Музыкальный экскурс «Странный странник Стравинский»- к 140-летию композитора.

«Я вобрал в себя всю историю музыки»

И. Стравинский

Игорь Федорович Стравинский принадлежит к числу ведущих новаторов XX в. Он создал новый тип музыкального спектакля (характерный для современного условного театра), совмещающий различные театрально-сценические приёмы: в балет вводится пение, музыкальное действие поясняется речевой декламацией и др.

Слава пришла к Игорю Стравинскому после премьеры его балетов на «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже. Вскоре современники стали называть его «Великий Игорь» за смелые эксперименты с музыкальной композицией, мастерство техники и необычные сюжеты произведений. Декорации к его балетам создавали художники Александр Бенуа и Николай Рерих, хореографию готовили известные танцовщики Вацлав Нижинский и Джордж Баланчин, а костюмы разрабатывала сама Коко Шанель.

Стравинский одним из первых открыл новые музыкально-структурные элементы в фольклоре, ассимилировал некоторые современные интонации (напр., джазовые), внёс много нового в метроритмическую организацию, оркестровку, трактовку жанров. По силе воздействия на публику музыку Игоря Стравинского часто сравнивают с живописью Пабло Пикассо.  

Игорь Стравинский родился 5 июня 1882 г. в Ораниенбауме близ Санкт-Петербурга. Его отец Федор Игнатьевич Стравинский был певцом Мариинского театра, неподалеку от здания которого жила семья Стравинских. Мать Игоря была пианисткой. В их квартире часто собирались знаменитые деятели кино, театра и литературы того времени. Еще сравнительно не много зная о музыке, Игорь пробовал ее сочинять, однако  импровизации осуждались  обучавшей его игре на фортепьяно ученицей Рубинштейна Кашперовой. Она считала, что это отнимает время от основных занятий. После окончания гимназии Стравинский поступил на юридический факультет университета, который окончил в 1905 г. Обстоятельно музыкой, которая, однако, весьма его интересовала, он не занимался вплоть до своего двадцатилетия, когда начал брать уроки композиции у Римского-Корсакова (до этого Игорь учился композиции самостоятельно). Тот отсоветовал Игорю поступать в консерваторию, а вместо этого взялся просматривать все сочинения молодого и очень талантливого, с его точки зрения, человека. В этот период Стравинский испытывал большое влияние музыки своего учителя, как, впрочем, и других композиторов «Могучей кучки». Именно под влиянием Римского-Корсакова обратился он к русскому музыкальному фольклору. Когда в 1908 г. Римского-Корсакова не стало, искренне скорбящий Стравинский написал Траурную песню для оркестра, которую посвятил памяти своего учителя.

Большое значение для творческого роста Стравинского имело его знакомство со знаменитым балетным импресарио С. Дягилевым, который готовил ряд спектаклей русского балета в Париже. По его заказу Стравинский написал свои в последствии знаменитые балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».

«Весна священная» создавалась в годы небывалого творческого взлета, вершиной которого и стало это произведение колоссальной художественной силы. Слушателей впечатляла «фоническая», тембро — гармоническая сторона партитуры, основанная на претворении национальных русских песен. Её ритмическая основа была абсолютно нова, ритм превратился из подчинённого фактора в определяющий, создающий форму. Это были художественные открытия, возникшие из изучения и постижения Стравинским импровизационной природы народного интонирования. Эти открытия Стравинского в «Весне священной» оказали революционное воздействие на музыку XX века. «Девятая симфония XX века» — такое название закрепилось за ней с легкой руки Сергея Дягилева. Стравинский нашёл на этот раз соратника в лице Николая Рериха, чьи картины «Каменный век» в 1910 году и «Человечьи праотцы» в 1911 году воссоздавали именно тот мир, который манил композитора.

Премьера «Весны священной» состоялась 29 мая 1913 года. Парижане учинили скандал. Они только недавно с большим трудом приучили себя к новинкам Дебюсси, Равеля, Дюка, казавшимся им последним словом искусства. Но им предложили партитуру «распоясавшегося русского». Концертная судьба «Весны священной» оказалась счастливее сценической. «Весна священная» была создана на перепутье жизни и творчества Стравинского. Это было последнее сочинение, написанное им в России. Через год разразилась первая мировая война, застигшая композитора в Швейцарии. С этого периода начались долгие годы странствий композитора: Швейцария — до 1921 года, затем Париж — до 1939, с 1939 года – США.

После окончания Первой мировой Стравинский принял решение не возвращаться на родину и перебрался из Швейцарии во Францию. Там он продолжал много работать: писать музыку и дирижировать. Несмотря на разногласия, Дягилев заказал еще один балет «Пульчинеллу», который был поставлен в 1920 году. В 1920 году в Париже Стравинский познакомился с Коко Шанель, между ними быстро возникла взаимная симпатия. Возможно она послужила и стимулом для творчества: в этот период Стравинский начал сочинять произведения в новом, более вольном стиле, Об их романе даже снят художественный фильм, который закрывал Каннский кинофестиваль 2009 года. Затем Стравинский увлекся сначала классицизмом, а затем религиозной тематикой (концерт для фортепьяно с оркестром, 1924 г., балет «Аполлон Мусагет», 1927 г., кантата « Симфония псалмов» , 1930 г. и др.). В 1924 году состоялся дебют Стравинского в качестве пианиста: он исполнил собственный концерт для фортепиано и духового оркестра.

Дягилев был недоволен тем, что композитор по заказу танцовщицы Иды Рубинштейн написал балет «Поцелуй феи». Стравинский вспоминал: «Он не смог простить мне, громогласно поносил и мой балет и меня в частных кругах, и в печати». Премьера балета «Поцелуй феи» состоялась в ноябре 1928 года. На его создание Стравинского вдохновила музыка Петра Чайковского. Ему же композитор и посвятил произведение.

В 1939 году случилось несколько трагических событий. Сначала умерла его старшая дочь, затем супруга, а три месяца спустя его мать. Все они скончались в Париже, поэтому Стравинский не мог больше находиться в этом городе. Он покинул Францию и уехал в Америку, начал читать лекции в Гарвардском университете, в результате чего на свет вышла его книга «Музыкальная поэтика». Позже он стал гражданином США. Там, он не без воздействия американской культуры написал Танго для одного и двух роялей, Цирковую польку, «Скерцо a la Russe» для симфоджаза Поля Уайтмена, «Эбони-концерт», или Концерт для кларнета и джаза (сочиненный по заказу знаменитого джазового кларнетиста Вуди Германа), а также музыку к типично бродвейскому ревю «Семь изящных искусств».

Во время Второй мировой войны Стравинский сочинил Симфонию в трех частях. Некоторые критики усматривали в ней мотивы, сходные со знаменитой Ленинградской симфонией Шостаковича. Однако сам автор писал: «В основе Симфонии нет никакой программы, и напрасно было бы искать ее в моем произведении. Тем не менее возможно, что впечатления нашего трудного времени, события, сомнения, надежды, непрерывные мучения, рост напряжения и его разрядка не могли не оставить своего следа на этой симфонии».

Родину Игорь Стравинский после  сорокадевятилетнего отсутствия посетил лишь в 1962 г., где был очень тепло принят советской музыкальной общественностью и зрителями. В 1962 году Игорь Стравинский сошел по трапу самолета в Москве и не поверил своим глазам, его встречали сотни восторженных людей!  29 сентября он дирижировал московским оркестром, который исполнял его произведения. В конце первого отделения композитору стало плохо, он почувствовал боли в сердце. Но он не остановил концерт — маэстро не мог обмануть ожидания многочисленных поклонников. В СССР Стравинский пробыл две недели, он давал концерты не только в столице, но и в Ленинграде – родном городе, который покинул много лет назад. Политическая номенклатура приложила все усилия, чтобы «блудный сын» остался в СССР – ему это даже предлагал на личной встрече Никита Хрущев. Но Стравинский аккуратно отказался. Однако, он ничуть не жалел, что побывал на родине, ведь сделал все возможное, чтобы его произведения узнали и полюбили в России. «Стравинский — истинно русский композитор… Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного».  Дмитрий Шостакович.

В творчестве Стравинского последнего пятнадцатилетия являются главными три произведения — это «Священное песнопение» (1955-1956), «Плач пророка Иеремии», (1957-1958), «Заупокойные песнопения» (1965-1966).

Высшим достижением Стравинского стал «Реквием» («Заупокойные песнопения»). В 84 года Стравинский создал произведение, отличавшееся настоящими художественными прозрениями. Его музыкальная речь стала более ясной и одновременно образной, эмоционально контрастной. «Реквием» — итоговое сочинение Стравинского, и не только потому, что это его последняя крупная работа, но и потому, что она вобрала в себя, синтезировала, обобщила многое из предшествующего художественного опыта композитора. В 1969 году здоровье его резко ухудшилось. Скончался Игорь Стравинский 6 апреля 1971 года в возрасте 88 лет от сердечной недостаточности. Он был похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции, на его так называемой «русской» части, рядом со своей женой Верой, недалеко от могилы Сергея Дягилева.

Памятник работы известного скульптора Александра Таратынова сегодня был установлен перед новым зданием школы искусств, носящей имя великого композитора. При создании памятника за основу был принят портрет Стравинского работы Пабло Пикассо, где композитор изображен сидящим.

Скульптура Игоря Стравинского была отлита в бронзе в 2013 году и в ожидании завершения строительства школы искусств находилась на временной экспозиции в сквере Полярной морской геологоразведочной экспедиции в городе Ломоносове.

Материал подготовила Гудзь Н.И., зав. сектором читального зала МНО.