Музыкальная гостиная «Музыкальный импрессионизм Клода Дебюсси» — к 160-летию композитора.

22 сентября исполнилось 160 лет со Дня рождения французского композитора Клода Дебюсси. Романтик, новатор, ученик классической школы внёс новую струю в музыку конца XIX- начала XX века, стал одним из первопроходцев течения импрессионизм в музыкальной мировой культуре. В наши дни его фортепианные произведения играют многие пианисты, а симфонические картины звучат на мировых сценах.

Импрессионизм — значительный музыкальный стиль, возникший во Франции, который был назван по аналогии с художественным движением. Так же, как и в живописи, композитор-импрессионист желал передать звуками скорее свое впечатление, чем выразить некую содержательную идею. Это конкретные и точные зрительные, слуховые, осязательные и даже обонятельные ощущения и, одновременно, изменчивые и неясные душевные ощущения.
Поэтому и в музыке — «осязаемость и ясность общей формы, яркая изобразительность и даже звукоподражание сочетаются с необычными, изменчивыми гармоничными и непривычными ритмами. Критики импрессионизма часто осуждали эту музыку за отсутствие деления на привычную «мелодию» и «сопровождение». Важнее устойчивости в этой музыке ощущение движения и неожиданного изменения, важнее строгой логики развития — характер самого звучания.
Музыка импрессионизма — это искусство прекрасного. Утонченность, чувственность, красота и особая благозвучность.

Основоположником музыкального импрессионизма считается Ашиль-Клод Дебюсси, который обогатил все стороны композиторского мастерства — гармонию, мелодику, оркестровку, форму. В то же время он воспринял идеи новой французской живописи и поэзии.  Клод Дебюсси – один из самых значительных французских композиторов, повлиявших на развитие музыки ХХ века, как классической, так и джазовой.

Ашиль-Клод Дебюсси родился в предместье Парижа Сен-Жермен-ан-Ле, 22 августа 1862г., в семье торговцев китайскими товарами.  Когда их сыну исполнилось два года, они разорились. Семья решила перебраться в Париж. Однажды ученица Шопена услышала игру Клода и, удивившись его способностям, начала регулярно заниматься с ним. В 10 лет Клод был принят в Парижcкую консерваторию.  В качестве домашнего пианиста Дебюсси посоветовали меценатку фон Мекк. Клод сопровождал ее в турне по Европе в 1880 году, а в 1881 и 1882 году побывал в России. Там он работал в архиве с рукописями многих русских композиторов.
Парижскую консерваторию Клод окончил в 1884 году как пианист и композитор, получив высшую награду — Римскую премию за кантату «Блудный сын», а это означало, что он будет получать стипендию пять лет, а три года будет оплачиваться его творческое пребывание в Риме.       Дебюсси провел в Риме два года. Там он познакомился с поэзией прерафаэлитов и начал сочинять поэму для голоса с оркестром «Дева-избранница» на текст Г. Россетти.

Во второй половине 1880-х гг. он знакомится с Ф. Листом, а также посещает Байрейт (Германия), где слушает вагнеровские оперы. Хотя первые оригинальные сочинения композитора не были одобрены его учителями и тогдашними музыкальными авторитетами, с начала 1890-х гг. его музыка имеет всевозрастающий успех.
Интересно, что Дебюсси, ставший зачинателем музыкального импрессионизма, резко отрицал свое родство с этим художественным течением. Но он всегда утверждал, что ищет «новые пути» в музыкальном искусстве. Он был воспитан как романтический композитор, пройдя «немецкую школу» в консерватории, испытав и влияние французского романтизма с его интересом к характеру музыкального звука и к старинным ладам и жанрам. Необычно глубоко он знал русскую музыку, особенно уважал творчество Мусоргского. Также, испытал он и влияние Вагнера.
Посетив в 1889 г. Всемирную выставку в Париже. он был потрясен экзотическим звучанием национального оркестра с острова Явы, что открыло перед ним возможность иных музыкальных миров. Его поиски увенчались оглушительным успехом — премьера Прелюдии к «Послеполуденному отдыху фавна» (1894) по мотивам поэмы Ст. Малларме вызвала громкие дебаты и даже скандалы. Небольшая пьеса для камерного оркестра (ансамбля) стала символом нового направления в музыке. Изображая прекрасные и волнующие картины, Дебюсси достиг полнейшего слияния музыкального звучания и образности этой знаменитой символистской поэмы.

Горячо любимы публикой и 3 симфонических эскиза «Море» (1905), сюита «Образы» (1912), но особенно популярны его «Ноктюрны» (1905), в финале которых изображаются мифические античные сирены  их пение, для чего к оркестру присоединяется необычный женский хор, поющий без слов. В репертуаре каждого пианиста есть фортепианные пьесы Дебюсси, прихотливые мелодии и необычные гармонии которых возникают как бы в облаке призвуков и эхо. Поэтичные названия и образы пьес «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна» также создают тонкое впечатление у слушателя. Мировым шедевром стала и опера Дебюсси «Пелеас и Мелизанда» (1902) по культовой  в то время символистской драме М. Метерлинка.

Влияние музыки Дебюсси было огромным и повсеместным. Во Франции наиболее значительным «дебюссистом» стал друг и соратник Дебюсси Поль Дюка (1865-1935), прославившийся блестящей симфонической «шуткой» — Скерцо «Ученик чародея. (1897). Импрессионистические звучания слышны и у русских композиторов С. Рахманинова и А. Лядова, и у чеха Л. Яначека и у многих других современников композитора. Его музыка вдохновила на поиски многих последующих музыкальных новаторов.
Дебюсси был гениальным композитором и музыкантом и весьма эмоциональным человеком.

Деревенское воспитание Дебюсси и его равнодушие и отстраненность отталкивали от него преподавателей и коллег-музыкантов, и Дебюсси подружился с некоторыми прогрессивными поэтами и художниками того времени. У него никогда не было больших денег, он ни разу в жизни не сходил на постановку своих собственных опер и всегда отвергал славу, которая пришла к нему, когда ему было уже за 50. Он, например, ненавидел, когда его называли профессиональным музыкантом. Что касается личной жизни, то музыкальный гений Клода Дебюсси и его характер человека, постоянно погруженного в мрачное раздумье, производили неизгладимое впечатление на многих женщин. Его глубоко любили обе его жены и любовница, а две женщины даже стрелялись из-за него.

Когда началась первая мировая война, Клод не подходил к роялю вовсе. Он говорил, что сейчас не до этого. Однако в 1914 году он пишет «Героическую колыбельную», а через год – «Рождество детей, которые лишились крова». Вскоре у Клода созрел план написать шесть сонат для разных инструментов. Однако этот план сбылся не до конца. Он завершил только три сонаты, которые воскресили классический дух.

В 1915 году обострилась его болезнь, что начала прогрессировать в начале войны. Будучи тяжело больным, Клод Дебюсси дописал третью сонату и находил изредка в себе силы выступить на публике. Еще он создал эскизы «Оды в честь Франции». Этим он подчеркнул свою любовь к родине и патриотизм. 25 марта 1918 г. композитор скончался.

В настоящее время музыка Дебюсси — классика ХХ в. Сочинения: 3 оперы, 3 балета, кантаты, поэма для солистов с оркестром, оркестровые композиции, сочинения для инструментальных ансамблей, циклы фортепианных пьес — прелюдии, сюиты, этюды, песни и романсы, музыка к драме, а также знаменитая книга «Месье Крош-антидилетант» (1921), статьи, беседы и рецензии.

В музыкально-нотном отделе мы представляем выставку, посвященную 160-летию Клода Дебюсси:

Выставка состоит из трех направлений:

  1. Произведения для фортепиано;
  2. Произведения для струнных инструментов;
  3. Издания о жизни и творчестве, воспоминания о композиторе.


Материал подготовила Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала МНО.