Сегодня музыкально-нотный отдел приглашает наших читателей в виртуальную музыкальную гостиную «Этюды и жизнь», посвящённую композитору, педагогу и музыканту Карлу Черни, которому исполняется 230 лет со дня рождения. Это имя знают все учащиеся музыкальных школ. Именно в это время учебного года проходят технические зачёты с исполнением произведений для развития техники музыкантов — этюдов и гамм. Вашему вниманию мы представим не только интересные факты из биографии знаменитого мастера фортепиано, но и увидим исполнение его этюдов учащимися ДШИ №7 им.Г.М.Балаева г.Ростова-на-Дону.
Будущий композитор родился 21 февраля 1791 года, в городе Вене. Первым учителем мальчика стал его отец Черни Венцель. Будучи квалифицированным музыкальным педагогом, отец Карла дал сыну все самые необходимые навыки игры на фортепиано и подарил качественное образование. Карл Черни производил впечатление одаренного и талантливого музыканта, его отец был горд сыном и утверждал, что тот превзошел все самые возможные ожидания. Позже Карл Черни обучался мастерству у таких видных композиторов, как: Антонио Сальери, Муцио Клементи и Людвиг ван Бетховен. Последний был впечатлён талантом и одаренностью мальчика, когда увидел мини-выступление молодого Карла. Бетховен взял юное дарование под свою опеку, поделился с мальчиком своими знаниями и опытом. Мальчик оказался настолько талантлив, что Бетховен доверил Карлу первое исполнение своего Третьего концерта. Известный музыкант всегда говорил, что Карла ожидает большое будущее в музыкальной сфере. Однако, несмотря на такое признание его пианистического таланта, вскоре Черни прекратил фортепианное исполнительство и целиком посвятил себя педагогике и композиции. Как педагог он не имел себе равных. Среди знаменитых виртуозов первой половины 19 века трудно найти пианиста, который не прошел школу Черни.
Композитора больше влекло к педагогике, и впоследствии он полностью погрузился в эту деятельность. Карл Черни в своих уроках ориентировался на метод преподавания Людвига ван Бетховена. Он воспитал множество успешных музыкантов, а его самый успешный ученик – Ференц Лист. Во время учебы Карл заставлял своих юных последователей заниматься не только практической игрой, но и читать биографии известных деятелей культуры, чтобы пребывать в постоянном творческом потоке.
Творческое наследие Карла Черни насчитывает более 1000 опусов различных жанров, среди которых мессы, симфонии, сонаты, трио, квартеты, рондо, сочинения в четыре и шесть рук, огромное количество этюдов и упражнений на различные виды техники. Также Черни создал множество литературно-методических книг, посвящённых проблемам преподавания игры на фортепиано. Помимо собственных сочинений, Карл Черни создал собственные редакции «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха и сонат Доменико Скарлатти, а также клавираусцуги опер, ораторий, симфоний и других оркестровых произведений. Переложил для фортепиано симфонии Бетховена, создал фортепианный вариант его оперы «Леонора», которую доверил Черни сам Бетховен.
Вашему вниманию представляем произведения Карла Черни из «Школа беглости. Этюды для фортепиано «(Schule der Geläufigkeit, ор. 299) и Избранные фортепианные этюды. Ред. Гермер. Часть 1-2. в исполнении учащихся ДШИ №7 им.Г.М.Балаева.
В фонде музыкально-нотного отдела есть множество нотных сборников разных годов изданий с произведениями Карла Черни. В эти дни проходит выставка литературы, которая представлена в нашей публикации http://mno.blogs.donlib.ru/2021/02/16/velikie-muzykalnye-imena-k-230-letiju-pianista-pedagoga-k-cherni-informacionnyj-chas/
Материал подготовила и опубликовала заведующая МНО Черногрицкая Е.Ю. совместно с педагогами ДШИ №7 им.Г.М.Балаева Горбовой Н.И. , Александрович Л.В.