По страницам песен «Я люблю тебя, жизнь»- к 100-летию со дня рождения композитора Э. Колмановского.

9 января 2023 года исполнилось 100 лет со дня рождения Эдуарда Савельевича Колмановского, советского композитора-песенника, кино-композитора, народного артиста СССР (1991), лауреата Государственной премии СССР(1984).

Эдуард Колмановский родился 9 января 1923 года в г. Могилеве Гомельской губернии, РСФСР, СССР. Отца не стало, когда Эдуарду было 2 года. Воспитанием ребенка занимались братья отца, один из которых – Александр – вскоре стал отчимом мальчика. Музыкальная одаренность проявилась у мальчика рано: чуть ли не с пеленок он мог довольно четко напеть любую из услышанных мелодий. Научившись ходить, рвался к фортепьяно, оставшемуся от прежних хозяев и стоявшему в квартире как предмет интерьера. В итоге решено было отдать Эдуарда в музыкальную школу имени Гнесиных – учительницей мальчика стала Ольга Фабиановна Гнесина. Музыкой Эдуард занимался серьезно, а вот общеобразовательная школа интересовала его куда меньше. Была, однако, все же одна весомая причина для посещения скучных уроков – одноклассница Тамара Майзель. В шестом классе они дали друг другу слово пожениться, как только станут взрослыми. Свадьба состоялась в 1943 году.

Помимо игры на пианино, юный Эдуард обожал театр. Отчим Александр Маркович был большим любителем оперы – и брал мальчика с собой на все значимые постановки. В 1941-м Эдуард закончил музучилище Гнесиных и поступил консерваторию. Продолжить образование в связи с войной пришлось в эвакуации в Свердловске. Уже в студенческие годы Эдуард написал несколько романсов на стихи Александра Пушкина и Роберта Бернса – их исполняли Зара Долуханова и Анатолий Доливо. После окончания консерватории остро стояла проблема трудоустройства. Помог преподаватель Колмановского, Виссарион Шебалин, – он устроил Колмановского музыкальным редактором на всесоюзное радио. Эдуард Савельевич оказался прекрасным редактором: даже несмотря на борьбу с космополитизмом, быстро поднимался по служебной лестнице. Его даже хотели перевести на телевидение, но тут вмешался случай, способствовавший дальнейшему развитию Колмановского как композитора. Произошло вот что. Здание музыкальной редакции размещалось на улице Качалова. Окна с одной стороны выходили прямиком на особняк Лаврентия Берии, так что их, от греха подальше, опломбировали. В один из дней разразилась такая гроза, что окно, возле которого стоял Колмановский, распахнулось. Закрывая его, он машинально взял в руки отлетевшую и валявшуюся на подоконнике пломбу и нечаянно выбросил ее в мусорное ведро, а на следующий день Колмановского уже опрашивали органы госбезопасности. Вскоре руководство редакции обвинило Эдуарда в политической незрелости.

Однако Эдуард Савельевич, уже морально подготовленный к своему увольнению, вовсю искал новое место работы. Как раз в это время МХАТ анонсировал постановку пьесы Шекспира «Двенадцатая ночь» – участие в ней должны были принять молодые артисты-дебютанты. Его дебют в 1955 году удался. Песни из этой постановки в исполнении Владимира Трошина зазвучали из каждого радиоприемника страны. Через год Трошин исполнил и новые песни Колмановского, также вмиг ставшие популярными: «Перекрёсток» на стихи Виктора Орлова и «Товарищ мой» на стихи Евгения Долматовского. Вскоре МХАТ пригласил Колмановского в комедию Виталия Раздольского «Дорога через Сокольники». После успеха этой постановки Эдуарда Савельевича стали наперебой приглашать ведущие московские и ленинградские театры. Особые отношения сложились у него с коллективом театра «Современник» – там Колмановский несколько лет был единственным композитором. Почти после каждой премьеры в его квартире собирались все будущие театральные мэтры, тогда еще просто молодые таланты: Галина Волчек, Михаил Казаков, Евгений Евстигнеев и многие другие.

Всенародную известность получила песня «Я люблю тебя, жизнь» (написанная на стихи Константина Ваншенкина по заказу Марка Бернеса, 1958). В ней сказались умение Колмановского говорить о «высоком» просто, без патетики, как бы размышляя вслух. Привычный, чеканный маршевый, гимнический ритм песни сочетан с мягким мелодическим рисунком, полным сердечной теплоты.

Еще одна главная песня Колмановского – «Хотят ли русские войны» на стихи Евтушенко – была написана в 1961-м и вскоре зазвучала на разных языках в разных странах, став призывом к миру. В том же году родилась лирическая песня «В нашем городе дождь» на стихи Евтушенко.

Песни Колмановского были далеки от пафоса, который требовался советским властям повсюду. В этом и крылась причина бесконечных нападок на его творчество. Первый жесткий «разбор полётов» ему устроил Дмитрий Кабалевский, опубликовав в газете «Правда» статью под названием «Нам нужны мужественные песни!». Вслед за этим критиковать Колмановского стали и все остальные.

Но это никак не влияло на любовь народа. В исполнении лучших артистов страны звучали его песни «Мы вас подождем», «Я вернусь к тебе, Россия», «Алёша», «Всё ещё впереди», «Я работаю волшебником», «Я улыбаюсь тебе» и многие другие.

Отдельную группу представляют суровые песни-воспоминания о прошедшей войне: драматическая баллада «Ребят позабыть не могу», 1977 (стихи Ваншенкина), «Картофельное поле», 1978 (стихи Евгения Долматовского). Широта арсенала выразительных средств при мягком, новом и свежем мелодизме отличает многочисленнее лирические песни композитора. Традиции народной музыки, черты камерно-романсового стиля сплавлены в них с современным музыкальным языком: «Вальс о вальсе», 1963 (среди многих исполнителей выделяется Клавдия Шульженко), танго «Моя тайна», 1973 (обе на стихи Евтушенко), баллада «Мужчины», 1973.

Всего за свою жизнь, оборвавшуюся в июле 1994 года, Колмановский написал более 200 сочинений – к кинофильмам и мультфильмам, радиопостановкам и инструментальным пьесам, оркестровым произведениям и музыкальным комедиям.

Важнейшим фактором всенародной любви к песням Эдуарда Колмановского было и то, что все они без исключения написаны на прекрасные стихи Е. Евтушенко, К. Ваншенкина, Л. Ошанина, В. Орлова, Л. Дербенева, М. Танича, И. Шаферана, И. Гофф, Р. Гамзатова, Н. Доризо, Е. Долматовского, Г. Поженяна, К. Кулиева и других.

Сергей Эдуардович Колмановский, сын Эдуарда Колмановского, — российский композитор, член Союза композиторов России с 1970-го года, дирижёр, пианист, музыковед, шансонье, журналист, конферансье. Он давно живет в Германии, успешно развиваясь во всех перечисленных ипостасях.

На днях вышла в свет новая книга Сергея Колмановского «В трубных звуках весеннего гимна?», над которой он работал несколько лет. В ней содержатся статьи, очерки, интервью, в том числе и взятые у Сергея Эдуардовича. Само название, цитирующее всем известную песню «Я люблю тебя, жизнь!», указывает на верность автора теме воспоминаний о его знаменитом отце — композиторе Эдуарде Колмановском. Книга посвящена столетию со дня его рождения, которое отмечается 9 января наступившего года.

Всем любителям популярной песни и всем интересующимся творчеством выдающихся советских композиторов — песенников, предлагаем ознакомиться в музыкально-нотном отделе со сборниками песен Эдуарда Колмановского:


Материал подготовила Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала музыкально-нотного отдела ЦГБ им. М. Горького.
В материале использованы доступные интернет-источники.