Мы по достоинству еще не оценили Карла Черни»,- писал И.Брамс. Эта мысль, высказанная в 19 веке, справедлива и в настоящее время. Далеко не в полном объеме известны фортепианные сочинения Черни, в том числе сборники его полезнейших инструктивных этюдов и упражнений.
Карл Черни был выдающимся фортепианным педагогом, из школы которого вышли такие музыканты- виртуозы, как Лист, Лешетицкий, Д`Альбер, Зилоти, Есипова. Черни написал более тысячи произведений различных жанров, среди них множество симфоний, сонат, трио, квартетов, этюдов и упражнений, а также фундаментальных методических трудов.
В лице К. Черни гармонично сочетались и взаимно дополняли друг друга композитор, пианист, педагог, преследующий определенные просветительские цели. Просветительские цели прежде всего были направлены на пропаганду творчества глубоко почитаемого им Бетховена, фортепианные сочинения которого составляли неотъемлемую часть концертных программ Черни: так, в 1806 году он впервые исполнил на С-dur`ный концерт Бетховена, а в 1812 – с большим успехом Пятый Es-dur`ный концерт. Черни переложил для фортепиано симфонию Бетховена, и именно ему композитор доверил сделать фортепианный вариант единственной и страстно любимой своей оперы «Леонора» (1805). Черни способствовал также широкому распространению произведений выдающихся композиторов 18-19 веков; он аранжировал в две и четыре руки оратории Шютца, Генделя, кантаты И.С. Баха, симфонии Шпора, Гайдна и Моцарта; впервые осуществил редакции сонат Д. Скарлатти, «Хорошо темперированного клавира» и других полифонических сочинений И.С. Баха. Черни перевел на немецкий язык школу Л. Адама « метода или общий принцип аппликатуры на фортепиано», 4-томный труд А. Рейхи « Полны учебник музыкальной композиции», а также «Искусство пения в применении к фортепиано» С. Тальберга. Черни переработал совместно с А. Мюллером клавикордную школу Г.С. Лелейна (1773); редакция этой школы вышла в 1825 году под названием « GrosseFortepianoSchule». Большой заслугой Черни является и то, что им создана своего рода фундаментальная энциклопедия «Обзор всей музыкальной истории», где в хронологическом порядке представлены сведения о крупных композиторов всех времен и народов. Педагогический труд Черни — едва ли не самая обширная из когда- либо существовавших фортепианных школ, он содержит 600 страниц большого нотного формата.
Биографический очерк. Черни прожил 66 лет, родился он в 1791 году, в семье музыканта, его отец, Венцель Черни, чех по национальности в 1786 году приехал в Вену, где вскоре получил признание, как педагог игры ее клавире, но уже в 1791 году В. Черни перебрался семьей в Польшу. Однако, через 4 года В. Черни по политическим соображениям покинул эту страну, и вместе с сыном он вернулся в Вену. Еще находясь в Польше, отец начал приобщать Карла к клавирному искусству. По-видимому, он был требовательным и умелым наставником, неординарно мыслящим музыкантом. Достаточно сказать, что именно клавирное сочинение Баха, в то время редко исполняемые служили для В. Черни основой исполнительского формирования учеников. Занятия отца с сыном протекли настолько успешно, что уже в 7 лет Карл владел весьма обширным репертуаром, включающим произведения Моцарта, Гайдна, Клементи; свободно импровизировал; умел играть с листа различные инструментальные произведения и даже партитуру .Первые выступления Карла в 1801 с концертом B-dur Моцарта и произведениями Клементи было замечено и одобрительно встречено музыкантами. В этом же году скрипач венского придворного театра В. Крумпхольц, страстный почитатель творчества Бетховена, познакомил юного Черни с сочинениями великого композитора, помог ему освоить некоторые из них, способствовал встрече юного Карла с Бетховеном. Прослушав концерт Моцарта в исполнении Черни, Бетховен нашел, что мальчик, несомненно, талантлив, и согласился с ним заниматься. Бетховен умел органично сочетать художественное воспитание учеников с развитием их профессиональных пианистических качеств. Первые уроки с Черни он посвятил изучению гамм во всех тональностях. Именно на гаммах Бетховен учил правильному положению пальцев, движениям руки при игре гамм , а также различного рода пассажей были для своего времени подлинным нововведением. В последствии они нашли продолжение в педагогической деятельности Черни. Пристальное внимание уделял Бетховен и вопросам аппликатуры Аппликатура как творческий компонент исполнения призвана, по мысли Бетховена, помогать разрешать звуковые , колористические, артикуляционные задачи. Три года занимался Бетховен с Черни. Он стал первым венским пианистом, кто столь последовательно изучал рукописи бетховенских произведений, анализировал стиль и искал принципы трактировки его сочинений.
Композиторская подготовка Черни основывалась на самостоятельном изучении сочинений Баха , Клементи, Бетховена. В 1804 году был напечатан первый еще незрелый опус Черни « Концертные вариации для фортепиано и скрипки на тему Крумпхольца», и лишь в 1818 году вышло в свет второе его сочинение « Рондо на тему каватины графа , в четыре руки.» .Появление этого сочинения означало по существу рождение Черни как композитора. В 1805 году Черни предпринял первую концертную поездку по странам Европы В. Мэйер так охарактеризовал исполнительский почерк концертанта : « Редко можно было услышать такую чистоту, элегантность и изящество в исполнении . Интерпритация Черни сонат Моцарта отличалась самобытностью и новизной трактовки, эти произведения ,давно знакомые музыкантам прочтены своеобразно и оригинально.»Черни писал, что он имел успех как импровизатор и чтец с листа. Недолго гастролировал Черни , из-за политических событий в Европе , он вернулся в Вену. В Вене жили и творили гении, здесь искали признания все виртуозы мира. Надо было обладать незаурядными данными, чтобы завоевать уважение музыкантов в городе. Слава пришла к Черни ,когда ему было 14 лет. К тому времени он стал авторитетным педагогом ,учиться у которого считали за честь пианисты разных национальностей. Среди выдающихся музыкантов у него учился Ференц Лист.
В жизни Черни был человеком скорее умеренным, рассудительным, уравновешенным, нежели порывистым и эмоциональным. Он не жаждал ни славы ни денег. Добротность сделанного – вот что прежде всего их подкупало в искусстве.
Не богатая внешними событиями вся жизнь Черни прошла в Вене: лишь в 1836 году он посетил Лейпциг, в 1837- Лондон и Париж, в 1846- Ломбардию. Последние два десятилетия творческой деятельности он посвятил исключительно композиции, аранжировке и занятиям лишь с талантливыми учениками, причем бесплатно. За 10 дней до смерти, в июне 1857 годам были закончены две увертюры и три сонаты. Музыка была единственной радостью Черни, делом всей его жизни.
Педагогические взгляды К.Черни. Деятельность К. Черни привлекала к себе внимание многих выдающихся музыкантов прошлого и нашего столетий. О Черни писали, спорили. Мнения подчас были противоположными. Черни высоко ставили Бетховен (об этом уже шла речь) и такой взыскательный художник, как Ф. Лист.
В своих многочисленных методических трудах и прежде всего – фундаментальнейшей (« Полной теоретико-практической фортепианной школе от первоначальных шагов до высшего совершенствования…») Черни предстает творчески мыслящим музыкантом и педагогом. В этом капитальном получило обобщение многое из того, что было создано фортепианной педагогической мыслью до 40-х годов прошлого столетия, и по-новому , с прогрессивных позиций разрешен ряд принципиальных проблем фортепианного искусства. Черни представляет собой руководство энциклопедического плана, действительно ведущее ученика с азов к высотам фортепианной игры. Здесь собраны важнейшие, необходимые каждому пианисту положения о фортепианном искусстве, освещен широкий круг педагогических и эстетических проблем своего времени. О прогрессивности взглядов Черни свидетельствует и его подход к вопросу о назначении техники. Однако «совершенная виртуозность» не являлась для Черни самоцелью: в технике он видел «только средство, с помощью которого можно передать дух и чувство в исполнении…». И в этом, несомненно, сказалось влияние Бетховена. Можно выделить несколько аспектов в его педагогике, причем в каждом из них видна преемственность с методическими взглядами Бетховена. Во-первых, Черни стремился раскрыть индивидуальности учеников; во-вторых, сформировать их всесторонне развитыми музыкантами, обладающими самостоятельной творческой волей и безукоризненным пианистическим мастерством. В-третьих, Черни развивал в учениках умение серьезно, планомерно работать, воспитывал дисциплину мыслей и чувств. Искусство аккомпанемента он рассматривал не только как превосходную школу овладения собственными навыками в этой области, но и как неотъемлемую составную часть общего процесса формирования исполнителя. Как мудрый педагог, Черни стоял за постепенность и планомерность в обучении, предостерегал от перегрузки ученика одновременно большим количеством «правил»; по его мнения, в разумном ограничении заключается залог правильного воспитания. Черни исходил из того, что полезнее и похвальнее для исполнителя отложить концентрирование на несколько лет, чем начать выступать преждевременно. Эта мысль Черни имеет прямое отношение к современной методике. Ни для кого не секрет, что не все педагоги ждут того момента, когда талант созреет, и начинают форсировать его естественное развитие, но Черни был дальновидным педагогом.
Изучение пьесы Черни подразделял на три периода:
Овладение нотным текстом;
Игра в предписанном автором темпе;
Анализ содержания произведения;
Непреходящая ценность этюдов и упражнений Черни обусловлена множеством причин. Произведения его- подлинная энциклопедия фортепианной техники первой половины 19 века. Виртуозные задачи находятся в тесной взаимосвязи со структурой и метроритмом. Его этюды и упражнения, помимо собственно технического совершенства, нацелены на воспитание звуковой культуры пианиста.
Фортепианное наследие и педагогические труды Карла Черни. Карл Черни создал свыше 1000 опусов. Состав некоторых из них превышает 50 номеров. Кроме того, наш герой создал большое количество литературно-методических книг, которые посвящены вопросу преподавания фортепианной игры. Помимо авторских сочинений, Карл Черни стал создателем редакции «Хорошо темперированного клавира» Баха, а также сонат, написанных Доменико Скарлатти. Карл Черни создал более трехсот духовных сочинений. Среди них оффертории, 300 градуалов, 4 реквиема, 24 мессы. Он создавал фортепианные произведения, выпускал редакции творений других авторов, создавал фортепианные переложения вокально-инструментальных произведений. Среди них были варианты для одного и двух инструментов, а также игры в четыре руки. Нашему герою принадлежит более восьмисот произведений, которые связаны с техникой фортепианной игры. Они до настоящего времени активно используются в педагогической практике. Среди творческого наследия Черни имеются хоры, ансамбли, оркестровые и камерные сочинения. Также он писал музыку для драматических спектаклей.Многие произведения композитора остались рукописными. Они хранятся в Вене в стенах архива «Общества друзей музыки». Наш герой является автором ряда литературных сочинений. Приведем некоторые из них.
В 1842 г. был издан русский перевод книги «Письма Карла Черни, или Руководство к изучению игры на фортепиано».
В 1849 г. вышло «Полное теоретико-практическое учение о композиции».
В 1851 году был опубликован «Очерк истории музыки».
Также Черни создавал педагогическую литературу. Ему принадлежит труд «Большая фортепианная школа». Он имеет развёрнутое дополнение, которое посвящено вопросам исполнения новых и старых фортепианных сочинений. Работа была написана около 1846 года. Созданный композитором op. 261 включает 125 этюдов. Также его перу принадлежит труд «Юный пианист». В рамках опуса 139 он написал «100 прогрессивных этюдов без октав». Также не следует забывать о книге «Ежедневные упражнения». Опус 849 включает 30 новых технических этюдов. Также композитор выпустил труд «Школа левой руки». Опус 533 включает 6 октавных этюдов. К учебной литературе следует отнести и книгу «Практические упражнения для пальцев». Обратим внимание и на опус 777, который включает 24 упражнения.
Выставка, посвященная творчеству Карла Черни
Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма: Учеб. Пособие.-М.: Музыка, 1980. 112 с. нот. В книге сделан обзор истории развития фортепианной педагогики от эпохи клавирного искусства до наших дней, показаныпути развития теории пианизма, педагогические принципы выдающихся пианистов. Предназначается для студентов музыкальных вузов.
Терентьева, Наталья Алексеевна. Карл Черни и его этюды / Н. Терентьева. — СПб. : Композитор, 2003. — 67, [1] с. : нот. ; 20 см. — (В помощь педагогу-музыканту)
В книге рассказывается о жизненном и творческом пути австрийского композитора. Музыкантам будет интересно познакомиться с основными педагогическими принципами этюдов и упражнений К. Черни, которые можно назвать энциклопедией фортепианной техники. С их помощью исполнителям легче овладеть самыми распространенными в XIX веке видами фортепианного изложения. Представлены примеры этюдов Черни и соответствующей фактуры из произведений других композиторов. Основное внимание в книге уделено наиболее характерным формулам фортепианной фактуры, которые встречаются в сочинениях Бетховена, Вебера, Мендельсона, Шопена, Шумана, Листа.
Черни, Карл (1791-1857). Избранные ноктюрны [Ноты] : для фортепиано / Карл Черни. — Санкт- Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2017. — 46, [1] с. ; 29 см.
Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство безгранично
Л.В. Бетховен
Черни, Карл, (1791-1857). О верном исполнении всех фортепианных сочинений Бетховена / Карл Черни ; пер. с нем. Д. Е. Зубова. — Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2011. — 117, VIII с. : цв. ил., ноты, портр. ; 29 см см.
Предлагаемая читателю книга представляет собой фрагмент капитального труда К.Черни «Полная теоретическая и практическая школы игры на фортепиано, восходящая от самых азов к полнейшему образованию». Главы, посвященные вопросам исполнения фортепианных сочинений Бетховена, увидели свет в 1842 г. — спустя 15 лет после смерти композитора, — и стали первой попыткой зафиксировать особенности исполнительской практики самого Бетховена в ситуации меняющихся музыкальных вкусов и представлений.
Свидетельства К.Черни, разъясняющего замысел своего учителя и указывающего способы его воплощения, представляют большой интерес для исполнителей и историков музыки.
Книга, являющаяся ценным практическим пособием, предназначена для пианистов, педагогов и студентов консерваторий, специальных учебных заведений.
Черни, Карл (1791-1857). Письма Карла Черни об изучении игры на фортепиано : учебное пособие / Карл Черни. — 2-е издание, исправленное. — Санкт-Петербург [и др.] : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2019. — 69, [3] с. : муз. пр. ; 20 см. Карл Черни в кратком виде и изящной форме писем к воображаемой юной ученице излагает свой метод обучения игре на фортепиано. Десять писем следуют одно за другим через восемь или десять недель, так что у ученицы есть время на то, чтобы применить на практике советы учителя. Черни пишет об общих правилах хорошей игры на фортепиано, туше, аппликатуре, гаммах и упражнениях, принципах выбора и разучивания пьес, о начальных принципах генерал-баса и даже об импровизации.
Черни, Карл. 24 прогрессивных упражнения [Ноты] : подготовительные к «Искусству беглости пальцев» : соч. 636 / К. Черни. — Москва : Кифара, 2007. — 51 с. : 29. «24 прогрессивных подготовительных упражнения» (соч. 636) к «Искусству беглости пальцев» (соч. 740) названы так самим автором — выдающимся фортепианным педагогом К. Черни.
Сборник этих этюдов является ценным учебно-педагогическим пособием для дальнейшего совершенствования технического развития учащихся-пианистов средних и старших классов ДМШ и ДШИ.
Черни, Карл (1791-1857). 100 прогрессивных этюдов без октав [Ноты] = 100 Progressive Studies without octaves : [для фортепиано] : соч. 139 / Карл Черни ; под ред. М. Вогрича ; [предисл. Е. Ильяновой]. — 2- е издание, исправленное. — Санкт- Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2018. — 99, [2] с. ; 29 см. Карл Черни (1791-1857) в первую очередь известен как автор огромного количества этюдов и упражнений для фортепиано. В них нашли свое отражение эстетические устремления Черни-композитора и инструктивные установки Черни-педагога.
Этюды сборника направлены на освоение пианистических трудностей на различных этапах обучения пианиста.
Издание адресовано учащимся средних и старших классов ДМШ и ДШИ, студентам музыкальных училищ и консерваторий в курсе общего фортепиано.
Черни, Карл. 125 упражнений в пассажах [Ноты] = 125 Exercises in Passage Playing : для фортепиано : соч. 261 / Черни. — Москва : Музыка, 2010. — 79 с. ; 30 см. Издание содержит популярные в фортепианной практике этюды выдающегося австрийского педагога, пианиста и композитора. Исполняя пассаж, музыкант, во-первых, переходит в быстром темпе из одного регистра в другой, а во-вторых, пассажи часто соединяют между собой различные темы произведения.
Предназначается для учащихся детских музыкальных школ. (уровень сложности: средний — выше среднего — сложный).
Czerny, Carl (1791-1857). Die Kunst der Fingerfertigkeit [Ноты] : [fur Klavier] : op. 740 / Carl Czerny ; herausgegeben von Adolf Ruthardt. — Leipzig : Edition Peters, 1983. — 177 с. ; 30 см. — (Edition Peters ; Nr. 2412). Перевод заглавия: Искусство беглости пальцев. — На немецком языке. Заглавие обложки, предисловие и сведения перед нотным текстом параллельно немецкий, английский, французский.
Черни, Карл (1791-1857). 25 фортепианных упражнений для маленьких рук [Ноты] = 25 Piano Exercises for Small Hands : соч. 748. 32 новых ежедневных упражнения для маленьких рук = 32 New Daily Exercises for Small Hands : соч. 848 / Карл Черни ; под ред. А. Рутхардта ; [предисл. Е. Ильяновой]. — Санкт- Петербург и др. : Лань : Планета музыки, 2019. — 113, [2] с. ; 29 см.
Черни Карл. Школа беглости I-IV для фортепиано. Соч. 299.: Editio musika., Budapest. 107 c.нот. Сборник этюдов Карла Черни «Школа беглости» (op. 299) принадлежит к числу известнейших сочинений мирового уровня, направленных на развитие фортепианной техники. Этюды широко используются в учебной практике музыкальных школ, лицеев, училищ и являются неотъемлемой составляющей в воспитании пианистов-виртуозов. Художественная ценность и техническое разнообразие сочинений справедливо принесли автору всеобщее признание и славу.
Издание адресовано учащимся музыкальных школ, студентам музыкальных училищ и колледжей.
Черни, Карл. 50 этюдов.; /ред. Гермер Г./.;Композитор».: СПб, 1995. 38 с., нот.
Черни, Карл (1791-1857). Этюды для левой руки [Ноты] : для фортепиано : соч. 718 / К. Черни. — Москва : Эксмо-пресс, 2000. — 32 с. ; 29 см.
Материал подготовила и опубликовала Наталья Гудзь, зав. сектором ч/з. МНО