Визит в оперу «Непревзойденный мелодист» — к 210-летию Джузеппе Верди.

В Музыкально-нотном отделе библиотеки им. Горького прошёл музыкальный час, посвященный великому итальянскому композитору Джузеппе Верди, 210-летний юбилей которого накануне отметила вся мировая музыкальная общественность.

Один из цветов флага Итальянской Республики – зеленый, verde, verdi… Удивительное провидение выбрало человека с созвучным именем, Джузеппе Верди, стать символом объединения Италии и композитором, без которого опера никогда не была бы такой, какой мы ее знаем, поэтому современники называли маэстро голосом своей страны. Его произведения, отражавшие целую эпоху и ставшие вершиной не только итальянской, но и всей мировой оперы, спустя столетия являются самыми популярными и наиболее исполняемыми на сценах лучших музыкальных театров.  У композитора была непростая судьба, но, преодолевая все жизненные трудности, он оставил будущим поколениям бесценные творения.

Зрители посмотрели видео-сюжет о жизни и творчестве композитора.

Джузеппе Верди

Н.И. Гудзь. зав. сектором читального зала МНО рассказала об оперном творчестве композитора.

Джузеппе Верди подарил миру 26 опер. Ему рукоплескали театры — La Fenice,San Karlo, La Scala.

Первая опера, «Оберто, граф ди Сан-Банифачо», была утверждена к постановке для благотворительного представления в Ла Скала. Ее премьера прошла с успехом, и театр заключил с подающим надежды автором контракт еще на три оперы. Но следующая из них, «Король на день», потерпела сокрушительное фиаско. Это произведение давалось Верди с невероятным трудом. Как писать комическую оперу, только что потеряв семью? Вся боль, испытанная композитором, нашла свой выход в музыке к драматическому библейскому сюжету о Навуходоносоре. Сюжет настолько захватил его, что музыка «Набукко» стала грандиозным событием. А хор из нее « Va, pensiero» превратился в неофициальный гимн Италии, который итальянцы и сегодня знают наизусть.

Повторить успех «Набукко» были призваны «Ломбардцы в первом крестовом походе», которых Ла Скала представил публике годом позже. А еще через год состоялась премьера оперы, написанной по заказу другого престижного и влиятельного театра – для венецианского Ла Фениче Верди создал «Эрнани», ставшую первой совместной работой композитора и либреттиста Франческо Марии Пиаве, венецианца, с которым они создадут еще семь произведений. «Эрнани» говорила со зрителем совершенно другим музыкальным языком, нежели его предыдущие сочинения. Это была история о личностях и страстях, выраженных настолько живо и достоверно, что ее по праву называют первой по-настоящему «вердиевской» оперой. Той, в которой сформировался уникальный авторский стиль ее создателя. Закрепили этот стиль и последующие произведения: «Двое Фоскари» и «Жанна Д’Арк».

Третьим по значимости итальянским театром тех лет был неаполитанский Сан-Карло, для которого в 1845 году Верди пишет «Альзиру» по мотивам одноименной трагедии Вольтера (либреттист Сальваторе Каммарано) Однако опера давалась ему тяжело и без вдохновения, он много болел. Вероятно, именно поэтому ее сценическая судьба оказалась короткой. Лучший прием ожидал в Венеции премьеру «Аттилы» в 1846, хотя и не принес композитору творческого удовлетворения. «Годы моего тюремного заключения» — так он сам охарактеризует период 43-46 годов, когда им было написано 5 опер.

Далее последовали «Макбет» для Флоренции и «Разбойники» для лондонского Ковент-Гарден. И, если над первой он работает увлеченно, то вторая становится очередной обузой. Далее появляются «Корсар» и «Битва при Леньяно», завершая серию бравурно-героических произведений маэстро. Становление подлинного стиля Верди закрепила его следующая работа, «Стиффелио», и по сей день малоизвестная, совершенно, впрочем, незаслуженно. Параллельно с ней композитор начинает сочинять свой первый несомненный шедевр, «Риголетто».

«Риголетто» с момента премьеры в Венеции в 1851 году никогда не переставал ставиться в театрах по всему миру. Верди взялся за сюжет пьесы Виктора Гюго «Король забавляется». Спектакль вышел на зрителя, став едва ли не переворотом в оперном искусстве: оркестр больше не играл как один аккомпанирующий инструмент, его звучание стало выразительным и сложным.

В исполнении вокалистки Дарьи Худяковой прозвучит ария Джильды из оперы Верди «Риголетто»:

Опера открывает так называемую «романтическую трилогию», продолженную «Трубадуром» и «Травиатой».«Трубадур», поставленный в Риме в 1853 году, стал одной из самых популярных опер еще при жизни Верди. Он является настоящей сокровищницей потрясающих мелодий. Интересен «Трубадур» еще и тем, что одна из основных партий написана для меццо-сопрано — голоса, которому обычно доставались второстепенные роли. Тем временем воображение маэстро уже захватил сюжет недавно вышедшей пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» — трагической истории любви и самопожертвования.

Верди неистово работал над этой оперой, и музыка была полностью написана за 40 дней. «Травиата» — это поклонение женщине, возможно, это и творческое посвящение Верди своей спутнице Джузеппине Стреппони. Трудно представить, но этот безусловный шедевр ждал оглушительный провал на премьере в Ла Фениче. Публика была возмущена тем, что героиней оперы стала падшая женщина. Фиаско Верди воспринимает спокойно – он уверен в своей музыке, ее гениальности. И маэстро опять оказывается прав: пройдет всего лишь год и, претерпев небольшую редакцию, «Травиата» триумфально вернется на венецианскую сцену.

В исполнении Дарьи Худяковой прозвучали: ария Леоноры из оперы «Трубадур» и Виолетты — «Травиата»;

Во второй части мероприятия Н.И. Гудзь рассказала об интересных фактах из жизни Верди и познакомила посетителей с выставкой о его жизни и творчестве.

По окончании мероприятия заведующая сектором выразила благодарность Дарье Худяковой от имени дирекции Центральной библиотечной системы за замечательное исполнение арий Джузеппе Верди, а также выразила признательность зрителям за душевную атмосферу и внимание.

Использованные материалы: https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/dzhuzeppe-verdi

Мероприятие подготовила и провела Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала МНО.