«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия…» А.С.Пушкин.
В связи с юбилеями в 2024 году двух гениальных поэтов — Шекспира и Пушкина специалисты музыкально-нотного отдела провели литературный час «По следам Шекспировского ямба». За основу мероприятия взяли достаточно спорное с исторической точки зрения произведение «Моцарт и Сальери» из «Маленьких трагедий». Но в то же время одна из ярких и таинственных версий гениального музыканта. Итак, четыре всемирно известных имени — Пушкин, Моцарт, Сальери и Шекспир в проекте ЦБС «Пушкин навсегда — 225» и в проекте МНО «Пушкин и музыка».
23 апреля отмечается 460-летие поэта и драматурга У.Шекспира. Музыкально-нотный отдел Центральной городской библиотеки имени М.Горького провёл литературный час, на котором были поставлены вопросы влияния поэзии Шекспира на творчество русского поэта А.С.Пушкина, 225-летие которого отмечаем в этом году. Примером читательских исследований взяли произведение Александра Сергеевича «Моцарт и Сальери» из «Маленьких трагедий», поскольку для музыкально-нотного отдела это одно из интересных произведений-гипотез взаимоотношений музыкальных исторических личностей. Вот сколько параллелей можно найти, открыв страницы со строками Пушкина. В каком-то смысле Пушкин — это наш Шекспир. Тем более интересно узнать, как наш гений относился к гению британскому. Имя Шекспира возникает в переписке Пушкина в начале 1820-х годов, тогда же оно зазвучало и в разговорах с современниками.Создание «Евгения Онегина» , «Бориса Годунова» шло в непрестанных шекспировских «штудиях». Шекспир и его герои постоянно упоминаются в рукописях Пушкина за 1826–1836 гг., исследователи предполагали, что поэт собирался написать «трактат о Шекспире».
«У меня кружится голова после чтения «Шекспира. Я как будто смотрю в бездну».
(Запись дневника М. П. Погодина, в которой со слов Д. В. Веневитинова — слова Пушкина, сказанные у Волконских)
«Сцена тени в Гамлете вся писана шутливым слогом, даже низким, но волос становится дыбом от Гамлетовых шуток».
(Черновая заметка «В зрелой словесности приходит время» (1828) А.С.Пушкин)
Воздействие Шекспира на творчество Пушкина проявляется во многих произведениях Пушкина. Образ Брута в стихотворении «Кинжал» (1821) связывают с героем драмы Шекспира «Юлий Цезарь». Муки ревности мавра Отелло испытал предок Пушкина Ганнибал Ибрагим («Арапа Петра Великого», 1827–1829). Шекспировские отзвуки можно рассмотреть в разработке некоторых тем, мотивов и характеров в «Станционном смотрителе», в «Моцарте и Сальери», в «Русалке», «Египетских ночах», в поэтике драмы и стиха.
И как мыслитель, и как художник Пушкин был охвачен пафосом широкого и беспристрастного познания жизни. И в этом великой опорой стал для него Шекспир. Шекспировские принципы изображения жизни в наибольшей степени отвечали теперь устремлениям Пушкина. Шекспировское отношение к жизни стало не только его творческой программой, но и основой мировоззрения Пушкина, всей его жизненной философии.
Во время литературного часа читатели обсудили некоторые особенности поэзии, философии и подхода к историческим событиям у Шекспира, которые перенял А.С.Пушкин. Пушкин тяжело и мучительно воспринял известие о казни и ссылке декабристов, тех, кого он называл «друзья, братья, товарищи».Но и на эту историческую трагедию он хотел взглянуть глазами человека, стоящего на позиции великой шекспировской объективности. «Не будем ни суеверны, ни односторонни — как французские трагики; но взглянем на трагедию взглядом Шекспира» — эти слова были сказаны им именно по поводу исхода восстания. Стремление стоять на почве действительности, идти к познанию исторической необходимости становится источником реалистических завоеваний Пушкина.
Трагедия «Моцарт и Сальери» написана в период Первой Болдинской осени в 1830 году, входит в цикл «Маленькие трагедии», впервые опубликована в 1831 г. в альманахе «Северные цветы».Поиски Истины Мира пронизывают пушкинскую «маленькую трагедию» «Моцарт и Сальери». Критики приняли трагедию «Моцарт и Сальери» восторженно. Фраза «Гений и злодейство — две вещи несовместные» стала крылатой.
В действительности Моцарт и Сальери не были врагами. У Сальери не было причин завидовать Моцарту, ведь он был успешным композитором и занимал почётную должность придворного капельмейстера — руководителя хоровой капеллы. Моцарт же так и не получил желаемую должность у императора и был лишён работы. И хотя по сей день продолжаются споры вокруг якобы насильственной смерти Моцарта, нет никаких достоверных источников, подтверждающих это. В 1997 году даже состоялся суд, на котором Сальери признали невиновным.
А. С. Пушкин почерпнул слух об отравлении Моцарта в одной из французских газет и взял его за основу своего произведения. Трагедия «Моцарт и Сальери» укрепила этот миф и способствовала его распространению, а образ Сальери стал нарицательным для обозначения завистливой посредственности.
На литературном часе мы обратились к страницам «Маленьких трагедий» и почитали их вслух вместе с посетителями музыкально-нотного отдела. Произведение написано в стихотворной форме и потому его жанр — пьеса в стихах. Она написана белым — без рифмы — пятистопным ямбом, который ещё называют шекспировским. Таким образом поэт отдавал дань традиции У. Шекспира и его трагедиям.
Музыка в ней – действующее лицо, вступающее в диалог с заглавными персонажами. Само построение пьесы напоминает сложное музыкальное произведение (например, сонату) с несколькими темами, развивающимися параллельно. Божественная музыка Моцарта пробуждает в Сальери не светлые чувства, а зависть и желание справедливости, понятой своеобразно. Сальери не слышит мировой гармонии, поэтому Моцарт ему кажется «гулякой праздным», которому «бессмертный гений» даётся не за заслуги, а так просто. Моцарт же слышит мировую гармонию и понимает, что передаёт её в своих произведениях не точнее, чем слепой скрипач по слуху подбирает его собственные мелодии. Как Моцарт смеётся над игрой слепого, так и Бог, быть может, смеётся над музыкой Моцарта. На музыкальном материале в пьесе рассматривается проблема «гений и злодейство». Моцарт и Сальери у Пушкина – не столько конкретные исторические лица, сколько два типа художников. Поэт не выясняет и не утверждает, отравил ли реальный Сальери реального Моцарта. На вопросы, поставленные автором в этом произведении, каждый читатель (а лучше, конечно, зритель) находит ответы сам, прислушиваясь к совести.
Настоящий талант требует от человека оставаться отзывчивым, добрым, не возноситься над другими, работать не ради славы, а из любви к творчеству. Как раз эту способность к творчеству утратил Сальери, подчинив всё «алгебре». Громкие чтения поэтической трагедии «Моцарт и Сальери» сопровождала музыка «Реквиема» Моцарта.
Использованы источники: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/5/Zakharov_Pushkin&Shakespeare/ https://foxford.ru/wiki/literatura/pushkin-mocart-i-saleri?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F
Материал подготовила заведующая МНО Черногрицкая Е.Ю.