Сегодня отмечаем День российского кино. Музыкально-нотный отдел предлагает нашим читателям посетить выставку в музыкально-нотном отделе «Путешествие в мир кино», на которой представлена литература о киноискусстве, о российских актёрах кино, периодические издания, посвящённые современным артистам.
- Беленький, Игорь Вениаминович. История кино : киносъемки, кинопромышленность, киноискусство /Игорь Беленький. — Москва : Альпина Паблишер, 2019. — 402, [2] с.
- Долин, Антон Владимирович (1976-).Как смотреть кино / Антон Долин ;иллюстрации Константина Бронзита. — Москва : Альпина Дети : Альпина паблишер, 2020. — 150, [1] с.
- Кушниров, Марк Аронович (1937-).Звезды немого кино : Ханжонков и другие / Марк Кушниров. — Москва : Молодая гвардия, 2021. — 250, [2] с.
- Салахиева-Талал, Татьяна. Психология в кино : создание героев и историй / Татьяна Салахиева-Талал. — Москва : Альпина нон-фикшн, 2020. -347, [1] с.
- Бондарчук, Наталья Сергеевна (1950-).Сергей Бондарчук : лента жизни /Наталья Бондарчук ; [послесловие Вячеслава Шмырова]. — Москва : АСТ, 2020. — 319 с.
- Кравченко, Ирина Анатольевна. Актеры советского кино / Ирина Кравченко. — Москва : Молодая гвардия, 2020. — 328, [2] с.
- Табаков, Олег Павлович (1935-2018). Мечта о театре : моя настоящая жизнь : в 2 томах / Олег Табаков ;[литературная запись Екатерины Стрижковой ; предисловие Анатолия Смелянского]. — Москва : АСТ, 2020.
- Тараховский, Святослав Эдуардович. Джигарханян: то, что отдал — то твое : роман / Святослав Тараховский. — Москва : АСТ, 2020. — 463 с.
- Тендора, Наталья Ярославовна. Вячеслав Тихонов. Князь из Павловского Посада / Наталья Тендора. -Москва : Алгоритм, 2009. — 316, [2] с. и другие книги и периодические издания.
А также рассказываем сегодня о том, какие фильмы можно посмотреть о российских и советских композиторах и музыкантах. Представляем лучшие и самые популярные из них. Большинство фильмов, о которых мы сегодня рассказываем, можно посмотреть на открытых источниках Интернет, в том числе в соцсети Вконтакте.
«Чайковский» (1970 г. реж. И.Таланкин) Биографический фильм, рассказывающий о жизни композитора Петра Ильича Чайковского с раннего детства. В основе сюжетной линии — переписка Чайковского с Надеждой фон Мекк. В фильме отражена история создания шедевров Чайковского: Первого концерта, балета «Щелкунчик», опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». В фильме о Чайковском есть незабываемый актерский дуэт Иннокентия Смоктуновского с Владиславом Стржельчиком, который играет Николая Рубинштейна – основателя Московской Консерватории, формально – начальника Петра Ильича по месту основной работы, а на деле – одного из немногих его настоящих друзей, близкого, преданного, но непредсказуемого. Загадочная и до сих пор не получившая нормального объяснения история со знаменитым Первым фортепианным концертом Чайковского, который Рубинштейн сначала высокомерно обругал, раскритиковал и велел переделать, а спустя три с половиной года вдруг переменил свое мнение и сам с блеском сыграл его парижскую премьеру на Всемирной выставке 1878 года, и показана, и сыграна в фильме как интеллектуальная дуэль двух азартных игроков.
«Мусоргский» (1950 г.) и «Римский-Корсаков» (1953 г.). Еще две картины из этой же биографической серии поздних сталинских лет.
«Мусоргский» ( реж. Г.Рошаль) — советский полнометражный цветной художественный фильм о русском композиторе Модесте Петровиче Мусоргском (1839—1881), поставленный на Киностудии «Ленфильм» в 1950 году режиссёром Григорием Рошалем. Фильм показывает становление композитора, вхождение его в коллектив Могучей кучки и знакомит с известными операми композитора. Фильм заканчивается мыслями, каким будет мир через 100 лет, с надеждой, что русские музыкальные традиции не оборвутся в будущем. Александр Борисов сыграл композитора Модеста Мусоргского, который в фильме 1950 года говорит проверенными цитатами из учебника истории русской музыки и устремлен исключительно в будущее. Через три года ему же удалось перевоплотиться в миллионера-мецената Савву Мамонтова в «Римском-Корсакове».
«Римский-Корсаков» (реж. Г.Рошаль, Г.Казанский)— биографический фильм о композиторе Римском-Корсакове. Фильм принимал участие в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля. Фильм рассказывает о двух последних десятилетиях жизни русского композитора. Раскрывая своё видение творческой и педагогической концепции Римского-Корсакова, авторы картины посвящают отдельные её эпизоды лекциям в созданной им школе композиторов, жёстким дискуссиям об «антинародности» музыки Раменского (прототип — Игорь Стравинский), борьбе с самодурством чиновников управления Императорских театров и двуликостью мецената Саввы Мамонтова. Картина завершается несколькими фрагментами событий Революции 1905—1907 годов в России. Много внимания там отдано революции 1905 года и проблемам царской цензуры, из-за которой Римский-Корсаков, как известно, прекратил сотрудничество с императорскими театрами. Развитие биографического сюжета чередуется с яркими костюмированными сценами из опер Римского-Корсакова «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок».
«Ленинградская симфония» — советский художественный фильм 1957 года режиссёра Захара Аграненко. Был снят к 15-летию ленинградской премьеры симфонии № 7 композитора Дмитрия Шостаковича. История первого исполнения в осажденном Ленинграде симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича в августе 1942 года.
Сериал «7 симфония»( 2021г., реж. А.Котт). Ленинград, весна 1942 года. После первой блокадной зимы дирижер Большого симфонического оркестра радиокомитета получает важное правительственное задание — исполнить в осажденном городе Симфонию № 7 Шостаковича. Это кажется невозможным — от оркестра осталось несколько музыкантов: кто-то умер от голода, кто-то ушел на фронт, а кто-то пропал без вести. Но концерт должен состояться и прогреметь на весь мир, чтобы и друзья, и враги услышали: «Ленинград жив!». В помощь руководителю оркестра Карлу Элиасбергу откомандирован сотрудник НКВД Анатолий Серегин. Но еще до этого приказа судьба лейтенанта Серегина, потерявшего всю семью во время налета, пересеклась с судьбой Элиасберга: именно Серегин руководил арестом жены дирижера. Несмотря на взаимное недоверие и полное неприятие, дирижер и лейтенант должны совершить невозможное: вместе найти в блокадном городе недостающих исполнителей и обеспечить премьеру Седьмой Ленинградской симфонии.
«Ветка сирени»(реж.П.Лунгин, 2007г.). Фильм-фантазия о выдающемся русском композиторе С. В. Рахманинове. По легенде, после каждого выступления Рахманинову приносили букет белой сирени от прекрасной незнакомки. За границей, измотанный концертами и тоской по Родине, Рахманинов на грани нервного истощения. Любящая жена не может вынести всего этого, в конце концов она решает уйти от него. И тут неожиданно приходит разгадка тайны белой сирени…
«Танец с саблями» (2018г. реж. Юсуп Разыков). История создания известного шедевра, «непокорного и шумливого дитя» Арама Ильича Хачатуряна «Танец с саблями». Холодная осень 1942 года. Второй год войны. Город Молотов — переименованная перед самой войной Пермь. Сюда эвакуирован Ленинградский академический театр оперы и балета имени Кирова. Мир театра в эвакуации — призрачный, голодный, холодный. Жизнь глубокого тыла со всеми приметами военного времени. Полуголодные балерины, кордебалет, преображающиеся на сцене в дивных «розовых девушек». Спектакли, выступления в госпиталях, оборонных заводах и репетиции, репетиции. Финальные усилия по созданию спектакля «Гаянэ» совпадают с написанием первых тактов Симфонии N2, часто перекрещиваются. Перед последней репетицией Хачатурян неожиданно получает приказ дирекции — создать ещё один танец в финальную часть уже готового балета. За 8 часов композитор напишет своё самоё исполняемое произведение.
«Танец с саблями» — трейлер фильма
Приглашаем вас на выставку литературы о киноискусстве в музыкально-нотный отдел, а также поможем найти в электронных общедоступных источниках фильмы о композиторах и музыкантах.
Материал подготовила зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.