Музыкально-литературное обозрение «Гоголь в музыке» — к 215-летию писателя.

«Но если и музыка нас оставит, что будет тогда с нашим миром?» (Н.В. Гоголь, «Арабески»).

Гоголь – один из редких литераторов XIX века, который писал о музыке. И писал много, рассуждая о различных музыкальных жанрах и формах, о сущности музыки, как рода искусства.

Музыкально-литературный клуб «Романсеро»  на очередной встрече в апреле, посвящённой Дню рождения Н.В.Гоголя, провёл встречу с участниками в клуба. Заведующая МНО Черногрицкая Е.Ю. во вступительной части напомнила о дне рождения писателя – 1 апреля 1809 г. день рождения Николая Васильевича Гоголя (умер 4 марта 1852 года). Состоялась беседа о музыкальных постановках на сюжеты произведений писателя с прослушиванием музыкальных фрагментов. Многие страницы истории отечественной музыки связаны с именем великого писателя. Особенно привлекали композиторов «Вечера на хуторе близ Диканьки». На сюжет «Ночи перед Рождеством» создана опера Чайковского «Кузнец Вакула» (в позднейшей редакции переименованная в «Черевички»), оперы Римского-Корсакова, Лысенко, балет Асафьева; «Майская ночь» получила свое воплощение в операх Римского-Корсакова, Лысенко; «Сорочинская ярмарка» — в одноименной опере Мусоргского. Сюжеты Гоголя использованы также в опере Лысенко и в балетах Соловьева-Седого и Глиэра «Тарас Бульба»; в хорах Кастальского (на тексты «Мертвых душ») и других произведениях.

В кратких своих заметках, разбросанных по многочисленным его произведениям, статьям, письмам, Николай Васильевич выступал и как историк музыки, и даже как музыковед. В этом смысле он порой невольно играл общественную роль музыкального критика. Но и сама проза Гоголя музыкальна. Классик русской литературы создал настолько музыкально-насыщенные образы, что композиторы не могли остаться к ним равнодушными. В оперной, симфонической, вокальной музыке получили отражение практически все сюжетно-образные сферы творчества Гоголя: лирика, романтика, реальность, фантастика, сатира, гротеск. Полуторавековая музыкальная гоголеана насчитывает десятки композиторских имен, среди которых – Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Шостакович, Шнитке, Буцко, Щедрин.

Особенно интересны творческие связи Гоголя и М.И. Глинки, которому были хорошо известны все произведения писателя. Гоголь был любимейшим писателем «Могучей кучки». Особенно был созвучен ему М.П. Мусоргский. Одна из важнейших вех в творчестве Мусоргского – опера «Женитьба» на текст гоголевской комедии, в которой так ярко изображен реальный быт и нравы русского купечества, чиновничества, мещанства, жизненные характеры в их социальной типичности. На гоголевский сюжет написана и последняя опера Мусоргского «Сорочинская ярмарка», где в отличие от «Женитьбы» ощутимо присутствует светлый, солнечный мир Украины. Мусоргский пристально всматривался в гоголевские образы, вслушивался в живые разговорные и песенные интонации народа. Опера осталась неоконченной. Над ее завершением работали Лядов А.К. и Кюи Ц.А. Это произведение прочно вошло в репертуар многих оперных театров нашей страны. Хорошо знал и любил повести Гоголя и Н.А, Римский – Корсаков. Две из них – «Майская ночь» и «Ночь перед рождеством» — он использовал для своих опер. Обращение к творчеству Гоголя обнаружило новые грани композиторского таланта П.И. Чайковского. В 1874 году он написал оперу «Кузнец – Вакула», но это произведение не удовлетворило взыскательного композитора. В 1885 году Чайковский переделал оперу «Кузнец – Вакула», назвав ее в новой редакции «Черевички». Этой опере, наиболее светлой в творчестве Чайковского, суждено было стать одним из самых любимых композитором произведений. Ярким событием музыкальной жизни 70-х годов была постановка на сцене Большого театра оперы Р.К. Щедрина «Мертвые души». Сюжеты Гоголя использованы также в опере Лысенко Н.В. и в балетах Соловьева – Седого В.П. и Глиэра Р.М. «Тарас Бульба»

Берков В. Гоголь о музыке. Москва: Музгиз, 1952.

Удивительно музыкальна гоголевская речь, ритм его творений завораживает. Николай Васильевич вдохновлял и всегда будет вдохновлять композиторов на создание опер и балетов. Но значительно менее известны высказывания писателя о музыке. Между тем, его мысли на эту тему отличаются большой глубиной и удивительно актуальны.

Книга Беркова — рассказ о том, как Гоголь относился к музыке, что он о ней думал, говорил, писал…

В фонде МНО в сборнике Гозенпуд А. Избранные статьи. Москва: Советский композитор, 1971г. размещена статья «Гоголь в музыке». Автор достаточно подробно анализирует музыкально-сценические произведения русских и советских композиторов по мотивам произведений Н.В.Гоголя, рассказывает истории постановки их на сцене, представляет актёров, задействованных в постановках опер и балетов -оперы  «Майская ночь» и «Ночь перед рождеством» Римского-Корсакова, «Черевички» Чайковского, Н. В. Лысенко «Тарас Бульба», М.П.Мусоргского «Сорочинская ярмарка» и «Женитьба». Б. В. Асафьевым написан балет «Ночь перед рождеством».

Для участников встречи в клубе представлена выставка литературы, нотных изданий музыкальных постановок по произведениям Н.В.Гоголя. Прошёл просмотр  фильма «Живой журнал Н.В.Гоголь» и обсуждение интересных страниц из жизни писателя. Участники заседания поделились информацией о необычных поворотах судьбы Н.В.Гоголя, о стилистике его прозведений и судьбе его романа «Мёртвые души». Провели громкие чтения отрывков из любимых произведений Н.В.гоголя – «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед рождеством», «Вий» и другие. На выставке представлен список произведений Н.В.гоголя, по мотивам котрых были представлены музыкально-сценические произвыедения в театрах , написанные композиторами русского и советского периодов.

В заключении музыкально-литературного обозрения предлагаем нашим читателям ссылку на концерт «Гоголь в музыке» в исполнении Томского академического симфонического оркестра под управлением Игоря Берендеева прозвучат сочинения Шнитке, Римского-Корсакова, Мусоргского.

Источники: http://gogol-lit.ru/gogol/kritika/gozenpud-gogol-v-muzyke.htm

Материал подготовила зав. МНО ЦГБ имени М.Горького Черногрицкая Е.Ю.