Вечер-знакомство с музыкальным инструментом «Волшебная история скрипки».

В субботу 9 марта в музыкально-нотном отделе Центральной городской библиотеки имени М.Горького звучала волшебная музыка скрипки. Встреча с юными музыкантами из ДШИ №7 имени Г.М.Балаева была посвящена струнным музыкальным инструментам , а также юбилеям сразу двух известных скрипачей, композиторов и педагогов: немецкому скрипачу и композитору Людвигу Шпору исполняется в апреле 240 лет со дня рождения, а 10 марта исполняется 180 лет испанскому скрипачу, композитору и педагогу Пабло де Сарасате. В представленной презентации заведующая МНО рассказала посетителям мероприятия краткую историю скрипки, рассказала интересные факты об этом инструменте.

Во время презентации под звучание музыки Людвига Шпора и Пабло Сарасате были рассказаны биографические факты из жизни знаменитых скрипачей. С именем Шпора связаны некоторые нововведения в области скрипичной игры и дирижирования. Так, он является изобретателем подбородника. Еще более значительно его новаторство в дирижерском искусстве. Ему приписывается применение палочки. Во всяком случае он был одним из первых дирижеров, пользовавшихся палочкой. В 1810 году на Франкенгаузенском музыкальном празднике он дирижировал палочкой, скатанной из бумаги, и этот невиданный дотоле способ управления оркестром поверг всех в изумление. Шпор был педагогом, пользовавшимся европейской известностью. Ученики съезжались к нему со всех стран. У него образовалась своего рода домашняя консерватория. Даже из России к нему был прислан крепостной по фамилии Энке. Шпор воспитал более 140 крупных скрипачей-солистов и концертмейстеров оркестров.

Пабло де-Сарасате родился 10 марта в 1844 году в Памплоне в семье военного капельмейстера и скрипача. Благодаря финансовой поддержке местной графини, талантливый ребенок стал обучаться музыке в Мадриде. Но подлинным триумфом девятилетнего мальчика стало его выступление в присутствии испанской королевы Изабеллы, которая подарила ему после концерта скрипку работы А.Страдивари. Другим подарком королевы Изабеллы стала предоставленная юному скрипачу стипендия для обучения в Парижской консерватории, куда он и поступил в 1854 году. В Европе и Азии, Северной и Южной Америке – везде успех сопровождал его выступления. В 1860 году он организовал в Париже струнный квартет, с которым часто выезжал на гастроли. Несколько раз Сарасате приезжал с концертами и в Россию. В 1869 году ему рукоплескали в Одессе, в 1879 году в Петербурге. В Москве музыкант с триумфом гастролировал в 1879 году, а в 1898 году здесь игра великого маэстро была записана на фонографические валики. Дорогая реликвия до сих пор хранится в Музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки в Москве. Здесь, в России, Сарасате играл в ансамблях с пианистами А.Г. и Н.Г. Рубинштейнами, скрипачами Г.Венявским и Л.Ауэром. В Париже Сарасате был постоянным участником так называемых четвергов у И.С. Тургенева. В 1893 году в Лондоне Сарасате познакомился с автором его любимого произведения «Меланхолической серенады» – П.И. Чайковским. Сарасате первый из скрипачей, чья игра была записана на грампластинки.

Скрипка, благодаря своему разнообразному тембру, является уникальным инструментом, способным передать широкий спектр настроений и характеров в музыке. В современном симфоническом оркестре скрипки занимают значительную долю состава, около трети. Они разделяются на две группы: первые скрипки, играющие верхний голос или мелодию, и вторые скрипки, которые аккомпанируют или играют нижние партии. Скрипка прекрасно сочетается с другими инструментами в камерных ансамблях. Она гармонирует с духовыми инструментами, фортепиано и другими струнными инструментами, создавая великолепное и сбалансированное звучание. Одним из наиболее популярных струнных ансамблей является струнный квартет, который состоит из двух скрипок, альта и виолончели. Почти все великие композиторы обращали свое внимание на скрипку. Они сочиняли концерты для скрипки с оркестром. Среди таких композиторов можно назвать Моцарта, Вивальди, Чайковского, Брамса, Дворжака, Хачатуряна, Мендельсона, Сен-Санса, Крейслера, Венявского и многих других. Скрипке также доверяли сольные партии в концертах для нескольких инструментов. Например, у Баха есть концерт для скрипки, гобоя и струнного ансамбля, а Бетховен написал тройной концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и оркестра. В XX веке скрипка начала использоваться в различных современных направлениях музыки.

Для участников встречи представлена выставка «У врат мастерства», на которой расположены книжные издания о выдающихся скрипачах в рубрике «Знаменитые музыканты-педагоги», методические издания для педагогов о мастерстве владения скрипкой в рубрике «Школа музыкального мастерства», Школы игры на скрипке различных авторов и составителей, а также нотные издания для исполнителей на струнных инструментах. В том числе представлены издания произведений композиторов-юбиляров Л.Шпора и П.Сарасате.

Вечер-знакомство со скрипкой продолжили выступлением учащихся ДШИ №7 имени Г.М.Балаева. Концертную программу представила педагог ДШИ имени Г.М.Балаева Ховякова Галина Юрьевна. Звучали звуки скрипки в сопровождении фортепиано в исполнении учащихся Рыбниковой Татьяны, Маневской Ульяны (класс преподавателя Зибаревой Веры Викторовны, концертмейстер Беспалова Л.П.), Самороковой Александры, Прохоренко Милены, Савицкайте Елизаветы (класс преподавателя Есаян Эрика Эдуардовича, концертмейстер Беспалова Л.П.).

В гостях у скрипки была и гитара, на этом струнном инструменте играл Курень Фёдор (класс преподавателя Задериной Эльвиры Геннадьевны).

Программа, подготовленная музыкально-нотным отделом библиотеки совместно с педагогами и учащимися ДШИ №7 имени Г.М.Балаева порадовала своим интересным содержанием, посетители узнали новые факты из жизни скрипачей и из истории инструмента, а учащиеся порадовали бережным и уважительным отношением к исполнительскому мастерству игры на музыкальных инструментах.

Материал подготовила и провела мероприятие зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.