Громкие чтения: «Евгений Онегин» на музыкальной сцене.

В 2023 году мировая культура отмечает 190-летие выхода в свет романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Музыкально-нотный отдел центральной городской библиотеки им.М.Горького предлагает прикоснуться к страницам романа вместе с музыкой одноименной оперы П.И.Чайковского. Два гениальных произведения- в литературе и в музыке- преподносят нам, слушателям, одну сюжетную линию, но имеют драматургические отличия. Музыка Чайковского органично передаёт лиризм и атмосферу пушкинских строк. Сегодня мы послушаем фрагменты из романа и музыку Чайковского.

Роман публиковался между 1822 и 1831 годами, окончательная его редакция вышла в свет в 1833 году. Александр Пушкин работал над этим романом на протяжении более чем семи лет. Работу над ним поэт называл подвигом . Сюжет романа прост и хорошо известен, в центре него — любовная история. Из романа, как и из энциклопедии, можно узнать практически всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Санкт-Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин, воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина. «Евгений Онегин» выходил отдельными выпусками, содержащими каждый одну главу (так называемое «поглавное издание»); отрывки из романа печатались также в журналах и альманахах. Выход каждой главы становился большим событием в русской литературе того времени.  В 1833 году в типографии Смирдина отпечатано первое полное издание всего романа в одном томе. Влияние Пушкина на русскую литературу было огромным.

Более сорока лет спустя после публикации романа Чайковский задумал написать на его основе либретто. В письме к композитору C. И. Танееву Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». В марте 1877 года певица Елизавета Лавровская посоветовала П.И.Чайковскому взять «Евгения Онегина» А.С.Пушкина в качестве сюжета для оперы. Поначалу эта мысль показалась Чайковскому абсурдной. Он заявляет, что «Онегин» — «святая книга», к которой он и во сне не осмелился бы прикоснуться. Но вскоре эта идея его захватывает. С самого начала работы над оперой композитор осознавал ряд трудностей, связанных с приспособлением пушкинского сюжета к оперному жанру. Из пушкинского романа в стихах — «энциклопедии русской жизни», как назвал его В. Г. Белинский, — Чайковский взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев, скромно назвав свою оперу «лирическими сценами». Партитура была закончена менее чем за год. В романе «Евгений Онегин» героиня, Татьяна, пишет Евгению письмо, в котором признается ему в любви. Евгений говорит ей, что не может ответить взаимной любовью, не может жениться. В результате — трагедия.

Той же весной 1877 года Чайковский получает страстные любовные послания от некой Антонины Милюковой, двадцатичетырехлетней студентки консерватории, которую, Чайковский едва мог припомнить, встречал ли когда-нибудь. К своей реальной корреспондентке Чайковский не питает совершенно никакой любви, и он поступает так же, как поступил Онегин: он пишет вежливый холодный ответ, что не может ответить взаимной любовью. Но от нее приходит еще одно письмо, полное страстного чувства, и Чайковский отправляется к Антонине Милюковой, чтобы взглянуть на нее. Он женится на ней (6 июля 1877 года). В результате — трагедия (три недели спустя он бегством спасается от брака). Осенью 1877 года композитор пережил тяжёлый душевный кризис и даже предпринял попытку самоубийства, однако, опера создавалась достаточно быстро, композитор работал над ней в Москве, в Сан-Ремо, а также в Каменке и в Глебове. Либретто ему помогал создавать поэт К. С. Шиловский.  В опере звучит подлинный пушкинский текст, слегка переработанный либреттистом Шиловским. Из пушкинской поэмы отобрано всего несколько фрагментов: знакомство Онегина и Татьяны, письмо Татьяны и объяснение с Онегиным, ссора Онегина с Ленским, дуэль, встреча с Татьяной через несколько лет. Сам Чайковский чувствовал, его опера по масштабу не сопоставима с гранидиозным творением Пушкина. Композитор определил жанр своего произведения как «лирические сцены».

Менее чем за год — 20 января 1878 года — «Евгений Онегин» был закончен (в Италии, в Сан-Ремо). Клавир оперы Чайковский посылает не той, которую он воплотил в образе Татьяны, не Антонине Милюковой, мечтавшей всегда быть с ним, а Надежде фон Мекк, восхищавшейся Чайковским и покровительствовавшей ему, но трудно объяснимым образом всегда избегавшей — и избежавшей — личной встречи с ним.

Стихи хорошо сочетались с музыкой Чайковского, полной ностальгических порывов, изысканных орнаментаций (отголосков XVIII века), народного колорита, неустойчивых гармоний, мечтательных пауз, салонных романсов и мелодических взлетов, истоком которых был французский и отчасти итальянский XIX век, а также национальное, славянское наследие. В общем в этой изящной смеси сочетаются тоска одиночества, безудержная меланхолия (которая примешивается даже к простодушным любовным признаниям), блеск и удовольствия светской жизни, поданные с явной иронией. «Я не заблуждаюсь, — писал он, только приступая к работе над оперой, — я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки». Первые постановки, между 1879 и 1881 годами, не сразу произвели положительное впечатление. По отзывам, музыка Чайковского была лишена той пылкости, которая отличала это романтическое десятилетие. Все персонажи, хотя и терзаемые страстями, в конечном итоге казались вялыми, немощными. Первое исполнение: Москва, 17 (29) марта 1879 года.

Предлагаем посмотреть хорошую постановку фильма-оперы Евгений Онегин — Чайковский Фильм — опера Ленфильм 1958.   Режиссер: Роман Тихомиров В ролях: Ариадна Шенгелая, Светлана Немоляева, Вадим Медведев, Игорь Озеров, Иван Петров. Исполнитель: Галина Вишневская, Лариса Авдеева, Евгений Кибкало, Антон Григорьев.

«Евгений Онегин» — ленфильмовская экранизация одноименной оперы Петра Чайковского по роману в стихах Александра Пушкина. Главные сольные партии исполняют звёзды Большого театра — Галина Вишневская, Лариса Авдеева и Евгений Кибкало. Понятие фильм — опера появилось в отечественном кинематографе 1950-х годах. В то время активно переносились на киноплёнку знаменитые оперные и балетные спектакли Большого и Мариинского театров. Благодаря чему сейчас у нас есть уникальная возможность увидеть на экране великих артистов.

Роман Пушкина объёмен и отражает жизнь героев в развитии, изобилует прекрасными описаниями русской природы, размышлениями автора, различными отступлениями. В либретто использовать весь текст Пушкина было, конечно же, невозможно и не нужно. Чайковский оперировал средствами музыкальной выразительности, что позволило ему очень органично опустить некоторые части романа и сконцентрироваться на главных событиях сюжета. Два гениальных человека создали одно из замечательнейших произведений: слияние высочайшей поэзии с непревзойденной музыкой. Эта опера – часть русской музыкальной культуры, известной во всём мире. Эмоциональная сила музыки, её искренность и человечность, правдивость и глубина характеристики действующих лиц, отсутствие сценической «эффектности» сделали оперу украшением репертуара многих театров мира.

Если в афише концерта есть «Евгений Онегин», значит рядом будет привычное «опера Чайковского». Однако музыкально осмыслить творение Пушкина пытался не только Пётр Ильич. К примеру, в 1937 году, к 100-летию гибели поэта, в Камерном театре готовили спектакль режиссёра Александра Таирова. Музыку к постановке написал Сергей Прокофьев. Премьеру отменили, а партитуру композитора чуть не потеряли. С тех пор вживую сочинение слышали лишь счастливчики. История с сочинением очень похожа на детектив- 1937 год. Есть несколько гипотез, как сохранилась эта партитура. Одна из основных, что когда руководство театра получило указание снять спектакль, концертмейстеры сохранили клавиры. Потом они были переданы в Европу, в архивы. Но это противоречит истории, которая приписывается одному из профессоров Принстонского университета, который якобы нашёл эту партитуру в Москве. Принципиально-решающую роль в современной реинкарнации произведения сыграл старший Юровский. Тем не менее, в 70-х годах существовала радио-версия постановки. И в 80-х годах тоже была постановка. Можно говорить, что партитура ждала своего времени. Сейчас интерес к этому музыкальному и литературно-музыкальному произведению переживает бурный всплеск.

Написать музыку уговорили Сергея Прокофьева. Это было довольно трудно. Сергей Прокофьев решительно отказывался работать над «Евгением Онегиным» после Чайковского.  Работа Сергея Сергеевича над партитурой, я думаю, была намного сложнее. Преодолеть ту степень популярности оперы Чайковского было очень сложно. Но Сергей Сергеевич ставил перед собой немного другие задачи. Он хотел показать ту часть произведения Пушкина, которая не вошла в лирические сцены Петра Ильича Чайковского. Он хотел показать те сцены, которых не было у Чайковского, тем самым дописать музыкальным языком картину пушкинского Евгения Онегина, добавив от себя недостающие сцены.

  • 1.Красинская, Лия Эммануиловна (1911-).  Оперная мелодика П. И. Чайковского :    к вопросу о взаимодействии мелодии и  речевой интонации : исследование / Л.    Красинская. — Ленинград : Музыка.  Ленинградское отделение, 1986. — 246,  с.
  • 2.Оперные либретто : краткое изложение  содержания опер : [в 2-х томах]. — Москва : Музыка, 1978.
  • 3.Оперы П. И. Чайковского : путеводитель / [редактор: И. Уварова]. — Москва : Музыка, 1970. — 384 с.
  • 4. Петр Ильич Чайковский= : Pjotr  Iljitsch Tschaikowski : [Альбом / Гос. дом-музей П.И. Чайковского в Клину ; Сост. П.Е. Вайдман, К.Ю. Давыдова, И.Г.  Соколинская ; Вступ. статья Е.М. Орловой]. — Москва ; Leipzig : Музыка : Deutscher Verl. fûr fur Musik, 1978.    — 202 с.
  • 5.Пушкин в музыке [Ноты] : переложение  для фортепиано [с надписанным   текстом] / составление, вступительная  статья и комментарии Е. Соколовой. — Москва : Советский композитор, 1968.
  • 6.Чайковский, Петр Ильич (1840 — 1893). Чайковский, 1840-1893 = Tchaikovsky 1840-1893 : [в 2 томах / Гос. Дом-музей П.И. Чайковского в Клину ; сост.: Г. Белонович, С. Котомина ; худож.: В. Крючков, В. Марковский ; ред. К. Кондахчан]. — Москва : Музыка, 1990.
  • 7. Чайковский, Петр Ильич (1840-1893).Евгений Онегин : избранные отрывки   из оперы / П. Чайковский ; [облегченное  переложение для фортепиано [с  надписанным текстом] Е. Савельевой- Созентович]. — Москва : Музыка, 1981. —  39, [1] с.

Материал подготовила зав. МНО ЦГБ им.М.Горького Черногрицкая Е.Ю.

Использованы источники https://www.belcanto.ru/onegin.html , http://diafon.ru/evgenij-onegin-libretto-roman/