Музыкальный час «Праздник юных талантов — воспитанников ДМШ им.М.М.Ипполитова-Иванова»

Сегодня мы представляем вам юных талантов из ДМШ им.Ипполитова-Иванова, которые представят небольшую виртуальную музыкальную программу «Праздник юных талантов».Звенят последние звонки в этом учебном году, проходят выпускные праздники для детей, скоро День защиты детей. А мы бы хотели обратить ваше внимание насколько много одарённых, увлечённых ребят вокруг нас.

Учащиеся ДМШ им.М.М.Ипполитова-Иванова ежегодно радуют нас своими выступлениями. Небольшая музыкальная программа была подготовлена участниками конкурсов, лауреатами, дипломантами: Шкуропат Афина (класс преподавателя В.П.Колонтаева), Вера Попова , Щучкин Яков (класс преподавателя Колонтаева В.П.), Беседина Полина (преподвательНадтока И.В.) Волотов Виктор (преподаватель Рыкова О.В.). Особо нужно сказать о юной пианистке, «звёздочке» нынешних учащихся ДМШ, призёру многочисленных конкурсов — Тышланговой Марии (преподаватель литвинова Е.М.). Мария известна в музыкальной среде г.Ростова-на-Дону, участвует в филармонических концертах, в том числе и с оркестром.

Представляем вам юбилейный буклет и издание книги о ДМШ им.М.М.Ипполитова о котором рассказывает Анна Анваровна Колонтаева, заслуженный деятель ВМО, преподаватель ДШИ, ведущий наших совместных программ из цикла «Нас сдружила музыка».

Детская музыкальная школа имени М.М. Ипполитова-Иванова является старейшей музыкальной школой города Ростова-на-Дону и Ростовской области. Основанная в 1920 году, по решению музыкальной секции Донского отдела народного образования, в которой состояли М.Ф. Гнесин, С.И. Савшинский и другие известные музыкальные деятели, была создана третья районная начальная школа. В 2020 году школа отметила свое 100-летие!
С первых лет основания школа стала очагом культуры и музыкального просвещения жителей города Ростова-на-Дону. Долгий творческий путь отмечен яркими успехами в музыкальной педагогике и в концертной деятельности преподавателей и воспитанников.

Нотные издания известных музыкантов — выпускников ДМШ им.М.М.Ипполитова-Иванова есть в фонде музыкально-нотного отдела:

Через несколько дней мы отмечаем праздник день защиты детей. Поздравляем наших юных талантов с праздником, желаем отлично отдохнуть на каникулах, набраться здоровья, сил и поставить для себя новые цели к вершинам музыкального искусства!

«Вы талантливы, дети! Когда-нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеет, если будете постоянно работать над собой, ставить перед собой новые цели и стремиться к их достижению». Ж.Ж.Руссо.

Материал подготовила и опубликовала зав. МНО Черногрицкая Е.Ю.

Музыкальный час «Композиторы-детям: Прокофьев, Майкапар, Гедике».

Учебный год подошёл к завершению, учителя подводят итоги, ученики-музыканты показывают свои результаты на концертах. В ожидании праздника -Дня защиты детей-музыкально-нотный отдел проводит музыкальный час с учащимися ДШИ №7 им.Г.М.Балаева, на котором ученики смогут блеснуть своими достижениями в исполнительском искусстве, а мы вспомним о композиторах, которые сочиняли детскую музыку и представим нотные сборники и книги о жизни этих композиторов. Итак, сегодня в гостях на музыкальном часе музыка Сергея Прокофьева, этюды Александра Фёдоровича Гедике, пьесы Самуила Моисеевича Майкапара.

«Прокофьев – светлый гений, веселый гений русской музыки» Б. Асафьев

Композитор Сергей Прокофьев всегда сохранял черты непосредственности, наивной радости, «мальчишеского» озорства. И в жизни, и в искусстве он сохранил склонность к неожиданным шуткам и проказам и умение по-детски удивляться. Наверное, потому именно Прокофьеву принадлежит первенство среди композиторов ХХ века в отображении мира детей. Именно способность передавать мироощущение самого ребенка, а не создавать музыку о нем или для него, как отмечалось многими музыковедами, выгодно отличает фортепианный цикл «Двенадцать легких пьес» от ряда детских пьес. «Я жил тогда в Поленове, в отдельной избушке с балконом на Оку, и по вечерам любовался, как месяц гулял по полянам и лугам. Надобность в детской музыке ощущалась явно…», — пишет композитор в «Автобиографии».»Детская музыка» открывает целый мир его восхитительного творчества для детей, мир, в котором он создает неувядаемые по свежести и непосредственности, по солнечной радости и задушевной искренности шедевры: «Утро», «Прогулка», «Сказочка», «Раскаяние», «Шествие кузнечиков», «Дождь и радуга» и другие пьесы из этого цикла.

Александр Фёдорович Гедике (1877-1957) — пианист, композитор, педагог, крупнейший представитель русской органной школы. Дал свыше 200 концертов на органе Большого зала Московской консерватории (с 1923 г.). Для сочинений Гедике, как и для его исполнительского стиля, характерны монументальность, глубина и строгость, временами резкие контрасты . Работал учителем музыки в московском Сиротском институте императора Николая I вплоть до его закрытия в 1918, в московском Елисаветинском институте. С 1909г. — профессор Московской консерватории: вел камерный класс, с 1922 г. — класс органа. Разработал методику преподавания камерного ансамбля для консерваторий. Вел класс специального фортепиано. Среди учеников (орган, фортепиано, камерный ансамбль) — Т. Гайдамович, С. Кнушевицкий, С. Г. Нейгауз, Л. Ройзман, М. Ростропович, М. Старокадомский и другие. Популярны фортепьянные пьесы Гедике для начинающих музыкантов. Их яркий, выразительный, но в то же время ясный музыкальный язык, понятен и близок детскому восприятию. По сей день эти миниатюры относятся к лучшим в педагогическом репертуаре. И это не удивительно. Ведь Гедике был замечательным педагогом. Знакомство с произведениями Александра Фёдоровича Гедике для многих музыкантов сводится к изучению детских пьес из репертуара юного пианиста. 

Майкапар Самуил Моисеевич (1867–1938) Детские и юношеские годы связаны с приморским южным городом – Таганрогом.Заметное место в культурной жизни города занимало домашнее музицирование. Подобно тому, как музицировали в семье Чеховых, уделяли много времени музыке и в семье Майкапара. Таганрог считался музыкальным городом. О годах учения в гимназии Майкапар упоминает лишь вскользь. Он начинал учиться в той же гимназии, которую восемью годами раньше окончил великий русский писатель А.П. Чехов. В 1885 году Майкапар окончил гимназию с серебряной медалью. Уже в это время его подлинной страстью и целью жизни стала музыка. Довольно рано Майкапар решил стать музыкантом. И в этом отношении положительную роль сыграли его родители и, конечно, его первый учитель музыки, итальянец Гаэтано Молла. К пятнадцати годам он уже знал основные произведения симфонической и камерной музыки, переиграв с сестрой в четыре руки много симфоний и квартетов. Он играл почти все сонаты Бетховена и довольно бегло читал с листа. В это время Майкапар считался лучшим аккомпаниатором в Таганроге и выступал не только с местными любителями, но и с приезжими профессиональными музыкантами.

Фортепианный цикл «Бирюльки» Самуила Майкапара словно маленькие бусинки разбросаны по всевозможным  хрестоматиям для начинающих пианистов. Наверное, многие встречались с этими пьесками, когда обучались игре на фортепиано.  Легкие миниатюры с яркими названиями захватывают воображение малышей. Не будет преувеличением сказать, что нет ни одного юного музыканта, не игравшего или не слышавшего в исполнении товарищей какой-нибудь пьески Майкапара. «Бирюльки» С. Майкапара – уникальный цикл пьес для детей: он знакомит юных пианистов со всеми тональностями, как и «Хорошо темперированный клавир» Баха, но при этом говорит с ними на романтическом музыкальном языке. «Бирюльки» вводят юного пианиста в мир Мендельсона, Шумана, Чайковского, Грига… », — отмечает А. Майкапар, музыковед, внук композитора С. Майкапара.

Представленные на фотографиях нотные и книжные издания вы можете получить в фонде музыкально-нотного отдела Центральной городской библиотеки им.М.Горького.

Материал подготовила заведующая МНО Черногрицкая Е.Ю.

Рандеву с читателями «Знакомьтесь, библиотека!» — к Общероссийскому Дню библиотек.

Ежегодно 27 мая отмечается Общероссийский день библиотек, который также является профессиональным праздником всех библиотекарей. Библиотеки всегда играли особую роль в жизни общества. Ведь именно в библиотеке можно подобрать себе книгу по душе, отдохнуть от повседневной суеты и ощутить невероятную атмосферу множества книг, рассуждений и историй. А кроме того, сейчас в библиотеках проводят различные культурные мероприятия, и это отличная возможность найти единомышленников и просто пообщаться с интересными и творческими людьми.

Центральная городская библиотека имени М. Горького является административным, методическим, координационным центром для муниципальных библиотек города Ростова-на-Дону. В ЦГБ им. Горького для читателей работает абонемент, читальный зал, отдел литературы на иностранных языках, отдел музыкально-нотной литературы, отдел справочно-библиографической и информационной работы. Универсальный фонд библиотеки насчитывает свыше 150 000 экземпляров книг и периодических изданий. Работают клубы и любительские объединения разных направлений. Приглашаем Вас на экскурсию по музыкально-нотному отделу ЦГБ им. М. Горького.

Музыкально-нотный отдел Центральной городской библиотеки им. Горького находится на ул.Большой Садовой, 11 на 2 этаже здания. График работы библиотеки: вторник — суббота, с 10.00 до 18.00. Выходные — воскресенье, понедельник. Санитарный день — последний четверг месяца.

В наш отдел приходят очень разные читатели — учащиеся музыкальных школ, колледжа искусств, студенты музыкальных ВУЗов. Мы помогаем найти репертуарные произведения для обучения, литературу по теоретическим дисциплинам — сольфеджио, теории музыки, гармонии, музыкальному анализу. Родителям учащихся показываем интересные книги о композиторах, музыкантах, деятелях кино, театра и эстрады, книги по музыкальной психологии. В последнее время увеличилось количество поступлений литературы по режиссуре, технической оснащённости музыкальных процессов, звукорежиссуре, по компьютерной музыке, обучению игре на синтезаторе.

Основную информацию о правилах пользования муниципальными библиотеками, фонде библиотеки, структуре библиотеки читатели могут прочитать на стенде, находящимся в зале абонемента. Запись в библиотеку осуществляется по предъявлению паспорта или документа, удостоверяющего личность. Дети до 14 лет записываются в присутствии законных представителей на основании документов, удостоверяющих личность. При записи в библиотеку пользователь заключает договор на библиотечное обслуживание и согласие на обработку персональных данных. После заполнения документов и записи в библиотеку читатель получает электронный читательский билет.

Уникален фонд отдела: в настоящий момент он насчитывает около 52 тыс. экземпляров, среди которых ноты и звукозаписи, книги и альбомы, справочные издания, электронные ресурсы.  Особая гордость — издания дореволюционного периода — клавиры, нотные издания, издания довоенного и послевоенного периода восстановления страны. Штампы «Читальня Центральной библиотеки им. Горького» можно не редко встретить в фондах хранилища читального зала .

В структуру музыкально-нотного отдела входят зал абонемента и читательный зал. Литература из зала абонемента выдаётся читателем на дом. Познакомиться с литературой читального зала читатели могут непосредственно в самой библиотеке или взять литературу домой под залог.

В музыкально -нотном отделе имеется доступный и удобный справочно-библиографический аппарат. Читатели могут поработать с электронным каталогом, осуществить поиск книг или нотных изданий в алфавитным и тематическом каталогах (самостоятельно или с помощью библиотекаря). Пользователям библиотеки предлагаются рекомендательные списки литературы и информационные буклеты. Также читатели могут воспользоваться Qr-кодом — ссылкой на скачивание книги.

Музыкально-нотный отдел проводит исследовательскую работу, связанную с именем писателя М.Горького, имя которого носит центральная библиотека. Постоянно действующая выставка «Музыкант прозы» познакомит читателей с любимыми музыкальными произведениями Горького, с друзьями писателя из творческих кругов — с музыкантами, певцами, композиторами.

В музыкально-нотном отделе вы можете познакомиться ещё с одной постоянно действующей выставкой «Музыкальная палитра», где представлены новинки литературы, а, также, с различными тематическими выставками и с выставками, посвящёнными праздничным и памятным датам.

В актовом зале музыкально-нотного отдела есть аудиозона, где пользователи библиотеки могут в комфортной обстановке послушать грампластинки, аудиокассеты и CD-диски на интересующую их тематику.

Музыкально-нотный отдел сотрудничает с ДШИ им. А. П. Артамонова и с ДШИ Г.М. Балаева. В актовом зале проводятся концерты с ДМШ и ДШИ. Также мы проводим виртуальные мероприятия с музыкальными школами искусств, которые могут посетить все желающие на нашем блоге и на странице МНО вКонтакте.

В нашем отделе проходит регулярная работа Клубов. Это музыкально-литературный клуб «Романсеро», музыкально-просветительский клуб «Золотая лира» и Клуб авторской песни «Созвездие». Совместно с этими клубами музыкально-нотный отдел проводит различные творческие встречи, музыкально-литературные мероприятия, которые проводятся в актовом зале и виртуально на сайтах МНО.

Приглашаем всех желающих записаться в наш музыкально-нотный отдел, где вы сможете найти музыкальную литературу и нотные издания, периодические издания на музыкальную, педагогическую и просветительскую тематику, прослушать аудиокассеты и СD-диски в нашей аудиозоне, получить профессиональные консультации по пользованию библиотекой, поиску литературы и по любым музыкальным тематикам, посетить наши мероприятия на блоге, в группе ВКонтакте https://vk.com/cgb_mno .

Материал подготовила зав. сектором абонемента — Беспалова Л.Г.

Выставка-презентация новых поступлений для учеников «Домашний концерт» — в рамках Дня специалиста «Талант педагога в развитии мастерства учеников»

Сегодня в музыкально-нотном отделе День специалиста. Мои коллеги и я подготовили для наших читателей несколько интересных публикаций. Вашему вниманию предлагается выставка новинок музыкальной литературы и нот для педагогов-музыкантов и их учеников. Это и методические учебные пособия для учащихся, студентов и педагогов; ноты песен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эта литература поможет всем желающим в учебе и педагогической деятельности на благо учебному процессу. Приятного просмотра. Успехов в учебе и работе!

Материал подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором ч./з. МНО

День специалиста «Талант педагога — в развитии мастерства учеников». Игровая страница.

Ко Дню специалиста музыкально-нотный отдел нашей библиотеки подготовил развлекательные задания для детей: три ребуса и музыкальную викторину.

В ребусе зашифровано искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а так же сами произведения этого искусства.
Какой жанр музыкального искусства зашифрован в ребусе?
Как называется графическое обозначение звуков музыкального произведения , зашифрованное в ребусе?


Ответы : музыка, опера, ноты.

Музыкальная викторина составлена из вопросов, предполагающих общие знания в области музыки, она будет интересна как детям, так и взрослым.

Материал подготовила старший библиотекарь — Е. Н. Кантемирова.

Педагогические размышления «Успешные ученики как показатель уровня педагогической подготовки в ДМШ»

Музыкальное обучение — особая часть направления развивающей педагогики. В детских музыкальных школах, школах искусств это называется педагогикой дополнительного образования. А по существу, специалисты, работающие с детьми в сфере искусства, призваны найти и выявить музыкальные таланты учащихся. Это действо в умелых руках учителя-наставника напоминает аккуратную огранку драгоценных камней: одно неверное движение и природные данные могут быть не замечены, направлены не в то русло, а иногда и испорчены. Каждый педагог- инструменталист знает, как важны технические особенности овладения инструментом, педагог- теоретик развивает музыкальный слух, вокалист бережно работает с голосом и учит управлять им. А в целом буквально на каждом занятии, на каждом соприкосновении с музыкальным искусством происходит обучение души — эмоционального отклика на замысел композитора, на исполнение и даже на слушание любого музыкального фрагмента. Все оттенки — forte, piano, diminuendo, creshendo, технические особенности звукоизвлечения — staccato, legato- это не просто техника исполнения, для начала нужно пропустить через себя каждый звук и понять, почему его нужно исполнять именно так, и захотеть его исполнять со смыслом, выразительно.

Если мы слышим детское исполнение, стремящееся к выразительности, к техничности, если ученик понимает, как он играет и почему именно так — это несомненно заслуга хорошего педагога.

Сегодня в рамках Дня специалиста хотим познакомить вас с талантливыми педагогами г. Ростова-на-Дону, в частности ДШИ им.М.М.Ипполитова-Иванова, отметившую в 2020г. столетний юбилей.

Юбилейный альманах, составленный педагогами ДМШ, собрал полные страницы истории этого учебного заведения, знаменательного для музыкального образования нашего города. С изданием можно ознакомиться в фонде музыкально-нотного отдела Центральной городской библиотеки им.М.Горького. С первых страниц погружаемся в историю детского музыкального образования Ростова-на-Дону, связанную с именами М.Прессмана, М.Гнесина, О.Фритче — неравнодушных музыкантов, деятелей искусства, педагогов, заложивших серьёзные основы педагогической работы в городе на рубеже XX века. Именно «Ипполитовка» была одной из первых и лучших в наши дни музыкальных школ города.

История ДМШ им.М.М.Ипполитова-Иванова перекликается с историей нашей страны. На страницах альманаха уникальные фотографии, материалы о педагогах школы за всю её историю — 30-е годы, годы Великой отечественной войны и педагоги, принимавшие участие в боевых действиях, помогающие фронту в медицинском обеспечении — санитарками и медсёстрами. Интереснейшие страницы о послевоенном развития школы и до наших дней.

В разделе «Ими гордится школа» представлены не только известные ученики, но получившие мировую известность педагоги, композиторы, исполнители. В МНО находятся книжные и нотные издания учеников ДМШ им.Ипполитова-Иванова — композитора Г.М.Балаева, пианиста и педагога Е.М.Тимакина, педагогические сборники В.В.Ушенина.

Многолетняя история детской музыкальной школы дала городскому музыкальному образованию династии музыкантов, поколения и музыкальные семьи. Знакомясь с замечательной книгой о музыкальной школе нашего города, понимаешь, насколько серьёзно, ответственно, с душой относятся педагоги к своей работе.

Ученики ДМШ им.Ипполитова -Иванова принимают участие в многочисленных конкурсах, олимпиадах, становятся лауреатами, дипломантами международных конкурсов. Наше творческое сотрудничество библиотеки музыкально-нотного отдела и музыкальной школы выливается в концертные программы, на которых выступают ученики ДМШ. Приглашаем в МНО на встречи с учениками «Ипполитовки», а также за книжными и нотными изданиями профессионалов- выпускников «Ипполитовки». Талантливые педагоги воспитывают талантливых учеников!

Материал подготовила зав. МНО Черногрцкая Е.Ю.

День специалиста «Талант педагога в развитии мастерства учеников». Презентация «По страницам книг о знаменитых учителях».

«Из всех искусств — учитель Музыка.
Она воспринимается сердцами все века».

Пифагор

В День специалиста мы хотим поговорить с Вами о выдающихся музыкантах-педагогах. Представляем Вашему вниманию презентацию «По страницам книг о знаменитых учителях». В данных книгах освещается жизнь и деятельность знаменитых музыкантов-педагогов, творческое и педагогическое наследие которых актуально и сегодня. Книги адресованы педагогам и учащимся музыкальных заведений, а так же широкому кругу читателей.

Материал подготовила зав.сектором абонемента — Беспалова Л.Г.

Бенефис актера «Звёздный билет Олега Даля» — к 80 — летию актёра.

Олег Иванович Даль ( 25.05. 1941 — 3 03.1981.)

          Олег Иванович Даль родился 25 мая 1941 года в Москве.  На его долю выпало послевоенное московское детство и отрочество, голодное, азартное, полное и страхов близких (уже не особенно-то понятных им, детям), и огромных надежд на то, что жизнь станет лучше.  Отец Даля инженер Иван Зиновьевич и мать, учительница Прасковья Петровна, были людьми, довольно далекими от искусства. Не без сомнения отнеслись они к выбору сына, когда  он после  окончания школы в 1959 году поступил в Щепкинское училище при Малом театре. 

Олег Даль. Фото разных лет.

  За худобу и пластичность сокурсники прозвали Олега Даля Шнурком и Арматурой. И вряд ли кто из них тогда сомневался в большом будущем этого человека.    Сразу после окончания училища Олег Даль поступает в только что организованный театр – «Современник».   Лучшая его работа на сцене «Современника» – роль Васьки Пепла в горьковском «На дне» (1968 г.) Даль играет человека, прошедшего все низины жизни, но сохранившего высокую и чистую душу. Олега Даля и сегодня помнят как одного из популярнейших актеров советского театра и кино. Широкую известность принесло ему участие в фильме Н. Кошеверовой «Старая, старая сказка» (1970 г.) В нем Даль сыграл сразу две роли: неунывающего бравого Солдатика и мудрого, печального Кукольника. Контраст между этими образами был таков, что иные зрители думали, будто в конце фильма по ошибке подключили другую ленту…     Милый фильм для детей и взрослых «Старая, старая сказка» заслуженно популярен до сих пор.      

Олег даль. Фрагмент из фильма «Старая старая сказка»

 В начале 70-х, мало кто знал, что в активе О. Даля есть одна очень серьезная роль. Это роль Жени в фильме В. Мотыля «Женя, Женечка и катюша» (1967 г.)      Фильм этот поставлен по повести Б. Окуджавы «Будь здоров, школяр!» . Считается, что большой актер обычно имеет и «своего» режиссера, способного раскрыть его дарование. «Своего» режиссера Олег Даль встретил в 1971 году на съемках фильма Г. Козинцева «Король Лир».     Козинцев пригласил Даля на роль Шута, причем взял его практически без проб, – опытный режиссерский глаз просто «выщелкнул» в актерской массе нужную натуру. Шут в «Лире» – обычно сверстник самого короля, его полукомическое «альтер эго». Совершенно иначе прочел образ Козинцев, напрямую связав его с современностью.      «Шут – как собачонка. Огрызается как собачонка. Так появился костюм, идея костюма: никаких атрибутов шута, нищий, драный, в собачьей шкуре наизнанку. Мальчик, стриженый наголо. Искусство при тирании. Мальчик из Освенцима, которого заставляют играть на скрипке в оркестре смертников; бьют, чтобы он выбирал мотивы повеселее.  У него детские вымученные глаза» (из рабочих записей Г. Козинцева.   Г. Козинцев скончался в 1973 году. «Я всегда буду ненавидеть этот день!» – написал Даль вдове режиссера. Самому ему было отпущено еще восемь лет.  

В 1973 году Даль снимается вместе с В. Высоцким в фильме И. Хейфица «Плохой хороший человек». В основе – чеховская «Дуэль», повесть для писателя в большой степени переломная. В ней Чехов передает кризисное состояние своего современника, который или прозябает в трясине обывательских страстишек, или увлекается героической философией Ницше, «бравурной, но неубедительной», по словам самого Антона Павловича.      Одна из последних  работ – изящный, костюмный телефильм «Приключения принца Флоризеля» (1980 г.) – почти год пролежала на полке. Даль полагал, что это из-за него, из-за участия «нежелательного» актера. На самом деле чиновникам не нравилось первоначальное, слишком мрачное название – «Клуб самоубийц».    

Олег Даль в фильме «Приключения принца Флоризеля».

    И все-таки ему удалось сыграть «героя своего времени» и своего поколения, – в фильме режиссера В. Мельникова «Отпуск в сентябре» (1979 г.) по пьесе А. Вампилова «Утиная охота».     3 марта 1981 года Олега Даля не стало.     Остались его роли, его дневники, его эссе, его рисунки, его стихи.       

Монолог актёра.

Удивительная, но пронзительно короткая жизнь и необыкновенно яркое творчество Олега Даля — это призыв верить в счастливый билет в судьбе, в сказку, как средоточие жизненной правды и мудрости.

Материал подготовила главный библиотекарь Е.Н. Кантемирова.

Подиум-портрет из цикла «Кумиры эпохи» — «Достучаться до небес» — к 80-летию певца Боба Дилана.

«Успех — это возможность просыпаться утром и засыпать вечером, успевая делать между этими двумя событиями то, что тебе по-настоящему нравится». (Боб Дилан).

Тексты Дилана содержат широкий спектр политических, социальных, философских и литературных тенденций. Творчество музыканта бросило вызов существовавшим правилам поп-музыки и стало важной частью развивавшегося контркультурного направления.

«Важен не я, важны мои песни. Я всего лишь почтальон, доставляющий песни«. (Боб Дилан).

Боб Ди́лан (родился 24 мая 1941 года, Дулут, Миннесота) — американский автор-исполнитель, художник, писатель и киноактёр, одна из самых влиятельных фигур в поп-музыке на протяжении последних пятидесяти лет. Большая часть самых известных работ музыканта была написана в 1960-х годах, когда его провозгласили «голосом поколения» и одной из главных персон протеста, чему способствовали такие песни, как «Blowin in the Wind» и «The Times They Are a-Сhangin», которые стали гимнами движения за гражданские права и движения против войны во Вьетнаме. В 1965 году он кардинально сменил звучание, тем самым отколовшись от американского фолк-движения и своей ранней фанатской базы, записав культовый шестиминутный сингл «Like a Rolling Stone», новаторская концепция которого считается одним из переломных моментов в поп-музыке ХХ века.

С детства Боб не отлипал от радио, когда в эфире крутили блюз. В Хиббинге Роберт научился играть на гитаре и познакомился с инструментом, впоследствии ставшим его любимым, – губной гармошкой. Поступив в Университет Миннесоты в 1959 году, Роберт продолжил заниматься музыкальным творчеством. В начале 60-х Дилан принял решение профессионально заняться музыкальной карьерой. Дебютная пластинка вышла в феврале 1962 года и называлась «Bob Dylan». Материал для следующей пластинки «The Freewheelin’ Bob Dylan» – песни, полные протеста и подтекстов с политическим уклоном – Дилан подготовил всего за год.

Огромное влияние на борцов за права чернокожего населения оказала песня «Blowin’ in the Wind», которая с момента релиза была перепета множеством разнообразных исполнителей и «засветилась» в ряде легендарных фильмов, в том числе в культовой ленте «Форрест Гамп» с Томом Хэнксом. Эта пластинка повлияла не только на любителей и исполнителей фолка, но и на рок-звезд мирового масштаба, например, на легендарных британцев из «Битлз», показав ливерпульской четверке, что поп-музыка может нести не только лирический посыл, но и говорить о социальных проблемах.

Боб Дилан – Blowing in The Wind (1963).

В 1965 году под влиянием появившихся рок-обработок его песен другими исполнителями Дилан решил перестроиться с исполнения акустического фолка на фолк-рок. В декабре 67-го увидела свет пластинка «John Wesley Harding», синтез кантри и рок-музыки, породивший новое музыкальное течение – кантри-рок. В октябре 70-го года Дилан выдал еще одну, уже шестую по счету студийную работу – «New Morning». Она возглавила крупнейшие чарты Британии.

Боб Дилан – Knocking» On Heaven’s Door (live 1995)

В июня 1988 года Дилан сообщил о начале бесконечного турне «Never Ending Tour», которое длится до наших дней. Осенью 1997 года Боб Диан посетил Болонью, где Папа Римский произнес перед толпой в 200 тысяч человек проповедь, упомянув цитату из «Blowin’ in the Wind»: «Сколько дорог должен пройти человек, чтобы его можно было назвать человеком? Всего одну. Это дорога ко Христу… Он — дорога правды и жизни».В 99-м Дилана отметили высшими кинонаградами – Оскар и Золотой Глобус – за песню «Things Have Changed».

Во время гастролей он добрался даже до Советского Союза. После концерта в Москве в 1985 году его манеру исполнения и опыт переняли советские рокеры Борис Гребенщиков и Майк Науменко.

В октябре 2016 года Бобу Дилану вручили Нобелевскую премию по литературе за «создание новых песенных выражений в рамках великой американской песенной традиции». Несмотря на возраст (в мае 2021 Дилану исполнилось 80), музыкант не прекращает творческие эксперименты. В 2020 году вышел его новый альбом «Rough and Rowdy Ways», который возглавил национальный музыкальный чарт Британии. Таким образом Дилан стал самым возрастным музыкантом, чей альбом занимал первую строчку этого рейтинга.

«Некоторые люди чувствуют дождь. Остальные лишь промокают!» (Боб Дилан).

Материал подготовила зав. сектором абонемента — Беспалова Л.Г.

Виртуальный концерт-миниатюра «Фортепианная мимолётность» в клубе «Золотая лира».

«В каждой мимолётности вижу я миры…» (С. Прокофьев).

Наш концерт-миниатюру начинает председатель клуба «Золотая лира», доцент кафедры фортепиано РГК им.С.Рахманинова, Андреева Екатерина Владимировна. По многочисленным просьбам участников клуба «Золотая лира» Екатерина Андреева исполняет произведения маэстро фортепиано — Фридерика Шопена.

Фридерик Шопен (родился 1 марта 1810 года в д. Желязова-Воля, близ Варшавы) — польский композитор и пианист французско-польского происхождения. В зрелые годы (с 1831 года) жил и работал во Франции. Один из ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма, основоположник польской национальной композиторской школы. Оказал значительное влияние на мировую музыку.

Фридерик Шопен исполнен Е. В. Андреевой в чудесном сочетании с поэзией Марины Цветаевой, посвящённой Пушкину и Блоку. Стихи читает Тамара Андреева — мама Екатерины Андреевой.

Андреевы Екатерина и Тамара. М. Цветаева «Ты проходишь на Запад Солнца». Музыка Ф. Шопена.
Андреевы Екатерина и Тамара. М. Цветаева»Встреча с Пушкиным». Музыка Ф. Шопена.

Также представляем Вашему вниманию Баркароллу Ф.Шуберта ( переложение Ф.Лист) в исполнении Екатерины Владимировны Андреевой. „Игра на фортепиано — движение пальцев; исполнение на фортепиано — движение души». (А. Г. Рубинштейн)

Франц Пе́тер Шу́берт (родился 31 января 1797 года в г. Вена) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор приблизительно 600 вокальных композиций (на слова Шиллера, Гёте, Гейне и других), девяти симфоний (восьмая — самая известная — называется «Неоконченная»), а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений. Произведения Шуберта входят в число самых известных образцов музыки периода романтизма.

Баркаролла Ф.Шуберт ( переложение Ф.Лист). Исполняет Андреева Екатерина Владимировна.

В нашем концерте-миниатюре принимают участие студенты РГК им.С.Рахманинова Егор Бойко — Лауреат I премии «Мирового турнира искусств» в Голландии, студент 1 курса РГК (отделение дирижирования) и Арсен Качканян — Лауреат 2 премии «Международной Олимпиады искусств» в Австрии, студент I курса РГК (отделение народных инструментов).

Марчелло — Бах. 2-я часть концерта ре минор; Бетховен. Финал сонатины ми-бемоль мажор в исполнении Лауреата I премии «Мирового турнира искусств» в Голландии, студента 1 курса РГК (отделение дирижирования) Егора Бойко.
Д. Шостакович. Прелюдия и фуга ре мажор в исполнении Лауреата 2 премии «Международной Олимпиады искусств» в Австрии, студента 2 курса РГК (отделение народных инструментов) Арсена Качканяна .

Фортепианная миниатюра представлена также композиторами-юбилярами. В этом году юбиляры — Ф. Лист, С. С. Прокофьев, В. А. Моцарт.«Я не знаю, существует ли хоть один великий музыкант, о котором можно было бы сказать, что он устарел. Самая простая песня, идущая из глубины тысячелетий, — жива» (Анатолий Луначарский).

Серге́й Серге́евич Проко́фьев родился 23 апреля 1891 года в городе Сонцевка Екатеринославской губернии Российской империи. Прокофьев — гениальный русский и советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель, шахматист первой категории. Сергей Прокофьев писал во всех современных ему жанрах. Его перу принадлежат 8 опер, 8 балетов, 7 симфоний и другие оркестровые сочинения, 9 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и контаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра.

С. Прокофьев . Гавот из балета » Золушка». Анна Кононенко (скрипка).

Ференц (Франц) Лист родился 22 октября 1811 года в городе Доборьян в Венгрии. Это выдающийся венгро-немецкий композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, крупный представитель музыкального романтизма. Лист был одним из величайших пианистов ХIХ века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности.

Ф. Лист, ноктюрн «Грезы любви». Исплняет Зайчиков Михаил. Преподаватель Скорецкая В.Н. ДШИ им. Гайдна.

В музыкально-нотном отделе вы можете познакомиться с книгами о композиторах-юбилярах. В этих книгах представлены биографии композиторов и их творческий путь. Также в нашем отделе для вас есть большое количество нотных изданий с произведениями этих великих музыкантов.

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения…» (Платон).

Материал подготовила зав.сектором абонемента — Беспалова Л.Г.