мной небо синее», которую услышала Нина Гребешкова и посоветовала супругу встретиться с талантливым композитором.

Зацепин написал ряд песен для новых кинофильмов «Операция “Ы”» и «Кавказская пленница», в результате чего врывается на музыкальный олимп. С тех пор прошло свыше 50 лет, а люди до сих пор с удовольствием слушают и поют легкие песенки «Постой, паровоз», «Песенка о медведях» и «Если б я был султан».

Позднее Зацепин продолжил сотрудничество с Леонидом Гайдаем в фильмах «Бриллиантовая рука», «Частный детектив, или Операция “Кооперация”» и других. По словам композитора, режиссер как никто другой серьезно относился к музыкальному сопровождению каждой картины. Гайдай отбирал такие песни, которые впоследствии «уходили в народ». Позднее в актив композитора попали работы над рядом популярных картин. Но случались и сложности. Например, песню из фильма «Земля Санникова» «Есть только миг» долго не утверждали в худсовете: критикам слова композиции казались слишком пессимистичными.  Нельзя не отметить творческие союзы Александра Сергеевича. С 1965 года он сотрудничал с поэтом-песенником Леонидом Дербеневым. Вместе они написали более 100 хитов, и большинство из них стали настолько популярными, что слушатель привык видеть рядом стоящие фамилии Зацепин и Дербенев и уже не воспринимал одного без другого.  Из раннего периода творческой биографии можно выделить веселую «Песню о Купидоне» из комедии «Не может быть!», пародийное танго «Помоги мне» из «Бриллиантовой руки», «Разговор со счастьем» из «Иван Васильевич меняет профессию» и другие шлягеры.

https://www.youtube.com/watch?v=kOWXjrgMRxY

Интересным оказалось сотрудничество Александра Зацепина с Эннио Морриконе в совместном проекте кинематографистов Советского Союза и Италии «Красная палатка».

Каждый из авторов создавал для своей страны собственную версию музыкального сопровождения для фильма.

Позднее в репертуаре композитора появились романтическая песня «Ищу тебя» из кинофильма «31 июня», призывная «Ты слышишь, море» из «Свистать всех наверх!», лирическая «Только любовь» из комедии «Спортлото-82».

Еще один яркий союз состоялся, когда Александр Зацепин познакомился с певицей Аллой Пугачевой. Их интерес друг другу стал не случайным. Пугачева уже была очень востребованной исполнительницей, а Зацепин славился не только яркими мелодиями, но и современными аранжировками, которые он делал на собственной аппаратуре. Кстати, Александр Сергеевич — заядлый радиолюбитель и всю технику собрал самостоятельно.

https://www.youtube.com/watch?v=lEeny80GLAo

Тандем Зацепин+Пугачева подарил миру такие хиты, как «Куда уходит детство», «Этот мир», «Волшебник-недоучка» и многие другие. Их сотрудничество продолжалось вплоть до выхода мелодрамы «Женщина, которая поет». Автором прогремевших на всю страну песен в этой картине был Александр Сергеевич, но после фильма между певицей и композитором возникли разногласия, и их совместная работа на этом окончилась.

Зацепин, Александр Сергеевич (1926-). Куда уходит детство… [Ноты] :песни из репертуара Аллы Пугачевой на стихи Леонида Дербенева : для голоса в  сопровождении фортепиано / Александр Зацепин. — Москва : Музыка, 2019. — 78,[1] с. Алла : сборник песен / [сост.: Е.Б.Болдин]. — Москва : Детская книга,1990. — 96 с.

(популярные издания из фонда МНО библиотеки им. Горького)

В 1982 году Александр Зацепин переехал на постоянное место жительства во Францию, после чего на родине на него начались нападки. Печатные издания критиковали все те любимые песни, которые еще недавно превозносили до небес. Их стали называть пошлыми, бессмысленными и поверхностными. Только в самом конце 80-х композитор вернулся и в Россию, и в отечественный кинематограф. Он написал саундтреки для новых фильмов «Где находится нофелет?», «Она с метлой, он в черной шляпе», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Из последних работ творца выделяется музыка к военной драме «В июне 41-го» и детективному сериалу «Красная капелла».

За свою творческую жизнь Александр Зацепин написал свыше 300 песен и стал автором более 120 саундтреков. За вклад в культуру страны в 2003 году ему было присвоено звание «Народный артист Российской Федерации». Песни Зацепина звучат не только на русском языке. Во Франции Александр Сергеевич однажды услышал исполнение композиции «Так же, как все», в котором текст был полностью изменен. В переводе звучали слова о волшебном такси.

Несмотря на возраст, музыкант не испытывает больших проблем со здоровьем, а на фото выглядит достаточно бодро. Причину в столь крепкой физической форме Александр Сергеевич видит в том, что ежедневно делает зарядку, куда входят упражнения из йоги. В его рационе присутствуют рыба и нежирное мясо. Но прежде всего жить его заставляет творчество. Каждый день композитор уделяет написанию музыки несколько часов утром и вечером. Также Зацепин интересуется новыми технологиями: на компьютере осваивает музыкальные программы, выписывает издания о науке и технике. Сейчас композитор живет во французском городке недалеко от границы со Швейцарией вместе с семьей дочери. Елена владеет трехэтажным особняком, один этаж которого отведен в пользование композитору. Сама женщина работает в Женеве.Александр Сергеевич отмечает в интервью, что принял решение о переезде к дочери после смерти жены: в парижской квартире, где долгие годы он провел с последней супругой, композитор уже не мог находиться. В Москву музыкант приезжает на репетиции и концерты. Профессия позволяет Александру Сергеевичу оставаться в строю даже в таком преклонном возрасте.

В 2019 году с его участием был подготовлен авторский документальный фильм «Мне уже не страшно…». Позднее композитор завершил работу над анимационной лентой «Оранжевая корова», которая была представлена на канале «Союзмультфильм». Александр Сергеевич утверждает, что не привык писать в стол, поэтому, сколько хватит сил, будет создавать произведения для слушателей.

Песни

«Песня про зайцев», «Волшебник-недоучка», «Есть только миг», «Ищу тебя», «Куда уходит детство», «Любовь одна виновата», «Остров невезения», «Песенка о медведях», «Постой, паровоз», «Этот мир придуман не нами», «Замок на песке»,

Фильмография

1965 — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1966 — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1968 — «Бриллиантовая рука», 1968 — «Фильм, фильм, фильм», 1971 — «Двенадцать стульев», 1973 — «Земля Санникова», 1973 — «Иван Васильевич меняет профессию», 1978 — «Женщина, которая поёт», 1978 — «31 июня», 1981 — «Тайна третьей планеты»

Материал подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором МНО