Музыкальный салон «Галантная музыкальная шкатулка Луиджи Боккерини»- к 280-летию композитора и виолончелиста.

Луиджи Боккерини – знаменитый итальянский виолончелист и композитор 18 века. Его вклад в мировую музыкальную культуру велик – исполнительская деятельность Л. Боккерини послужила эталоном виолончельной игры и, несомненно, повлияла на уровень виолончельного исполнительства в Италии и за ее пределами. Современники были покорены певучестью, выразительностью, эмоциональностью его игры, Моцарт и Бетховен оценили творчество музыканта заслуженно высоко. Сложно найти нашего современника, не знакомого с его знаменитым Менуэтом.

Родился Л. Боккерини в 1743 году в городе Лукка. Его отец, контрабасист, сам взялся за обучение сына игре на виолончели. В 1757 году он окончил музыкальный факультет семинарии и, желая повысить уровень своего мастерства, направился в Рим, где провел около года, посещая концерты и самостоятельно занимаясь на инструменте. В 1769 после гастрольных поездок по Испании, Франции и Германии он был приглашен в качестве придворного музыканта в Мадрид, где проработал вплоть до 1789 года. В Испании их встретили неприветливо. Карл III и ин­фант принц Астурийский отнеслись к ним более чем холодно. К тому же их приезду отнюдь не были рады и местные музы­канты. Первый придворный скрипач Гаэтано Брунетти, опа­саясь конкуренции, стал плести вокруг Боккерини интригу.

 Непризнанный в Испании, он обращается через послан­ника Пруссии к королю Фридриху Вильгельму II и посвящает ему одно из произведений. Высоко ценивший музыку Боккерини, Фридрих Вильгельм назначает его придворным композитором. Все последующие сочинения, начиная с 1786 и по 1797 год, Боккерини пишет для прусского двора. После Л. Боккерини работал придворным композитором в Берлине, а в Мадрид вернулся лишь в 1797 году, где и прожил последние годы жизни.

Жизнь Боккерини сложилась неудачно. Судьба уготовила ему участь изгнанника, существование, полное унижений, бедности, постоянной борьбы за кусок хлеба. Он испытал всю тяжесть аристократического «меценатства», глубоко ранившего на каждом шагу его гордую и чувствительную душу, и прожил долгие годы в беспросветной нужде. Им написано 30 симфоний, множество оркестровых произведений, виолончельные и скрипичные сонаты, концерты, около 400 ансамблевых сочинений.

Произведения Л. Боккерини достаточно виртуозны. Музыка Л. Боккерини очень проникновенна и эмоциональна, она идет от сердца и проникает в глубину души. Музыку Боккерини очень любили у нас в России. Впервые ее начали исполнять в 70-х годах XVIII века.

Французский скрипач П. Роде вспоминал: «Когда чье-либо исполнение музыки Боккерини не отвечало ни замыслу, ни вкусу Боккерини, композитор не мог больше себя сдерживать; он приходил в волнение, топал ногами, а как-то, потеряв терпение, убежал со всех ног, с криком, что терзают его детище».

Талантливый музыкант оказал значительное влияние на творчество венских классиков, в частности, на музыку Моцарта. Сближая Боккерини с Моцартом, современники ощущали и их различия. «Каково различие между Моцартом и Боккерини?— писал И. Б. Шауль, — Первый ведет нас между крутых скал в хвойный, иглистый, лишь изредка осыпанный цветами лес, а второй спускается в улыбающиеся края с цветистыми долинами, с прозрачными журчащими ручьями, прикрытыми густыми рощами».

У Боккерини есть одно сочинение, ставшее настолько популярным, что к его названию можно смело прибавить эпитет «вечный». Это знаменитый Менуэт, изначально являвшийся частью струнного квинтета E-dur, сегодня существует как самостоятельная пьеса, музыку которой в различных переложениях и исполнительских редакциях можно услышать в звучании всевозможных музыкальных инструментов, а также всякого рода ансамблей. Впервые квинтет E-dur Луиджи Боккерини был напечатан через четыре года после его создания, в 1775 году в Париже. Ми мажорный квинтет Боккерини посвятил своему покровителю Луису Антонио Хайме Испанскому, тринадцатому графу Чинчон, брату испанского короля Карла III.

Аранжировки Менуэта чрезвычайно многочисленны. Первая из них была сделана почти сразу после публикации произведения. Сегодня переложение композиции можно встретить не только для самых разных инструментов от органа до флейты, но и для вокальных ансамблей, хора, а также полного симфонического оркестра. Исполнение основной темы композитор поручил первой скрипке. Остальные инструменты выполняют роль аккомпанемента. Вторая скрипка поддерживают мелодию пульсирующим звучанием, а альт и виолончели свои партии исполняют пиццикато. «Менуэт» Луиджи Боккерини – это волшебное творение великого мастера. Когда слушаешь музыку этого очаровательного произведения, то случается чудо: сразу хочется забыть об окружающей нас современной суматохе и мысленно перенестись в минувшие времена — эпоху прекрасных дам и галантных кавалеров. Грациозность этого танца пленяет сердца и поэтому его по достоинству можно назвать танцем королей.

В музыкально-нотном отделе Центральной городской библиотеки вы можете познакомиться с книгами о композиторе и нотными изданиями Луиджи Боккерини.

  • 1.Гинзбург, Лев Соломонович. Луиджи Боккерини и роль его в  развитии виолончельного искусства / Л. Гинзбург. — Москва ; Ленинград :Искусство, 1938 (М.). — 172 с.
  • Нотные издания:
  • 2.Боккерини, Луиджи Родольфо (1743-1805).Рондо [Ноты] / Л. Боккерини ; обраб.К. Шредера. Танец огня : [из балета «Любовь-волшебница» : к сборнику в целом]: для виолончели и фортепиано /[к сб. в целом: ред. партии виолончели  Г. Козолуповой]. — Москва : Музыка, 1980. — 20 с.
  • 3.Boccherini, Luigi (1743-1805). Sonata [Ноты] : A minor : fur Violoncello und Basso continuo / Luigi   Boccherini ; hrsg. [und vorwort] von Cristian Speck ; mit Fingersatzen  Versehen von Julius Berger. — Mainz  [etc.] : Schott, cop. 1991. -16с.
  • 4.Нескучная классика для всех [Ноты] :ноты с картинками и любопытными  историями : для фортепиано /составитель С. А. Чернышков. — Москва : Классика-XXI, 2004-2005.
  •  5.Рreklasszika [Ноты] = Vorklassik = Pre-classical Period / kozreadja Szeredi S. Gusztav, Vermes Maria. — Budapest : Musica, cop. 1982. — 39с., 1 парт. (15 с.) — (300 ev  hegedumuzsikaja = 300 Jahre Violinmusik = 300 Years of Violin Music) (300 лет скрипичной музыки).

Использованы источники: https://www.musicaneo.com/ru/composers/biography/298_luidzhi_bokkerini.html  https://www.belcanto.ru/boccherini.html https://soundtimes.ru/kamernaya-muzyka/udivitelnye-muzykalnye-proizvedeniya/luidzhi-bokkerini-menuet

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.