«Сказки Роу – самостоятельное культурное явление, которое никому повторить не удалось!» (С. Спилберг)
На его сказках выросло не одно поколение. Лиричные и страшные, поучительные и смешные, сказки ирландца с русской душой Александра Роу любимы всеми. И как бы ни были совершенны технологии, после Роу никто ничего подобного не снимал. И секрет обаяния его фильмов не разгадан. В общей сложности Александр Артурович Роу успел снять 16 фильмов-сказок. Роу — обладатель множества высоких наград. Он — народный артист и заслуженный деятель искусств РСФСР.
Саша Роу появился на свет в скромном городе Юрьевце. Его отец приехал в Россию из Ирландии — Артур Роу собирался налаживать мукомольное производство в Сергиевом Посаде. Тут он встретил Юлию, гречанку Эйли Кэраджордж, рожденную вроде бы в Одессе. Любовь была страстной, но недолгой: Артур оставил жену и сына в России. Так что детство Саши Роу было вовсе не сказочным: переехав с тяжело болеющей мамой в Сергиев Посад, он с малолетства торговал на рынке спичками и другими изделиями кустарей, и при этом старательно учился. К революции 1917 года он успел окончить семилетку и скопить денег на дальнейшую учебу. Мама посоветовала поступать в промышленно-экономический теникум, он послушался. Удивительно другое: выросший в нищете, познав голод, он тянулся не к материальным благам, а мечтал заниматься искусством.
В год окончания киношколы он устроился на киностудию «Межрабпомфильм» помощником и ассистентом режиссёра. Кино стало его страстью. С 1937 года Роу стал режиссёром киностудии «Союздетфильм» (позже — киностудии имени Максима Горького), и стал одним из немногих отечественных режиссеров, посвятивших всю свою творческую жизнь созданию фильмов-сказок.
Лучшие фильмы Александра Роу «По щучьему веленью» (1938)
«Василиса Прекрасная» (1939)
«Конёк-Горбунок» (1941)
«Кащей Бессмертный» (1944)
«Майская ночь, или Утопленница» (1952)
«Марья-искусница» (1959)
«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961)
«Королевство кривых зеркал» (1963)
«Морозко» (1965)
«Огонь, вода и… медные трубы» (1968)
«Варвара-краса, длинная коса» (1969)
«Финист — Ясный Сокол» (1975)
В 1938 году Александр Роу снимает свой первый художественный фильм «По щучьему веленью». После фильмов выдающегося режиссера немого кино Владислава Старевича, Роу первым в мире снял в киносказке реальных актеров! Александр Роу вошел в историю кино, как режиссёр, открывший миру киножанр волшебной сказки. Стивен Спилберг и Джордж Лукас отдали должное мастерству Александра Роу. На «Союздетфильме» Роу приступил к постановке киносказки «По щучьему велению». До него чудеса на экране осуществлялись с помощью рисованной или кукольной мультипликации, и именно Роу первым доверил волшебный сюжет разыграть реальным актерам. В этой картине впервые в истории советского кино заговорили животные, и этот прием очень понравился зрителям.
В 1940 году Роу снял фильм «Василиса Прекрасная», где в роли русского сказочного богатыря впервые снялся Сергей Столяров, а в роли Бабы Яги — Георгий Милляр. Их дуэт позже снялся и в другой сказке Роу — в фильме «Кощей Бессмертный» (1944). Роу пытался расширить жанровые возможности фильма-сказки, и в результате «Василиса Прекрасная» была выстроена по законам лирической драмы. Во время съемок «Василисы Прекрасной» Роу обратился к землякам-умельцам в загорских мастерских игрушек, и те изготовили макет Змея Горыныча 11 метров длиной и 5 метров высотой, внутри которого размещалось 20 человек. На съемках лошадь Ивана отказалась приближаться к Змею — настолько тот был страшен.
В 1941 году был Александром Роу был поставлен полнометражный цветной художественный фильм-сказка по мотивам сказки Петра Ершова — «Конёк-горбунок». Фильм Роу — «Конек-Горбунок» был первым опытом постановки киносказки не по мотивам фольклора, а на основе классического литературного первоисточника. Знаменитая сказка Ершова по своему характеру «просилась» на экран. Сценаристом снова был верный друг и творческий помощник Роу — Владимир Швейцер. Сценарий не был копией сказки Ершова, но кинематографический сюжет был выстроен по ее мотивам.
Александр Роу задумал снять сказочный фильм, где главным героем был бы русский солдат. Он начал искать литературные источники и нашёл пьесу Евгения Шварца «Сказка о храбром солдате», написанную ещё в 1946-м году для кукольного театра. Роу связался со Шварцем и попросил написать сценарий фильма. Так в 1959 году был снят фильм-сказка «Марья-искусница».
В 1961 году режиссёр Александр Роу экранизировал повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Фильм был поставлен на киностудии М. Горького.
В 1963 году вышел полнометражный, цветной, художественный фильм-сказка»Королевство кривых зеркал». Он был поставлен на Киностудии имени М. Горького по одноимённой повести Виталия Губарева. Кино сразу полюбилось не только ребятам, но и их родителям. Сказочное королевство, представленное в картине, было странной пародией на реальную жизнь.
Фильм «Морозко» принес Роу в 1965 году Гран-при Международного фестиваля для детей и юношества в Венеции, а в 1968 году Александру Роу было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Инна Чурикова рассказывала об Александре Роу: «Я думала просто попробоваться. Сказка мне безумно нравилась, сценарий нравился. Мне нравился Александр Артурович — он был такой огромный, большой, строгий и в то же время очень похожий на ребенка». Инна Чурикова, блестяще дебютировавшая в роли Марфушеньки в «Морозко», вынуждена была вместо дефицитного яблока грызть луковицу. «Я это выяснила только на съемках, – вспоминает актриса. – И пришлось есть лук».
В 1969 году кинорежиссёр поставил фильм-сказку «Варвара-краса, длинная коса» по мотивам русской народной сказки «Морской царь и Василиса Премудрая», а также сказки Василия Жуковского «сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери», основанной также на славянско-фольклорном сюжете.
Чего только стоит кадр из фильма с появлением из воды лохматого пальца и угрожающего до дрожи: «Должок!». Поэтому Александра Роу также называют родоначальником отечественного фильма-ужасов. Мистические технологии режиссер хранил в строжайшем секрете.
Александр Роу был страстным путешественником, объехавшим со своими фильмами почти всю планету. Он побывал в 22 странах Африки, где больше всего интересовался самобытным народным творчеством. От фильма к фильму у Роу совершенствовалась техническая сторона работы над сказками, увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и декорациям. Из-за этого на Роу частенько обижались актеры, которым он крайне сухо объяснял задачу: «Снимаем сцену похищения младенца» — и все. А на их недоуменные возгласы отвечал: «Вы все должны знать лучше меня, вы же получали актерское образование». Но у него был свой постоянный набор актеров, среди которых он старался распределить основных персонажей. Милляр иногда играл и по три роли в одном фильме.
Награды и звания Александра Роу: — Заслуженный деятель искусств РСФСР (28.03.1961); — Народный артист РСФСР (13.03.1968); — орден Октябрьской революции; — орден «Знак Почёта»; 1961 — МКФ в Ванкувере (Почётный диплом, фильм «Хрустальный башмачок»); 1965 — МКФ в Венеции (Гран-при «Золотой Лев Святого Марка», фильм «Морозко»); 1966 — II-й ВКФ (Приз за лучший фильм по разделу детских фильмов, фильм «Морозко») (Киев); 1966 — МКФ фильмов для детей в Тегеране (Серебряная медаль, фильм «Морозко»); 1966 — МКФ-кинообозрение «Капитолийский Юпитер» в Риме (Приз «Капитолийский Юпитер», фильм «Морозко»); 1981 — МКФ детского фильма в Кито (Золотая медаль (посмертно), фильм «Конёк-Горбунок»).
Экранизируя русский фольклор, Александр Роу старался донести «не только добрым молодцам урок», но прежде всего — душу, основу сказки и традиции родной страны. Его картины пересматривают уже несколько поколений, и это главное доказательство — пройдя проверку временем, фильмы «режиссера-волшебника «- по-прежнему — «драгоценный подарок».
Материал подготовила зав.сектора абонемента — Беспалова Л.Г.