Информационный час «Далекий брат органа — аккордеон»- к всемирному дню аккордеона.

6 мая баянно-аккордеонное сообщество всего мира отмечает Всемирный день аккордеона. В этот день много лет назад, в 1829 году органным мастером Кириллом Демианом был запатентован новый инструмент под названием «аккордеон». Этот инструмент имел на правой клавиатуре пять клавиш, которые издавали основные звуки в ре мажоре (разные на сжим и разжим). Под таким названием, которое впоследствии твердо укрепилось за гармониками с аккордовым аккомпанементом в левой руке, они и приобрели известность не только в Австрии, но и в других странах Западной и Восточной Европы.

С недавнего времени Международная Ассоциация аккордеонистов «Гармоника» проводит удивительную по своим масштабам акцию: ее поддержали 26 стран мира, в том числе и России. 6 мая проводится 24-часовая интернет-трансляция. Музыканты со всего света выступают на интернет-канале, дают интервью, играют и празднуют День аккордеона в прямом эфире. Празднование начинается традиционно в Новой Зеландии и проходит по всему земному шару вместе со световым днем через Китай, Россию, Европу и страны Нового Света.

Много ли существует музыкальных инструментов, день рождения которых известен наверняка? А день рождения аккордеона достоверно известен.

Эту историю появления удивительного инструмента –аккордеона описал в своей книге замечательный музыкант, руководитель самого знаменитого Оркестра аккордеонов, писатель —  музыкальный теоретик Георг Пенз. Итак….189 лет назад  17 летний настройщик органов и  переносных органов — органол  Фридрих Бушман жил в и работал в Берлине. Чтобы облегчить себе настройку органных труб, он сконструировал специальное приспособление  —  маленькую коробочку, в которую был вделан металлический язычок. Вдувая воздух в коробочку, появлялся звук. Идея ему очень понравилась. И он поделился ей с известным  венским мастером органов  Кириллом  Демианом. Тот  усовершенствовал ее и 6 мая 1829 года подал заявку получение патента на инструмент, названный им аккордеоном. Оперативности Демиана на самом деле можно подивиться: еще через несколько дней он вместе со своими сыновьями начинает производить аккордеоны и продавать их. И совсем скоро, еще в год своего появления зазвучала в светских салонах танцевальная музыка не на переносных органеллах и фисгармониях, а на аккордеонах. Искусство пользовалось в Вене  почетом, а писатели и артисты могли занять высокое положение в обществе. Интерес к театру был велик, всеобщей любовью пользовались места общественных развлечений, а в салонах встречались поэты и актеры, ученые и журналисты. Живой, непосредственный, характер венцев, их непринужденная общительность придавали художественной жизни Вены черты «патриархального» демократизма. Тем же демократизмом был отмечен и ее музыкальный быт.

«Из всех окон звучит музыка,— писал очевидец в начале XIX века.— Во всех дворах, во всех трактирах — всюду звучит музыка». Причем чаще всего звучали танцевальные мелодии полонезов, менуэтов, австрийский (тирольский) лендлер — родоначальник вальса, венгерский чардаш и чешская полька. Так это было и позже, в последующие десятилетия. Особенно славилась Вена своей танцевальной музыкой; множество инструментальных капелл исполняли ее как в предместьях, так и в центре столицы. Именно в таком салоне Кирилл Демиан представил свое изобретение – музыкальный инструмент Аккордеон. По последним исследованиям Королевской академии музыки  и научного центра в Лондоне в 2010 году –готово-выборный  аккордеон был признан инструментом , который наиболее задействует оба полушария человека. Далее идет готово – выборный баян и фортепиано. И это вполне объяснимо, так как аккордеон имеет три совершенно разные клавиатуры и требует в исполнении одновременного решения множества задач.

 В  годы ВОВ музыка давала бойцам силу и надежду на Победу, напоминала  о доме и о мирных времени. Именно в трудные времена музыка поддерживает силу духа людей.

Из воспоминаний П. М. Шкиндера полковника запаса:

“На фронте никаких музыкальных инструментов кроме гармошки не встречал. На ней часто играли на привалах, тут же стихийно организовывались танцы пляски и пели песни. Гармонь поднимала настроение, облегчала каждодневные трудности бойцов. На самой передовой гармони не использовались – немцы тут же открывали огонь. Почти у каждого немецкого солдата были губные гармошки, а так же аккордеоны. Играли они с большим мастерством. Когда линии окопов были близко мы слушали. Надо сказать, что у наших солдат так не получалось играть на трофейных инструментах. После 3-х дней боев во время штурма Кениксберга и бессонных ночей, солдат сморил сон. Расстелив шинели солдаты спали во дворах, на тротуарах и даже мостовой. А после отдыха откуда-то взялось несколько гармоней. Все гармонисты были очень молоды. Бойцы пели и плясали. Все бурно выражали радость в связи со взятием сильнейшей в Европе крепости”. В суровые военные годы шли письма в Тулу и Шую от солдат с призывом: “Дайте гармонь и баяны! С песней легче воевать!»

Сегодня  на  сцену выходят выдающиеся отечественные музыканты и ведущие коллективы: Фридрих Липс, Мария Власова, Максим Федоров, Юлия Америкова, Надежда Крыгина, Юрий Сидоров, Михаил Бурлаков, государственный Академический Русский Народный Ансамбль «Россия» им. Людмилы Зыкиной, ансамбль «Фанданго» рук. Максим Федоров …

       Как же гармоника попала в Россию? А затем и аккордеон?

       В Россию привозили ручные гармоники  —   купцы, моряки, артисты. Однако здесь ей не суждено было остаться лишь сувениром  —  очень скоро гармоника превратилась из экзотического инструмента в народный. В консерваториях аккордеон появился на кафедре народных инструментов уже в период оттепели в 60 – е годы.

Чем же можно объяснить столь стремительное распространение аккордеона?

 Во-первых, тем, что этот инструмент как бы сам себе аккомпанирует, располагая кнопками для басового сопровождения. Во-вторых, аккордеоны  позволяли извлекать звуки от едва слышимых до очень громких, потому что напор воздуха мог регулироваться ручным мехом  и самим музыкантом. В-третьих, аккордеон  годами, десятилетиями не требует подстройки. Любой ручной струнный инструмент, как известно, приходится каждый раз подстраивать перед игрой ( например  — гитара. домра)/ В-четвертых, играть можно было не только сидя и не только стоя, а даже на ходу, еще и приплясывая и напевая  при этом. В-пятых, аккордеон-это инструмент оркестр, за счет регистров он может запеть голосом флейты, кларнета, органа, фагота или заиграть сразу на всех этих инструментах одновременно. Орган и Аккордеон – это клавишно – духовые инструменты. И Аккордеон, как ни странно, ближайший родственник органа. Шедевры Баха, в том числе «Шутка», танго Пьяццоллы, портреты Лебедя и Кукушки, а также много других прекрасных произведений звучат сегодня в исполнении интересных дуэтов клавишно-духовых инструментов. Выступают лауреаты международных конкурсов Алексей Соколов (аккордеон) и Мария Макарова (орган). В программе — И.С. Бах, А. Марчелло, Л. Дакен, И. Брамс, С. Франк, К. Сен-Санс, Ш. Гуно, А. Пьяццолла и др.  концерт- популярная- классика

Представьте, что после праздничного ужина вы моете хрустальные бокалы, бережно протираете их и вдруг… Легкое прикосновение влажных пальцев рождает удивительный чистый звук стекла. Этот уникальный звук присущ хрустальному аккордеону —  гармонике (стеклянной арфе). Музыкант извлекает звук касанием пальцев к краю стекла. Одним из первых упоминаний о таком необычном инструменте было описание концерта в 1746 году в Лондоне, в котором композитор К. В. Глюк играл на двадцати шести стаканах, наполненных весенней водой. Другой музыкант, ирландец Р. Покидж, путешествуя по Англии, играл на подобном инструменте, который назван был им «ангельский орган».

Русские композиторы (Глинка, Рубинштейн) вводили в партитуры опер партию стеклянной гармоники. Это придавало звучанию оркестра сказочный, фантастический колорит. 

На сегодняшний день в мире нет разделения на баяны и аккордеоны. Есть клавишные и кнопочные аккордеоны.Они обладают разными качествами. Но сочетание всех особенностей в одном инструменте делает гармонику неповторимой. Постепенно инструмент улучшается, обретает благозвучие, находит своих выдающихся исполнителей, композиторов. 

В Кастельфидардо сооружен семиметровый бронзовый памятник аккордеону, на котором увековечены имена выдающихся музыкантов-аккордеонистов. Город является центром аккордеонной промышленности — в нем производятся самые известные итальянские аккордеоны. И эти инструменты, говорят многие музыканты считаются лучшими в мире.

В нашем отделе вы можете познакомиться с выставкой, посвященной этому популярному инструменту:

Учебно-методические пособия для начинающих музыкантов.

Газарян, Спартак Суренович.В мире музыкальных инструментов :книга для учащихся старших классов / С. Газарян. — 2-е издание. — Москва: Просвещение, 1989. — 192, [1] с.: ил.; 23 см. Ушенин, Владимир Васильевич.Школа игры на аккордеоне : учебноепособие / В. В. Ушенин. — Издание 2-е, стереотипное. — Санкт-Петербург и др.:Лань : Планета музыки, 2021. — 219 с.: ил., портр.; 29 см. Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне: учебно-методическое пособие.- Москва;В.Катанский,2004.-208с.: Баян, аккордеон, национальная гармоника в третьем тысячелетии :материалы научно-практических конференций по итогам III и IV Всероссийских (открытых) конкурсов научных работ… /Рост. гос. консерватория им. С. В.Рахманинова ; ред.-сост. Л. В. Варавина. — Ростов-на-Дону :Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2020. — 266 с. : ноты ; 22 см.

Сборники для ДМШ и ДШИ.

Аккордеон плюс [Ноты] : концертные пьесы для аккордеона и баяна. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2014-. — 29 см. -(Учебные пособия для ДМШ). Бойцова, Галина Ивановна. Юный аккордеонист : учебно-методическое пособие : детская музыкальная школа : в 3-х частях / Г. Бойцова. — Москва : Музыка, 1994-. — 29 см. Юному аккордеонисту.- Москва: изд. В. Катанский., 2004.- 44с: ноты; 29см. Юному музыканту баянисту-аккордеонисту : подготовительный класс : учебно-методическое пособие / редактор-составитель В. Ушенин. — Издание 2-е. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. — 57, [3] с. ; 29 см.

Учебные пособия для любителей и профессионалов.

Векслер Б. Концертные пьесы для аккордеона: учебное пособие.-М.: изд. В. Катанский., 2001.-32с.; 29 см. French Folk Tunes [Ноты] : 45[Traitional] Pieces : for Accordion : with accompanying CD / tedited and arranged by Murray Grainger. — London[etc.] : Schott Music, cop. 2014. — 80 с. ; 31 см. + 1 электрон. опт. диск(CD-ROM). — (Schott World Music). Перевод заглавия: Французские народные мелодии : 45 традиционных пьес : для аккордеона. — Хрестоматия для ансамблей аккордеонистов / составитель Г. Бойцова. — Москва : Музыка, cop. 2005. — 54, [2] с. ; 29 см.                                              

Материал подготовила Н.И. Гудзь, зав. сектором читального зала музыкально-нотного отдела.

https://znanio.ru/media/istoriya-akkordeona-2641980