Выставка-обзор «Государственная музыка: особенности стилистики гимна» — ко дню России

Каждая страна мира имеет три основных символа: герб, флаг и гимн. Сегодня это кажется само собой разумеющееся, хотя комплекс из трех государственных символов сложился не так давно.

Бобров. А.А. Святыни и символы России. Москва. Вече.2016.-300(3)с., 8 цв. ил.

Книга писателя и публициста Александра Боброва посвящена истории государственных символов России и многовековым святыням, поддерживающим силу и славу нашей страны. Автор подробно рассказывает о формировании основных символов — гимна, герба, государственного флага. Вместе с тем рассматриваются и многие другие знаковые для российской истории явления, религиозные святыни, государственные награды.

Старейшими государственными знаками являются гербы, которые стали появляться с XII века. Флаги стали возникать в XVII–XVIII веках. Самые молодые – это гимны. Первые появились в XVIII веке, а всеобщее распространение музыкальные символы получили только в XX веке.

Античные гимны : [Сборник] / Сост. и общ. ред. [и вступ. ст., с. 5-55], А. А. Тахо-Годи. — М. : Изд-во МГУ, 1988. — 359,[2] с. : ил.; 22 см. — гомеровские гимны, гимны Каллимаха, гимны Клефана, орфические гимны, гимны Прокла, гимны Синезия.

В новейших литературах под гимном подразумевается лирическая пьеса, выражающая празднично-приподнятое чувство, возникающее под влиянием какого-нибудь замечательного события или исключительного переживания или складываемого в честь некоего высокого лица. (Гимны к ночи Новалиса, гимн чуме Пушкина, гимн сатане Кардуччи, ср. пародийный латинский гимн Бодлэра). Народным гимном называется торжественное песнопение, которое в качестве такового принимается данным государством и исполняется во время всех общественных празднеств и торжественных церемоний.

Нужно отметить, определяющую роль играют сопутствующие исторические обстоятельства, гипотетически стимулирующие вдохновленных авторов музыкально – поэтических композиций. В комплексе концентрации всплесков эмоций и чувств и синтезов слов и музыки, зарождают высокохудожественное произвединие. «Этимология  гимна означает в переводе (греч.) — торжественная песня. Существуют гимны государственные, революционные, военные, религиозные…. Отражая в своем содержании идеологию различных классов, охватывая широкий круг музыкально-поэтических образов, гимны резко различаются по идейной направленности и выразительным средствам.»

Соболева. История государственной символики России / Н. А. Соболева. — М. : Академический Проект, 2017. — 636 с. 

В книге представлена история развития российской государственной символики, повествуется о том, как по мере становления и укрепления государства рождались и видоизменялись главные отличительные знаки его суверенитета — герб, флаг и гимн.
Эта символика во все времена выражала не только официальную идеологию, но и являлась воплощением самосознания народа, его отношения к государственным ценностям. Она, естественно, менялась так же, как менялись и общественный уклад, и государственный строй, и само общество. На гербе двуглавый орел с коронами уступил место серпу и молоту, а потом опять вернулся. Государственный флаг нес на себе то бело-сине-красные, то черно-желтые, то красные цвета, чтобы опять остановиться на триколоре. Гимн страны сначала возвеличивал царя, но со временем на первое место вышли народ и держава..

В царствование императрицы Екатерины II композитором О.А. Козловским на стихи Г.Р. Державина был написан полонез «Гром победы, раздавайся», впервые исполненный 28 апреля 1791 года в Петербурге на торжествах в честь взятия крепости Измаил. Впечатление было столь велико, что его решили повторять в важнейшие моменты государственных церемоний и стали называть «русским победным гимном». Первым же государственным гимном России можно по праву назвать «Коль славен наш господь в Сионе», Музыка Д.С. Бортнянского, стихи М.М. Хераскова. Император Павел I повелел написать его для церемоний всех уровней. Важнейшим моментом церемоний было присутствие на них императора. Появление монарха говорило о том, что происходят события государственной важности и этому появлению предшествовала торжественная музыка. Данный гимн исполнялся с 1797-98 годов до 1816 года.

В 1816 году на параде в Варшаве для встречи императора был впервые исполнен английский гимн «God save the King». Мелодия была несколько искажена, а хор пел на русском языке. Александру I гимн понравился и за ним был закреплен статус официального государственного гимна. Название было дано «Молитва русских», а слова (измененный перевод с английского) написал поэт В.А. Жуковский. Музыка обработана, возможно, придворным скрипачом Антонио Лакоста. Данный гимн исполнялся с 1816 по 1833 год.

Николай I, как сторонник всего русского, поручил создание нового гимна. А.Ф. Львов написал музыку и попросил В.А. Жуковского написать стихи. Стихи «Молитва русского народа» были написаны, и в ноябре 1833 года гимн был впервые исполнен. 31 декабря 1833 года Николаем I отдан приказ №188 по войскам гвардии, которым «Молитва русского народа» под названием «Боже, царя храни!» официально утверждалась в качестве российского государственного гимна. Гимну была уготована жизнь в 83 года.

Песни революции: [для пения без сопровождения]. Редактор-составитель Сим. Дрейден Москва, «Советский композитор»,  1968.

Небольшая брошюра/журнал «Песни Революции» с текстами на старославянском и нотами нескольких революционных песен, гимнов (Марсельеза, Варшавянка, Смело товарищи в ногу, Интернационал, Красное Знамя) — репринт с издания типографии «Искры» 1902 г. и перепечатка статьи «Евгений Потье», к 25-летию его смерти из газеты «Правда» от 3 января 1913 г.
В феврале 1917 года Николай II отрекся от престола, а 1 марта 1917 года Временным правительством гимн был отменен. 2 марта Временным правительством был утвержден новый гимн, им стала «Марсельеза», музыка Руже де Лиля, слова П.Л. Лаврова. Гимн назывался «Русская Марсельеза», причем слова не имели сходства с французским оригиналом.

Музыка Революции. Дрейден С.  Москва . Советский композитор. 1981. 552 с.

Основанная на большом, впервые собранном документальном материале, книга воссоздает яркие эпизоды музыкально-общественной жизни страны, связанные с революционной деятельностью. Подробно освещена история «песни песней революции» — «Интернационала» и повседневной большевистской пропаганды посредством песни. Рассказывается об участии в «красных концертах Римского-Корсакова, Глазунова, Лысенко, Шаляпина, Собинова, Качалова, Гнесина, Гольденвейзера и других деятелей искусства, о работе рабочих хоров. В разделе «Музыка в жизни большевика» отражены малоизвестные факты жизни и деятельности Кржижановского, Луначарского, Воровского, Стасовой, Фрунзе, Кирова, Тухачевского, Гусева, Сырмуса и других ленинских соратников.

С 10 января 1918 года гимном стал «Интернационал»: слова французского поэта Эжена Потье и музыка бельгийского композитора Пьера Дегейтера. Русский перевод, выполненный А.Я. Коцем, так же мало походил на оригинал. Данный гимн исполнялся до марта 1944 года, причем в 1922 году он был утвержден как гимн СССР.

Знамя победы: Песни для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна). Сост. А. Тищенко. Москва. Советский композитор. 1984. 175 с.

Государственный гимн СССР / А. В. Александров, сл. С. Михалкова, Г. Эль-Регистана. Священная война / А. В. Александров, сл. В. Лебедева-Кумача. Песня о Ленине / А. Холминов, сл. Ю. Каменецкого. Партия — наш рулевой / В. Мурадели, сл. С. Михалкова. Легендарный Севастополь / В. Мурадели, сл. П. Градова. Да здравствует наша Держава! / Б. Александров, сл. А. Шилова. Песня о Советской Армии / А. В. Александров, сл. О. Колычева.и др. 

С 15 марта 1944 года официально Государственным гимном утвержден текст С.В. Михалкова и Г.А. Эль-Регистана, музыка взята А.В. Александрова, написанная им примерно в 1929 году и исполняемая на партийных мероприятиях с 1933 года. Данный гимн был исполнен в ночь с 31 декабря 1943 года на 1 января 1944 года, а «Интернационал» остался гимном коммунистической партии. С 1955 года, во времена Н.С. Хрущева гимн стал исполняться без слов.

С приходом Л.И. Брежнева было дано указание С.В. Михалкову исправить слова, и с 1977 года гимн СССР исполнен с новыми словами. С распадом СССР ушел в небытие старый гимн.

Популярные марши: для фортепиано в 4 руки: учебное пособие: средние и старшие классы детской музыкальной школы и детской школы искусств. Санкт-Петербург, 2016 (Фортепианный ансамбль)

В сборник «Популярные марши» для фортепиано в 4 руки вошли военные марши российских и зарубежных композиторов. Цель издания — познакомить детей с характерными особенностями маршевой музыки, привить интерес к этому жанру, развить чувство ритма, музыкальный вкус, расширить концертный репертуар юных пианистов для игры в ансамбле. Сборник будет полезен подрастающему поколению в плане воспитания чувства патриотизма посредством изучения отечественных культурных традиций на исторических примерах эволюции российского военного марша.

Неизвестный автор. МАРШ ПЕТРА ВЕЛИКОГО. Переложение Е. Кочедыковой 
В. Агапкин. ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ. Переложение Т. Запутряевой
С. Чернецкий. МАРШ ВОСЬМОЙ ГВАРДЕЙСКОЙ СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ ИМЕНИ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА И. В. ПАНФИЛОВА. Переложение И. Ещенко
С. Чернецкий. ПАРАД. Для двух фортепиано. Переложение О. Осоргиной
Г. Свиридов. ВОЕННЫЙ МАРШ. Из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель» . К. Ж. Руже де Лиль. МАРСЕЛЬЕЗАФ. Шуберт. ВОЕННЫЙ МАРШ
И. Штраус. МАРШ РАДЕЦКОГО

С 23 ноября 1991 года до конца 2000 года Россия жила с гимном без слов, музыка М.И. Глинки «Патриотическая песня».

«Патриотическую песню» композитора Михаила Глинки исполнили в качестве гимна России 9 августа 1996 года. Эта мелодия прозвучала со Спасской башни во время инаугурации Президента России Бориса Ельцина на второй президентский срок.

В качестве государственного гимна «Патриотическая песня» использовалась с 1990 по 2000 годы. Гимн в то время исполнялся без слов, общепризнанного текста для «Патриотической песни» не было.

Интересно, что при написании мелодии автор дал ей название «Motif de chant national» («Мелодия национального гимна»). При этом долгие годы это произведение оставалось неизвестным, пока советский композитор Михаил Багриновский не обработал его и дал своё название — «Патриотическая песня».

Окончательного решения по присвоению статуса государственного гимна со стороны Государственной Думы в отношении «Патриотической песни» так и не последовало. В 2000 году новым президентом страны стал Владимир Путин, а Государственная Дума и Совет Федерации приняли закон о Государственном гимне, в котором этот почетный статус был возвращен музыке Александра Александрова, участвующим когда-то в создании Гимна СССР.

С 23 декабря 2000 года переутвержден старый, новый гимн. Музыка А.В. Александрова и переписанные слова С.В. Михалкова.

Гимн представляется средоточием величия и благородства, силы и господства, военной мощи и экономического потенциала, в этом цвете гимн как государственный символ, имеет важнейшее значение. На примере Российской Федерации, возвращение президентом В. В. Путиным укрепило моральный дух граждан России. Многие помнили СССР и возврат символа некий дань величественной эпохе. Гимн является лучшим способом выражение и воспевания как собственных национально-патриотических чувств так и многомиллионых масс, гимн является торжественной песней достойной себе высокой почитаемости.

Калашников В. Музыка. 80 с.

В книге вводится определение музыкального произведения  «гимн», рассказывается об историческом развитии гимнов: от ритуальных  песнопений древних верований, произведений духовной музыки современных  религий (в том числе христианства) — к формированию культуры  государственных гимнов. Подробно рассматривается история российских  гимнов от начала XVIII до начала XXI века. 

В книге приводятся ноты и тексты всех гимнов России.

Материал подготовила Наталья Гудзь