Музыкальное кафе «Музыкальное прочтение фантастики» — к 140-летию писателя А. Толстого.

10 января 1883 года исполнилось 140 лет со дня рождения графа Алексея Николаевича Толстого — русского и советского писателя, общественного деятеля из рода Толстых, автора социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений. Алексей Николаевич Толстой известен нам с детства как автор приключений о любимом Буратино. Его книги являются настоящими проводниками в мир сказок, в фантастическую реальность полётов на Марс. С их помощью можно окунуться в эпоху петровских интриг, а также поскитаться по революционным вехам российской истории.

Творчество Алексея Толстого в своей многогранности стало вдохновением для отечественных режиссёров. Произведения Алексея Толстого экранизированы. Некоторые («Хромой барин», «Хождение по мукам») по 3-4 раза. В основе фильмов «Формула любви», «Петр Первый», «Юность Петра», «Золотой ключик», «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» и «Детство Никиты» лежат произведения «советского графа». Среди экранизаций произведений Алексея Николаевича Толстого есть легендарные картины, которые могут быть интересны и современным зрителям. Некоторые из них мы и решили сегодня вспомнить.

Писатель подарил миру увлекательные фантастические произведения – романы «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина», утопический рассказ «Голубые города». Но читатели приняли фантастические сочинения «товарища графа» настороженно, а коллеги – Иван Бунин, Корней Чуковский, Юрий Тынянов – скептично. По достоинству новые романы автора оценил лишь Максим Горький, который предрек славу романам в жанре фантастики.

Фантастический роман «Аэлита», позже переработанный в повесть для юношества, вышел в 1923 году. Книга быстро стала популярной, и уже через год зрители кинотеатров смогли увидеть ее экранизацию. Премьера состоялась 25 сентября 1924 года, от романа Толстого в сюжете осталось меньше половины, но это не повредило ни качеству, ни известности кинематографической «Аэлиты».

Валентин Кручинин — «Аэлита» (1924)

«Гиперболо́ид инжене́ра Га́рина» — советский научно-фантастический фильм, снятый в 1965 году, по одноимённому роману А.Н. Толстого. 1925 год. Русский инженер Пётр Гарин, используя открытие профессора Манцева, создаёт оружие небывалой разрушительной силы — гиперболоид, генератор мощного теплового луча. Он решает использовать гиперболоид для осуществления своей идеи — стать правителем мира. За Гариным и его гиперболоидом начинается охота как советских спецслужб, так и иностранных капиталистов.

Нонна Терентьева Крах инженера Гарина 1973. Музыка М. Вайнберга.

Вспомним сегодня и повесть Алексея Толстого «Граф Калиостро» (1921), по мотивам которой в 1984 году по сценарию Григория Горина на киностудии «Мосфильм», была снята музыкальная комедия Марка Захарова «Формула любви». Её, конечно, нельзя отнести к жанру фантастики, но можно отнести к жанру фантасмагории. В 1780 году Джузеппе Калиостро прибыл в Россию для представления высшей знати. Умыкнув под предлогом лечения отца юную Марью Ивановну, граф пытается влюбить в себя девицу, но безуспешно.

Неаполитанская песенка «Уно-уно-уно, ун моменто» из музыкальной комедия «Формула любви»
по мотивам повести А. Толстого «Граф Калиостро

Сказка «Золотой ключик, или приключения Буратино», написанная Алексеем Толстым , хоть и не относится к жанру фантастики, а относится к жанру художественный вымысел и к жанру фэнтези, но является настолько всенародно любимой, что, конечно, сегодня мы не могли не вспомнить и её. По мотивам этой сказки был снят советский двухсерийный музыкальный телевизионный фильм «Приключения Буратино». Этот фильм был создан на киностудии «Беларусьфильм» в 1975 году. Фильм считается культовым. Телепремьера состоялась 1-2 января 1976 года.

В фильме звучит музыка Алексея Рыбникова. Авторами текстов песен из этого фильма являются , Булат Окуджава и Юрий Энтин. В СССР песни из этого фильма выпускались на пластинках фирмой «Мелодия». Музыкальные композиции (танцы Буратино с куклами в театре, мелодия «Какое небо голубое») использовались в начальном мультипликационном прологе фильма «100 грамм для храбрости». Позже некоторые музыкальные композиции из этого фильма использовались в начальных мультипликационных заставках и темах выпусков журнала «Ералаш» (например — «Кто там?», «Опасная работа» и др.).

Бу-ра-ти-но! Финальные куплеты — песня из к⁄ф Приключения Буратино.

В мероприятии были использованы материалы из открытых источников Интернета https://eksmo.ru/selections/tri-ekranizatsii-proizvedeniy-alekseya-tolstogo-ID4364911/ ; https://ru.wikipedia.org/wiki/.

Материал подготовила зав. сектором абонемента МНО — Беспалова Л.Г.