Не так много языческих праздников, которые сохранились и в современной России. Масленица является одним из них и отмечается в неделю перед началом Великого поста. Она начинается в воскресенье, которое в народе принято называть — «мясное заговенье», ведь именно в этот день можно было в последний раз перед постом есть мясо. Поэтому все семьи старались собраться вместе, чтобы устроить пышные гулянья. Праздник многие называли «перебуха», «объедуха», «весёлая», «Широкая Масленица» (ведь никто не уходил с празднования голодным, а хозяйки старались напечь как можно больше блинов).
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАСЛЕНИЦЫ
Основная внутренняя суть Масленицы — подготовиться морально к началу длительного и тяжёлого для большинства Великого поста. Это праздник вкусной и сытной еды, когда никто не отказывает себе в желании полакомиться любимыми блюдами.
Интересно, что во времена язычников это был праздник весеннего солнцеворота, когда все люди встречали Новый год. Торжество длилось всю неделю, а программа его была очень насыщенной. Название же празднику дали гораздо позже, когда появилась традиция в эту неделю печь блины и уже запрещено было есть мясо. Блины пекли ещё язычники, ведь по форме они напоминают солнце.
Екатерина II и Пётр I сами очень любили такие гулянья, когда они могли также покататься на санях, спуститься с горки и наесться горячих блинов. Во времена их правления также достаточно часто проводились масленичные комедии, устраиваемые крестьянами. Основным сюжетом было грандиозное празднование Масленицы, а также многие реальные события, которые произошли за предыдущий год. Конечно же, Масленица — это не только много вкусной еды и напитков. Это целая неделя веселья, танцев, катания на лошадях и санках. Она является народным праздником, поскольку в эту неделю все веселись, гуляли, пели и встречали гостей. Каждый день превращался в настоящий пир, поскольку каждая хозяйка старалась приготовить как можно блюд и напечь блинов.
В последний день празднования, который ещё называют «Прощенное воскресенье», все просили прощения друг у друга, а также прощали полученные от врагов или знакомых обиды.
Блины любят дети и взрослые, их едят не только во время Масленицы, но именно в эту неделю это блюдо имеет особое знание. Во все времена хозяйки соревновались в приготовлении блинов, ведь у каждой из них был свой рецепт. Его хранили и передавали из поколения в поколение. Чаще всего для приготовления этого основного праздничного блюда использовали пшеничную, овсяную и кукурузную муку, кусочки тыквы и яблок, а также сливы. Изначально круглая форма блинов была выбрана язычниками для того, чтобы привлечь весну и порадовать бога Ярило. Именно он был одним из самых почитаемых в их религии.
Первый готовый блин всегда отдавали нищим, поскольку пекли его в память о всех умерших. Блины ели весь день и часто комбинировали с другими блюдами. Их подавали со сметаной, вареньем или яйцами, а зажиточные семьи могли позволить себе наесться блинов с икрой.
Во время гуляний мужчины часто устраивали потешные бои, а женщины с детьми сооружали масленичное чучело из соломы. Многие семьи даже катали его на санях, сопровождая это действие пением и танцами. Чучело одевали в старые женские наряды, веселись с ним, а после завершения празднования — сжигали на костре, что символизировало уход зимы.
Книжная завалинка
Обрядовая история и культура России
Коринфский, Аполлон Аполлонович (1868-1937). Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц рус. народа / [Вступ. ст. А. Смирновой]. — Смоленск : Фирма «Русич», 1995. — 648, [3] с., [4] л. ил. ; 21 см. — (Русичи).
Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа.
Аполлон Аполлонович Коринфский (1868-1937) — русский поэт, журналист, писатель,
переводчик. В «Правительственном вестнике» конца XIX в. он публиковал
историко-этнографические очерки, которые затем вошли в данную книгу.
«Народная Русь» — это плод более чем двадцатилетних наблюдений за
жизнью крестьян того времени, дополненных сравнительным изучением всех ранее
появившихся в печати материалов по русской и славянской этнографии.
Круглов, Юрий Георгиевич. Русские обрядовые песни : [Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов по спец. N 2101 «Рус. яз. и лит.»] / Ю. Г. Круглов.1989. — М. : Высш. школа, 272 с. ; 20 см. см.
В пособии раскрываются вопросы классификации и поэтики русских обрядовых песен, представлен их жанровый состав. Ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые и лирические песни показаны с точки зрения их поэтического содержания, художественной формы и обрядовой функции. Определено место песен в обрядовом фольклоре. <br> Во втором издании больше внимания обращается на внутрижанровые и межжанровые взаимосвязи обрядовых песен, их эволюцию; увеличено количество песен в приложении.
Народные песни. /Сост. Панкеев И.А./ -М.: Олма-пресс, 1999.-560с. — (Русский дух).
В томе представлено собрание
русских народных песен, которые сопутствуют человеку на протяжении всей его
жизни, в горе и радости. Многие песни не публиковались с начала XX века. Особое
внимание уделено авторским песням, ставшим народными.
Содержание книги разбито на разделы (Свадебные
песни, Бурлацкие, Разбойничьи и т.д.).
Книга оформленна в народном стиле.
Русский праздник : Праздники и обряды нар. земледел. календаря : Иллюстрированная энцикл. / [О. Г. Баранова, Т.А.Зимина, Е.Л.Мадлевская и др.; Авт. предисл. и науч. ред. И. И. Шангина]. — СПб. : Искусство-СПБ, 2002. — 668 с., [12] л. ил. : ил. — (История в зеркале быта).
Очередной том серии «История в зеркале быта», подготовленный спе- циалистами-этнографами, посвящен традиционной праздничной культуре русского народа в XVIII—XIX веках. В энциклопедию включены все главные церковные праздники: Пасха, Рождество Христово, Троица и др., праздники народного календаря: мужские и женские, посиделки и братчины, «куриные» и «конские», праздники семьи и молодежные гулянья. Подробно воссозданы разнообразные праздничные обряды и развлечения — кулачные бои и драки, скачки и ярмарки, прием гостей и трапезы. Прочный научный фундамент, ясность и доступность изложения делают книгу неоценимым справочником. Ее с увлечением прочтут все интересующиеся русской историей и культурой.
Издание иллюстрировано рисунками, а также документальными фотографиями из фондов Российского этнографического музея.
Сценарии Масленницы
Масленица. Сценарий праздника. Игры. Скороговорки. /сост. Резунков А.Г., Яковлева М.В./.-СПб.: «Композитор».,1998.,20с. с нот.:(с вкладышем).
Песенные узоры вып.2.- Русские народные песни и игры.: /сост. Сорокин П./ Москва.,Музыка.,1988., 32 с. с нот.
Сценарии и репертуар / гл. ред. [Галина Богданова]. — Москва : Труд и отдых, 1/2019. — 20 см.
Сценарии и репертуар / гл. ред. [Галина Богданова]. — Москва : Труд и отдых, 2/2019. — 20 см.
Обрядовая культура Донского края
Астапенко, Галина Даниловна. Быт, обычаи, обряды и праздник донских казаков XVII — XX вв. / Галина Астапенко. — Ростов-на-Дону : Мини Тайп, 2020. — 262, [1] с., [2] л. цв. ил., портр. ; 22 см.
В книге Г.Д. Астапенко, краеведа, члена Союза
журналистов России, на основе исторической литературы и архивных материалов,
опроса старожилов станицы Старочеркасской, уже ушедших из жизни, рассказывается
о быте, обычаях и праздниках донских казаков XVII — нач. XX вв.
В книге вы найдете главы, рассказывающие о
казаках-земледельцах, рыболовах, виноградарях, огородниках. Отдельные главы
посвящены воспитанию детей и юношей в казачьих семьях, увеселениям и забавам
донцов, донской казачьей песне, одежде, трапезе, празднованию в среде донских
казаков Пасхи, Масленицы, Троицы. Отдельные главы отведены исследованию быта и
культуры старшинской и дворянской усадьбы на Дону в XVIII-XIX вв.
Книга может служить в качестве учебного пособия
для школ, гимназий, училищ, кадетских корпусов. Ее с интересом прочитают
студенты и все, кого интересует бытовая сторона истории донского казачества.
Рыблова, Марина Александровна. Календарные праздники донских казаков / Марина Рыблова ; Южный научный центр Российской Академии наук Волгоградский государственный ун-т . — 2-е издание, исправленное. — Волгоград : Изд-во Вол ГУ, 2016. — 189[1] с. : цв. ил. ; 22 см.
Рыблова Марина Александровна-доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник. Организатор полевых этнографических исследований в регионе, член научно-методического Совета при Комитете по культуре Администрации Волгоградской области и научно-методического Совета по охране историко-культурного наследия Администрации Волгоградской области. Член Общественного совета при Комитете по делам национальностей и казачества Волгоградской обл. Сфера деятельности — этнография Волго-Донского региона, история и этнография донского казачества, этнокультурные процессы на Юге России.
Обряды и праздники на Дону. Очерки, статьи, рекомендации.: ред. Лагунова , /худ. Бакланов В.М.,/ Ростов-на-Дону. Кн. изд-во, 1979. – 176с., и.
Авторы книги рассказывают об истории отдельных обрядов и праздников донских казаков, о современных народных обрядах и праздниках. Книга рассчитана на работников культпросветучреждений, Дворцов и Домов культуры поселковых и сельских Советов народных депутатов, загсов.
Материал подготовила и опубликовала Гудзь Наталья, зав. сектором ч/зал МНО