Бенефис актёра «Самый обаятельный и привлекательный» — к 80-летию А. Миронова.

«Талант актёра был многогранен, но существовала и одна общая черта, одна нить, пронизывающая всё творчество Миронова – это радость. Он был человеком-праздником, по-настоящему, без преувеличения, светлой личностью.» (Шляхов А.Л.)

Андрей Миронов родился в 1941 году в Москве. Его родители, Александр Менакер и Мария Миронова, служили в Московском театре эстрады и миниатюр. Они выступали дуэтом «Миронова и Менакер» с юмористическими и музыкальными номерами. Будущий актер родился 7 марта, однако его родители уговорили паспортистку изменить дату в документах на восьмое. Они хотели отмечать его день рождения в Международный женский день.

С детства Миронов часто бывал в театре. Родители брали его на свои выступления и оставляли за кулисами. В 1946 году будущий артист впервые вышел на сцену. Мария Миронова вспоминала: «В середине номера раздается дружный смех…Поворачиваю голову и вижу стоящего посередине сцены Андрюшу с открытым ртом. Он так увлекся творчеством родителей, что захотел разглядеть их поближе и вышел на сцену». В 1948 году Миронов поступил в 170-ю мужскую школу Москвы. В старших классах он записался в театральную студию при Центральном детском театре. Однако родители не хотели, чтобы их сын стал актером. Миронов вспоминал: «Я… таил от родителей свою пагубную страсть к театру…Но сколько себя помню, мечтал о театре, дышал, был попросту одержим им».

В 1958 году Андрей Миронов закончил школу. Мать хотела, чтобы он поступил в МГИМО и стал дипломатом. Но будущий актер подал документы в Театральное училище имени Щукина. На последних курсах Миронов начал ходить на кинопробы. В 1961 году он исполнил небольшую роль в драме Юлия Райзмана « А если это любовь?».

В начале 1960-х Андрей Миронов снялся в фильмах «Мой младший брат», «Три плюс два», «Год как жизнь». В 1965 году режиссер Эльдар Рязанов пригласил его в свою картину «Берегись автомобиля». В том же году он снялся в ленте «Сказки русского леса». Известность Андрею Миронову принесла комедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». В ней артист сыграл контрабандиста Гешу Козодоева. В картине он исполнил песню «Остров невезения». Изначально Гайдай не хотел включать ее в фильм — не хватало хронометража. Но Юрий Никулин уговорил его добавить эпизод с песней в итоговую версию картины. Премьера «Бриллиантовой руки» состоялась в апреле 1969 года. Картина стала лидером кинопроката за 1969 год и вошла в пятерку самых популярных советских фильмов. Её посмотрело более 76 млн зрителей. А песни из ленты фирма звукозаписи «Мелодия» выпустила на отдельной грампластинке.

В 1970-х Миронов снялся более чем в 20 фильмах. В 1971 году он сыграл сыграл в фильме у Эльдара Рязанова — в комедии «Старики-разбойники». В том же году Миронов сыграл бывшего учителя фехтования по прозвищу Маркиз в картине Владимира Бычкова «Достояние республики». В этой роли артист исполнил «Песенку о шпаге» .


Андрей Миронов — Песня о шпаге (из к/ф «Достояние республики»).

В 1973 году режиссер пригласил артиста на главную роль в картине «Невероятные приключения итальянцев в России», на роль капитана милиции Андрея Васильева. Актер сам исполнял сложные трюки — прыгал с разведенного моста, спускался с шестого этажа по ковровой дорожке. Он снимался без дублеров и в эпизодах со львом. Эльдар Рязанов вспоминал: «Андрей поразил меня своей храбростью и отчаянностью. В фильме на лице Андрея отражается вся внутренняя борьба, которая происходила в нем в тот момент. Сцена снята без всяких поддавков, в ней нет никакого обмана».

В 1976 году Миронов снялся в экранизации романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Режиссер Марк Захаров предложил актеру роль авантюриста Остапа Бендера. Сыграть этого персонажа артист хотел уже давно: в 1971 году он ходил на пробы к Леониду Гайдаю, который снимал экранизацию того же произведения. Однако тогда режиссер утвердил на роль Бендера Арчила Гомиашвили. В отличие от фильма Гайдая, «12 стульев» Захарова снимали в основном в павильонах. Действие намеренно сделали театрализованным — отказались от масштабных сцен с погонями и сложных спецэффектов. В ленту добавили больше музыки и песен. Их написали композитор Геннадий Гладков и поэт Юлий Ким.


12 стульев. Песня Остапа (1976)

Захаров пригласил Миронова в свой следующий фильм — трагикомедию «Обыкновенное чудо» по одноименной пьесе Евгения Шварца. В ней актер сыграл министра-администратора. В картине он вновь исполнил несколько музыкальных композиций — в том числе «Песню о бабочке» и «Финальную песню» («Давайте негромко, давайте вполголоса…»).


Отрывок из фильма «Обыкновенное чудо» / Андрей Миронов. А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк

В 1980-х Миронову давали в основном комедийные роли. В это время он сыграл в фильме «Будьте моим мужем». В 1984 году актер снялся в картине Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин», где сыграл писателя Ханина. Эта роль стала одной из немногих драматических в фильмографии артиста. «Это была его победа, одержанная в поединке с самим собой, с собственным образом в кино и со зрителями, приверженными застывшим стереотипам восприятия. Роль писателя Ханина… оказалась едва ли не лучшей его ролью в кино» (Киновед А. Вислова). Последней ролью Миронова в кино стал миссионер Джонни Фест в вестерне Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов». Режиссер несколько месяцев уговаривала актера сыграть в этом фильме. Она не хотела, чтобы главную роль в ленте исполнял кто-то, кроме Миронова. Картина заняла второе место в прокате за 1987 год — ее посмотрело почти 40 миллионов зрителей.

Синема, синема! (песня из кинофильма «Человек с бульвара Капуцинов»)

Первой супругой Андрея Миронова стала актриса Екатерина Градова. Они познакомились в 1971 году. Миронов пришел на дипломный спектакль Градовой «Женитьба Фигаро», где актриса играла графиню Розину. В то время по просьбе Плучека Миронов и другие актеры Театра сатиры посещали студенческие постановки и искали новых артистов. В том же году Миронов и Градова поженились. В 1973 году у них родилась дочь Мария, которая впоследствии тоже стала актрисой. Екатерина Градова вспоминала: «Наш брак был заключен по большой любви. Андрей… был нежным мужем и симпатичным, смешным отцом». В 1976 году Градова и Миронов расстались, но продолжали общаться.

Во второй раз Миронов женился на артистке Театра Советской Армии Ларисе Голубкиной. Они познакомились еще в 1963 году, в гостях у актрисы Натальи Фатеевой. Миронов несколько раз делал Голубкиной предложение, но она отказывала. Голубкина вспоминала: «Андрей дарил мне корзины цветов еще в институте. Он мне делал предложение четыре раза на протяжении десяти лет. А я говорила: «Нет!» Потому что не хотела замуж». В 1976 году Андрей Миронов и Лариса Голубкина поженились. Миронов удочерил ее дочь. В 1979 году Миронов вместе с женой снялся в картине «Трое в лодке, не считая собаки».

Интересные факты об Андрее Миронове. 1. До третьего класса будущий артист носил фамилию отца — Менакер. Однако в конце 1940-х в СССР началась «борьба с космополитизмом» — политическая кампания против евреев. В 1950 году отец Миронова решил дать сыну фамилию матери, чтобы у того в будущем не было проблем с работой. 2. В 1952 году 10-летний Андрюша Миронов должен был сняться в массовке музыкального фильма «Садко». Ему предстояло сыграть роль нищего, для чего мальчику была выдана рваная дерюга. Однако в силу природной чистоплотности он не захотел надевать «костюм» на голое тело и надел под него тенниску. Режиссер Птушко, заметив это, велел незамедлительно выгнать несостоявшегося нищего со съемочной площадки. 3. Миронов мог бы сыграть еще в одном фильме Рязанова — в знаменитой «Иронии судьбы, или С легким паром». Эльдар Александрович хотел, чтобы тот сыграл роль Ипполита, однако, прочитав сценарий, актер попросил режиссера взять его на роль Жени Лукашина. Но в результате Рязанов отказал Миронову: на пробах тот читал монолог, в котором говорилось о девушке, которая отвергла его героя. По мнению режиссера, вряд ли бы зрителей убедили слова, что какая-то девушка могла отвергнуть Миронова: женщины его буквально обожали. 4. Актер пробовался на несколько ролей в драмах Андрея Тарковского и Никиты Михалкова, но его не взяли. 5. Первым фильмом, в котором прозвучала песня в исполнении Андрея Миронова, стала «Бриллиантовая рука». Мало кто знает, что от рождения актер не обладал талантом певца, но благодаря привычке делать все идеально, самостоятельно научился петь.

В музыкально-нотном отделе вы можете познакомиться с книгой о великих кинозвёздах ХХ века, в том числе в книге представлена интересная информация об Андрее Миронове и фотографии актёра.

Великие кинозвёзды ХХ века. Авторы-составители Граблевская И.И., Чернякевич И.Н., Чернякевич О.М. — М.:Мартин, 2001. — 495с., илл. Со времен братьев Люмьер кинематограф превратился из забавной причуды научно-технического прогресса во влиятельнейшую силу, не признающую национальных барьеров и государственных границ. Мир кино влияет на человечество, формируя идеалы, мечты, предлагая образцы для подражания, создавая кумиров, которым поклоняются миллионы.
В новой книге серии `Великие XX века` перед читателями предстанет волшебный мир, созданный в XX веке, чудесный мир, именуемый кратким словом `кино`! Книга рассчитана на самый широкий круг читателей.

«Актёр радуется жизни, и зрителю передаётся эта радость творчества. Палитра мироновских актёрских красок радужная, свежая, и он пользуется ею с щедрым размахом, с влюблённостью в жизнь, он динамичен в высшей степени!» (Юхтина Г.)

Материал подготовила зав.сектором абонемента — Беспалова Л.Г.