Музыкальная открытка к 100-летию ЦГБ им.М.Горького

С юбилеем библиотеки им.М.Горького музыкально-нотный отдел поздравляет ДШИ №7 им.М.Балаева.

Музыкально-нотный отдел принимает поздравления от читателей к 100-летию Центральной городской библиотеки им.М.Горького .

Материал подготовила и опубликовала Черногрицкая Е.Ю.

«ПРО100 юбилей в музыкально-нотном»- к 100-летию Центральной городской библиотеки им.Горького

Музыкально-нотный отдел центральная городская библиотека им.Горького находится на ул.Большой Садовой, 11 на 2 этаже здания.

В наш отдел приходят очень разные читатели — учащиеся музыкальных школ, колледжа искусств, студенты музыкальных ВУЗов. Мы помогаем найти репертуарные произведения для обучения, литературу по теоретическим дисциплинам — сольфеджио, теории музыки, гармонии, музыкальному анализу.

Родителям учащихся показываем интересные книги о композиторах, музыкантах, деятелях кино, театра и эстрады, книги по музыкальной психологии. В последнее время увеличилось количество поступлений литературы по режиссуре, технической оснащённости музыкальных процессов, звукорежиссуре, по компьютерной музыке, обучению игре на синтезаторе.

Открывая двери музыкально-нотного отдела в наши дни можно очень просто попасть в увлекательную историю города, развития музыкальной культуры Ростова с помощью книг нашего фонда. Даты издания некоторых экземпляров говорят сами за себя, а также отметки-штампы библиотечных фондов нашего города открывают страницы истории с 20-30-х годов прошлого века.

Уникален фонд отдела: в настоящий момент он насчитывает около 52 тыс. экземпляров, среди которых ноты и звукозаписи, книги и альбомы, справочные издания, электронные ресурсы.  Особая гордость — издания дореволюционного периода — клавиры, нотные издания, издания довоенного и послевоенного периода восстановления страны. Штампы «Читальня Центральной библиотеки им. Горького» можно не редко встретить в фондах хранилища читального зала .

Фонд музыкально-нотного отдела насчитывает более 50 000 экземпляров. Нотные издания – учебники, педагогический репертуар для учащихся ДШИ, ДМШ, музыкальных колледжей и ВУЗов, консерватории по направлениям:

-инструментальная музыка (для различных видов инструментов и ансамблей) и методика преподавания инструментальной музыки; -вокальные, хоровые нотные издания для профессионалов и любителей, методика преподавания вокала, учебные пособия для вокалистов, методика работы с хором; — учебная и популярная литература по истории музыки, по теории музыки, по гармонии, полифонии и анализу музыкальных произведений; -музыкально-педагогический репертуар для учебных заведений, а также для работы музыкальных руководителей в детском саду и в общеобразовательной школе.

Книжные издания : -учебные пособия и словари для музыкальных учебных заведений; — методические издания по разным направлениям обучения (теория, история музыки, анализ муз. форм, гармония, методика преподавания на различных инструментах,  методика преподавания вокала); методика преподавания музыки в детском саду и школе; — методика преподавания танцевального и балетного искусства; — культурологическая литература  о различных видах искусства – театре (оперный, драматический, балетный) и его историческом развитии в разных странах и разные эпохи,  о эстраде и кино, о различных направлениях музыки (джаз, рок, народная музыка), о  деятелях искусства  — известные музыканты- исполнители (в том числе и современные музыкальные группы), певцы, артисты театра, кино и эстрады разных стран и времён. Аудиоматериалы  различной тематики для ознакомления в читальном зале. Периодические издания музыкальной, культурной, педагогической направленности.

Встречи с творческими читателями в музыкально-нотном отделе ЦГБ им.Горького приносят яркие краски в жизнь музыкального дома, где живут музыкальные книги!

Вокальная группа Белые крылья» на встрече в клубе «Золотая лира»
Клуб авторской песни «Созвездие»
Музыкально-литературный клуб «Романсеро»

Музыкально-нотный отдел проводит исследовательскую работу, связанную с именем писателя М.Горького, имя которого носит центральная библиотека. Постоянно действующая выставка «Музыкант прозы» познакомит читателей с любимыми музыкальными произведениями Горького, с друзьями писателя из творческих кругов — с музыкантами, певцами, композиторами.

Рассказы писателя наполнены музыкальностью — «Песня о Буревестнике», «Песня о соколе» — особая ритмо-стилистика, жанровость, воспевание подвига. В дни рождения писателя в музыкально-нотном отделе проводятся чтения рассказов, посвящённых музыке, обсуждение его статей — «Музыка», «Музыка толстых». Мнение писателя не всегда однозначно и не всегда совпадает с нашими современными тенденциями, тем более интересно изучение творческого наследия в плане читательских диспутов. Главное- не оставаться равнодушными к прозе и музыке, звучащей со страниц Горького.

Предлагаем вашему вниманию небольшой квест «Горький и музыка»:

Задание 1. Отгадайте ребус, в котором зашифрована фамилия известного певца — друга М.Горького. Можно воспользоваться подсказкой — пазлом, сложив который вы увидите портрет певца работы художника Б.М.Кустодиева.

Для того, чтобы пройти на следующий уровень квеста, ответьте на вопрос:

Задание 2. Горький любил музыку сильных ярких композиторов, душа его отзывалась на эмоциональный порыв произведений искусства. Одному из таких любимых композиторов посвящена книга Р.Роллана, прочитав которую Горький написал письмо автору книги. О каком композиторе пишет Горький Ромену Роллану? «Книга о ……. предназначается для подрастающей молодежи (13-18 лет). Это должна быть беспристрастная и интересная повесть жизни гения, эволюция его души, главнейших событий его жизни, преодоленных им страданий и достигнутой славы».

Задание 3. Русский композитор, современник М.Горького, исколесил с концертами всю Россию. Горький упоминает о нём в 1917г. в книге «Несвоевременные мысли:заметки о революции и культуре» в связи с отправкой на фронт артистов, музыкантов:»Каждый талантливый человек не равен батальонному комитету измайловцев… Я всей душой протестую против того, чтоб из талантливых людей делали скверных солдат» . И композитор, и писатель Горький посещали наш город — Ростов-на-Дону. Последние концерты перед отъездом навсегда из России в Америку звучали в начале прошлого столетия 28 января 2017г. в стенах музучилища, которое располагалось на ул. Большой Садовой (здание не сохранилось; ныне на этом месте размещается офис Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе). Назовите фамилию композитора, современника М.Горького.

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.

Музыкальный вечер «Композиторы-юбиляры 2020года».

Уходит 2020 год. Он был для нас трудным и необычным. Он научил нас по-новому воспринимать человеческие ценности и ценить жизнь. Конечно, нам жаль, что в нашем отделе не звучит музыка наших посетителей клубов, не проходят концерты юных музыкантов, ограничено общение с преподавателями музыкальных учебных заведений. Этот год открыл для нас новые грани в нашей работе. Мы развиваем культурно-просветительскую деятельность в информационном пространстве -выставки, виртуальные обзоры, виртуальные творческие встречи, интернет-концерты — и посетителей наших страниц в интернете увеличились в несколько раз. Мы рады приветствовать наших новых посетителей, а также ждём встречи с нашими постоянными читателями и участниками мероприятий.

Наш музыкальный концерт сегодня посвящён самым известным композиторам классической музыки, юбилеи которых прошли в 2020г.- Фредерик Шопен, Пётр Ильич Чайковский, Роберт Шуман, Людвиг ван Бетховен. Эти имена знакомы каждому, музыкальное наследие композиторов обширно и радует человечество многие годы.

…И вновь зима уж у порога.
В свой сон мир погрузит опять.
Чтоб отдохнуть могла природа
И жизни новый цикл начать… (Дмитрий Степанов)

Чайковский П.И. Декабрь. («Святки»)

В нашей музыкальной программе сегодня прозвучат произведения композиторов-классиков

Уходящий 2020 год отмечен юбилеями известных композиторов-классиков. Фредерик Шопен — мы ещё успели провести музыкальный вечер, посвящённый романтичному пианисту.

За свою короткую жизнь он оставил миру в наследство нежные фортепианные вальсы, романтичные ноктюрны, страстные этюды и философские прелюдии. Жанр инструментальной (фортепианной ) миниатюры Шопен поднял на серьёзную высоту в музыкальном исполнительском искусстве, довёл до филигранности. Предлагаем послушать Вальс Ре-бемоль мажор в исполнении доцента кафедры фортепиано Ростовской государственной консерватории им.С.Рахманинова Екатерины Владимировны Андреевой.

Ф. Шопен — Вальс Des Dur, исполняет Екатерина .Андреева

Самый значимый юбилей в уходящем 2020 году для нас, россиян, да и для всей мировой культуры — 180-летие Петра Ильича Чайковского. Он пришёлся на период самоизоляции, на подготовку к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Но музыкально-нотный отдел постарался не забыть такое событие! В фонде МНО есть много великолепной литературы о композиторе, полное собрание сочинений Петра Ильича, переписка, интересные нотные издания.Во время юбилейных дней мы провели межрегиональную акцию «Чайковский.Звуки.Книги» и собрали интересный материал в сообществе, посвящённый музыке и страницам жизни великого композитора. https://vk.com/chaykovskiy_zvuki_knigi

Произведения П.И.Чайковского исполняет Екатерина Владимировна Андреева, участник акции , доцент, преподаватель РГК им.С.Рахманинова .

П.И.Чайковский. Интермеццо из балета «Щелкунчик» (транскрипция для фортепиано М.Плетнёва)
П.И.Чайковский. Ната-вальс

В период самоизоляции мы познакомились удалённо с интереснейшим композитором, автором книг, учебных пособий, руководителем детского медиа-центра «Арт-резонанс» г.Москва с Павлом Живайкиным. Виртуальная творческая встреча с его учащимися открывает нам грани классической музыки в исполнении детей в современных реалиях. А книги, статьи в периодических изданиях, написанные Павлом Живайкиным есть и у нас в фонде. В исполнении «Арт-резонанс» звучит музыка П.И.Чайковского.

П.И.Чайковский «Вальс» из балета «Щелкунчик». Исполняет детский музыкальный медиа-центр «Арт-резонанс» г.Москва, руководитель П.Живайкин

Проливать свет в глубины человеческого сердца — таково призвание художника.
Р. Шуман.

В июне прошёл юбилей композитора Роберта Шумана -210 лет со Дня рождения. П.И. Чайковский считал, что будущие поколения назовут XIX в. шумановским периодом в истории музыки. И действительно, музыка Шумана запечатлела главное в искусстве его времени — ее содержанием стали «таинственно-глубокие процессы духовной жизни» человека, ее назначением — проникновение в «глубины человеческого сердца»..

Роберт Шуман, «Грёзы» из цикла «Детские сцены», исполняет Денис Мацуев соч.15 запись концерта в Карнеги-Холл 17 ноября 2007г.

Основная творческая тема Шумана — мир внутренних состояний человека, его психологической жизни. Природа, быт, весь объективный мир как бы зависят от данного состояния художника, окрашиваются в тона его личного настроения. Все характерное, чисто «шумановское» с наибольшей яркостью воплотилось в его фортепианной музыке.  Современникам Шумана творчество его казалось загадочным и недоступным. Своеобразный музыкальный язык, новые образы, новые формы — все это требовало слишком углубленного вслушивания и напряжения, непривычных для публики концертных залов.

Один из ярких и значимых юбилеев в музыкальной жизни 2020 года стал юбилей Людвига ван Бетховена. Музыкально-нотный отдел провёл ряд мероприятий в день 250-летия композитора совместно с ДШИ№7 им.Г.М.Балаева: звучали произведения композитора в исполнении учащихся ДШИ, мини-викторина «Угадай мелодию» по произведениям композитора, просмотр фильмов о Бетховене.

Бетховен «Сурок». Исполняет Рыбникова Татьяна (преподаватель Зибарева В.В. ) и Рыбников Александр (преподаватель Горбова Н.И.)

Завершаем музыкальную программу музыкой Бетховена — финал 9 симфонии — «Ода к радости» в исполнении Московского камерного оркестра «Musica Viva» , вокального ансамбля Kantorei der Schlosskirche Weilburg (Германия). Такое он-лайн объединение музыкантов, певцов — отличительная черта уходящего года на самоизоляции. Пусть эта музыка Бетховена провожает ушедший год и вселяет оптимизм в наши сердца!

Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьяненные тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди — братья меж собой . (Фридрих Шиллер)

Бетховен «Ода к радости», ст. Шиллера

Музыкально-нотный отдел Центральной городской библиотеки им. М.Горького поздравляет всех любителей музыки с наступающим Новым годом! Впереди нас ждут новые книги, новые музыкальные открытия, новые встречи!

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.

Виртуальный обзор «Проверенные временем: учебники по теории музыки, гармонии,сольфеджио».

Обучение сольфеджио, познание азов музыкальной грамоты и теории — занятие творческое. Оно совмещает в себя одновременно несколько видов деятельности во время урока — пение, слушание, анализ музыки, метроритмические упражнения, изучение основных музыкальных законов и правил (теория музыки). Мы представляем новые поступления в фонд музыкально-нотного отдела и переиздания классических учебников теории, сольфеджио, гармонии и др. теоретических предметов в программе музыкального обучения. Среди представленных изданий есть уникальные переиздания композиторов-классиков для теоретических отделений музыкальных ВУЗов и колледжей.

Наиболее интересные издания предлагаем к просмотру:

 Римский-Корсаков, Николай Андреевич   (1844-1908).  Основы оркестровки : с партитурными  образцами из собственных сочинений : учебное пособие / Н. А. Римский-Корсаков ;под ред. Максимилиана   Штейнберга. — 3-е издание, стереотипное. — Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2019. —  29 см. — (Учебники для вузов. Специальная литература).

Римский-Корсаков известен не только как великий русский композитор, но и педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». В 1871 году он стал профессором Санкт-Петербургской консерватории, где преподавал классы практического сочинения, инструментовки и оркестровки. Мысль об учебнике оркестровки неоднократно занимала Н. А. Римского-Корсакова в течении его музыкальной деятельности. Сохранилась толстая тетрадь в 200 страниц, исписанных мелким почерком, относящаяся к 1873—74 годам. В тетради освещены общие вопросы акустики, дана классификация духовых инструментов и, наконец, подробное описание устройства и аппликатуры флейт различных систем, гобоя, кларнета и.т.д. Данная книга Н.А. Римского-Корсакова впервые вышла в 1913 году и фактически сразу же была переведена на многие языки мира. И по сей день книга «Основы оркестровки» не теряет своей актуальности, ведь она содержит богатый опыт великого композитора. Опыт этот будет очень полезен в подготовке молодых музыкантов.

 Римский-Корсаков, Николай Андреевич.  Практический учебник гармонии / Н.А. Римский-Корсаков.- Изд.22-, стереотипное. — Санкт-Петербург [и  др.] : Лань : Планета музыки, 2018. —  172 с. : нот. ; 21 см. — (Учебники для    вузов. Специальная литература).

Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов. Педагогической и просветительской работой Римского-Корсакова восхищался П. И. Чайковский, который в своём письме к нему писал: «Но Вы не захотели удовольствоваться одною лишь композиторскою деятельностью. Вы сделались музыкальным педагогом, и целая фаланга молодых русских музыкантов, возрастая под Вашим руководством, передает, конечно, будущим поколениям результаты Вашего творчества»

Чайковский, Петр Ильич (1840-1893).  Краткий учебник гармонии : [учебник] / П. И. Чайковский. — Издание 4-е, стереотипное. — Москва ; Краснодар ; Санкт-Петербург : Лань :  ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2018. — 95, [1] с. :  ил., нот. ; 20 см. — (Учебники для  вузов. Специальная литература).

Авторство книги принадлежит человеку, который был не только величайшим русским композитором, дирижером и общественным деятелем, но и педагогом, тем, кто в Московской консерватории заложил основы профессионального отношения к теоретическим предметам и создал серьезные традиции в изучении этих дисциплин. Пример тому – данный труд, в котором П. И. Чайковский обобщил масштабный пласт материалов, накопленных за время своей педагогической деятельности.
Учебник снабжен подробными методическими рекомендациями, образцами, схемами и практическими заданиями по каждому разделу. В учебнике сжато, последовательно и конструктивно изложена вся основная база понятий практического предмета гармонии. Сегодня, когда история преподавания гармонии имеет богатые традиции, работа Чайковского не утратила содержательности и практической ценности для студентов консерваторий и музыкальных колледжей.

  Учение о каноне [Текст] : учебное пособие : [12+] / С. И. Танеев. — 2-е издание, исправленное. — Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2017. — 156, [1] с. : ил., нот. ; 29 см.

Настоящая книга — труд крупнейшего ученого, музыканта, педагога и композитора, С.И.Танеева. Как и первая его работа в области полифонии «Подвижной контрапункт строгого письма», широко известная среди музыкантов, так и «Учение о каноне» представляет собой серьезное обстоятельное изложение авторской теории контрапункта, построенное на основах математики.
Издание адресовано композиторам, музыковедам, музыкальным критикам, студентам и педагогам музыкальных вузов и колледжей

Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки. Авторы: Аренский А.С. Издательство: Планета музыки Издание: 3-е, стер. ISBN 978-5-8114-4781-7; 2020 г. Кол-во страниц: 124.  Руководство состоит из двух частей: полифонические формы и гомофонные формы. Учебник предназначен для студентов средних специальных и высших музыкальных учебных заведений. Он будет интересен всем, увлекающимся историей отечественного музыкознания. Композитор и педагог Антон Аренский, создавая свое «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки» (первое в России, 1893-1894), сохраняет общепринятое противопоставление контрапунктического и гомофонно-гармонического формообразования. Однако в своей творческой практике он следует укрепившейся в романтическую эпоху гармонической трактовке имитационных конструкций.

Скребков, Сергей Сергеевич.  Учебник полифонии : учебник для  музыкальных училищ и музыкальных  вузов / С. Скребков ; Моск. гос. консерватория им. Чайковского, кафедра   теории музыки. — 4-е издание. —  Москва : Музыка, 1982. — 262, [6] с.

Скребков, Сергей Сергеевич.  Художественные принципы музыкальных    стилей : учебное пособие : для   студентов и аспирантов консерваторий,  музыкальных колледжей, обучающихся по   направлениям: музыковедение,  исполнительство, композиция,  музыкальная педагогика / С. С. Скребков. — 2-е издание, дополненное. —  Санкт-Петербург [и др.] :Лань:    Планета музыки, 2018. — 446,[1] с. : нот. ; 22 см. — (Учебники для вузов.  Специальная литература).

Сергей Сергеевич Скребков (1905-1967 г.г.) — пианист, педагог, специалист в области полифонии, теории и истории музыкальных стилей. Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории. В 1944—1949 годах работал в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных), по просьбе Е. Ф. Гнесиной принимал участие в создании института, был деканом историко-теоретического факультета института, руководил дипломными и диссертационными работами.В 1944—1952 годах работал одновременно научным сотрудником, редактором-составитель сборников в секторе музыки Института истории искусств Академии Наук СССР. Его учебники по Гармонии, Полифонии, Анализу музыкальных форм и в наше время являются базовыми в ВУЗах.

Способин, Игорь Владимирович (1900-1954). Музыкальная форма : учебник общего курса анализа / И.В. Способин. — Москва : Музыка, 2007. — 398, [1] с.

Игорь Владимирович Способин (1900-1954) — советский музыковед, теоретик музыки и педагог. Кандидат искусствоведения, профессор Московской консерватории. Автор популярных учебников элементарной теории музыки, гармонии, музыкальной формы. Учебник по Элементарной теории музыки даёт обучающимся систему азов нотной грамотности, понятия тональностей, интервалов, метро-ритмические законы. Для того чтобы правильно читать и писать, нужно знать слова, их смысл и грамматику, т. е. законы языка. Для того чтобы уметь правильно сочинять музыку, играть ее или петь, нужно знать теорию музыки. Поэтому обучение теории музыки в первую очередь имеет целью подготовку к сочинению или исполнению музыкальных произведений.

Струве, Георгий Александрович  (1932-2004). Ступеньки музыкальной грамотности [Ноты] : хоровое сольфеджио / Г.  Струве. — Санкт-Петербург : Лань, 1999.  — 64 с. : ил., портр. ; 26 см.

Георгий Струве — выдающийся педагог, более полувека проработавший с детьми и воспитавший за эти годы более 10 тысяч учеников. Более 400 его учеников стали профессиональными музыкантами. Он создал уникальную систему музыкального воспитания. Его методика хорового сольфеджио стала настольным пособием для педагогов, работающих в области музыкального воспитания, принята и утверждена Министерством образования для 1-4 классов. Струве написал более 200 произведений, большей частью для детей и юношества. Его песни пели и продолжают петь дети России и других стран, многие из них («Моя Россия», «Школьный корабль», десятки других) стали уже классикой и входят в программы детских садов, общеобразовательных и музыкальных школ в России и за рубежом.

Фридкин, Григорий Абрамович. Практическое руководство по  музыкальной грамоте / Г. Фридкин. —  Москва : Музыка, 2007. — 294, [1] с. :  ил., нот. ; 21 см.

Сольфеджио [Ноты] / [составители] Б.  Калмыков и Г. Фридкин. — Москва :  Музыка, 2004.

Знаменитый классический учебник Сольфеджио -практика пения музыкальных номеров с усложнением заданий и тематики по теории музыки с 1 по 7 класс. Что мы знаем о его авторах-составителях? Борис Васильевич Калмыков (род. 1884), выпускник Синодального училища, преподаватель сольфеджио и теорию музыки – известный автор классического учебника по сольфеджио, по которому училось не одно поколение начинающих музыкантов. В Чите он проживал с 1907 года. Г.А.Фридкин. Музыкальный теоретик, педагог. В 1932 году окончил теоретическое отделение Московской государственной консерватории. В 1931-43 (1932-42) годах преподавал в МГК. Автор учебных пособий. Преподаватель сольфеджио и гармонии. По учебникам сольфеджио Григория Абрамовича Фридкина занималась вся страна и занимается до сих пор. Заведовал теоретическим отделом детской музыкальной школы имени В.Д.Стасова в середине ХХ столетия. Сольфеджио составленное Г.А.Фридкиным и Калмыковым самое востребованное учебное издание в нашем отделе.

Маршалл, Флоренс Эштон (1843-1922).  70 сольфеджио [Ноты] : для пения в   классе : учебное пособие / Флоренс    Эштон Маршалл ; пер. с англ. Н. А. Александровой ; [с предисл. авт.]. —    Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета    музыки, 2017. — 217, [1] с. ; 29 см. —  (Учебники для вузов. Специальная    литература).

ФлоренсМаршалл ((1843-1922) — английский музыкальный педагог, хормейстер, дирижер, композитор). Сборник «70 сольфеджио» содержит пятьдесят примеров двухголосного сольфеджио в сопровождении фортепианного аккомпанемента и двадцать примеров двухголосного сольфеджио без аккомпанемента.

Данхейзер, Адольф-Леопольд (1835-1896).   Сольфеджио [Ноты] : учебное   пособие / А.-Л. Данхёйзер ; пер. Н. Александровой. — Санкт-Петербург и   др. : Лань : Планета музыки, 2016. —  (Учебники для вузов. Специальная  литература).

Адольф-Леопольд Данхёйзер (1835-1896) — французский композитор, педагог, профессор Парижской консерватории, автор учебников по теории музыки и сольфеджио.Учебное пособие «Сольфеджио» впервые увидело свет в 1881 году. Оно представляет собой начальный курс обучения музыкальной грамоте и сольфеджио. Пособие содержит почти двести нотных примеров — упражнений на пение гамм, интервалов, мелодий различного характера и степени сложности.Руководство может представлять интерес для педагогов и учащихся музыкальных школ, студентов музыкальных учебных заведений, начинающих вокалистов.

Эти и другие учебные пособия из фонда музыкально-нотного отдела ЦГБ им.Горького помогут совершенствовать своё образование и познавать нюансы музыкальной теории, композиции, оркестровки, анализа муз. произведений.

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.

День специалиста «Развитие классических традиций в музыкальном образовании». «Вокальное образование».

В современных условиях, когда подвергаются переоценке и переосмыслению многие идеалы и культурные ценности прошедших времён, важным является обращение к исторически сложившимся педагогическим традициям и достижениям, которые, с одной стороны, должны быть непременно сохранены, а с другой стороны, по возможности, адаптированы к современности. В представленных книгах рассмотрены теоретические и практические методы и приёмы классического вокального обучения, различные вокальные школы. Данные книги адресовано певцам, студентам, вокальным педагогам, музыковедам и всем интересующимся вокальным искусством.

Балф, Майкл Уильям (1808-1870). Итальянская школа пения [Ноты] = The Italian school of singing: ежедневные упражнения для голоса: учебное пособие / Майкл Уильям Балф; пер. с англ. [и предисл.] Н. Александровой. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2018. Майкл Уильям Балф (1808-1870) — ирландский композитор, скрипач, оперный певец (баритон) и дирижер. Настоящий сборник содержит упражнения для начинающих вокалистов, направленные на развитие силы, гибкости голоса, точности интонации, а также вокализы Россини и Бордоньи. Учебное пособие адресовано певцам, студентам вокальных отдлений музыкальных учебных заведений, вокальным педагогам.

Беллини, Винченцо (1801-1835). Камерно-вокальные произведения [Ноты]: для голоса и фортепиано/ Винченцо Беллини ; пер. В. Н. Небольсиной. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2018. — 83 c.: портр. Винченцо Беллини (1801-1835) итальянский композитор, автор 11 опер. Несмотря на свою непродолжительную жизнь, Беллини оставил после себя потрясающие вокальные сочинения. Пятнадцать романсов и ариетт, представленные в настоящем сборнике великолепный материал для формирования тонкого музыкального вкуса, повышения вокального мастерства и обогащения репертуара. Данный сборник будет интересен профессиональным вокалистам, педагогам и студентам вокальных направлений.

Бусти, Алессандро (1799-1859). Школа пения для баритона: Классические методы королевской Неаполитанской консерватории. Вокализы для женского голоса [Ноты] : учебное пособие/ Алессандро Бусти ; пер. с итал. [и предисл.] М. Г. Людько. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2017.

Алессандро Бусти (1799 — 1859) — итальянский оперный певец, вокальный педагог.
В предисловии к своей «Школе пения для баритона» Бусти отмечает, что его метод является традиционным, наследованным у старых мастеров и проверенным многолетней успешной педагогической практикой. Работа А.Бусти представляет огромную ценность для вокальных педагогов, методистов, интересующихся вопросами исторического исполнительства и молодых певцов, как образец учебного пособия, в котором к низкому мужскому голосу предъявляются столь же высокие требования в части гибкости, ровности и диапазона, как и к женским голосам. Сборник Бусти «Вокализы для женского голоса» содержит ежедневные короткие упраднения для пения. Пособие предназначено певцам, студентам и преподавателям вокальных отделений музыкальных учебных заведений

Варламов, Александр Егорович (1801-1848). Полная школа пения [Ноты]: учебное пособие/ А. Е. Варламов; [с предисловием И. Гвоздевой и автора]. — Издание 4-е, стереотипное. — Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Планета музыки: Лань, 2012. Варламов Александр Егорович (1801-1848) — композитор-песенник, певец, дирижёр и вокальный педагог. Варламову принадлежит свыше 200 романсов. Варламов заявил о себе, как о педагоге, в своей книге «Полной школе пения», в трёх частях, изданной в Москве в 1840 г. Эта школа является первым и для своего времени замечательным вокальным руководством.

Гарсиа, Мануэль (сын). Полный трактат об искусстве пения [Ноты] : учебное пособие/ Мануэль Гарсиа (сын); пер. с итал. [и предисл.] М. К. Никитиной. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2015. — 411, [1] с. Трактат об искусстве пения Мануэля Гарсиа-младшего является самым значимым исследованием эпохи бельканто. Эта книга — основополагающий труд новой итальянской певческой школы. На методе Гарсиа были воспитаны многие поколения певцов и вокальных педагогов. Этот труд не потерял своего значения и в наши дни, более того, целый ряд проблем, уровень разработки вопросов и метод их освещения и ныне признаны актуальными.
«Полный трактат об искусстве пения» на русском языке издается впервые. Книга будет интересна студентам вокальных отделений, оперным и камерным певцам, а также педагогам по вокалу.

Гей, Юлиус. Немецкая школа пения [Ноты]: [для мужских голосов]: учебное пособие/ Юлиус Гей; пер. А. И. Игнатович; науч. ред. [и авт. вступ. ст «Юлиус Гей и его «Deutscher Gesangunterricht»] М. Г. Людько. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2014. Юлиус Гей — реформатор немецкого вокального искусства. Он стал автором большого оригинального вокально-педагогического сочинения, написанный в духе учения Вагнера.
«Немецкое обучение пению» воплощает в себе, в ясном изложении, взгляды Вагнера на воспитание немецких певцов. Гей последовательно объясняет вокальную систему от элементов естественного образования тона до художественно-законченного исполнения, не упуская из виду показаний плодотворной практики по преподаванию пения.
Книга предназначена для певцов, педагогов по вокалу, студентов специальных учебных заведений, а также для тех, кто работает над голосом самостоятельно. Книга впервые переведена на русский язык.

Делле Седие, Энрико (1822-1907). Вокальное искусство [Ноты] : учебное пособие / Энрико Делле Седие; [предисл.] Э. Седие. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2015. -173, [1] с. : ил. Энрико Делле Седие (1822-1907) — итальянский оперный певец (баритон), представитель итальянской школы бельканто, выдающийся педагог, профессор Парижской консерватории.
Учебное пособие «Вокальное искусство» посвящено важнейшему начальному этапу вокального образования — постановке голоса. Автор приводит сведения об анатомии голосового аппарата и процессе голосообразования, говорит о дыхании и атаке звука. Большое внимание уделяется проблеме связывания регистров и выравнивания голоса. В пособии представлен обширный нотный материал — вокальные упражнения на пение гамм, интервалов, арпеджио, украшений и другие виды техники.
Книга адресована певцам, студентам вокальных отделений музыкальных учебных заведений, педагогам вокала.

Кривелли, Доменико (1793-1856). Искусство пения [Ноты]: указания и последовательные упражнения в искусстве пения, с приложением гамм, сольфеджио, вариаций: учебное пособие / Доменико Кривелли; пер. с англ. Н. Александровой. — Санкт-Петербург и др.: Лан : Планета музыки, 2018. — 46, [1] с.: ил. Доменико Кривелли (1793-1856) — итальянский оперный певец (тенор), вокальный педагог, бывший ведущим профессором вокала в Королевской академии музыки (Лондон). Учебное пособие «Искусство пения» вышло в 1841 г. и выдержало много изданий. В нем автор рассказывает о принципах постановки голоса и дает ряд упражнений, необходимых для того, чтобы заложить верные основы вокального мастерства.

Ниссен-Саломан, Генриетта. Школа пения [Ноты] : учебно-методическое пособие для студентов и слушателей вузов, обучающихся по специальности 53.05.04 — «Музыкально-театральное искусство» / Генриетта Ниссен-Саломан ; науч. ред. [и авт. вступ. ст. «Шведский жаворонок — Генриетта Ниссен-Саломан»] Е. П. Пономаренко. — Издание 2-е, стереотипное. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2017. — 435, [2] с. Генриетта Ниссен-Саломан (1819-1879) — шведская певица середины XIX века, одна из первых профессоров Петербургской консерватории. Многие из ее учеников прославили русское вокальное искусство во всем мире. В последние годы жизни она создала учебник «Школа пения Генриетты Ниссен-Саломан» в трех частях. Особый интерес представляет вторая часть, на четырехстах страницах которой размещено обширнейшее собрание упражнений для развития певческого голоса. Эта книга сегодня является библиографической редкостью, переиздание ее в наши дни позволяет широкому кругу профессионалов и любителей вокального искусства познакомиться с трудом выдающейся певицы и педагога, применить ее ценные методические указания в практической деятельности.

Панофка, Генрих (1807-1887). Вокальная азбука [Ноты]: с приложением вокализов: учебное пособие / Генрих Панофка; пер. с англ. Н. Александровой. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2018. — 61с. ; 29 см. Генрих Панофка (1807-1887) — немецкий скрипач, композитор, певец, вокальный педагог, дирижер, хормейстер и музыкальный журналист, с успехом работавший в Берлине, Лондоне, Париже и Флоренции; автор нескольких методических пособий по вокальному искусству.
«Вокальная азбука» впервые вышла в Париже в 1858 г. Книга содержит начальные сведения по обучению пению, в нее входят 14 упражнений на пение интервалов, арпеджио, гамм, и 24 вокализа. Книга адресована певцам, учащимся и педагогам музыкальных школ и колледжей, а также широкому кругу любителей пения.

Пансерон, Огюст Матье (1795-1859). Вокальная школа [Ноты]: для сопрано и тенора: учебное пособие / Огюст Матье Пансерон; пер. Н. Александровой. — Издание 2-е, стереотипное. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2018. — 249, [2] с.

Огюст-Матье Пансерон (1795-1859) — французский вокальный педагог, профессор Парижской консерватории, композитор, автор большого числа вокальных сочинений и более десятка учебных руководств по вокалу и сольфеджио. Книга «Вокальная школа для сопрано и тенора» представляет собой развернутое учебное пособие. Оно содержит основные правила постановки голоса, гаммы, арпеджио, интервалы, упражнения на связывание регистров и все виды вокальной техники: филирование звука, portamento, пение украшений, трели, двухголосное пение, каденции. В книге представлено несколько десятков вокализов в сопровождении фортепьяно. Издание адресовано студентам вокальных отделений музыкальных учебных заведений, певцам, педагогам.

Чинти-Даморо, Лаура (1801-1863). Поступательное развитие голоса [Ноты]: новый метод пения для молодых певиц : учебное пособие/ Лаура Чинти-Даморо ; пер. с фр. О. Михнюк ;[предисл. Ж.-Л. Хегель]. — Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2019. — 98, [1] с. Лаура Чинти-Даморо (1801-1863) — французская оперная певица, участвовавшая во многих премьерах опер Дж. Россини. Многие годы она преподавала в Парижской консерватории и издала несколько книг по теории и методике пения.
Настоящее издание представляет собой методику постановки и развития голоса, построенную на постепенном техническом усложнении вокализов. Вокальные упражнения предвосхищает предисловие, в котором Чинти-Даморо призывает соблюдать ряд рекомендаций для эффективного обучения молодого вокалиста.
Учебное пособие адресовано начинающим певцам и читателям, интересующимся вокальным искусством.

Штокхаузен, Юлиус Кристиан (1826-1906). Вокальная школа [Ноты]: учебное пособие/ Юлиус Штокхаузен; пер. с нем. [и вступ. ст «Юлиус Штокхаузен и его «Вокальная школа»] М. Куперман. — Санкт-Петербург и др.: Лань: Планета музыки, 2018. — 168, [1] с. Юлиус Штокхаузен (1826-1906) — выдающийся немецкий певец (баритон), хоровой дирижер, вокальный педагог. «Вокальная школа» (нем. Gesangsmethode) была издана в 1884 г. Методика Штокхаузена, основанная на глубоком понимании физиологии работы голосового аппарата и законов акустики, а также описывающая способы верной вокализации звуков немецкого языка, и сегодня представляет большой интерес для историков музыки и музыкантов-исполнителей. Учебное пособие адресовано певцам, студентам, вокальным педагогам, музыковедам и всем интересующимся вокальным искусством.

Материал подготовила зав.сектором абонемента — Беспалова Л.Г.

Виртуальный обзор «Преподавание фортепиано: учебники и педагоги».

Сегодня в музыкально-нотном отделе ЦГБ им. Горького День специалиста. Представляем выставку учебно-методических изданий для педагогов-музыкантов, студентов и учащихся в классе фортепианного мастерства. На выставке предлагаем ознакомиться с интересными и полезными книгами и нотными пособиями именитых музыкальных педагогов и исполнителей-виртуозов игры на фортепиано.

Мастер-класс для начинающих пианистов

Как научить играть на рояле : первые шаги / [сост. С. В. Грохотов]. —  Москва : Классика-XXI, 2009. — 216, [2]  с. : ноты ; 20 см см. — (Мастер-класс).

В сборнике, посвященном начальному обучению маленького пианиста, проанализированы все основные трудности, подстерегающие преподавателя на этом тернистом пути: постановка рук и развитие техники, первоначальные навыки чтения с листа, исполнение одноголосных мелодий, изучение полифонии и сочинение аккомпанемента.
В классических работах мастеров отечественной педагогической школы- А. Б. Гольденвейзера, Л. А. Баренбойма и С. И. Савшинского — рассмотрены общеэстетические и психологические вопросы обучения маленьких пианис­тов. Отдельно описана специфика работы с одаренными (С. Савшинский) и не очень продвинутыми учащимися (Я. Достал). Рубрика «Открытый урок» знакомит с авторским методом А. Д. Артоболевской.
Особую практическую ценность представляет впервые публикующаяся развернутая работа Е. А. Калантаровой — одного из авторитетнейших педагогов ГМУ им. Гнесиных. Это пошаговые инструкции и подробные поурочные планы для работы с малышами, с успехом применяемые автором в своей…

Учебные пособия для совершенствования мастерства пианистов

Бузони, Ферруччо (1866-1924)   Путь к фортепианному мастерству [Ноты] = Piano tutorial : [учебное   пособие : в 3-х выпусках] / Ферруччо  Бузони ; ред. и коммент. Я. И   Мильштейна. — 2-е издание, стереотипное. — Санкт-Петербург и др. :   Лань : Планета музыки, 2018. — портр. ;  29 см.

Ферруччо Бузони (1866-1924) — музыкант, известный своей многогранной деятельностью как композитор, автор множества транскрипций, пианист и педагог. Большая часть его литературных трудов посвящена любимому инструменту — фортепиано. «Путь к фортепианному мастерству» — монументальная работа, охватывающая все уровни профессионального становления пианиста. Третий выпуск основан на авторском материале самого Бузони, направленном на разностороннее развитие пианистической техники.
Сборник будет полезен пианистам старших классов ДМШ, студентам средних и высших учебных заведений.

Гермер, Генрих (1837-1913).   Как играть на фортепиано : учебное  пособие / Генрих Гермер ; перевод   с немецкого А. Буховцева. — Издание 3-е,   исправленное. — Санкт-Петербург ;  Москва ; Краснодар : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2019. — 184, [3] с. : муз.  пр. ; 21 см.

Генрих Гермер (1837-1913) — немецкий музыковед, музыкальный педагог и методист. Данная книга содержит пять статей о произведении звука на фортепиано, об акцентуации, динамике, темпе и об исполнении, с примерами для упражнений.
Книга предназначена для педагогов и студентов фортепианных отделений музыкальных учебных заведений.

Иозефи, Рафаэль (пианист; 1853-1915).   Школа виртуозной фортепьянной игры [Ноты] : (упражнения) : учебное  пособие / Рафаэль Иозефи ; ред. и   коммент. Я. И. Мильштейна. — Издание 2-  е, стереотипное. — Санкт-Петербург и  др. : Лань : Планета музыки, 2018. — 134, [1] с. ; 29 см.

Настоящее издание знакомит пианистов с техническими рекомендациями крупных мастеров пианистического искусства и предлагает материал для повседневной работы. Упражнения сопровождаются краткими пояснительными примечаниями и комментариями. Предназначено для пианистов и педагогов фортепиано.

Левин, Иосиф.  Искусство игры на фортепиано :  учебное пособие / Иосиф Левин ; [пер. с  англ. Н. А. Александровой, С. Г  Денисова ; науч. ред. С. Г. Денисов]. —  Издание 2-е, стереотипное. — Санкт  —  Петербург ; Москва ; Краснодар : Лань :  Планета музыки, 2017. — 60, [1] с. :  ил. ; 23 см.

Иосиф Левин (1874-1944) — российско-американский пианист, выпускник Московской консерватории (класс В.И. Сафонова), профессор Джульярдской школы (Нью-Йорк). Данная книга включает в себя его важнейшие работы о фортепианной игре и педагогике. Среди них — известное учебное пособие «Основные принципы фортепианной игры». Впервые оно увидело свет в 1924 году; автор стремился в доступной форме изложить для американских студентов принципы фортепианной игры в соответствии с традициями русской исполнительской школы. Автор пишет о таких качествах игры пианиста, как хороший звук, точность, беглость, сила и мягкость, чувство ритма и о многом другом.
Учебное пособие адресовано учащимся и педагогам музыкальных школ, средних и высших музыкальных учебных заведений, пианистам.

Ле Куппе, Феликс (1811-1887). Последовательный курс игры на фортепиано [Ноты]. Стиль. 25  характерных этюдов. Cоч. 21 / Феликс Ле  Куппе ; [предисл. А. Болдырева]. -Санкт-Петербург и др. : Лань : Планета  музыки, 2019. — 54 с. ; 29 см.

Феликс Ле Куппе (1811-1887) — французский композитор, пианист, педагог. В течение многих лет Ле Куппе преподавал в Парижской консерватории фортепиано, гармонию, аккомпанемент; стал автором ряда учебно-методических пособий по игре на фортепиано, множества этюдов и фортепианных пьес. Представленный в настоящем сборнике цикл этюдов «Стиль» представляет одну из частей основного труда Ле Куппе под названием «Последовательный курс игры на фортепиано».

Мазель, Владимир Хананович.  Музыкант и его руки:  физиологическая природа и формирование двигательной системы : профилактика и  реабилитация профессиональных  заболеваний / Владимир Мазель ; — Санкт- Петербург : Композитор.Санкт-  Петербург, 2003. — 179 с. ; 21 см.

Впервые публикуется книга, специально посвященная проблеме поддержания рук музыканта в рабочем состоянии. Профилактика заболеваний, их лечение, связь костно-мышечного аппарата рук с состоянием позвоночника, с осанкой; система упражнений — вот содержание этой работы. Автор книги — педагог с большим преподавательским опытом. Рекомендуется всем музыкантам-инструменталистам, учащимся и их родителям, педагогам.

Маккиннон Л.  Игра наизусть. –М.: Классика-21, 2004. – 152с.

Практическое руководство английской пианистки и педагога Лилиас Маккиннон предназначено любому исполнителю — даже тому, кто уверен в своей памяти. «Игра наизусть» по Маккиннон начинается… с самого начала работы над произведением, а заканчивается аплодисментами слушателей. На страницах своей книги автор представляет универсальную методику запоминания для исполнителей любого профиля; вместе с тем в книге есть специальные советы пианистам, певцам, органистам, а также педагогам, работающим с детьми.

Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано.- М.: Классика-21, 2003.-120с.

Книга выдающегося немецкого педагога-пианиста посвящена практическим вопросам пианизма. Автор решает их своеобразно и ярко, опираясь на большой педагогический и исполнительский опыт. Книга является продолжением капитального труда К. А. Мартинсена «Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли», изданного на русском языке в 1966 году. Предназначается для пианистов-исполнителей и педагогов.

Таузиг, Карл (1841-1871).  Ежедневные упражнения [Ноты] : для  фортепиано / К. Таузиг ; ред., коммент.   [и предисл.] Я. И. Мильштейна. — Издание 2-е, стереотипное. — Санкт-  Петербург и др. : Лань : Планета  музыки, 2018. — 85, [1] с. ; 29 см.

Карл (Кароль) Таузиг (1841-1871) — польский пианист-виртуоз, композитор и музыкальный педагог. В сборнике представлены упражнения для пианистов на развитие разного вида техник.
Предназначено для педагогов фортепиано, а также учащихся музыкальных учебных заведений.

Файнберг С.Е.  Пианизм как  искусство.-М.: Классика-21, 2003.-340 с.

Имя этого выдающегося советского композитора, пианиста и педагога хорошо известно у нас и за рубежом. Фейнберг — один из зачинателей советской музыки, один из тех, кто утверждал в ней высокие цели и идеалы. Его деятельность длилась свыше полувека и оставила глубокий след во всех областях музыкального искусства. Это был тонкий художник, богато одаренная и цельная натура. Сочинял ли он музыку, играл ли на
инструменте, занимался ли с учениками,— во всем он находил свои пути, оставался всегда самим собой. Его высказывания о музыке — плод многолетнего художественного опыта.
Книга «Пианизм как искусство» — это труд по теории исполнительства. Фейнберг обладал завидным даром обобщать факты.
Самые смелые, подчас неожиданные выводы Фейнберга базируются на простых, бесспорных положениях. В этом характерная черта его логических построений. И еще: мысль Фейнберга никогда не отрывается от искусства. «Композитор и исполнитель» — название первой главы книги. Основа исполнительского искусства — прочтение нотного текста. В книге как бы подытоживается дискуссия, которая уже давно ведется вокруг этого понятия.

Черни, Карл (1791-1857).Письма Карла Черни об изучении игры  на фортепиано : учебное пособие / Карл  Черни. — 2-е издание, исправленное. —  Санкт-Петербург [и др.] : Лань :  ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2019. — 69, [3] с. :   муз. пр. ; 20 см.

Карл Черни в кратком виде и изящной форме писем к воображаемой юной ученице излагает свой метод обучения игре на фортепиано. Десять писем следуют одно за другим через восемь или десять недель, так что у ученицы есть время на то, чтобы применить на практике советы учителя. Черни пишет об общих правилах хорошей игры на фортепиано, туше, аппликатуре, гаммах и упражнениях, принципах выбора и разучивания пьес, о начальных принципах генерал-баса и даже об импровизации. По справедливому замечанию самого автора, в письмах он избегал «сухости обыкновенных учебных книг и каждый предмет сделал понятным каждому ученику всякого возраста», а применение приведённых советов «принесёт пользу ученикам всякого возраста и во всякую эпоху их учения».
Пособие адресовано учащимся и преподавателям музыкальных учебных заведений, а также широкому кругу увлекающихся фортепианным искусством. 

Шендерович, Евгений Михайлович (1918 — 1999).   О преодолении пианистических  трудностей в клавирах / Е. Шендерович.- Москва : Музыка, [2016?]. — 58, [2]   c. : нот. ; 22 см.

Книга известного пианиста-концертмейстера, заслуженного артиста России профессора Евгения Михайловича Шендеровича посвящена методике работы над пианистическими трудностями в клавирах. Подробно разбирая примеры из музыкальных произведений, автор предлагает те или иные варианты исполнения технически трудных эпизодов, с которыми нередко сталкиваются пианисты-аккомпаниаторы.
Предназначается для пианистов — концертмейстеров, преподавателей и студентов музыкально-образовательных учебных заведений.

Юрова, Тамара Васильевна.  Фортепианные произведения   современных отечественных композиторов   в педагогическом репертуаре : учебное   пособие для педагогов и студентов  высших учебных заведений по  специальности 050900 «Инструментальное исполнительство» / Т. Юрова. — Москва :  Музыка, 2010. — 140, [2] с. : ил.,   ноты ; 22 см см.

В книге профессора Воронежской государственной академии искусств рассматриваются фортепианные произведения отечественных композиторов второй половины XX века — Р. Бойко, С. Губайдулиной, Э. Денисова, Н. Сидельникова, С. Слонимского, А. Шнитке, Р. Щедрина, которые рекомендуются в учебном репертуаре музыкальных школ и училищ. Сообщаются биографические и творческие данные композиторов, освещаются особенности их стилистики.
Автором предлагается методология исполнительского и педагогического анализа произведений, подробно рассматривается спектр исполнительских задач и педагогических приемов, необходимых при разучивании каждого сочинения.
Книга адресована педагогам-пианистам, а также студентам, изучающим дисциплины «Методика обучения игре на фортепиано» и «Педагогическая практика» в высших и средних музыкальных учебных заведениях.

Учебные пособия для пианистов, осваивающих навыки аккомпанемента

Крючков, Николай Александрович.  Искусство аккомпанемента как предмет  обучения : учебное пособие / Н. А.   Крючков. — Издание 3-е, стереотипное. — Санкт-Петербург [и др.] : Лань :  ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2018. — 110 с. : нот.,  ил. ; 21 см.

Настоящая работа представляет собой систематизированные методические заметки по обучению искусству аккомпанемента.
Обычное воспитание пианиста-солиста не обеспечивает музыкально-технической подготовки, необходимой для специфической деятельности пианиста-аккомпаниатора. В данной книге автор освещает важные вопросы этой специальности: как быстро и грамотно ориентироваться в фактуре, определять общую гармоническую основу нотного текста; как бегло справляться с партией рояля, изложенной на трех и более нотных станах; как важно уметь транспонировать; как разучивать с певцом концертный репертуар и т.п.
В Приложении содержатся выдержки из книги Ф.-Э. Баха «Опыт изложения правильного способа игры на клавикорде» в переводе Н. А. Крючкова.
Издание адресовано педагогам и студентам-пианистам, практикующим концертмейстерам и аккомпаниаторам.

Люблинский, Александр Александрович.  Теория и практика аккомпанемента : методические основы : учебное пособие /  А. А. Люблинский. — Издание 3-е,  стереотипное. — Санкт-Петербург [и  др.] : Лань : Планета музыки, 2018. —  125, [1] с. : ил., нот. ; 21 см.

«Теория и практика аккомпанемента» впервые была издана в 1972 году. Автор, Александр Александрович Люблинский, чьи выдающиеся способности аккомпаниатора и по сей день помнят в Петербургской консерватории, обобщил в книге свой многолетний исключительный опыт работы с солистами-инструменталистами, певцами, хорами и т.д.
Данный труд представляет собой глубокое исследование искусства аккомпанемента с позиции примата музыкального содержания, охватывающего три аспекта изучения: эстетические закономерности, анализ материала, проблемы исполнительства.
Книга адресована концертмейстерам, пианистам и всем, кого живо интересует глубина и суть искусства аккомпанемента.

Мосин, Игорь Эдуардович.  Творческая работа в  концертмейстерском классе : учебно-методическое пособие / И. Э. Мосин. — Издание 2-е, стереотипное. — Санкт- Петербург [и др.] : Лань : Планета  музыки, 2017. — 110, [1] с. ; 20 см.

Учебно-методическое пособие «Творческая работа в концертмейстерском классе» (в помощь студентам колледжей искусств и культуры) предназначено для студентов, обучающихся по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по видам) — фортепиано, квалификации: «артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель». В книге разбирается работа концертмейстера над камерным и оперным репертуаром, с солистом-инструменталистом, с хором на примере произведений Рахманинова, Верди, Чайковского, Дебюсси, Чеснокова.

Выставку подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором ч/зал МНО.

Викторина «Угадай мелодию».

Предлагаем вам ответить на вопросы музыкальной викторины. Мелодию можно прослушивать долго, пока вы не убедитесь в правильном ответе!

Кинозал в МНО. Бетховену посвящается.

Приглашаем вместе с нами посмотреть фильмы о Бетховене. Выбирайте понравившийся или смотрите все!

«Переписывая Бетховена» — историческая мелодрама 2006 года компании Metro-Goldwyn-Mayer о последнем годе жизни композитора Людвига ван Бетховена.

Фильм раскрывает несколько эпизодов бурной, противоречивой и трагической жизни Бетховена. Студентка Венской консерватории Анна Хольц, став ассистенткой композитора Людвига Ван Бетховена, помогает ему в работе над Девятой симфонией. Перенося на нотную бумагу музыку Бетховена, Анна попадает в сложный и удивительный мир композитора, в котором вдохновению сопутствуют мучительные страдания.

Сотрудничество с Бетховеном Анна воспринимает как ниспосланный Богом шанс убедиться в том, что и она обладает талантом композитора. Бетховен же черпает в чистой душе Анны вдохновение, необходимое ему для сочинения шести струнных квартетов. Когда же она показывает Бетховену своё собственное произведение, он высмеивает её, после чего Анна покидает гения. Бетховен является в монастырь, где Анна живёт под присмотром настоятельницы — родственницы, и просит вернуться к нему, чтобы вместе доработать её музыку. Она решает продолжить работать у Бетховена. Он рассказывает ей о том, что музыка — это язык Бога и что когда он оглох, Бог заговорил в его голове в полный голос. После премьеры нового, революционного произведения, на которой обескураженные зрители демонстративно покидают зал, с Бетховеном случается удар. Анна выхаживает его, и придя в себя, Бетховен диктует новую музыку. Анна учится слышать музыку так, как слышит её он. Кульминационный момент фильма — премьера 9-й симфонии в Большой опере Вены, когда Анна помогает Бетховену дирижировать, показывая ритм.

Художественный фильм «Героическая»  (Великобритания, 2003).
Оригинальное название: Eroica. Режиссер Саймон Селлан Джонс.
Сценарий Ник Дир.

В основе лежит реальное историческое событие – первое исполнение Симфонии №3 Людвига ван Бетховена, которое состоялось 9 июня 1804 года во дворце князей Лобковиц. Фильм раскрывает непростые отношения Бетховена и окружавших его людей, драму теряющего слух гения, который пытается сломать все существующие до него музыкальные устои. Симфония №3 «Героическая» прозвучит целиком в исполнении Революционно-романтического оркестра под управлением сэра Джона Гардинера. В фильме использованы аутентичные костюмы, декорации и музыкальные инструменты. Фильм-реконструкция «Героическая симфония» – одна из лучших музыкальных лент мира, признанный шедевром кинокомпаниии Би-би-си.

Телефильм «Жизнь Бетховена.В свидетельствах современников, друзей и биографов композитора» , СССР, 1978 год, 2 серии. Биографический фильм о жизни и творчестве немецкого композитора Людвига ван Бетховена. В главных ролях известные советские артисты кино Павел Кадочников, Александр Кайдановский, Альгимантас Масюлис, Альберт Филозов, Зиновий Гердт,Анатолий Ромашин, Бруно Фрейндлих,Валерий Кузин,Александр Вокач, Юрис Стренга .

Приятного просмотра!

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.

Музыкальный дайджест «Лучшее из Бетховена»

Композитор Бетховен — яркое доказательство того, что порой сама музыка воплощается в человеческом существе. Энергетика музыки гениального композитора откликается в сердцах наших современников. Мы любим и слушаем его музыку в классическом исполнении, она понятна и близка спустя более двух столетий, мы слушаем его музыку в современных ремиксах, вариациях на его произведения.

Предлагаем открыть музыкальные страницы его произведений и познакомиться с новыми, может быть не всем знакомыми, но получившими мировую известность переложениями его музыки.

Симфония №5 с-moll. Если верить первому биографу Бетховена Антону Шиндлеру (Anton Schindler), сам композитор говорил о начальных тактах своей Пятой симфонии: «Так сама судьба стучится в дверь!» Более близкий Бетховену человек, его ученик и друг, композитор Карл Черни (Carl Czerny) вспоминал, что «тему симфонии C-Moll Бетховену навеял крик лесной птицы»… Так или иначе: образ «поединка с судьбой» стал частью бетховенского мифа. Бетховен охарактеризовал начало Пятой симфонии как «стук Смерти в дверь». Позже первые аккорды этой симфонии будут использоваться как пароль для союзников во время Второй мировой войны, поскольку по стечению обстоятельств именно эта мелодия в азбуке Морзе обозначает латинскую «V» («Victory» – победа).

Бетховен. Симфония №5.1ч.

Симфония №7. 1812 год. Бетховен борется с все возрастающей глухотой и превратностями судьбы. Позади трагические дни Гейлигенштадтского завещания, героическая борьба Пятой симфонии.  В Пятой были борьба и достижение победы; здесь — утверждение силы, мощи победивших. И невольно возникает мысль, что Седьмая — огромный и необходимый этап на пути к финалу Девятой симфонии. Вторая часть — вдохновенное Аллегретто — одна из замечательнейших страниц мирового симфонизма. Снова господство ритма, снова впечатление массовой сцены, но какой контраст по сравнению с первой частью! Теперь это ритм траурного шествия, сцена грандиозной похоронной процессии. Музыка скорбная, но собранная, сдержанная: не бессильная скорбь — мужественная печаль. В ней — та же упругость туго скрученной пружины, что и в веселье первой части. Общий план перемежается более интимными, камерными эпизодами, сквозь основную тему словно «просвечивает» нежная мелодия, создавая светлый контраст. Но все время неуклонно выдерживается ритм маршевой поступи.  Часто исполняется отдельно от других частей в связи с её большой популярностью. Например её скорбное звучание сопровождало первую общеевропейскую траурную церемонию – прощание с бывшим канцлером ФРГ Гельмутом Колем в Страсбурге 1 июля 2017 года. Она была использована в качестве музыкального сопровождения к фильмам «Зардоз» (1974), «Парад планет» (1984), «Знамение» (2009), «Король говорит!» (2011).

Бетховен. Симфония №7 ч.2 Аллегретто — фрагменты из к/ф «Знамение»
Бетховен. Симфония №7 ч.2 Аллегретто — концертная программа «Горизонт событий» группы «Би-2»

Девятая симфония Бетховена, премьера которой состоялась 7 мая 1824 года в Вене и сопровождалась шквалом оваций, которые полностью потерявший слух композитор не мог услышать, до сих пор является непревзойденным сочинением в истории музыки. «Ода к радости» на стихи Шиллера (Friedrich Schiller) стала гимном единой Европы. Фридрих Шиллер написал стихотворение «Ода к радости» в 1785 году как «празднование братства людей» . Комитет министров Совета Европы официально объявил Европейский гимн 19 января 1972 года в Страсбурге. Китайские студенты запустили ее из репродукторов на площади Тяньаньмэнь в июне 1989-го. В том же 1989-м в рождественский день Леонард Бернстайн дирижировал оркестром на месте только-только разрушенной Берлинской стены, причем слово «Freude» было заменено на слово «Freiheit» и «Ода к радости» стала «Одой к свободе». Она прозвучала в заключении речи Эммануэля Макрона на площади перед Лувром после его победы на президентских выборах во Франции в 2017 году. Обнимитесь, миллионы!

Бетховен. Симфония №9,Финал. «Ода к радости»

Гимн Евросоюза — далеко не единственное ее внемузыкальное, политизированное использование. В поп-хит «Оду к радости» превратила сделанная еще раньше, в 1969 году, совершенно неполитизированная версия классической бетховенской мелодии. Аранжировку сделал аргентинский композитор Вальдо де лос Риос, а спел ее по-английски под названием «Song of Joy» испанский певец и актер Мигель Риос. В 1970 году песня пользовалась колоссальной популярностью, взойдя на первые места хит-парадов в Австралии, Канаде, Германии, Швейцарии и в категории Easy Listening в США. В поп-чартс в США она поднялась до 14-го места, а в Британии до 16-го. Всего по миру сингл был продан в количестве свыше четырех миллионов экземпляров.

Аранжировка «Song of Joy» испанский певец Мигель Риос

Фортепианную миниатюру «К Элизе» можно по праву назвать самым известным произведением Бетховена. Первоначально композитор озаглавил ее как Багатель № 25 ля минор, само название «Für Elise» было лишь подзаголовком. Чем же обусловлена такая популярность? Прежде всего это связано с широким использованием пьесы при обучении игре на фортепиано. Она входит в обязательную программу в музыкальных школах. Кроме того, красивое, звучное и в то же время не сложное произведение не могло остаться незамеченным и сразу же полюбилось публикой.

Соната №14 (Лунная) — самая популярная из сонат Бетховена . Сам Бетховен наверняка очень удивился, узнав, что произведение носит такое название. Да что там удивился, зная его взрывной характер! Маэстро задумал написать «Сонату в духе фантазии» и посвятить ее очередной возлюбленной Джульетте Гвиччарди. Название «Лунная» ей присвоил его друг Людвиг Рельштаб.

Бетховен. Соната №14

Говорят, песня Битлз «Because» («Потому что») основана на мелодии «Лунной сонаты», проигранной в обратном порядке. Истоки этой ленноновской песни — в Бетховене. Йоко Оно как-то летом 1969 года, сидя за роялем, стала наигрывать «Лунную сонату». Лежавший на диване Леннон встрепенулся. «Можешь сыграть те же аккорды задом наперед?», — попросил он. Услышав «перевернутую» версию бетховенской сонаты, вдохновленный Леннон тут же наиграл свою мелодию. В записи она превратилась в величественный, поистине классический хорал, в котором утроенные голоса Леннона, Маккартни и Харрисона звучат в сопровождении электрифицированного клавесина Джорджа Мартина. «Because» вовсе не обязательно прослушивать в обратную сторону, чтобы ощутить в ней явственное бетховенское влияние.

Битлз «Because» («Потому что»)

Список популярных произведений Бетховена очень обширен. Отличная подборка музыки композитора с указанием названий, времени звучания собрана CLASSICAL CHANNEL «Лучшее из Бетховена (часть I, часть II).

В музыкально-нотном отделе произведения Бетховена представлены в обширном формате — переложения всех симфоний для фортепиано в 4 руки, сонаты для фортепиано, Концерты, популярные пьесы, обработки и переложения для различных музыкальных произведений. Ознакомиться с нотными изданиями и проиграть произведения на фортепиано можно в читальном зале отдела.

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.

«Героическая музыка -героическая судьба » — к 250-летию композитора Л.Бетховена.

Заключительный музыкальный юбилей 2020 года, да ещё какой! Маэстро Бетховен — ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самыми значительными в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков .

Отдавая дань великому гению, мы предлагаем сегодня музыкальную программу, подготовленную музыкально-нотным отделом Центральной городской библиотеки им. М.Горького с участием учеников и преподавателей МБУ ДО ДШИ №7 им.Г.М.Балаева г.Ростов-на-Дону.

Интересные факты из жизни Бетховена.

  1. Людвиг Ван Бетховен ступил на музыкальную тропу благодаря своему отцу. Тот рано распознал в ребёнке талант к музыке, и всячески поощрял его развивать этот талант.  Отец Иоганн Бетховен был тенором в придворной капелле, а дед Людвиг Бетховен – сначала пел басом, а потом стал руководителем хора.
  2. Ещё в детстве будущий композитор освоил игру на клавесине и на скрипке. Когда ему было всего 12 лет, уже было издано его первое произведение, а сам он тогда уже работал помощником органиста. А ведь орган – один из самых сложных в освоении музыкальных инструментов в мире.
  3.  Кумиром Людвига ван Бетховена был Вольфганг Амадей Моцарт. Его отец с детства указывал ему на него, как на величайшего композитора современности, а потому настойчиво обучал музыке. Прямо перед смертью матери Бетховен побывал в Вене и сымпровизировал на фортепиано перед Моцартом. Тот воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!» Уже после окончательного переезда в Вену в 1792 году, пройдя через неудачное по мнению Людвига учительство Франца Гайдна, выбрал себе наставника – Антонио Сальери.
  4. Людвиг ван Бетховен оценивал свой собственный талант, пожалуй, даже выше, чем это делали окружающие, а потому нередко позволял себе дерзкие выходки. Даже находясь в высоком обществе, Бетховен нередко выглядел неопрятно. Он никогда не придавал большого значения причёске, одежде и внешнему виду в целом.Однажды Бетховен прервал концерт, когда несколько человек в зале завели между собой разговор, при этом назвав их свиньями. Впервые повстречавшись с императрицей, Бетховен вместо глубокого поклона едва прикоснулся к своей шляпе. Однажды на светском вечере Бетховен отказался выступить перед гостями по просьбе князя, владельца имения, и заперся в комнате в знак протеста. Разгневанный князь приказал выломать двери, и Бетховен удалился, заявив, что князей много, а вот Бетховен на свете только один.
  5. У композитора были проблемы с математикой. Особенно тяжело ему давалось умножение.
  6. Одной из странных привычек Бетховена было приготовление кофе ровно из 64 зёрен, не больше и не меньше.
  7. Когда композитор начал терять слух, он не пал духом и продолжил сочинять музыку по памяти. К 27-летнему возрасту он полностью оглох.
  8. Бетховен так никогда и не женился, и не оставил после себя потомков, хотя романы в его жизни случались.
  9. Людвиг Ван Бетховен горячо приветствовал Французскую революцию, но его одобрение вскоре сменилось разочарованием, когда он увидел, к чему она привела. Он очень глубоко разочаровался в Наполеоне, когда тот провозгласил себя императором .
  10. Самые известные свои произведения Бетховен написал уже после того, как перестал слышать. Бетховен начал глохнуть в возрасте 27 лет. Болезнь развивалась на протяжении двух десятилетий и полностью лишила композитора слуха к 48 годам. Новейшие исследования доказывают, что причиной стало заболевание сыпным тифом — распространенной во времена Бетховена инфекцией, которую часто переносят крысы. Однако, обладая абсолютным внутренним слухом, Бетховен мог сочинять музыку и будучи глухим. До последних лет жизни он не оставлял отчаянных — и, увы, безрезультатных, — попыток восстановить слух. В своем «Гейлигенштадтском завещании», написанном в состоянии шока от осознания наступающей глухоты, Бетховен указывает именно на болезнь как на причину своего дурного характера: «О вы, люди, считающие меня злонравным, упрямым или мизантропичным — как вы несправедливы ко мне, ведь вы не знаете тайной причины того, что вам кажется. /…/ Вот уже шесть лет я пребывают в безнадежном состоянии, усугубленном невежественными врачами…»
  11. В последний путь его пришло проводить более 20.000 человек, собравшихся в огромную траурную процессию.
Бетховен в возрасте 34 лет на портрете Йозефа Мелера

Предлагаем вашему вниманию цитаты великого композитора. Слова Бетховена звучат под музыку Симфонии №5 (in Cm, Op.67 — 4ч. Allegro ).

В День рождения великого композитора невозможно не слушать его музыку! Бетховен в своем композиторском и исполнительском творчестве воплотил новый стиль пианизма – стихийного, героического, обращенного к массам. Небольшой виртуальный концерт, подготовленный учащимися ДШИ №7 им.Г.М.Балаева посвящается его таланту и гениальности. Юные музыканты спустя столетия обращаются к его произведениям.

Бетховен «Немецкий танец»

Исполняет Рыбников Александр (преподаватель Горбова Н.И.) МБУ ДО ДШИ №7 им.Г.М.Балаева г.Ростов-на-Дону.

Бетховен «Сурок».

Исполняет Рыбникова Татьяна (преподаватель Зибарева В.В. ) и Рыбников Александр (преподаватель Горбова Н.И.) МБУ ДО ДШИ №7 им.Г.М.Балаева г.Ростов-на-Дону.

Бетховен. Марш к пьесе «Афинские развалины».

Исполняют ученики 2 класса Кравченко Владислав и Соколов Алексей (преподаватель Кравченко Т.А.) МБУ ДО ДШИ №7 им.Г.М.Балаева г.Ростов-на-Дону.

Девятая симфония стала прорывной. Над ней он работал 12 лет. Впервые в этом жанре Бетховен использовал хор. В эти годы вокруг композитора произошло много событий – разгром Наполеона, Венский конгресс, смерть брата, борьба за право опеки над племянником, глухота… По-настоящему он смог начать работать над Девятой только в 1817, хотя начал пятью годами ранее. Премьера состоялась 7 мая 1824 года в Вене. Композитор сам дирижировал оркестром и в конце, к сожалению, не смог услышать шквал аплодисментов. Один из музыкантов (или одна из певиц – по другой версии) оркестра взял Бетховена за плечи и развернул к залу лицом, чтобы герой вечера смог хотя бы увидеть восторги публики.

Бетховен. «Ода к радости» (9 симфония, финал ).

Исполняет Демидов Сергей, 2 класс (преподаватель Александрович Л.В.) МБУ ДО ДШИ №7 им.Г.М.Балаева г.Ростов-на-Дону.

Бетховен.Багатель №1.

Исполняет Бабич Евангелина (преподаватель Александрович Л.В.) МБУ ДО ДШИ №7 им.Г.М.Балаева г.Ростов-на-Дону.

Бетховен много работал над проблемами фортепианной виртуозности. В поисках своеобразного звукового образа он неустанно вырабатывал свой оригинальный фортепианный стиль. Ощущение широкого воздушного пространства, достигаемое сопоставлением далеких регистров, массивные аккорды, уплотненная, насыщенная, многоплановая фактура, темброво-инструментальные приемы, богатое использование эффектов педали (в частности, левой педали) — таковы некоторые характерные новаторские приемы бетховенского фортепианного стиля. Начиная с первой сонаты Бетховен противопоставил камерности клавирной музыки XVIII века свои величественные звуковые фрески, написанные смелыми, крупными мазками.

Бетховен «Прощание с фортепиано»

Исполняет Чумакова Елизавета (преподаватель Александрович Л.В.) МБУ ДО ДШИ №7 им.Г.М.Балаева г.Ростов-на-Дону. Фортепианная миниатюра скорее всего относится к последнему периоду фортепианного творчества Бетховена (1817—1824) наряду с поздними сонатами, с Диабелли-Вариациями, с Шестью багателями ор. 126. Вальс «Вера, Любовь и Надежда» (он же «Прощание с фортепиано») включен в каталог сочинений Бетховена, не имеющих номера опуса (WoO: Werke ohne Opuszahl; составители Г. Кински и Х. Хальм — Georg Kinsky und Hans Halm). Но значится он там не в основной части, а в приложении — под № 15 (Anhang 15).

Предлагаем вашему вниманию выставку нотных изданий произведений великого композитора. Музыка Людвига ван Бетховена пользуется у наших современников большой популярностью и издаётся в больших количествах и вариантах — переложения крупных произведений для 2-х фортепиано, для ансамблей струнных инструментов, для фортепиано и оркестровые партитуры. Отдельные пьесы для различных инструментов для исполнения учащимися музыкальных школ публикуются в сборниках и хрестоматиях педагогического репертуара. В нашем фонде есть и фортепианные сонаты Бетховена, пользующиеся большим спросом у студентов колледжа и музыкальных ВУЗОв. Биографическая литература о композиторе из раздела «История музыки зарубежных стран» представлена в нашей публикации «Творческое наследие Людвига Бетховена- в фондах музыкально-нотного отдела» (ссылка).

Эти и многие другие нотные издания можно получить в музыкально-нотном отделе Центральной городской библиотеки им.М.Горького.

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО ЦГБ им.М.Горького Черногрицкая Е.Ю.