Час искусства: опера «Борис Годунов» — 150 лет на театральной сцене.

Исторические поэмы и драматические произведения А. С. Пушкина, — это целый мир героических симфоний, в которых переложены на музыку слов и поэтических образов судьбы русского народа и национальной культуры в самые трагические эпохи их существования.

В музыкально-нотном отделе Центральной городской библиотеки имени Горького в День памяти поэта прошёл час искусства, посвящённый Александру Сергеевичу Пушкину, его исторической драме «Борис Годунов», постановке которой на музыкальной сцене в этом году исполняется 150 лет. Участники мероприятия познакомились с историей написания поэтических строк «Бориса Годунова», созданных поэтом А.С.Пушкиным в 1825 году во время ссылки в Михайловское.

Титаническая мощь изображаемых образов и суровый героизм эпохи, воспроизведенный поэтом в трагедии «Борис Годунов», с необычайной силой ударили по душе самых значительных русских композиторов и актеров, побуждая их воскрешать это произведение к творческой жизни в новой форме искусства. «Борис Годунов» был написан под влиянием чтения «Истории государства Российского», и посвящён периоду царствования Бориса Годунова с 1598 года по 1605 год и вторжению Лжедмитрия I. На встрече с императором Николаем I, которая положила конец ссылке, Пушкин читал ему отрывки из «Бориса Годунова». Поэт создал трагедию в 1824 году. В 1874 году, через 50 лет, на сцене Мариинского театра была впервые поставлена опера «Борис Годунов», написанная М. П  Мусоргским, страстным поклонником русской самобытной музыки. Премьера состоялась 27 января (8 февраля) 1874 года в Мариинском театре. Демократическая публика встретила «Бориса» восторженно. Реакционная же критика и дворянско-помещичье общество отнеслись к опере резко отрицательно. «Ходили слухи, — писал по этому поводу Н. А. Римский-Корсаков, — что опера не нравится царской фамилии; болтали, что сюжет ее неприятен цензуре». Следует отметить, что до 1866 трагедия была запрещена для представления на сцене. Трагедия ознаменовала полный отход Пушкина от романтизма с его героикой к реалистическому воплощению образов персонажей. Именно после завершения работы над «Борисом Годуновым» Пушкин писал Петру Вяземскому около 7 ноября 1825 года, из Михайловского в Москву: «Трагедия моя кончена; я перечёл её вслух, один, и бил в ладоши и кричал, ай да Пушкин, ай да сукин сын!»

На выставке «Рукопожатие гениев» в музыкально-нотном отделе ЦГБ имени М.Горького представлены нотные издания музыкальных фрагментов из оперы «Борис Годунов», Малое собрание сочинений А.С.Пушкина («Борис Годунов») и для сравнения либретто оперы и клавир оперы издания «Искусство» 1939 года. Также представлены книжные издания о биографии композитора М.П.Мусоргского, 185-летие которого отмечаем в марте 2024 года. Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина «Борис Годунов» (1825) Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остроактуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. 

Тяжелой оказалась шапка Мономаха, приобретенная Борисом не по праву. Чтобы удержать трон, ему приходится прибегать к очень крутым мерам и новым преступлениям: Годунов проводит ряд разумных реформ, но он с ужасом чувствует, что никакая сила не предотвратит колебаний его трона. Пушкин изображает Бориса в тот период его царствования, когда узурпатором овладевают мрачные, тяжелые мысли. Царь знает, что наступило затишье перед грозой. Он ожидает катастрофы. Поэт с большой психологической силой передает отчаяние одинокого царя, который чувствует, что его настигает черная гибель. Героизм сильной личности, Управляющей государством, должен быть направлен на завоевание свободы и счастья для народа и родины, а не на удовлетворение эгоистических страстей и побуждений, — вот в чем высокая идея трагедии величайшего национального поэта. При созидании либретто оперы «Борис Годунов» Мусоргский сохранил композицию трагедии, построенной на противоположении образов Бориса Годунова и Димитрия Самозванца.

Своеобразие предпринятого композитором творческого преображения трагедии «Борис Годунов  заключается в том, что Мусоргский украсил произведение Пушкина венками, свитыми из русских народных песен, гармонизованных им по законам музыкальной культуры девятнадцатого века. Создавая музыку к «Борису Годунову», Мусоргский старался найти мелодии, которые подчеркивали бы и усиливали настроение и замысел различных сцен трагедии Пушкина. Для читателей прозвучали аудиофрагменты из оперы «Борис Годунов» — Песня Варлаама «Как во городе было во Казани», речетатив и ария Бориса «Достиг я высшей власти», сцена смерти Бориса.

И трагедия Пушкина, и опера Мусоргского были сотни раз поставлены на русской сцене. Фёдор Иванович Шаляпин величайший национальный певец, изобразил Бориса Годунова с предельной выразительностью. 

Александр Сергеевич Пушкин скончался 29 января (10 февраля) 1837 года, в пятницу, в 14:45. В момент его кончины были остановлены часы, которые хранятся в доме-музее поэта до сих пор.

В рамках Всероссийского культурно-просветительского марафона «Пушкин объединяет» участники мероприятия в МНО провели акцию «Минута памяти Пушкина», минуту молчания как дань памяти великого поэта.Инициатор марафона — Региональное литературное объединение «Донское Пушкинское общество» , организатор марафона Муниципальное бюджетное учреждение культуры Ростовская-на-Дону городская централизованная библиотечная система.

Использованы источники: https://pushkin.spb.ru/encycl/pushkin-places/museum, htmhttps://filaretuos.livejournal.com/646704.html

Мероприятие провела , подготовила и опубликовала материал зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.