Воскресение Христово, Пасха — это самый главный и один из самых радостных, светлых и любимых народом христианских праздников.
Празднование Пасхи — самое продолжительное: 40 дней верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» и получают ответ: «Воистину воскресе!». День Светлого Христова Воскресения для христиан — это время особого торжества и духовной радости, когда верующие собираются на службы славословить воскресшего Христа, а вся Пасхальная седмица празднуется «как един день». Церковная служба всю неделю почти полностью повторяет ночное пасхальное богослужение. «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Исуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28, 1–10).»
Пасха — это Христианский праздник, который окутан множеством народных примет и поверий, веками передаются традиции празднования Светлого Христова Воскресения. Этот праздник вдохновил многих гениев на создание величайших произведений искусства. Музыка, безусловно, не исключение. Бах, Гендель, Бортнянский, Чесноков, Рахманинов, Чайковский, — далеко не полный список композиторов обращавшихся к этой теме.
Колокольный звон это способ поделиться со всем миром главной вестью этих дней — Христос Воскресе! О чём поёт душа…
Когда случаешь хор, сопровождающий Богослужение в Храме, создаётся ощущение, что композиторам сами Небеса передали эту музыку чтобы донести её до нас, земных жителей, через Херувимов — настолько она Возвышена и наполнена гармонией и Светом.
Оратория И.С Баха так и называется — Пасхальная оратория. Ликующие возгласы оркестра настраивают на праздничный лад и возвещают о великой вести — Христос Воскрес! Всё произведение пронизано этим призывом — возрадоваться воскресению Христа! Такое же прекрасное творение есть и у Генделя. Именно в это время он создал произведение, которому было суждено упрочить за ним мировую славу.
https://www.youtube.com/watch?v=sGmiIRXmY7A
Когда закончил «Аллилуйя», он воскликнул, заливаясь слезами: «Я думал, что открылось небо, и я вижу Творца всех вещей». Композитор Г. Гендель в своем пасхальном произведении воспел жизнь и служение Иисуса Христа
«И мощный звон промчался над землею,
И воздух весь, гудя, затрепетал.
Певучие, серебряные громы
Сказали весть святого торжества…»
А. Хомяков.
Именно такой эпиграф разместил Сергей Рахманинов к завершающей части своей фортепианной сюиты, которая носит название «Светлый праздник».
Два рояля словно превращаются в перезвоны колокольни — настолько достоверно они передают радостный гимн Пасхального торжества Христова Воскресенья!
Книги и нотные сборники из фонда музыкально-нотного отдела
Духовно-музыкальные переложения А. Феофана. Торжественный пасхальный канон. Из серии /сост. иеромонах Амвросий./.; Серия «Учебный обиход церковного пения» подготовлена по материалам Издательского отдела Московского Патриархата под руководством Высокопреосвященника Питирима . митрополита Волокаламского и Юрьевского.- Содержит традиционные песнопения православного богослужения годового круга, широко применяемые в певческой практике. Издания редназначены как для крупных, так и для малых хоров или квартетов со смешанным составом голосов.
Неизменяемые песнопения всенощного бдения. Муз. Никольского А. ор. 26.: Из серии.- содержит различные песнопения годового круга. Все песнопения изложены в виде 4-х голосных партитур. Допускается и трех- и двух- голосное исполнение мужскими , женскими и детскими голосами.
Новоселова Л. Духовные песнопения.: Для детского хора с солистами. «Крипто-Логос» Москва,. 2002.,32 с., с нот.
Песнопения Божественной литургии [Ноты] : пособие для регентов и церковных хоров / [сост. И.П. Дабаева]. — Ростов-на-Дону : Фенинкс, 2009. – 75. [2] с. ; 29 см. — (Музыкальнаябиблиотека).
Рахманинов С. Всенощное бдение.: Для смешанного хора без сопровождения. Соч. 37.:»Музыка».;1989.: 81с. с нот.
Сокровищница русской духовной музыки. [Ноты] : произведения русских композиторов для смешанного хора без сопровождения / [составитель Б. Г. Тевлин]. — Москва : Музыка, 2000. — 165, [2] с. ; 30 см.
Материал подготовила и опубликовала Гудзь Н.И., зав. сектором ч/зал