Антология смуты в музыке и живописи — от «Бориса Годунова» до «Ивана Сусанина».

В музыкальной гостиной, посвящённой празднику Дню народного единства в России, мы рассказываем сегодня об отражении смутного периода в Российской истории в музыкальной культуре. Далее предлагаем вам познакомиться с обзором музыкально-нотной литературы по теме — партитуры опер «Борис Годунов» М.П.Мусоргского и «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М.И.Глинки — в редчайшем варианте. В заключении нашей виртуальной встречи предлагаем посмотреть виртуальную выставку работ русских художников на фоне музыки М.П.Мусоргского из оперы «Борис Годунов» и М.И.Глинки из оперы «Иван Сусанин». А на странице нашей соцсети Вконтакте https://vk.com/cgb_mno звучат наиболее яркие музыкальные фрагменты из опер Глинки и Мусоргского.

Бурные события начала XVII столетия, названные их современниками и отечественными историографами «Смутным временем», нашли широкое отражение в литературе, изобразительном искусстве, музыке, став важнейшей частью русской культуры. Например, эпоха Смутного времени конца 16 – начала 17 веков до сегодняшнего дня волнует умы исследователей и неравнодушных к истории русской государственности людей. Стоит только вспомнить А. Пушкина с его драмой «Борис Годунов», М. Загоскина с его романом «Юрий Милославский», К. Рылеева с его поэмой «Иван Сусанин», многочисленных художников, отобразивших на своих полотнах напряжение и патриотический подъем того времени, композиторов М. Мусоргского и М. Глинку, написавших свои оперы «Борис Годунов» и «Жизнь за царя» и многое-многое другое в искусстве, посвященное этому времени. 
Представляем вашему вниманию клавиры оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского.

Опера М.П.Мусоргского «Борис Годунов» Издательство «Искусство» 1939г.

Работу над оперой «Борис Годунов» Модест Мусоргский начал в октябре 1869 года, используя для либретто текст Пушкина и материалы «Истории» Николая Карамзина. Премьера состоялась 27 января 1874 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.

Действие оперы Мусоргского «Борис Годунов» происходит в Смутное время, когда после смерти царя Ивана Грозного в России началась эпидемия самозванства. Жажда ничем не ограниченной власти стала всеобщей болезнью…
«Борис Годунов» – одна из самых известных, репертуарных русских опер. Она также является абсолютной чемпионкой по числу редакций, в которых исполняется. Мусоргский оставил нам две авторские редакции, Римский-Корсаков – пять (!) различных версий.

Подробнее о творчестве М.П.Мусоргского можно узнать из литературы фонда МНО, предлагаем познакомиться с наиболее интересными изданиями о Мусоргском и его оперном творчестве.

М.П. Мусоргский : [Альбом / Сост., авт. вступ. ст. и текста Р. Ширинян]. —  2-е изд. — Москва : Музыка, 1989. — 192  с. : ил., цв. ил. ; 30 см. — Человек.  События. Время. Фотоальбом — биографические сведения, фото, портреты композитора, его друзей, родственников, педагогов, мест его проживания; произведения Мусоргского на сцене — фото театральных постановок, афиши, декорации, актеры-исполнители.

Оперы М. П. Мусоргского :путеводитель. — Москва : Музыка, 1980. — 173, [3] с. : ноты ; 20 см. Библиография : с. 175. Путеводитель по операм выдающегося русского композитора: страницы биографии и творческого пути, рассматриваются оперы «Борис Годунов», «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка».

Федякин, Сергей Романович. Мусоргский / Сергей Федякин. — Москва : Молодая гвардия, 2009. — 556, [2] с., [16] л. ил., портр. ; 20 см см. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий : основана в 1890 году Ф. Павленковым и продолжена в 1933 году М. Горьким.

Ширинян, Рузана Карповна. Оперная драматургия Мусоргского. — Москва : Музыка, 1981. — 285 с. Исследование рассматривает оперную драматургию Мусоргского как важнейший этап в истории жанра оперы. Особенности драматургии, эстетики , стиля Мусоргского освещаются в контексте современной композитору русской художественной культуры.

Одним из самых критических для Российского государства был период смены правящих династий, когда, с кончиной Фёдора Иоанновича (1598), Рюриковичи уступили престол династии Романовых, получившей трон после избрания на царство Михаила Фёдоровича в 1613 году. Важными темами в русском искусстве конца XVIII — начала XIX века стали освобождение Москвы от польских войск ополчением Минина и Пожарского в 1612 году, подвиг Ивана Сусанина и избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство. Драма Михаила Хераскова «Освобождение Москвы», стихотворения Гавриила Державина, Ивана Дмитриева, Павла Львова, Константина Рылеева прославляли героев как освободителей Отечества. В 1818 году на Красной площади в Москве был открыт бронзовый монумент Минину и Пожарскому скульптора Ивана Мартоса, ставший зримым непреходящим напоминанием «благодарной России» своим героям.

Шумный успех имела исполненная в первый раз в 1811 году оратория «Минин и Пожарский или Освобождение Москвы» Степана Дегтярёва на слова Николая Горчакова. 

27 ноября 1836 года состоялась премьера оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» на сцене Петербургского Большого театра.

10.11.2020 музыкально-нотный отдел приглашает наших читателей на блог МНО — на музыкально-исторический виртуальный экскурс «По страницам оперы Глинки «Иван Сусанин» .

В фонде МНО хранятся редкие издания клавира оперы для голоса и фортепиано «Жизнь за царя» ( издательство Юргенсона) и редакция для вокалистов оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Подробнее о творчестве М.И.Глинки можно узнать из литературы фонда МНО, предлагаем познакомиться с наиболее интересными изданиями :

Михаил Иванович Глинка : жизнь и  творчество / [сост. Н. Б. Мордвинцева].   — Москва : Белый город, 2013. М.И.Глинка — родоначальник русской композиторской школы, предопределивший пути её развития, зачинатель нового направления русской оперы. Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем. В доступной и интересной форме с яркими фото-иллюстрациями в небольшом литературном объёме обзор основных моментов жизни и творчества композитора.

 М.И. Глинка : [альбом / Сост. и авт. вступ. ст. и текста А. Розанов]. — 2-е   издание. — Москва : Музыка, 1987. — 175 с. Фотоальбом с иллюстрациями по основным вехам жизни и творчества в большом формате: портреты, фото, афиши произведений, места посещения и жизни композитора.

Левашева, Ольга Евгеньевна (1912-).  Михаил Иванович Глинка : [В 2 кн.] / [ВНИИ искусствознания]. — Москва : Музыка, 1987-. — 21 см. — (Классики  мировой музыкальной культуры). Монография впревые так подробно в советском и зарубежном музыкознании освещает жизненный и творческий путь композитора.

Протопопов, Владимир Васильевич.  «Иван Сусанин» Глинки : Музыкально-теоретическое исследование / Вл. Протопопов ; АН СССР, Ин-т истории искусств. — Москва : Изд-во Академии  наук СССР, 1961. — 420 с. Подробный анализ оперы «Иван Сусанин»: предыстория и работа над либретто, увертюра оперы в разных редакциях, музыкальные варианты отдельных номеров оперы, принципы музыкальной формы, лейтмотивность и вариации, полифонические формы и контрастно-составные. Исследование будет интересно для студентов музыкальных учебных заведений и для широкого круга читателей, интересующихся особенностями оперы «Иван Сусанин».

Виртуальная выставка русских художников » Антология смуты в музыке и живописи», на которой вы познакомитесь с работами К.Маковского, Н.Неврева, П.Чистякова и других. В видеоролике использовалась музыка из оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского и М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Материал подготовила заведующая МНО Черногрицкая Е.Ю.