Музыкальный дайджест «Музыка — это мистерия» — к 80-летию Тото Кутуньо из цикла «Кумиры эпохи».

«Музыка – это мистерия, это некая магия. Песню можно сравнить с каплей масла, которая пятном расходится по воде в разные стороны и почему она становится популярной – нельзя предугадать…»

С.Кутуньо.

Знаменитому итальянскому композитору и исполнителю, любимому советскими и российскими зрителями,  Тото Кутуньо  сегодня исполняется 80 лет. Сальваторе «Тото» Кутуньо родился 7 июля 1943 года в Фоздиново в Тоскане. Отец — военный моряк, хорошо играл на трубе, любил петь. Имеет брата Роберто, он также музыкант. Благодаря таланту, ежедневным занятиям и поддержке родителей, Кутуньо стал человеком-оркестром — освоил массу разных инструментов. Подростком он начал сочинять музыку и писать песни. Также с детства начал коллекционировать пластинки, — это увлечение сохранил на всю жизнь. В 19 лет отправился в шестимесячное турне по Финляндии в составе ансамбля G-Unit.»

Вернувшись в Италию, Сальваторе организует собственную группу «Toto e Tati», с которой начинает успешно гастролировать по Италии. Однако по-настоящему широкую известность он получил как композитор, который пишет для других исполнителей. В начале 1975 года Кутуньо начинает выступать с группой «Albatros». Пишет вместе с поэтом Вито Паллавичини песни «Oasis», «Uomo dove vai», «Africa».

Постоянные авторы текстов Дассена Клод Лемель и Пьер Деланоэ пишут на мелодии Тото Кутуньо французские тексты. Так появляются знаменитые «Et si tu n’existais pas», «Salut» и французский поп-хит лета 1975 года «L’Été indien».За 3 последующих года Кутуньо напишет для Джо Дассена еще 6 песен, в том числе рекордно длинную (продолжительность — 12 мин) композицию «Le jardin du Luxembourg». В соавторстве с Паллавичини и Деланоэ в 1976 году Тото Кутуньо написал песню «Ciao bambino, sorry» для певицы Мирей Матье, ставшей ее визитной карточкой. В 1976 году Тото впервые участвует в фестивале Сан-Ремо с песней «Volo AZ 504» в составе группы «Albatros» и занимает третье место в общем зачете. В том же году Кутуньо с большим успехом выступает на Festivalbar с песней «Nel cuore, nei sensi». Французский вариант этой песни — «Voici les clés» — в исполнении Жерара Ленормана занимает ведущие строчки хит-парадов во Франции. Годом позже «Albatros» вновь выступает на сцене театра «Аристон» на очередном Сан-Ремо. Песня «Gran Premio» занимает пятое место. Сразу после фестиваля группа распадается. В 1980 году певец выигрывает конкурс в Сан-Ремо с песней «Solo noi». В 1983 году Тото Кутуньо участвует в фестивале в Сан-Ремо с песней «L’italiano», которая по сегодняшний день остается «визитной карточкой» артиста. Официально песня занимает 5-е место, однако по результатам «народного» голосования Totip, проведенного сразу после фестиваля, «L’italiano» занимает 1-е место. После фестиваля песня достигла первых мест в хит-парадах Франции (целых 13 недель), Италии, Швейцарии, высоких мест в других странах. Позже о своей самой знаменитой песне «L’italiano», в которой идет речь о любви к Италии, он говорил: «Конечно, сейчас Италия совсем не такая, какой была в 1983 году. Она стала очень многонациональной. Сегодня сын русского мужчины, у которого есть семья в Италии, тоже может считаться итальянцем. Но я всегда буду любить свою страну, потому что считаю ее одной из самых прекрасных в мире благодаря культурному наследию и природной красоте. Итальянцы очень веселые, творческие и изобретательные люди. И это чудесно». Песню «L’italiano» он пел китайском и на многих других языках. Всего же существует около двухсот (!) вариантов песни «L’italiano» по всему миру. При этом Тото Кутуньо говорил, что самым оригинальным вариантом, который он слышал, был индийский, исполненный в стиле Болливуда.

Активно сотрудничал с Адриано Челентано, который пел такие песни Тото Кутуньо, как «Amore no», «Soli», «Un’po’ artista, un’po’ no», «Innamorata incavolata a vita», «L’orologio», «Non e’», «Il tempo se ne va», «Se non e’ amore», «Spettabile signore», «Non se ne parla nemmeno», «Manifesto», «Una parola non ci scappa mai», «Ti lascio amore и др»

Легендарная Далида исполняла его композиции «Monday, Tuesday», «Il faut danser reggae», «Partir ou mourir», «Captain sky», «Et la vie continuera», «Femme est la nuit», «Les clefs de l’amour».

Писал песни для Эрве Вилар , Мишель Сарду, знаменитая группа Ricchi e Poveri часто исполняла песни Кутуньо, такие как: «Canzone d`amore», «Jungle beat», «Amare, ricominciare, no no no», «Good bye my love», «Somebody to love», «La stagione dell’amore», «L’italiano», «Cosi lontani». В 1984 году Тото занимает в Сан-Ремо 2-е место с песней «Serenata», а еще через год на том же фестивале песня Тото Кутуньо «Noi ragazzi di oggi» в исполнении 14-летнего мексиканца Луиса Мигеля снова завоевывает 2-е место. В 1986 году Тото Кутуньо представляет в Сан-Ремо песню «Azzurra malinconia», которая занимает 4-е место. В 1987 году песня «Figli» в исполнении Кутуньо завоевывает 2-е место. В этом же году Тото становится ведущим популярной воскресной программы итальянского телевидения «Domenica In». В последующие три года Тото Кутуньо снова с большим успехом выступает на фестивале в Сан-Ремо. Апогеем становится 1990-й год, когда английскую версию песни «Gli amori» — «Good love gone bad» на фестивале исполняет легенда мировой музыки — американский певец Рэй Чарльз.

В 1990 году Тото Кутуньо участвует на конкурсе «Евровидение 1990» в Загребе с песней «Insieme: 1992», повествующей о единстве Европы.

В 2006 году Тото Кутуньо был приглашен на Международный музыкальный фестиваль Авторадио «Дискотека 80-х». В 2008-м году Тото Кутуньо вновь принял участие в фестивале. В ноябре 2009 года певец приезжал в Москву и выступил в шоу «Легенды Ретро FM 2009». 17 марта 2011 года дал концерт в Кремлевском дворце съездов вместе с Аннализой Минетти, Ин-Грид, Марком Тишманом и группой «Премьер-министр». В 2016 году возобновил сотрудничество с Адриано Челентано (спустя 36 лет), написав в сотрудничестве с Фабрицио Берлинчиони песню «Ti lascio amore».

Solo noi

«L’italiano»

Для советских людей фестиваль в Сан-Ремо был одним из немногочисленных окошек в мировой шоу-бизнес. Тото Кутуньо, блиставший на этих конкурсах в 1980-е, сразу стал у нас суперзвездой. И ему самому очень нравилось в СССР. В отличие от других своих коллег по цеху, Кутуньо никогда не воротил нос от «империи зла», наоборот, всегда едва ли не со слезами умиления рассказывал, как его принимают советские люди, сколько в них тепла и любви. Наши зрители всегда отвечали певцу взаимностью. Кутуньо даже говорил, и не раз, что считает Россию своей второй родиной. Он близко знаком с половиной наших звезд и обо всех отзывается с восторгом.

«В будущей жизни я обязательно женюсь на русской, — планировал Тото в одном из интервью. — Мне очень нравятся русские женщины. С ними не так сложно быть мужчиной! А быть мужчиной сейчас тяжело. Не то что раньше. В Италии женщины стремятся быть целеустремленными, независимыми, сильными, а мужчины на их фоне становятся слабее. Мне это не нравится! Так не должно быть!»

Издания из фонда музыкально-нотного отдела:

1.Песни зарубежной эстрады [Ноты]: [в переложении для фортепиано с надписанным текстом и буквенно-цифровым обозначением аккордов]. — Москва: Советский композитор, 1985-1990. — 29см.

2.Поет Тото Кутуньо : для голоса в сопровождении фортепиано (баяна,гитары) / составитель С. Михайлова. — Москва: Музыка, 1987. — 44, [3] с.;29 см.

Вклад Тото Кутуньо в итальянскую и международную музыку сделал его уважаемой фигурой в музыкальной индустрии. Его мелодичные песни, проникновенное исполнение и запоминающиеся композиции произвели неизгладимое впечатление на слушателей по всему миру.

Источники: https://stuki-druki.com/authors/cutugno-toto.php 

https://24smi.org/celebrity/3641-toto-kutuno.html

Мероприятие подготовила Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала МНО.