Театральный экскурс «Мистерия буфф» — к 130-летию Владимира Маяковского.

19 июля 2023 г. в России отмечается 130-летие со дня рождения Владимира Маяковского – одного из самых громких и самобытных поэтов ХХ века. 

Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля в грузинском селе Багдади, в семье Владимира Константиновича Маяковского, служившего лесничим третьего разряда в Эриванской губернии. Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь», оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу». 30 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление Маяковского в артистическом подвале «Бродячая собака». В декабре 1912 г. Маяковский дебютирует как поэт в альманахе «Пощечина общественному вкусу».

В феврале 1930 г. поэт вступает в РАПП (Российская Ассоциация пролетарских писателей). Этот поступок Маяковского был осужден его друзьями. Маяковский-человек, гражданин был плохим политиком. Поэт же Маяковский был востребован большевиками именно как политический поэт. Его стихи публиковались на первых полосах центральных и периферийных газет. Сохранив в душе идеалы революции, но разочаровавшись в её итогах, поэт столкнулся с системой, которую он с необычайной язвительностью изобразил в своей сатире.

В. Маяковский определял театр «как арену, отражающую жизнь».

Одной из нашумевших в ХХ веке явилась «Мистерия-буфф». Героическое, эпическое и сатирическое изображение эпохи. Пьеса написана к первой годовщине Октября. Задумана еще в августе 1917 г. Вплотную к работе над ней Маяковский приступил уже после Октябрьской революции, летом 1918 г. Писал пьесу на даче под Петроградом, в Левашове. 27 сентября 1918 г. Маяковский впервые прочел пьесу на квартире друзей, в числе слушателей присутствовал нарком просвещения А. В. Луначарский.

Выступая 10 октября 1918 г. на открытии Петроградских государственных художественно-учебных мастерских, А. В. Луначарский дал такую характеристику «Мистерии-буфф»: «… Поэт Маяковский написал поэтическое произведение, которое назвал «Мистерией-буфф» …Содержание этого произведения дано всеми гигантскими переживаниями настоящей современности, содержание, впервые в произведениях искусства последнего времени адэкватное явлениям жизни» («Луначарский об искусстве», П., изд. Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, 1918). Пьеса была прочитана Маяковским в Петроградском центральном бюро по проведению празднеств первой годовщины Октябрьской революции и включена в репертуар праздничных спектаклей. Но постановка ее встретила значительные затруднения. По предложению А. В. Луначарского Маяковский прочел пьесу актерам бывшего Александринского театра. Недоброжелательное отношение к пьесе со стороны «старых» актеров труппы этого театра заставило отказаться от мысли о постановке в нем пьесы.

Для спектакля было предоставлено помещение театра Музыкальной драмы. Осуществить спектакль решено было силами актеров, приглашенных по объявлению в газетах. За подписью Маяковского и еще нескольких лиц 12 октября 1918 г. в газете «Северная коммуна» и в ряде других петроградских газет напечатано было следующее «Обращение к актерам»:

«Товарищи актеры! Вы обязаны великий праздник революции ознаменовать революционным спектаклем. Вами должна быть разыграна «Мистерия-буфф», героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи, сделанное Вл. Маяковским. Приходите все в воскресенье 13 октября в зал Тенишевского училища (Моховая, 33). Автор прочтет «Мистерию», режиссер изложит план постановки, художник покажет эскизы, а те из вас, кто загорится этой работой, будут исполнителями. Центральное бюро по устройству октябрьских торжеств предоставляет все необходимые средства для осуществления «Мистерии». Все к работе! Время дорого. Просят являться только товарищей, желающих принять участие в постановке. Число мест ограниченно».

Встреча творчества Маяковского с музыкой произошла еще при жизни поэта. К числу первых попыток музыкального прочтения его стихов можно отнести романс В. Щербачева «Четыре. Тяжелые, как удар». К тексту «Левого марша» обращались в 20-е годы К. Корчма-рев, С. Кац, А. Титов, С. Ряузов, A. Артамонов и другие. Воплощение пьес Маяковского на сцене Театра имени В. Мейерхольда вызвало рождение музыки Д. Шостаковича («Клоп»).

Сатирическая комедия Маяковского «Баня» (музыка В. Шебалина), вызвала неоднозначную реакцию публики и критики. Постановку в театре Мейерхольда нашли вредной, и «Баня» была изъята из репертуара театров на долгие годы. О возвращении спектаклей на сцену сообщают плакаты Юрия Могилевского для постановок в Московском академическом театре Сатиры в 1950-е гг. Художник передаёт суть пьесы «Баня» (реж. В.Плучек совм. с Н.Петровым и С.Юткевичем) о ненужности бюрократов, оставив фигуру на плакате непрорисованной, по существу, пустым местом. Пьеса «Клоп» (реж. В. Плучек и С. Юткевич) заглядывает в будущее, свободное от мещанских пороков — пьянства, вещизма, стяжательства.

Перу В. Шебалина принадлежит и монументальная драматическая симфония «Ленин», созданная по поэме «Владимир Ильич Ленин».

С каждым годом поэзия Маяковского привлекала все большее внимание советских композиторов.

Значительный вклад в музыкальное освоение творчества замечательного поэта внес В. Белый, а также И. Белорусец, В. Богданов-Березовский, А. Леман, М. Таривердиев и другие.

Однако вершиной на этом пути, безусловно, является «Патетическая оратория»(1959). Г. Свиридова, удостоенная Ленинской премии. Выдающийся композитор сумел воплотить в музыкальных образах сам дух поэзии Маяковского, ее глубокую созвучность революционному времени. Произведение Свиридова окончательно опровергло мнение некоторых скептиков о «не музыкальности» стихов Маяковского. «Я никогда не принадлежал к специальным «любителям поэзии», коллекционирующим стихотворные сборники или посещающим вечера декламации, — говорит композитор. — Для меня стихи Маяковского, так же как и других наших прекрасных поэтов, есть неотъемлемая часть моего духовного мира — наряду с картинами Сурикова и Нестерова, музыкой Даргомыжского и Мусоргского, трагедиями Шекспира и романами Достоевского. За что я люблю Маяковского? За его глубокую честность, за возвышенность его мыслей и чувств, за его ненависть к мещанству во всех видах, за его бескорыстную любовь к отчизне. И, конечно же, прежде всего за его замечательный, неповторимый поэтический талант. Общение с его поэзией всегда настраивает душу на какой-то особо возвышенный лад».

Современные постановки:

«Маяковский. Городской мюзикл», прошел в «Театре луны» в 2023 г:
 
Для большинства читателей Маяковский — это барабанный бой, стихи «лесенкой», которые удобно скандировать хором, акробатические перестроения в стиле «эй, синеблузники, эй, профсоюзники»… И авторы спектакля «Маяковский. Городской мюзикл» подчеркнуто эксплуатируют этот миф. Режиссер и музыкальный руководитель постановки Александр Рыхлов насытил спектакль и массовыми маршами, и хоровыми речитативами, и почти акробатическим балетом.

Эти сцены порой производят очень сильное впечатление: воочию видишь, например, как «улица корчилась, безъязыкая». Или как тросточки слепых вдруг превращаются в бильярдные кии (известно, что Маяковский обожал бильярд), и звуки шаров, упавших в лузу, звучат словно победные салюты. Однако музыки в привычном понимании слова в спектакле практически нет, если не считать танго с Эльзой и Лилей Брик (композитор Алексей Шошев). Трио музыкантов (ударные, аккордеон и гитара) чаще всего воссоздают жесткий ритм и диссонансную какофонию, что так рифмуется со стилем поэта. В программке авторы спектакля поясняют: «Это история о поэте, который не принимал все устоявшееся, признанное, но в итоге стал классиком. История о человеке, который создавал новый мир, но не нашел в нем место для себя». Сказано красиво. Хотя история, рассказанная в спектакле, повествует, скорее, о другом. В центре — сюжет любовного треугольника с четким распределением векторов: Маяковский любит Лилю Брик, Лиля любит Осипа Брика, а сам Осип не перестает восхищаться талантом Маяковского. Что не мешает, впрочем, супружеской паре получать немалые дивиденды с предмета обожания. Авторы либретто Александр Лебедев и Алексей Шошев не использовали в тексте ни одного чужого слова — только стихи и дневники Маяковского, только письма и воспоминания возлюбленных. И в декорациях использованы аутентичные плакаты работы Маяковского в «Окнах РосТА». Тем не менее заявленной истории о трагедии великого поэта, переломанного временем, которое он призывал, воспевал и пестовал, в спектакле не получилось. Скорее, перед нами — история талантливого человека, так и не выбравшегося из пут подросткового сознания. Только подросток может удивляться тому, почему мир, которому он много лет хамил, дерзил и «давал пощечины», не отвечает ему нежной любовью? Именно таким обиженным подростком предстает в спектакле Владимир Маяковский (Александр Песков) в сцене своей итоговой выставки, которую проигнорировали и друзья, и власть предержащие. А к несомненным достоинствам спектакля следует отнести отбор поэтического материала: здесь выразительно звучат и хиты вроде «Левого марша» или «Облака в штанах», и малознакомые широкой публике стихи — вроде отрывка из автобиографической трагедии «Владимир Маяковский» про два поцелуя. Этот отрывок блистательно исполнил Владимир Тягичев.

Вообще если говорить об актерских работах, то они вполне удались. Очень хороша нежная Эльза Триоле (Вероника Лысакова). Поражает портретным и психологическим сходством Лиля Брик (Янина Студилина). Сцена, где она на киноплощадке командует съемкой мелодраматической «фильмы» — одна из лучших в спектакле. Очень хорош Осип Брик в исполнении Александра Боброва: несколькими штрихами артист смог создать образ человека, умеющего примениться к любой власти, но при этом искренне любящего и понимающего настоящую поэзию, даже если она рядится в грубые одежды футуризма.

В свое время Пастернак сказал, что поэзию Маяковского стали насаждать, «как картошку при Екатерине». И впрямь звание «лучшего и величайшего поэта современности» многое подпортило в репутации Маяковского. Целые поколения читателей выросли с непреходящей идиосинкразией к его стихам. Ценность нового мюзикла хотя бы в том, что нам пытаются заново открыть поэта Маяковского — нежного, ранимого подростка, не сумевшего найти приют своей мятущейся душе ни в старой, ни в новой жизни.                                                                                                              О. Штраус. О. (Российская газета. Федеральный выпуск №113).

Издания из фонда музыкально-нотного отдела:. «Маяковский в музыке». справочник (составитель Иванов Г.К.) и «Композитор Георгий Фиртич: «Врунгель и неведомое»…М. Лобанова. В книге Лобанова М. представлена статья «От Маяковского к…Маяковскому»- об истории создания музыкальных произведений композитором Фиртичем на стихи В.Маяковского.

Театральный экскурс подготовила Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала музыкально-нотного отдела.

Использование источников: Книга-справочник: А. Сохор. Маяковский и музыка. М., 1965.

https://rg.ru/2023/05/23/na-flejte-vodostochnyh-trub.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://the-stage.ru/articles/pesy-mayakovskogo/

https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/v_mire_muzyki/vmm1973_40.htm/