«Героическая музыка -героическая судьба » — к 250-летию композитора Л.Бетховена.

Заключительный музыкальный юбилей 2020 года, да ещё какой! Маэстро Бетховен — ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самыми значительными в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков .

Отдавая дань великому гению, мы предлагаем сегодня музыкальную программу, подготовленную музыкально-нотным отделом Центральной городской библиотеки им. М.Горького с участием учеников и преподавателей МБУ ДО ДШИ №7 им.Г.М.Балаева г.Ростов-на-Дону.

Интересные факты из жизни Бетховена.

  1. Людвиг Ван Бетховен ступил на музыкальную тропу благодаря своему отцу. Тот рано распознал в ребёнке талант к музыке, и всячески поощрял его развивать этот талант.  Отец Иоганн Бетховен был тенором в придворной капелле, а дед Людвиг Бетховен – сначала пел басом, а потом стал руководителем хора.
  2. Ещё в детстве будущий композитор освоил игру на клавесине и на скрипке. Когда ему было всего 12 лет, уже было издано его первое произведение, а сам он тогда уже работал помощником органиста. А ведь орган – один из самых сложных в освоении музыкальных инструментов в мире.
  3.  Кумиром Людвига ван Бетховена был Вольфганг Амадей Моцарт. Его отец с детства указывал ему на него, как на величайшего композитора современности, а потому настойчиво обучал музыке. Прямо перед смертью матери Бетховен побывал в Вене и сымпровизировал на фортепиано перед Моцартом. Тот воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!» Уже после окончательного переезда в Вену в 1792 году, пройдя через неудачное по мнению Людвига учительство Франца Гайдна, выбрал себе наставника – Антонио Сальери.
  4. Людвиг ван Бетховен оценивал свой собственный талант, пожалуй, даже выше, чем это делали окружающие, а потому нередко позволял себе дерзкие выходки. Даже находясь в высоком обществе, Бетховен нередко выглядел неопрятно. Он никогда не придавал большого значения причёске, одежде и внешнему виду в целом.Однажды Бетховен прервал концерт, когда несколько человек в зале завели между собой разговор, при этом назвав их свиньями. Впервые повстречавшись с императрицей, Бетховен вместо глубокого поклона едва прикоснулся к своей шляпе. Однажды на светском вечере Бетховен отказался выступить перед гостями по просьбе князя, владельца имения, и заперся в комнате в знак протеста. Разгневанный князь приказал выломать двери, и Бетховен удалился, заявив, что князей много, а вот Бетховен на свете только один.
  5. У композитора были проблемы с математикой. Особенно тяжело ему давалось умножение.
  6. Одной из странных привычек Бетховена было приготовление кофе ровно из 64 зёрен, не больше и не меньше.
  7. Когда композитор начал терять слух, он не пал духом и продолжил сочинять музыку по памяти. К 27-летнему возрасту он полностью оглох.
  8. Бетховен так никогда и не женился, и не оставил после себя потомков, хотя романы в его жизни случались.
  9. Людвиг Ван Бетховен горячо приветствовал Французскую революцию, но его одобрение вскоре сменилось разочарованием, когда он увидел, к чему она привела. Он очень глубоко разочаровался в Наполеоне, когда тот провозгласил себя императором .
  10. Самые известные свои произведения Бетховен написал уже после того, как перестал слышать. Бетховен начал глохнуть в возрасте 27 лет. Болезнь развивалась на протяжении двух десятилетий и полностью лишила композитора слуха к 48 годам. Новейшие исследования доказывают, что причиной стало заболевание сыпным тифом — распространенной во времена Бетховена инфекцией, которую часто переносят крысы. Однако, обладая абсолютным внутренним слухом, Бетховен мог сочинять музыку и будучи глухим. До последних лет жизни он не оставлял отчаянных — и, увы, безрезультатных, — попыток восстановить слух. В своем «Гейлигенштадтском завещании», написанном в состоянии шока от осознания наступающей глухоты, Бетховен указывает именно на болезнь как на причину своего дурного характера: «О вы, люди, считающие меня злонравным, упрямым или мизантропичным — как вы несправедливы ко мне, ведь вы не знаете тайной причины того, что вам кажется. /…/ Вот уже шесть лет я пребывают в безнадежном состоянии, усугубленном невежественными врачами…»
  11. В последний путь его пришло проводить более 20.000 человек, собравшихся в огромную траурную процессию.
Бетховен в возрасте 34 лет на портрете Йозефа Мелера

Предлагаем вашему вниманию цитаты великого композитора. Слова Бетховена звучат под музыку Симфонии №5 (in Cm, Op.67 — 4ч. Allegro ).

В День рождения великого композитора невозможно не слушать его музыку! Бетховен в своем композиторском и исполнительском творчестве воплотил новый стиль пианизма – стихийного, героического, обращенного к массам. Небольшой виртуальный концерт, подготовленный учащимися ДШИ №7 им.Г.М.Балаева посвящается его таланту и гениальности. Юные музыканты спустя столетия обращаются к его произведениям.

Бетховен «Немецкий танец»

Исполняет Рыбников Александр (преподаватель Горбова Н.И.) МБУ ДО ДШИ №7 им.Г.М.Балаева г.Ростов-на-Дону.

Бетховен «Сурок».

Исполняет Рыбникова Татьяна (преподаватель Зибарева В.В. ) и Рыбников Александр (преподаватель Горбова Н.И.) МБУ ДО ДШИ №7 им.Г.М.Балаева г.Ростов-на-Дону.

Бетховен. Марш к пьесе «Афинские развалины».

Исполняют ученики 2 класса Кравченко Владислав и Соколов Алексей (преподаватель Кравченко Т.А.) МБУ ДО ДШИ №7 им.Г.М.Балаева г.Ростов-на-Дону.

Девятая симфония стала прорывной. Над ней он работал 12 лет. Впервые в этом жанре Бетховен использовал хор. В эти годы вокруг композитора произошло много событий – разгром Наполеона, Венский конгресс, смерть брата, борьба за право опеки над племянником, глухота… По-настоящему он смог начать работать над Девятой только в 1817, хотя начал пятью годами ранее. Премьера состоялась 7 мая 1824 года в Вене. Композитор сам дирижировал оркестром и в конце, к сожалению, не смог услышать шквал аплодисментов. Один из музыкантов (или одна из певиц – по другой версии) оркестра взял Бетховена за плечи и развернул к залу лицом, чтобы герой вечера смог хотя бы увидеть восторги публики.

Бетховен. «Ода к радости» (9 симфония, финал ).

Исполняет Демидов Сергей, 2 класс (преподаватель Александрович Л.В.) МБУ ДО ДШИ №7 им.Г.М.Балаева г.Ростов-на-Дону.

Бетховен.Багатель №1.

Исполняет Бабич Евангелина (преподаватель Александрович Л.В.) МБУ ДО ДШИ №7 им.Г.М.Балаева г.Ростов-на-Дону.

Бетховен много работал над проблемами фортепианной виртуозности. В поисках своеобразного звукового образа он неустанно вырабатывал свой оригинальный фортепианный стиль. Ощущение широкого воздушного пространства, достигаемое сопоставлением далеких регистров, массивные аккорды, уплотненная, насыщенная, многоплановая фактура, темброво-инструментальные приемы, богатое использование эффектов педали (в частности, левой педали) — таковы некоторые характерные новаторские приемы бетховенского фортепианного стиля. Начиная с первой сонаты Бетховен противопоставил камерности клавирной музыки XVIII века свои величественные звуковые фрески, написанные смелыми, крупными мазками.

Бетховен «Прощание с фортепиано»

Исполняет Чумакова Елизавета (преподаватель Александрович Л.В.) МБУ ДО ДШИ №7 им.Г.М.Балаева г.Ростов-на-Дону. Фортепианная миниатюра скорее всего относится к последнему периоду фортепианного творчества Бетховена (1817—1824) наряду с поздними сонатами, с Диабелли-Вариациями, с Шестью багателями ор. 126. Вальс «Вера, Любовь и Надежда» (он же «Прощание с фортепиано») включен в каталог сочинений Бетховена, не имеющих номера опуса (WoO: Werke ohne Opuszahl; составители Г. Кински и Х. Хальм — Georg Kinsky und Hans Halm). Но значится он там не в основной части, а в приложении — под № 15 (Anhang 15).

Предлагаем вашему вниманию выставку нотных изданий произведений великого композитора. Музыка Людвига ван Бетховена пользуется у наших современников большой популярностью и издаётся в больших количествах и вариантах — переложения крупных произведений для 2-х фортепиано, для ансамблей струнных инструментов, для фортепиано и оркестровые партитуры. Отдельные пьесы для различных инструментов для исполнения учащимися музыкальных школ публикуются в сборниках и хрестоматиях педагогического репертуара. В нашем фонде есть и фортепианные сонаты Бетховена, пользующиеся большим спросом у студентов колледжа и музыкальных ВУЗОв. Биографическая литература о композиторе из раздела «История музыки зарубежных стран» представлена в нашей публикации «Творческое наследие Людвига Бетховена- в фондах музыкально-нотного отдела» (ссылка).

Эти и многие другие нотные издания можно получить в музыкально-нотном отделе Центральной городской библиотеки им.М.Горького.

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО ЦГБ им.М.Горького Черногрицкая Е.Ю.